ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6219/17 от 15.01.2018 Советского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2а-667/2018 (марка обезличена)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(дата) Советский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Оськина И.С.,

при секретаре судебного заседания Дёминой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Селезнева Бориса Анатольевича к Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации общественной организации,

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратился в суд к ответчикам с указанным иском. В обосновании заявленных требований указал следующее.

Административный истец Селезнев Борис Анатольевич обратился в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области для регистрации в качестве юридического лица некоммерческой организации Общественная организация «Общественная палата города Нижнего Новгорода» (вх. №... от (дата).) При обращении в уполномоченный орган заявителем был предоставлен полный комплект необходимых документов в полном соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

Письмом №... от (дата). Административный ответчик уведомил Селезнева Б.А. об отказе в государственной регистрации в связи с якобы несоответствием наименования некоммерческой организации требованиям действующего законодательства, а также по причине несоответствия представленных на регистрацию документов требованиям к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденных приказом ФНС России от (дата)№...

С заявленными причинами отказа в государственной регистрации Селезнев Б.А. не согласен, считает указанный отказ необоснованным, неправомерным и нарушающим его законные права и интересы в силу следующих причин:

Требования к наименованию некоммерческой организации установлены ст.4 ФЗ № 7-ФЗ от 12.01.1996г. «О некоммерческих организациях» и ст. 54 ГК РФ. Указанные нормы права не содержат указаний на то, как именно, в каком объеме и в какой форме должен быть раскрыт характер деятельности некоммерческой организации. Учитывая, вышеизложенное, истец считает, что фраза в тексте отказа «в наименовании Организации отсутствует указание на характер ее деятельности» является оценочным субъективным суждением, которое не соответствует требованиям действующего законодательства. Считаю необходимым отметить тот факт, что по состоянию на дату обращения в суд в ЕГРЮЛ на территории РФ, в том числе в Нижегородской области, зарегистрировано порядка 55 некоммерческих организаций, в наименовании которых используется словосочетание «общественная палата». Данный довод также свидетельствует об изрядной доле субъективности Административного ответчика при принятии решения об отказе в государственной регистрации.

Позиция Административного ответчика о возможности использования в наименовании словосочетания «общественная палата» с указанием наименования конкретного муниципального образования только в случае наличия данного права, предусмотренного нормативно-правовым актом является ошибочной и не основанной на действующем законодательстве РФ. Подобного рода ограничения в части наименования предусмотрены только Федеральным законом № 32-ФЗ от 04.04.2005г. «Об общественной палате Российской Федерации» и ряда общественных палат регионов Российской Федерации (например - закон Нижегородской области № 132-3 от 31.10.200бг «Об общественной палате Нижегородской области»). При выборе наименования общественного объединения Административным истцом была проведена аналитическая работа, в рамках которой был выявлен факт отсутствия в действующем законодательстве запрета на использование сочетания слов «общественная палата» с указанием наименования конкретного муниципального образования, а, следовательно, Административный истец имел полное право указать в качестве наименования создаваемой некоммерческой организации «Общественная организация «Общественная палата города Нижнего Новгорода».

Административный ответчик указывает на то, что нормативно-правовыми актами города Нижнего Новгорода не предусмотрено создание общественной палаты в качестве юридического лица в организационно-правовой форме «общественная организация». Данный довод свидетельствуют о непрофессионализме и правовом нигилизме сотрудников уполномоченного органа исполнительной власти, т.к. Селезнев Б.А. обратился на основании ФЗ № 7-ФЗ от 12.01.1996г «О некоммерческих организациях» в Главное управление Министерства юстиции РФ по Нижегородской области с целью регистрации в качестве юридического лица некоммерческой организации в организационно-правовой форме «общественная организация» с соответствующим наименованием, а решение Городской думы гор. Нижнего Новгорода от 21.06.2017 № 146 «О положении об Общественной палате города Нижнего Новгорода» на создаваемую НКО не распространяется в принципе.

На основании вышеизложенного, истец с учетом заявления в порядке 46 КАС РФ просит суд:

признать решение Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области №... от (дата) об отказе в государственной регистрации общественной организации «Общественная палата города Нижнего Новгорода» незаконным в части касающейся наименования некоммерческой организации и отменить указанное решение в соответствующей части.

Определением суда к участию по делу в качестве заинтересованных лиц привлечены: заместитель начальника ГУ Министерства юстиции РФ по Нижегородской области Е.А. Сомов, Стерхов Дмитрий Вячеславович, Войнова Ирина Александровна, Ломтев Александр Александрович.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал в полном объеме, просил суд удовлетворить их.

Представитель административного ответчика главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области и Министерства юстиции Российской Федерации возражала против удовлетворения предъявленных требований, просила суд отказать.

Заинтересованное лицо Стерхов Д.В. полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Заинтересованное лицо Ломтев А.А. считал возможным заявленные требования удовлетворить.

Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, учитывая положения статьи 150, ч.6 ст. 226 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.

Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Выслушав участников процесса, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями (включая решения, действия(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным Указом Президента РФ от (дата)№... Министерство юстиции РФ и (или) его территориальные органы осуществляют регистрацию некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации.

При этом государственная регистрация общественных организаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» и Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Как установлено судом и следует из материалов дела (дата) в ГУ Минюста России по Нижегородской области вх. №... поступило заявление о государственной регистрации юридического лица Общественная организация «Общественная палата города Нижнего Новгорода», сокращенная наименование - общественная палата Нижнего Новгорода.

(дата). за №... ГУ Минюста России по Нижегородской области принято решение - уведомление об отказе в государственной регистрации, по основаниям предусмотренным п.1 ст. 23 Закона №82-ФЗ, а именно:

В наименовании Организации отсутствует указание на характер ее деятельности.

Кроме прочего использование слов «общественная палата» с указанием наименования конкретного муниципального образования представляется возможным лишь в случае, если данное право предусмотрено нормативными правовыми актами это муниципального образования. Нормативными правовыми актами города Нижнего Новгорода не предусмотрено создание общественной палаты в качестве юридического лица в организационно-правовой форме «общественная организация».

В заявлении о государственной регистрации по форме №... (пункт 6.1.3 всех листов В «Сведения об учредителе - физическом лице») не указан почтовый индекс противоречие пунктов 2.9.6, 2.3 Требований к оформлению документов, представляемых регистрирующий орган при государственной регистрации юридических ли индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденных приказом ФНС России от (дата)№...

Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд полагает, что данное решение соответствует требования действующего законодательства, в виду следующего.

Частью 1 ст. 54 ГК РФ установлено, что наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», установлено, что некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

Статьей 28 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» также установлено, что Официальное наименование общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности.

При этом ч.3. ст. 14 указанного ФЗ №7-ФЗ от 12.01.1996г. установлено, что в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ГУ Минюста России по Нижегородской области обоснованно в принятом решении от (дата). вменено нарушение как отсутствии в наименовании Организации указания на характер ее деятельности.

Кроме того, решением Городской Думы г. Н. Новгорода от (дата)№... утверждено Положение об Общественной палате города Нижнего Новгорода (далее - Положение).

Пунктом 1.11 Положения установлено, что общественная палата не является юридическим лицом.

При этом п.1 Положения предусмотрено, что Общественная палата города Нижнего Новгорода (далее - Общественная палата) обеспечивает согласование интересов населения муниципального образования город Нижний Новгород (далее - город Нижний Новгород), общественных объединений, профессиональных союзов, творческих союзов, объединений работодателей и их ассоциаций, профессиональных объединений, а также иных некоммерческих организаций, созданных для представления и защиты интересов профессиональных и социальных групп, действующих на территории города Нижнего Новгорода (далее - общественные объединения и иные некоммерческие организации), и органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода при решении наиболее важных вопросов общественного, экономического, социально-культурного развития города Нижнего Новгорода, защиты прав и свобод граждан путем, в том числе путем: осуществления общественного контроля в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", Законом Нижегородской области от 22 сентября 2015 года N 127-З "Об общественном контроле в Нижегородской области" и настоящим Положением.

Статьей 5 Закона Нижегородской области от 22 сентября 2015 года №127-3 «Об общественном контроле в Нижегородской области» установлено, что субъектами общественного контроля на территории Нижегородской области в соответствии с Федеральным законом "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" кроме прочего является: Общественная палата Нижегородской области.

Частью 2 ст. 3 указанного Закона №127-З определены цели общественного контроля.

При этом аналогичные цели определены в уставе Общественной организации «Общественная палата города Нижнего Новгорода» - сокращенное наименование «Общественная палата город Нижней Новгород».

Таким образом, создаваемая некоммерческая организация с определенными в уставе целями в ее организационно-правовой форме «общественная организация» не соответствует действительности, поскольку наименование и цели общественной организации совпадают с наименованием и целями уже созданной решением Городской Думы г. Н. Новгорода от (дата)№... организацией - «Общественная палата города Нижнего Новгорода», в связи с чем, наименование Организации, указанное в представленных заявителем документах, противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято в рамках предоставленных ГУ Минюста России по Нижегородской области и в соответствии с действующим законодательством. Следовательно заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований Селезнева Бориса Анатольевича к Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации общественной организации - отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Н.Новгорода.

Судья И.С. Оськин

(марка обезличена)

(марка обезличена)

(марка обезличена)