ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-620/19 от 21.06.2019 Лабытнангского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июня 2019 года с.Аксарка

Лабытнангский городской суд постоянное судебное присутствие в селе Аксарка Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Михайловой О.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

с участие представителя административного истца ФИО4,

представителя административного ответчика ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело А-620/2019 по административному иску ФИО1 к Администрации муниципального образования ... и Управлению строительства и архитектуры Администрации муниципального образования ... об оспаривании уведомления органа местного самоуправления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 в лице своего представителя ФИО4, уполномоченного доверенностью, обратилась с административным иском к администрации муниципального образования ... и Управлению строительства и архитектуры, администрации муниципального образования ... ЯНАО об оспаривании уведомления органа местного самоуправления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке от ДД/ММ/ГГ.

В обосновании требовании указано, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 89:02:020102:589, расположенный в ... ЯНАО. ДД/ММ/ГГФИО1 уведомила Управление строительства и архитектуры, администрации муниципального образования ... ЯНАО о планируемом строительстве на указанном земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства. ДД/ММ/ГГ Управлением было вынесено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении административного истца о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметрам объекта индивидуального жилищного строительства и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. Полагает, что ей неправомерно отказано в согласовании строительства объекта ИЖС, поскольку вид использования земельного участка входит в перечень видов, предусмотренных градостроительным регламентом, а предельные параметры строительства соответствуют предельным параметрам, определенным в градостроительном регламенте. Уведомление о несоответствии нарушает права административного истца как собственника земельного участка в части реализации её права на строительство индивидуального жилого дома на указанном участке.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, извещена своевременно надлежащим образом.

Представитель административного истца ФИО4 в судебном заседании заявленные требования поддержал, дополнительно указал, что строительство дома ведется, однако еще не закончен второй этаж. До начала строительства, земельный участок не был поставлен на кадастровый учет, в связи, с чем отсутствовала возможность обратиться с уведомлением о планируемом строительстве. Указание на несоответствие указанных в уведомлении о планируемом строительстве установленным параметрам и недопустимости его размещения на земельном участке, нарушает права застройщика. Кроме того по завершению строительства, застройщик обязан будет подать сведения о завершении строительства.

Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования ...ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД/ММ/ГГ, возражала относительно заявленных требований, указав, что в настоящее время дом построен административным истцом, в отсутствие разрешения на строительство, данная постройка является самовольной, легализовать которую Управление не уполномочено.

Представитель Управления строительства и архитектуры Администрации муниципального образования ..., в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ (Далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых действий, решений незаконными в случае установления двух обстоятельств: если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.

Судом установлено, что административный истец ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером 89:02:020102:589, расположенного по адресу: ЯНАО, ....

ФИО1 через своего представителя ФИО4 обратилась в Управление строительства и архитектуры Администрации муниципального образования ... с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, указав, что уведомляет о планируемом строительстве объекта ИЖС на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке в ..., с кадастровым номером 89:02:020102:589-89/026/2019-1.

Управлением строительства и архитектуры Администрации муниципального образования ... в адрес представителя административного истца ФИО4 направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД/ММ/ГГ.

Согласно указанному уведомлению о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельных участках размещение объектов индивидуального жилищного строительства на земельных участках с кадастровыми номерами 89:02:020102:589 недопустимо следующим основаниям:

- показатели в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют минимальным отступам от дома до красной линии улицы, указанным в таб. 2.14, п. 4.5, статьи 4 правил землепользования и застройки муниципального образования Аксарковское, утвержденных решением Собрания депутатов муниципального образования Аксарковское от ДД/ММ/ГГ;

- месторасположение объекта индивидуального жилищного строительства, указанное ка чертеже в п. 4 уведомления о планируемом строительстве, не соответствует документации по планировке территории, утвержденной постановлением Администрации муниципального образования Аксарковское от ДД/ММ/ГГ.

Согласно ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).

Частью 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

В соответствии с ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Частью 4 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории является одним из принципов градостроительной деятельности.

Как следует из п.4.5 ст.4 Правил землепользования и застройки муниципального образования Аксарковское, утвержденных решением Собрания депутатов муниципального образования Аксарковское от ДД/ММ/ГГ, Ж5- зона смешанной индивидуальной и блокированной жилой застройки с общественно-торговыми центрами, предусматривающая размещение: а) индивидуальных жилых домов (дома, пригодного для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); б) жилых домов блокированного типа: домов, не предназначенных для раздела на квартиры, имеющего одну или несколько общих стен с соседними жилыми домами, при общем количестве совмещения домов не более десяти и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеют общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположены на отдельных земельных участках и имеют выходы на территорию общего пользования; домов, предназначенных для раздела на квартиры, имеющих объемно-планировочные решения, при которых один или несколько уровней одной квартиры располагаются над помещениями другой квартиры либо автономные жилые блоки имеют общие входы, вспомогательные помещения, чердаки, подполья, шахты коммуникаций, а также инженерные системы. Блокированные жилые дома проектируется с непосредственными выходами на приквартирные участки из каждой квартиры, в том числе при расположении ее выше первого этажа; в) объектов общественного использования в целях обеспечения удовлетворения бытовых, социальных и духовных потребностей человека. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства представлены в таблице 2.13.

Согласно Таблице 2.14 «Предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства зоны Ж5» п.2 предусмотрено минимальное расстояние от дома до красной линии <...> м.

В обоснование несоответствия места расположения объекта индивидуального жилищного строительства, документации по планировке территории представлена Выкопировка из проекта планировки территории муниципального образования Аксарковское, утвержденных постановлением Администрации муниципального образования Аксарковское от ДД/ММ/ГГ.

Исследованные судом доказательства свидетельствуют о том, что административным ответчиком законодательство о порядке и сроках рассмотрения уведомления, установленных ст. 51.1 ГрК РФ и направлению уведомления (фактически срок рассмотрения уведомления составил 5 рабочих дней), необходимого для строительства объекта индивидуального жилищного строительства не нарушено.

Кроме этого, в ходе судебного разбирательства установлено, что на принадлежащем истцу ФИО1 земельном участке возведен индивидуальный жилой дом, при этом разрешение на строительство отсутствует.

Исходя из системного толкования частей 1, 2, 11 статьи 48, частей 1, 2, 4 статьи 51 ГрК РФ застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства (в случаях, когда необходимо получение разрешения) только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства.

Административный ответчик не имеет правовых оснований для выдачи разрешения на строительство, поскольку в силу статей 49 и 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство должна предшествовать осуществлению строительства объекта недвижимости.

На основании изложенного суд не усматривает оснований для удовлетворения административных исковых требований, в том числе, в связи отсутствием необходимости в получении уведомления о согласовании.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации муниципального образования ... и Управлению строительства и архитектуры Администрации муниципального образования ... о признании незаконным уведомление Управлению строительства и архитектуры Администрации муниципального образования ... от ДД/ММ/ГГ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, с возложением обязанности по рассмотрению вопроса о выдаче уведомления о соответствии указанным в уведомлении параметрам, оставить без удовлетворения в полном объеме.

В окончательной форме решение изготовлено 24 июня 2019 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий /подпись/

Копия верна:

Судья О.В. Михайлова