ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-620/2021 от 19.03.2021 Соль-илецкого районного суда (Оренбургская область)

2а-620/2021

56RS0032-01-2021-000147-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Соль-Илецк 19 марта 2021 года

Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Сидоренко Ю.А.,

при секретаре Титановой Э.А.,

с участием представителя административного истца Буслаевой Л.Н.,

представителя административного ответчика Бикеевой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Соль-Илецкого района к администрации МО Соль-Илецкий городской округ о признании бездействия незаконным,

установил:

Прокурор Соль-Илецкого района обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что в ходе проведенной проверки установлено, в части отбора управляющей компании для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, реализованы следующие мероприятия. Открытые конкурсы по выбору управляющей компании для управления многоквартирным домом объявлялись администрацией Соль-Илецкий городской округ в соответствии с постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ-п, ДД.ММ.ГГГГ-п, ДД.ММ.ГГГГ-п, ДД.ММ.ГГГГ-п «О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом». ДД.ММ.ГГГГ конкурс признан несостоявшимся в связи с отсутствием допущенных участников. Таким образом, на протяжении длительного времени управляющая организация многоквартирному дому не определена, общее имущество многоквартирного дома надлежащим образом не содержится. При этом, перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, администрацией муниципального образования Соль-Илецкий городской округ не утвержден. Бездействие администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ влечет нарушение прав проживающих лиц на надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе земельного участка в зимний период. Аналогичные нарушения в части бездействия по определению управляющей организации в отношении домов, являющихся муниципальной собственностью, допущены администрацией округа в отношении следующих многоквартирных домов: <адрес> А; <адрес>; <адрес>; <адрес>. Просил суд признать незаконным бездействие администрации МО Соль-Илецкий городской округ, выразившееся в не утверждении перечня организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, а также не принятии решения об определении управляющей организации в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес> А,, <адрес>. Обязать администрацию МО Соль-Илецкий городской округ в день вступления решения суда в законную силу утвердить перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация. Обязать администрацию МО Соль-Илецкий городской округ принять решение об определении управляющей организации в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес> А, <адрес> течение 7 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Бикеева Р.Р. в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на административное заявление от 17.02.2021 г., и просила отказать в их удовлетворении.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Положениями части 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано частью 1 статьи 39 КАС РФ.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя, либо лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.

На основании частей 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 4 статьи 161 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлены Порядком проведения конкурса по отбору управляющей организации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 года N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Правила N 75).

Согласно пункту 59 Правил N 75, в случае если до начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе не подана ни одна заявка на участие в конкурсе, организатор конкурса в течение 3 месяцев с даты окончания срока подачи заявок проводит новый конкурс в соответствии с настоящими Правилами. При этом организатор конкурса вправе изменить условия проведения конкурса и обязан увеличить расчетный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не менее чем на 10 процентов, в этом случае размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не может превышать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, который устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, более чем в 1,5 раза.

В соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.

Согласно части 8 статьи 161 Жилищного кодекса РФ заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 настоящей статьи и частью 2 статьи 163 настоящего Кодекса, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.

Порядок и условия определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Жилищным Кодексом РФ, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, установлены Правилами определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2018 года N 1616 (далее - Правила N 1616).

Согласно пункту 2 Правил N 1616 определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления.

Осуществление управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, не является основанием для не проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в случаях, для которых проведение такого конкурса предусмотрено Жилищным кодексом РФ (пункт 4 Правил N 1616).

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Соль-Илецкого района проведена проверка исполнения администрацией МО Соль-Илецкий городской округ жилищного законодательства, в результате которой выявлены нарушения действующего законодательства.

Квартиры в жилых домах по адресу: <адрес> А,, <адрес> находятся в собственности муниципального образования "Соль-Илецкий городской округ, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности.

Собственниками помещений названных многоквартирных жилых домов не выбран ни один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренный ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 24.12.2018 г. администрацией МО Соль-Илецкого городского округа издано постановление -п «О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами по адресу: <адрес>.

Из протоколов вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 24.01.2019 г. следует, что предметом торгов выступало право заключения договора управления несколькими многоквартирными домами, расположенными по адресу: <адрес>. На конкурс не было представлено ни одного конверта с заявкой на участие в конкурсе.

11.04.2019 г. администрацией МО Соль-Илецкого городского округа издано постановление № 792-п «О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами по адресу: <адрес>.

Из протоколов вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 13.05.2019 г. следует, что предметом торгов выступало право заключения договора управления несколькими многоквартирными домами, расположенными по адресу: <адрес>. На конкурс не было представлено ни одного конверта с заявкой на участие в конкурсе.

15.01.2020 г. администрацией МО Соль-Илецкого городского округа издано постановление № 25-п «О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами по адресу: <адрес>.

Из протоколов вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 17.02.2020 г. следует, что предметом торгов выступало право заключения договора управления несколькими многоквартирными домами, расположенными по адресу: <адрес>. На конкурс не было представлено ни одного конверта с заявкой на участие в конкурсе.

01.04.2020 г. администрацией МО Соль-Илецкого городского округа издано постановление № 632-п «О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, <адрес>.

Из протоколов вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от ДД.ММ.ГГГГ следует, что предметом торгов выступало право заключения договора управления несколькими многоквартирными домами, расположенными по адресу: <адрес><адрес>. На конкурс не было представлено ни одного конверта с заявкой на участие в конкурсе.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО Соль-Илецкого городского округа издано постановление -п «О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами по адресу: <адрес>.

Из протоколов вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от ДД.ММ.ГГГГ следует, что предметом торгов выступало право заключения договора управления несколькими многоквартирными домами, расположенными по адресу: <адрес>. На конкурс не было представлено ни одного конверта с заявкой на участие в конкурсе.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО Соль-Илецкого городского округа издано постановление -п «О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами по адресу: <адрес>.

Из протоколов вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от ДД.ММ.ГГГГ следует, что предметом торгов выступало право заключения договора управления несколькими многоквартирными домами, расположенными по адресу: <адрес>. На конкурс не было представлено ни одного конверта с заявкой на участие в конкурсе.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО Соль-Илецкого городского округа издано постановление -п «О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами по адресу: <адрес>,6, <адрес>.

Из протоколов вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от ДД.ММ.ГГГГ следует, что предметом торгов выступало право заключения договора управления несколькими многоквартирными домами, расположенными по адресу: <адрес>. На конкурс не было представлено ни одного конверта с заявкой на участие в конкурсе.

Из протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от ДД.ММ.ГГГГ следует, что предметом торгов выступало право заключения договора управления несколькими многоквартирными домами, расположенными по адресу: <адрес>. На конкурс не было представлено ни одного конверта с заявкой на участие в конкурсе.

Из анализа представленных доказательств следует, что открытые конкурсы по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами проводились, между тем при отсутствии поданных заявок от управляющих организаций, конкурсы признаны несостоявшимися.

В судебном заседании сторонами не оспаривалось, что на территории Соль-Илецкого городского округа действуют две управляющие организации, имеющие лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами: ООО «Соль-Илецкое ЖКХ», ООО «Тандем ДМА».

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителей управляющих компаний направлялись информационные письма с предложением подать заявление о включении в перечень организаций и управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории округа. Положительного ответа получено не было

В соответствии с пунктом 2 Правил определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное.

Согласно пункту 10 Правил орган местного самоуправления в течение одного рабочего дня со дня принятия решения об определении управляющей организации размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а также направляет решение об определении управляющей организации этой организации и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор; в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации направляет его собственникам помещений в многоквартирном доме.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик является лицом, на которого в соответствии с ч. 17 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 2 Правил возложена обязанность по принятию решения об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, когда собственниками жилых помещений не выбран способ управления таким домом в порядке Жилищного кодекса Российской Федерации, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация. Однако, административный ответчик, зная, что собственники жилых помещений в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресу: <адрес>. не выбрали способ управления таким домом в порядке Жилищного кодекса Российской Федерации, и открытые конкурсы по отбору управляющей организации в данных домах не состоялись, незаконно бездействовал и решения об определении управляющей организации для управления такими многоквартирными домами не принимал.

В силу вышеизложенных норм законодательства и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что требования прокурора, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Бездействие ответчика, выразившееся, не определении управляющей организации для управления указанными многоквартирными домами административным ответчиком нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих в многоквартирных домах, поскольку не позволяет обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан в многоквартирных домах, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таких домах.

В соответствии с п. 5 Правил N 1616, в качестве управляющей организации может быть определена управляющая организация, которая имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а также включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - перечень организаций).

Перечень организаций формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

В перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 75, одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами.

Перечень организаций подлежит актуализации уполномоченным органом не реже чем один раз в 5 лет, а также в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня наступления следующих событий, в том числе: поступление заявления управляющей организации об исключении ее из перечня организаций (подпункт "д" пункта 7 Правил).

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, и принимая во внимание, что ООО «Соль-Илецкое ЖКХ», ООО «Тандем ДМА», имеющие лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами не обращались в адрес администрации МО с заявлением о включении в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, а иных организаций, соответствующих таким требованиям, как наличие лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, на территории округа не имеется, администрация МО Соль-Илецкий городской округ не вправе включать данные организацию в указанный перечень, в связи с изложенным у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения требований о признании незаконным бездействия администрации МО Соль-Илецкий городской округ, выразившееся в не утверждении перечня организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, а также не принятии решения об определении управляющей организации в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес> обязании администрации МО Соль-Илецкий городской округ в день вступления решения суда в законную силу утвердить перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Соль-Илецкого района – удовлетворить частично.

Обязать администрацию МО Соль-Илецкий городской округ принять решение об определении управляющей организации в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес> течение 7 дней с момента вступления решения суда в законную силу, в остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.

Судья:

В окончательной форме решение составлено 02.04.2021 года.

Судья: