ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6213/2021 от 18.08.2021 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

КОПИЯ УИД 16RS0046-01-2021-013536-92

дело № 2а-6213/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 августа 2021 года город Казань

Вахитовский районный суд города Казани в составе

председательствующего судьи Каримова С.Р.,

при секретаре судебного заседания Ильиной А.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ш М.Е. к руководителю Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ... и ...Х А.М. , Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ... и ... о признании распоряжения об исключении из распоряжения о проведении открытого аукциона земельных участков и внесении в него изменений, незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Ш М.Е. обратился в суд с административным иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ... и ... (далее – МТУ Росимущества в ... и ...) о признании распоряжения об исключении из распоряжения о проведении открытого аукциона земельных участков и внесении в него изменений, незаконным.

В обоснование административного иска указано, что Ш М.Е. являлся участником открытого аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности.

В день проведения аукциона ... административному истцу стало известно, что распоряжением руководителя МТУ Росимущества в ... и ...Х А.М. ...-р от ... внесены изменения в распоряжение руководителя МТУ Росимущества в ... и ...Х А.М. ... от ... о проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности, в части снятия с аукциона земельных участков с кадастровыми номерами ....

С указанным распоряжением ... от ...Ш М.Е. не соглашается, считает его вынесенным с нарушением закона, а именно положений части 24 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации в части касающейся обязанности организатора аукциона известить участников аукциона об отказе в проведении аукциона.

Кроме того, административный истец полагает, что у МТУРосимущества в ... и ... отсутствовали предусмотренные законом основания для снятия с аукциона вышеуказанных земельных участков.

Административный истец также указывает, что обжалуемого распоряжение не содержит реквизитов протокола заочного голосования Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства, который послужил основанием для отказа в проведении аукциона в отношении указанных земельных участков.

На основании изложенного, Ш М.Е. просил суда признать распоряжение руководителя МТУ Росимущества в ... и ...Х А.М. ... от ... незаконным.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен руководитель МТУ Росимущества в ... и ...Х А.М.

В судебном заседании представитель административного истца Ш М.Е. П О.С. административный иск поддержала в полном объёме. Просила учесть, что действующим законодательством не предусмотрено такой формы отказа в проведении аукциона как снятия с аукциона лотов путем внесение изменений в ранее вынесенное распоряжение о проведении аукциона. Пояснила, что административному ответчику от сотрудника МТУ Росимущества в ... и ... действительно поступали телефонные звонки, однако о снятии с аукциона земельных участков ему при этом не сообщалось.

Административный ответчикруководитель МТУ Росимущества в ... и ...Х А.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, доказательств уважительности причин неявки или ходатайств об отложении судебного разбирательства не представил, в связи с чем его неявка в соответствии со статьёй 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не является препятствием к разрешению административного дела.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах административного дела документы, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что ... руководителем МТУ Росимущества в ... и ...Х А.М. . вынесено распоряжение ... о проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности, а именно:

земельного участка с кадастровым номером ... кв.м, расположенного по адресу: ... (лот...);

земельного участка с кадастровым номером ... кв.м, расположенного по адресу: ... (лот ...);

земельного участка с кадастровым номером ... кв.м, расположенного по адресу: ... (лот ...);

земельного участка с кадастровым номером ... кв.м, расположенного по адресу: ... (лот ...).

... организатором аукциона от Ш М.Е. приняты заявки о его намерении участвовать в указанном аукционе на право заключения договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами ..., ..., ... и ....

Распоряжением руководителя МТУ Росимущества в ... и ...Х А.М. ...-р от ... внесены изменения в распоряжение руководителя МТУРосимущества в ... и ...Х А.М. ... от ... о проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности, в части снятия с аукциона земельных участков с кадастровыми номерами ....

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учётом регулирующих рассматриваемые правоотношения норм материального права, суд приходит к следующему.

Согласно статье 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) осуществляет Российская Федерация.

Согласно статье 114 Конституции Российской Федерации, Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», управление федеральной собственностью осуществляет Правительство Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 432 Правительство Российской Федерации наделило полномочиями по управлению федеральным имуществом Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в соответствии с возложенными на него задачами.

В силу пункта 1, 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества; осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Согласно пункту 4 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ... и ..., утверждённого приказом Росимущества от ......, территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Территориальный орган самостоятельно осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе, принимает решения о проведении торгов в форме аукциона или направляет в Агентство предложения о проведении торгов в форме конкурса и об условиях конкурса;

выступает организатором торгов при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, а также осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов (пункт ... Типового положения).

Аналогичные положения содержатся в Типовом положении о Территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от .......

Исходя из приведенных норм, суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение руководителя МТУ Росимущества в ... и ...Х А.М. ...-р от ... принято уполномоченным на то должностным лицом в пределах предоставленных ему действующим законодательством полномочий.

Статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации установлена процедура подготовки и организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.

В соответствии с пунктом 24 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 данной статьи.

Пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи, когда земельный участок не может быть предметом аукциона.

Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона (подпункт 5 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, от ...... полномочия Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, входящими в состав находящегося в федеральной собственности единого землепользования, местоположение: ... (Татарстан), Высокогорский муниципальный район, Дачное сельское поселение (кадастровый ...), площадью ... кв.м, переданы органам государственной власти Республики Татарстан в целях бесплатного предоставления для строительства жилья экономического класса (индивидуального жилищного строительства) гражданам, имеющим трёх и более детей.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером ..., он образован из земельного участка с кадастровым номером ....

Земельные участки с кадастровыми номерами ... образованы из земельного участка с кадастровым номером ....

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у административного ответчика имелись основания, предусмотренные подпунктом 5 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, для снятия с аукциона земельных участков с кадастровыми номерами ..., поскольку разрешенное использование указанных земельных участков не соответствует целям использования таких земельных участков.

Довод административного истца о том, что действующим законодательством не предусмотрено такой формы отказа в проведении аукциона как снятие с аукциона лотов путем внесение изменений в ранее вынесенное распоряжение о проведении аукциона, по мнению суда не может явиться основанием для признания обжалуемого распоряжения незаконным, поскольку как следует из вышеприведённых норм, регламентирующих порядок проведения и отказа в проведении аукциона, законодатель не предусмотрел конкретной формы такого отказа. В данном случае административный ответчик, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, принял решение об отказе в проведении аукциона в форме внесения изменений в распоряжение о проведении аукциона в части снятия с аукциона земельных участков с кадастровыми номерами 16:16:000000:5694, 16:16:000407:163 и 16:16:000407:164, что действующему законодательству не противоречит.

На основании изложенного суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Ш М.Е. о признании распоряжения руководителя МТУ Росимущества в ... и ...Х А.М. ... от ... незаконным.

Вместе с тем, суд полагает обоснованными доводы административного иска о том, что административным ответчиком допущено нарушение порядка извещения участников аукциона об отказе в проведении аукциона.

Так, в силу пункта 24 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации организатор аукциона в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в проведении аукциона обязан известить участников аукциона об отказе в проведении аукциона и возвратить его участникам внесенные задатки.

Форма извещения участников аукциона об отказе в проведении такого аукциона действующим законодательством не установлена, в связи с чем суд полагает, что такое извещение в зависимости от конкретных обстоятельств может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (уведомлением, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).

В подтверждение надлежащего извещения Ш М.Е. об отказе в проведении аукциона административным ответчиком представлена детализация исходящих и входящих телефонных звонков на телефонный номер сотрудника МТУ Росимущества в ... и ....

Между тем, суд не может принять указанные документы в качестве относимых и допустимых доказательств надлежащего извещения административного истца об отказе в проведении аукциона, поскольку из представленной детализации невозможно с достоверностью установить получение Ш М.Е. юридически значимой информации. Представитель административного истца в судебном заседании извещение своего доверителя об отказе в проведении аукциона отрицал, пояснив, что общение административного истца и сотрудника МТУ Росимущества в ... и ... касалось исключительно иных проводимых административным ответчиком аукционов.

При таких обстоятельствах, суд считает административный иск в указанной части подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Ш М.Е. к руководителю Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ... и ...Х А.М. , Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ... и ... о признании распоряжения об исключении из распоряжения о проведении открытого аукциона земельных участков и внесении в него изменений, незаконным, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ... и ..., выразившееся в неизвещении участника аукциона - Ш М.Е. об отказе в проведении аукциона, оформленного распоряжением руководителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ... и ...Х А.М. . ... от ....

В удовлетворении исковых требований Ш М.Е. о признании распоряжения руководителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ... и ...Х А.М. . ... от ... о внесении изменений в распоряжение руководителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ... и ...Х А.М. . ...р от ... о проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его составления в окончательной форме в Верховный Суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани.

Судья Вахитовского

районного суда г. Казани /подпись/ С.Р. Каримов

Копия верна.

Судья С.Р. Каримов

Решение20.09.2021