Дело № 2а-61/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гдов 18 февраля 2020 года
ГдовскийрайонныйсудПсковскойобласти всоставепредседательствующегоАсадова А.Б.,присекретареБольшовой К.Я., с участием административного истца ФИО1, рассмотрев в открытомсудебномзаседании административное дело по административному исковому заявлению ХамидуллинойЗайтуныАхтямовны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области о признании незаконным уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ№,
У С Т А Н О В И Л:
ХамидуллинаЗайтунаАхтямовна обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области о признании незаконным уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ№.
В обосновании заявленных требований указано, что истецявляется собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером № на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, о чем сделана запись регистрации в сведениях ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок с кадастровым номером № обладает следующими характеристиками: категория земель: земли сельскохозяйственного назначения: вид разрешенного использования: для дачного строительства.
Истцом с целью реализации своих прав и интересов, в соответствии с требованиями ФЗ № 66-ФЗ и ФЗ № 217-ФЗ был подан технический план с целью проведения государственного кадастрового учета и государственную регистрацию прав на дом, расположенном на земельном участке с кадастровым номером: №
ДД.ММ.ГГГГ ответчик выдал уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав №, в котором указывает, что земельный участок с кадастровым номером № был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером № выделенных из пая в натуре из земель колхоза "Красный моряк", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства.
Истец не согласен с вынесенным решением по следующим основаниям:
В Уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ указывается, что земельный участок истца был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером № (который в свою очередь образован путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами №,№, №,№, №) выделенных из пая в натуре из земель колхоза "Красный моряк" Гдовского района Псковской области"), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства.
В вышеуказанном уведомлении указано, что земельный участок с кадастровым номером № обладает ВРИ: для дачного строительства. Участок с кадастровым номером № был образован путем раздела земельного участка № в ДД.ММ.ГГГГ году (согласно информации ЕГРН). В силу вышеуказанного, при разделе участка с номером № и образовании новых участков, каждому новому участку присваивался Кадастровой палатой вид разрешенного использования, в соответствии с которым участок может использоваться собственником. Участок истца получил ВРИ: для дачного строительства, был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ (согласно сведениям ЕГРН). В период с даты постановки на кадастровый учет по настоящий момент, никем не было оспорено присвоения ВРИ участку с кадастровым номером №.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс).
Садовый земельный участок - это земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей (пункт 1 статьи 3 Закона № 217-ФЗ). Для садовых земельных участков установлен вид разрешенного использования «Ведение садоводства» (код классификатора ВРИ 13.2).
В силу вышеуказанного, земельный участок с кадастровым номером № в данный момент используется истцом для ведения садоводства в соответствии с классификатором ВРИ «Ведение садоводства».
Согласно Письму Министерства экономического развития РФ от 7 ноября 2018 г. № 32363-ВА/Д23 “Относительно применения положений Федерального закона от 13.07.2015N218-ФЗ и Федерального закона от 03.08. 2018 N340-ФЗ в части кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства и садовые дома” следует учитывать следующие факты:
В отношении жилых домов, жилых строений, строительство, реконструкция которых осуществляются соответственно на дачных и садовых земельных участках, до 1 января 2019 года применяются положения части 3 статьи 48, пункта 1 части 2 статьи 49, пункта 1 части 17 статьи 51, статьи 51.1, пункта 5 части 2.2 статьи 52, частей 16-21 статьи 55 Градостроительного кодекса, а также пункта 1.1 части 1статьи 15, части 1.2 статьи 19, части 11.1 статьи 24, пунктов 58 и 59 части 1 статьи 26 Федерального закона N218-ФЗ (в редакции Федерального закона N340-ФЗ), установленные в отношении жилых домов, садовых домов, строительство, реконструкция которых осуществляются на садовых земельных участках (часть 1 статьи 16 Федерального закона N340-ФЗ).
Согласно п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек.
Таким образом, правообладатели земельных участков, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, вправе по своему усмотрению в отношении возведенных ими (законченных строительством) жилых домов, жилых строений, расположенных на таких земельных участках, в целях государственного кадастрового учета и государственной регистрации права (осуществляемых одновременно) применить либо уведомительный порядок, введенный Федеральным законом N340-ФЗ, либо ранее действовавший порядок, согласно которому указанные объекты относились к объектам, для строительства, реконструкции которых не требовалось получение разрешения на строительство и, соответственно, на ввод в эксплуатацию (п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса в редакции, действовавшей до 4 августа 2018 г.).
Отдельно стоит учитывать позицию Верховного Суда РФ выраженная в ответе на вопрос №5 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за 4 квартал 2013 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 04.06.2014. В нем указано следующее: В силу п.1 ст.1 Закона РФ Об обороте земель сельскохозяйственного назначения, его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а так же на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом РФ. Согласно cm. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а так же предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Изменение вида разрешенного использования для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Cт. 81 ЗК РФ закрепляет положение о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянско-фермерского хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства и не предусматривает их использование для индивидуального жилищного строительства".
В данный момент земельный участок с кадастровым номером № имеет аналогию ВРИ с ВРИ "Ведение садоводства". В соответствии с п.2 ст.3 ФЗ № 217-ФЗ и классификатором ВРИ на земельном участке с ВРИ "Ведение садоводства" (код 13.2) может быть размещен садовый дом. Садовый дом - здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании (п.2 ст.3 ФЗ № 217-ФЗ). Садовый дом не относится к индивидуальном жилищному строительству и не предоставляет возможность собственнику земельного участка зарегистрироваться.
Ответчиком при рассмотрении заявления от ДД.ММ.ГГГГ были нарушены нормы материального права.
В связи с чем истец просит признать незаконным уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ№.
В судебномзаседании административный истец ФИО1,доводы изложенные в исковом заявлении, полностью поддержала. Предоставила отзыв на возражения административного ответчика, в которых указала, что земельный участок с кадастровым номером № входит в состав ДНП «Чудская жемчужина», расположенного у <адрес>. Земельный участок расположен на территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а именно на территории ДНП «Чудская жемчужина» в силу чего статус земельного участка «земли сельскохозяйственных угодий» не имеет правовой значимости. Указала, что Постановление Администрации Гдовского района № от ДД.ММ.ГГГГ о изменении ВРИ исходных земельных участков (из которого был образован земельный участок с КН №) никем не оспорено и имеет юридическую силу.
Представитель административногоответчикаУправления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом о месте и времени судебного заседания извещен. Предоставил отзыв на исковое заявление в котором отразил, что согласно представленному истцом техническому плану дом расположен на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, который в свою очередь образован путем объединения земельных участков с КН №№, №, №, № выделенных из пая в натуре из земель колхоза; «Красный моряк» Гдовского района Псковской области, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства.
Земельный участок с кадастровым номером № образован путем выдела в натуре земельного пая, принадлежащего на праве собственности ФИО5 на основании Свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Гдовского района (далее - Свидетельство) из земель колхоза "Красный Моряк» в Юшкинской волости Гдовского района Псковской области, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, предоставленного для сельскохозяйственного производства (выдел осуществлялся из земельного участка с КН №). Земельный пай имел размер 3,8 га, из них сельхозугодий - 3,8 га.
Земельный участок с кадастровым номером № образован путем выдела в натуре земельного пая, принадлежащего на праве собственности ФИО6 на основании Свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Гдовского района (далее - Свидетельство) из земель колхоза "Красный Моряк» в Юшкинской волости Гдовского района Псковской области, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, предоставленного для сельскохозяйственного производства (выдел осуществлялся из земельного участка с №). Земельный пай имел размер 3,8 га, из них сельхозугодий - 3,8 га.
Земельный участок с кадастровым номером № образован путем выдела в натуре земельного пая, принадлежащего на праве собственности ФИО7 на основании Свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Гдовского района (далее - Свидетельство) из земель колхоза "Красный Моряк» в Юшкинской волости Гдовского района Псковской области, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, предоставленного для сельскохозяйственного производства (выдел осуществлялся из земельного участка с КН №). Земельный пай имел размер 3,8 га, из них сельхозугодий - 3,8 га.
Земельный участок с кадастровым номером № образован путем выдела в натуре земельного пая, принадлежащего на праве собственности ФИО8 на основании Свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> (далее - Свидетельство) из земель колхоза "Красный Моряк» в Юшкинской волости Гдовского района Псковской области, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, предоставленного для сельскохозяйственного производства (выдел осуществлялся из земельного участка с КН №). Земельный пай имел размер 3,8 га, из них сельхозугодий - 3,8 га.
Земельный участок с кадастровым номером № образован путем выдела в натуре земельного пая, принадлежащего на праве собственности ФИО9 на основании Свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Гдовского района (далее - Свидетельство) из земель колхоза "Красный Моряк» в Юшкинской волости Гдовского района Псковской области, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, предоставленного для сельскохозяйственного производства (выдел осуществлялся из земельного участка с КН №). Земельный пай имел размер 3,8 га, из них сельхозугодий - 3,8 га.
В отношении указанного земельного участка, образованного путем выдела в натуре земельного пая, <адрес> было издано Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, которым был изменен вид разрешенного использования данного участка с вида разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» на вид разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства» (далее - Постановление). При этом Постановление содержит информацию, что эти участки относятся к категории
земель «земли сельскохозяйственного назначения».
Из вышеназванных свидетельств усматривается, что предоставленные
ФИО10, ФИО6, ФИО7, ФИО8,
ФИО9 земельные паи имели размер по 3,8 га, из них
сельхозугодий - по 3,8 га. Следовательно, земельные участки были
образованы путем выдела в счет земельных долей, состоящих исключительно
из земель сельскохозяйственных угодий, соответственно и участок,
образованный из него также относится к сельскохозяйственным угодьям.
О том, что права на земельные доли возникали при приватизации
именно сельскохозяйственных угодий, свидетельствует и ст. 15 Закона
Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте).
На основании ст.77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -
ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли,
находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд
сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Согласно ст.79
ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи,
земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и
другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют
приоритет в использовании и подлежат особой охране. В соответствии с п.2
ст.7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их
принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в
соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок
проведения которого устанавливаются федеральными законами и
требованиями специальных федеральных законов. Градостроительный кодекс
РФ определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий
муниципальных образований в целях определения территориальных зон и
установления градостроительных регламентов, которые включаются в
правила землепользования и застройки и определяют правовой режим
земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью
земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей
эксплуатации объектов капитального строительства.В данных регламентах
указываются виды разрешенного использования земельных участков и
объектов капитального строительства, расположенных в пределах
соответствующей территориальной зоны Градостроительные регламенты не
устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель
сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида
разрешенного использования земельных участков и объектов капитального
строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные
регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования
принимаются в соответствии с федеральными законами.
Запрет на установление градостроительного регламента исключает
возможность использования указанных земель для застройки и последующей
эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ».Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного пп. 1 п. 3 ст. 1 Закона об обороте.
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки. С учетом изложенного, застройка сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможна только после перевода этих земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч.1 ст.7 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ».
Учитывая изложенное просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд рассмотрел дел в отсутствие не явившегосяпредставителя административного ответчика, что не противоречит требованиям ст. 150 КАС РФ.
Исследовавматериалыдела, выслушав административного истца,судприходит к следующим выводам:
В соответствии с п. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии со ст. 219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
С 04.08.2018 установлена обязанность направлять в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство (далее - уполномоченный орган), уведомление о начале и об окончании строительства садового дома. При этом до 01.03.2021 допускается регистрация прав на садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, без указанного уведомления. Отсутствие регистрации права собственности на построенный садовый дом может повлечь признание его самовольной постройкой и последующий снос (п. 1 ч. 17 ст. 51, ч. 1 ст. 51.1, ч. 15, 16 ст. 55ГрК РФ; ст. 222 ГК РФ; ст. 17 Закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ; ч. 12 ст. 70 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Установлено, что ФИО1, являясь собственником земельного участка, площадью 1 509кв.м, расположенного по адресу: <адрес> южнее, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения, предоставленный для дачного строительства, с кадастровым номером №, что подтверждается договором купли-продажи (купчая) земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ направила в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии Межмуниципальный отдел №1 Управления Росреестра по Псковской области (г.Гдов)технический план с целью проведения государственного кадастрового учета и государственную регистрацию прав на дом, расположенный на земельном участке с КН №.
ДД.ММ.ГГГГ Межмуниципальным отделом № 1 Управления Росреестра по Псковской области (г. Гдов) в адрес ФИО1 направлено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав №
Из уведомления следует, что действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении здания, расположенного по адресу: <адрес> приостановлено начиная с ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что земельный участок,на котором создан объект недвижимости, предоставлен не для целей строительства такого объекта.
Согласно техническому плану здания от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного ООО «Геодезическая компания», здание расположено по адресу: <адрес> на земельном участке с КН №, назначение объекта недвижимости: жилой дом, год завершения строительства: ДД.ММ.ГГГГ, площадь объекта недвижимости: 73,8 кв.м. правообладателем указанного земельного участка является ФИО1.
СогласноКонституцииРоссийскойФедерацииземля и другиеприродныересурсыиспользуются и охраняются в РоссийскойФедерациикакосноважизни и деятельностинародов, проживающихнасоответствующейтерритории; онимогутнаходиться в частной, государственной, муниципальной и иныхформахсобственности (статья 9); владение, пользование и распоряжениеземлей и другимиприроднымиресурсамиосуществляютсяихсобственникамисвободно, еслиэтоненаноситущербаокружающейсреде и ненарушаетправ и законныхинтересовиныхлиц; условия и порядокпользованияземлейопределяютсянаосновефедеральногозакона (ч.ч. 2 и 3 ст. 36).
Так, одним из основополагающих принципов земельного законодательства, прямо закрепленных в п. 8 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В ст. 42 ЗК РФ закреплена обязанность собственников земельных участков использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Согласно п. 1 ст. 7 ЗК РФ среди категорий земель, подразделяемых по их целевому назначению, выделены земли сельскохозяйственного назначения.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее ФЗ № 101-ФЗ) его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения определены в ст. 77 ЗК РФ. Согласно п. 2 ст. 77 ЗК РФ в составе сельскохозяйственных земель особо выделяются сельскохозяйственные угодья.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Под градостроительным зонированием в силу пункта 6 статьи 1 градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установление градостроительных регламентов.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом (пункт 9 статьи 1 ГрК РФ) применительно к каждой территориальной зоне (часть 2 статьи 37 ГрК РФ).
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и части 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37 ГрК РФ).
Установлено, что земельный участок, принадлежащий истцу с КН № образован путем раздела земельного участка с КН № (который в свою очередь образован путем объединения земельных участков с КН №, №, №, №, №) выделенных из пая в натуре из земель колхоза «Красный моряк», категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства.
Таким образом в судебном заседании установлено, что земельный участок принадлежащий истцу относится к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, находится за пределами населенного пункта, на которые ПЗЗ не распространяются.
Из приведенных положений закона следует, что право выбора разрешенного использования не может быть реализовано произвольно при том, что возможность выбора вида разрешенного использования поставлена законом в зависимость от видов разрешенного использования, предусмотренных зонированием территорий.
Доказательств проведения зонирования территории, в границах которой расположен спорный земельный участок, с установлением соответствующего разрешенного использования земельных участков, истцом не предоставлено.
Согласно с ч. 3 ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" на органы местного самоуправления возложена обязанность разработать правила землепользования и застройки.
В соответствии со ст. 30ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты. При этом в градостроительных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков в пределах соответствующей территориальной зоны (п. 6 ст. 30ГрК РФ).
В ч. 3 ст. 37ГрК РФ предусмотрено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Виды разрешенного использования земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, определены в ст. 78 ЗК РФ.
Административный истец в отзыве на возражения административного ответчика указал о том, что Постановлением Главы Гдовского района № от ДД.ММ.ГГГГ изменен вид разрешенного использования земельных участков с КН №№, №, №, № категории «земли сельскохозяйственного назначения» с вида разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» на вид разрешенного использования «для дачного строительства».
Вместе с тем суд считает, что несмотря на то, что указанное Постановление никем не оспорено, однако оно принято вопреки требованиям градостроительного и земельного законодательства.
Согласно ст. 78 ЗК РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личное подсобное хозяйство, садоводство, животноводство, огородничество.
В силу п. 1 ст. 79 ЗК РФ, сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ГрК РФ, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Пунктом 6 ст. 36 ГрК РФ предусмотрено, что для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются.
Согласно ч. 5 ст. 37 ГрК РФ, решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Учитывая изложенное, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Исходя из вышеизложенного, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются.
Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, перечисленных в данной норме, в том числе, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 8 ЗК РФ, перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в частной собственности, земель сельскохозяйственного назначения, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, согласно п. 1 статьи 8 Закона № 172-ФЗ, п. 1 ст. 8 ЗК РФ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков всоставе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В соответствии с п.2 ст.83 ЗК РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
В соответствии с п. 1 ст. 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Доказательств о том, что решение о переводе земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, № другую категорию Комитетом по управлению государственным имуществом не представлено.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (пункт 1). В пункте 2 данной статьи указывается на то, что приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
ФИО2 земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (п. 3 указанной статьи).
Как следует из представленных документов земельный участок принадлежащий истцу, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Доказательств, подтверждающих, что земельный участок истца образован из приусадебного земельного участка в материалах дела не имеется.
Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Незаконность изменения вида разрешенного использования земельного участка исключает применение к спорным правоотношениям положения пункта 1 статьи 1 ФЗ № 101-ФЗ, в части того, что действие данного закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для садоводства, а также статьи 1 ФЗ № 66-ФЗ, ранее действующим, статьями 3и 4 ФЗ № 217-ФЗ, которые определяют понятие садового земельного участка с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений.
Также согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 7 ЗК РФ, такие виды разрешенного использования как: сельскохозяйственное использование и садоводство, не предусматривают возможность строительства на земельном участке садового дома.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, предусматривалось, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683, также определено, что обеспечение продовольственной безопасности осуществляется за счет повышения плодородия почв, предотвращения истощения и сокращения площадей сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, а также отсутствие документов, подтверждающих изменение категории участка в установленном законом порядке и включение его в черту населенного пункта требования административного истца не подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать ХамидуллинойЗайтунеАхтямовне в удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области о признании незаконным уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ№
Решениеможетбытьобжаловано в апелляционномпорядке в Псковскийобластнойсуд в течениемесяцачерезГдовскийрайонныйсуд в течениемесяцасодняегопринятия в окончательнойформе.
Решениесуда в окончательной форме вынесено19февраля 2020года.
Судья: А.Б. Асадов