ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-620/2021550009-01-2021-000799-04 от 16.09.2021 Большереченского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-620/2021 55RS0009-01-2021-000799-04

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Большереченский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Андреевой Н.Ю. при секретаре судебного заседания Гренц Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Большеречье Омской области 16 сентября 2021 года дело по административному исковому заявлению администрации Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области к главному государственному инспектору Большереченского района по пожарному надзору Матусе Василию Николаевичу, Главному управлению МЧС России по Омской области, Управлению надзорной деятельности и профилактической работы, территориальному отделению надзорной деятельности и профилактической работы по Большереченскому району о продлении срока исполнения предписания,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к главному государственному инспектору Большереченского района по пожарному надзору Матусе В.Н. о признании незаконным решения об отказе в продлении сроков исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, указав, что ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором Большереченского района по пожарному надзору Матусей В.Н. вынесено предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, которым установлен срок устранения выявленных в ходе проверки нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

В бюджете администрации Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области имеется дефицит бюджета, в связи с чем устранить нарушения в указанные в предписании сроки не представляется возможным.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области было направлено ходатайство в администрацию Большереченского муниципального района Омской области на выделение из районного бюджета денежных средств на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета на 2021 год, ДД.ММ.ГГГГ направлена заявка на предоставление иного межбюджетного трансферта, на обеспечение расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий по решению вопросов местного значения, однако до настоящего времени денежные средства не поступили.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области направлено ходатайство о продлении срока исполнения предписания государственного органа в ТОНД и ПР по Большереченскому району Омской области, в удовлетворении которого отказано.

Отказ мотивирован тем, что согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» у органов государственного пожарного надзора отсутствуют полномочия на продление сроков исполнения предписания, с чем администрация не согласна, так как в соответствии с ч. 2 ст. 98 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ организация, проведение и оформление результатов проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не завершенных на день вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Территориальным отделением надзорной деятельности и профилактической работы по Большереченскому району Омской области не были учтены установленные законодательством процедуры выделения и освоения бюджетных средств.

Таким образом, в установленный срок указанные в предписании нарушения не могут быть устранены ввиду дефицита денежных средств в бюджете поселения.

Просила признать незаконным решение об отказе в продлении сроков исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности администрации Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ и продлить срок исполнения предписания до ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе рассмотрения дела административный истец исковые требования дважды уточнял, в итоге, просил продлить срок исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности администрации Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представители административного истца администрации Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области Мавлютова Н.И. и Леонтьева Е.С. уточненные исковые требования поддержали, просили продлить срок исполнения предписания, ссылаясь на дефицит бюджета поселения.

Представители административных ответчиков Главного управления МЧС России по Омской области, Управления надзорной деятельности и профилактической работы, территориального отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Большереченскому району, а также административный ответчик главный государственный инспектор Большереченского района по пожарному надзору Матуся В.Н., будучи надлежащим образом уведомленными о дне рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ранее в судебном заседании главный государственный инспектор Большереченского района по пожарному надзору Матуся В.Н. исковые требования не признал, ссылаясь на законность вынесенного предписания и отсутствие полномочий на его продление.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора Омской области по пожарному надзору Юрова И.Е. от ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору ФИО5 проведена плановая выездная проверка администрации муниципального образования Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района <адрес>, по результатам которой главе администрации муниципального образования Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района <адрес>ФИО3 выдано предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно указанному предписанию в деятельности органа местного самоуправления выявлены следующие нарушения: в населенных пунктах с. Старокарасук, д. Русиново, д. Трубчевка, д. Черново, д. Чистоозерье Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области имеются заросли сухой травянистой растительности вдоль автомобильных дорог, за пределами земельных участков частных домовладений, на пустырях, на открытых территориях между жилыми и нежилыми домами, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, на прилегающих к населенным пунктам территориях; по направлению движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения не установлены соответствующие указатели (со светоотражающей поверхностью либо подключенные к сети электроснабжения); не организовано оснащение мест общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; не созданы до начала пожароопасного периода противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров, а также в д. Русиново, д. Трубчевка, д. Черново, д. Чистоозерье отсутствует звуковая система оповещения населения об опасности.

Указанные нарушения предписано устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определено, что пожарная безопасность сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 9 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В силу ст. 19 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.

Перечень первичных мер пожарной безопасности установлен ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", к числу которых относится: разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.

Пунктом 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, установлено, что направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

Согласно п. 3 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365 от 31.07.2020, оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты.

Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.

В силу п. 4 названного Положения система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.

Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых, в том числе, органами местного самоуправления по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации, в том числе, до людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования (п.п. 9, 13 Положения).

По правилам п. 19 указанного Положения передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения. При этом в ручном режиме функционирования задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.

Пункт 5.1.4 "ГОСТ Р 42.3.01-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования" (утв. Приказом Росстандарта от 07.04.2014 № 311-ст) устанавливает, что оповещение населения должно обеспечивать, в том числе, звуковое оповещение.

Наряду с вышеизложенным, п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, предусмотрено, что правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.

На основании п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.

Таким образом, исследуемое предписание вынесено в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами, а изложенные в предписании нарушения относятся к первичным мерам пожарной безопасности, обеспечение которых в границах населенных пунктов поселения в силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возложено на органы местного самоуправления сельского поселения.

Ошибочное указание в пункте 5 предписания на нарушение п. 28 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляющей вопросы местного значения муниципального и городского округа, не свидетельствует о незаконности названного предписания, поскольку полномочиями по устранению изложенного в данном пункте предписания нарушения наделены органы местного самоуправления сельского поселения.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ администрация Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области обратилась в Территориальное отделение надзорной деятельности и профилактической работы по Большереченскому району (далее – ТОНД и ПР по Большереченскому району) с ходатайством о продлении срока исполнения предписания государственного органа, в котором, ссылаясь на отсутствие в бюджете поселения финансовых средств, а также нетрудоспособность главы Старокарасукского сельского поселения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, просила продлить срок исполнения предписания до ДД.ММ.ГГГГ.

В ответе на указанное ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) инспектор ТОНД и ПР по Большереченскому району со ссылкой на ч. 1 ст. 93 и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», указал на отсутствие у органов государственного пожарного надзора полномочий на продление сроков исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением и в судебном заседании представители административного истца администрации Старокарасукского сельского поселения Мавлютова Н.И. и Леонтьева Е.С. просили продлить срок исполнения вышеназванного предписания в связи с отсутствием в бюджете поселения денежных средств на устранение указанных в предписании нарушений, а также нетрудоспособностью главы Старокарасукского сельского поселения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах своих полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а также принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений.

При этом, названный Закон не содержит положений, определяющих порядок продления ранее выданных предписаний и неисполненных в установленный срок.

Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, предусматривалось, что осуществление федерального государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности (далее - государственная функция) осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его территориальными органами и территориальными, объектовыми, специальными и воинскими подразделениями федеральной противопожарной службы (далее - территориальные органы).

Пунктом 8 Административного регламента должностным лицам органов ГПН, при исполнении государственной функции, предоставлялось право выдавать органам власти, организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках) и по предотвращению угрозы, возникновения пожара (далее - предписание об устранении нарушений).

В силу п. 90 Административного регламента, в случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо (должностные лица) органа ГПН, проводившее (проводившие) проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано (обязаны) с учетом разграничения права собственности, ответственности и полномочий за обеспечение пожарной безопасности каждому уполномоченному лицу органа власти, объекта защиты или гражданину, в отношении которого проводится проверка, и (или) лицу (лицам), осуществляющему (осуществляющим) деятельность на проверяемом объекте защиты и (или) территории (земельном участке), а также органу власти выдать предписание (предписания) об устранении нарушения (нарушений) с указанием сроков их устранения.

Сроки устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности устанавливаются должностным лицом органа ГПН с учетом характера нарушения, а также исходя из имущественного и финансового положения (для государственных, муниципальных учреждений), организационных и технических условий, влияющих на их устранение (п. 91 Административного регламента).

По положениям п. 93 Административного регламента при выявлении в ходе проведения внеплановой проверки с целью контроля выполнения предписания об устранении нарушений, невыполнения в установленный в предписании срок требований пожарной безопасности:

- каждому из лиц, перечисленных в подпункте 1 пункта 90 настоящего Административного регламента, с учетом разграничения полномочий и ответственности за обеспечение пожарной безопасности выдается новое предписание (предписания) об устранений нарушений, в котором (которых):

- устанавливаются новые сроки устранения не выполненных к установленному сроку нарушений требований пожарной безопасности;

- переносятся из предписания, исполнение которого проверяется, ранее предложенные к исполнению нарушения, срок устранения которых не истек, при этом сохраняются ранее установленные и не истекшие сроки;

- принимаются меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 127 Административного регламента гражданин, организация, орган власти имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование принятых и осуществляемых в ходе исполнения государственной функции решений и (или) действий (бездействия) должностных лиц органов ГПН.

С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Согласно ч. 2 ст. 90 указанного Закона в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.

В силу ст. 93 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение решения невозможно в установленные сроки, уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа может отсрочить исполнение решения на срок до одного года, о чем принимается соответствующее решение.

Частью 2 статьи 2 указанного Закона установлено, что положения настоящего Федерального закона применяются к организации и осуществлению контроля за деятельностью органов государственной власти, не связанной с осуществлением ими властных полномочий, организации и осуществлению контроля за деятельностью органов местного самоуправления, за исключением деятельности, осуществляемой ими при решении вопросов местного значения, осуществления полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с законодательством, если осуществление указанного контроля предусмотрено федеральными законами.

Таким образом, по смыслу вышеприведенных правовых норм, установление срока устранения нарушений требований пожарной безопасности является исключительной компетенцией контролирующего органа и устанавливается при выдаче предписания.

Действующее законодательство не предусматривает полномочия суда на продление срока исполнения предписания государственных органов.

При этом суд находит необходимым отметить, что при условии объективной невозможности исполнить выданное предписание в установленный срок, данное обстоятельство может быть учтено при решении вопроса о привлечении администрации Старокарасукского сельского поселения к административной ответственности за его неисполнение.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления администрации Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области к главному государственному инспектору Большереченского района по пожарному надзору Матусе Василию Николаевичу, Главному управлению МЧС России по Омской области, Управлению надзорной деятельности и профилактической работы, территориальному отделению надзорной деятельности и профилактической работы по Большереченскому району о продлении срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Большереченский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.Ю. Андреева

Решение в окончательной форме изготовлено 24 сентября 2021 года.