ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-62(16) от 10.02.2016 Бессоновского районного суда (Пензенская область)

Дело 2а-62 (16)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бессоновский районный суд Пензенской области

В составе председательствующего судьи Богомоловой Н.К.,

С участием представителя административного истца Мосеева К.С., действующего на основании доверенности,

С участием представителей административного ответчика Кондрашовой Л.В., Шишковой М.А.,

При секретаре Миновой Н.В.,

Рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Курганова А.С. к администрации Бессоновского сельского совета Бессоновского района Пензенской области о признании действий незаконными, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка, издать и выдать постановление об утверждении схемы земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Курганов А.С. обратился в Бессоновский районный суд Пензенской области с административным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства:

ДД.ММ.ГГГГ с целью образования земельного участка для предоставления его в аренду путем проведения аукциона, он обратился в администрацию Бессоновского сельского совета Бессоновского района Пензенской области с заявлением об утверждении прилагаемой схемы расположения земельного участка для сельскохозяйственного производства. Площадь участка - 36060 кв.м. Описание расположения земельного участка: <адрес> В границы испрашиваемого земельного участка вошел водный объект. Земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

В силу прямого указания закона орган местного самоуправления наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

ДД.ММ.ГГГГ письмом № 1156/1 администрация Бессоновского сельского совета Бессоновского района Пензенской области отказала ему в утверждении схемы расположения указанного земельного участка со ссылкой на то, что согласно правилам землепользования и застройки территории Бессоновского сельсовета, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне 10АЗ - зона акваторий. Учитывая, что земли, занятые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, относятся к землям водного фонда, образование земельных участков на землях, покрытых поверхностными водам, не осуществляется.

В поданном им заявлении испрашивалось утверждение схемы земельного участка, в границы которого вошел водный объект (водоем), а не земельный участок, покрытый поверхностными водами.

Указал, что нахождение на земельном участке водного объекта не свидетельствует о том, что этот земельный участок автоматически переходит в категорию земель водного фонда, распоряжение которыми регулируется положениями Водного кодекса РФ.

Полагает, что в силу действующего законодательства возможно предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с водоемом, который не является водным объектом общего пользования, доступ к которым гарантируется государством.

Со ссылкой на письмо Минэкономразвития РФ от 17 октября 2008 года № ВК/4481, ГОСТ 19179-73 полагает, что в собственности физического лица могут находиться пруды, которые не имеют гидравлической связи с иными водными объектами и находящиеся за пределами водотоков, т.е. замкнутые водоемы, и покрытые ими земли.

Отчет о наличии земель и распределения их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям ежегодно составляемый Управлением Росреестра по Пензенской области по состоянию на 01 января содержит сведения о площадях земельных участков водного фонда в границах каждого района и каждого сельского совета Пензенской области. Единственным объектом, включенным на текущий момент в отчет по Бессоновскому сельскому совету Бессоновского района Пензенской области, является река Сура. Водоем, находящийся в границах испрашиваемого земельного участка, в данный отчет не включен. Считает, что при таких обстоятельствах водоем в границах испрашиваемого земельного участка, не относится к землям водного фонда, распоряжение которыми регулируется положениями Водного кодекса РФ.

Просил суд признать незаконным отказ администрации Бессоновского сельского совета Бессоновского района Пензенской области, оформленный письмом № 1156/1 от 07 октября 2015 года, в формировании земельного участка площадь 36060 кв.м, описание расположения земельного участка: <адрес>; обязать администрацию Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области в трехдневный срок со дня вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории и проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка; возложить обязанность на администрацию Бессоновского сельского совета Бессоновского района Пензенской области издать в недельный срок после вступления решения суда в законную силу постановление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выдать в десятидневный срок после вступления решения суда в законную силу постановление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на руки Курганову А.С. или его представителю.

В судебное заседание административный истец Курганов А.С. не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду сообщено не было.

Представитель административного истца Курганова А.С. - Мосеев К.С., действующий по доверенности от 08 февраля 2016 года, административный иск поддержал по доводам, изложенным в иске.

Представители административного ответчика - администрации Бессоновского сельского совета Бессоновского района Пензенской области Кондрашова Л.В. и Шишкова М.А., действующие по доверенности, в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления Курганова А.С. В обоснование своей позиции указали на то, что в границах испрашиваемого земельного участка расположен водоем. В соответствии с действующим законодательством земли, занятые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, относятся к землям водного фонда и образование земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется. Водоем на участке естественного происхождения, к категории пруд он отнесен быть не может, гидротехнического сооружения на нем не имеется.

Выслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, изучив материалы дела и оценив все в совокупности, суд приходит к следующему:

В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Исходя из содержания данной правовой нормы, для удовлетворения административного иска об оспаривании действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходима совокупность двух обязательных условий, одним из которых является несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а вторым - нарушение прав и свобод заявителя.

В судебном заседании установлено, что письмом № 1156/1 от 07 октября 2015 года администрация Бессоновского сельского совета Бессоновского района Пензенской области отказала Курганову А.С. в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 36060 кв.м. по адресному ориентиру: в 2970 м юго-западнее <адрес>, для сельскохозяйственного производства согласно приложенной схеме расположения на кадастровом плане территории. В качестве основания отказа указано на то, что земли, занятые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, относятся к землям водного фонда, и образование земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется (л.д. 9).

Направление указанного письма явилось ответом на заявление административного истца Курганова А.С. от 09 сентября 2015 года об утверждении схемы расположения земельного участка. Из данного заявления следует, что с целью образования земельного участка для предоставления его в аренду путем проведения аукциона административный истец, заинтересованный в предоставлении земельного участка, просит утвердить схему его расположения. Характеристики земельного участка: площадь - 36060 кв.м; описание местоположения земельного участка: <адрес> цель использования земельного участка - для сельскохозяйственного производства. В границы испрашиваемого участка вошли водоем и береговая полоса (л.д. 10).

В судебном заседании установлено, и не оспаривается сторонами, что земельный участок площадью 36060 кв.м, расположенный <адрес> относится к землям сельскохозяйственного назначения.

Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу абз. 3, 4 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (введена Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ вступившим в действие с 01 марта 2015 года) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Согласно ст. 11.10 ЗК РФ (введенной в действие с 01 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ) под схемой расположения земельного участка понимается изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (п. 1). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории и иной градостроительной документации (п. 2). Схема расположения земельного участка должна быть утверждена решением органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельными участками (п. 13).

Из схемы расположения спорного земельного участка усматривается, что на территории участка имеется водоем.

Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является этапом формирования земельного участка, при этом, согласно ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Данный перечень оснований является исчерпывающим. Из письма администрации не усматривается, что отказом явилось установление при рассмотрении заявления Курганова А.С. конкретно одного/нескольких из указанных оснований отказа в утверждении схемы земельного участка.

При таких обстоятельствах решение администрации Бессоновского сельского совета Бессоновского района Пензенской области об отказе в согласовании схемы земельного участка площадью 36060 кв.м, описание расположения земельного участка: <адрес>, является незаконным.

Указание при отказе в утверждении схемы земельного участка на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне 10АЗ - зона акваторий, в судебном заседании не нашло свое подтверждение.

Административным ответчиком не представлено доказательств указанных обстоятельств.

Так, согласно схеме расположения земельного участка (л.д. 11-12), спорный земельный участок представляет собой земельный участок, состоящий из земель сельскохозяйственного назначения, а также водного объекта. В судебном заседании установлено и административным ответчиком не представлено доказательств иного.

В соответствии со ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ.

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК РФ, федеральными законами.

Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ);

2) зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами);

3) зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды;

4) объектами организаций федеральной службы безопасности;

5) объектами организаций органов государственной охраны;

6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

9) воинскими и гражданскими захоронениями;

10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 данной статьи;

2) из состава земель лесного фонда;

3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;

5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 данной статьи;

6) не указанные в пункте 4 данной статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;

7) предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения;

9) занятые объектами космической инфраструктуры;

10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;

13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Пункт 6 данной статьи не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, сооружениями.

Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Из Правил землепользования и застройки муниципального образования Бессоновский сельсовет Бессоновского района Пензенской области усматривается, что земельный участок с водоемом, схему которого просил утвердить административный истец, расположен за пределами поселения на землях сельскохозяйственного назначения. Понятие «зона акваторий» Правилами не предусмотрено.

Положениями ст.27, ст.77 ЗК РФ, ст.10 ФЗ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» ограничения либо запрет на оборот и образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе, частично занятых водными объектами, не установлены.

Обстоятельств, препятствующих утверждению схемы расположения спорного земельным участком, судом не установлено. А ответчиком в соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ доказательства обратного суду не представлены.

В обоснование своих доводов административный ответчик ссылается на запрет образования земельный участков на землях, занятых поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах.

Согласно п. 1-2 ст. 102 ЗК РФ К землям водного фонда относятся земли:

1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ устанавливает понятие водного объекта как природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Согласно ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации к поверхностным водным объектам среди прочих относятся водотоки (реки, ручьи, каналы) и пруды.

В силу ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

В материалы дела не представлено доказательств тому, что на земельном участке расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; что на земельном участке расположены объекты гидротехнических сооружений; что земельный участок расположен в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Суду данных о том, что водоем, находящийся в пределах земельного участка, об утверждении схемы которого просил истец, является водным объектом общего пользования, не представлено.

Административный ответчик не оспаривает вышеуказанные обстоятельства.

Из сообщения руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области усматривается, что по данным годового отчета «О наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям» в Бессоновском районе Пензенской области площадь земель водного фонда - реки Сура- составляет 365,5 га.

При установленных судом обстоятельствах требования административного истца являются законными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Исходя из характера соответствующих требований, суд считает необходимым установить административному ответчику срок для устранения нарушений прав Курганова А.С., возложив обязанность утвердить схему расположения спорного участка в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу, издать и выдать постановление об утверждении схемы расположения указанного земельного участка в течении 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования административного истца Курганова А.С. удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным отказ администрации Бессоновского сельского совета Бессоновского района Пензенской области в утверждении схемы земельного участка площадью 36060 кв.м, описание расположения земельного участка: <адрес>

Обязать администрацию Бессоновского сельского совета Бессоновского района Пензенской области в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка площадью 36060 кв.м, описание расположения земельного участка: <адрес> и проект постановления об утверждении схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории.

Обязать администрацию Бессоновского сельского совета Бессоновского района Пензенской области в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу издать постановление об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 36060 кв.м, описание расположения земельного участка: <адрес> и выдать его Курганову А.С..

Сообщить суду об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Бессоновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья Н.К. Богомолова