ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-621/2018 от 04.05.2018 Гурьевского районного суда (Калининградская область)

Дело № 2а-621/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 мая 2018 года г. Гурьевск

Гурьевский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Куниной А.Ю., при секретаре Мякишевой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к администрации Гурьевского городского округа о признании незаконным постановления администрации Гурьевского городского округа

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, которым просил признать незаконным и отменить постановление администрации Гурьевского городского округа от ДД.ММ.ГГ «О приостановке действия разрешения на строительство индивидуального жилого дома № от ДД.ММ.ГГ, выданное ФИО1». Заявленные требования мотивированы нарушением со стороны администрации Гурьевского городского округа требований действующего законодательства относительно принятия оспариваемого правового акта. В обосновании административного иска указано, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером . На основании заявления истца в 2016 году администрацией был выдан градостроительный план данного земельного участка, затем в 2017 году – разрешение на строительство индивидуального жилого дома. В период рассмотрения в Гурьевском районном суде гражданского дела по иску ФИО2 к ФИО1 об оспаривании формирования земельного участка истца, о признании незаконными сделки по его распоряжению, администрацией было принято решение приостановить действие ранее выданного ФИО1 разрешения на строительство жилого дома. Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылается на отсутствие у администрации полномочий в сфере градостроительной деятельности, связанных с приостановлением ранее выданных разрешений на строительство, и как следствие в данном случае истец указывает на нарушение своих прав принятым постановлением.

Административный истец в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен, ходатайств об отложении дела слушанием в адрес суда не поступало.

Представитель административного истца – ФИО3 в судебном заседании требования административного иска поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Гурьевского городского округа – ФИО4 с иском не согласился, просил отказать в удовлетворении заявленных требований, полагая их необоснованными, а оспариваемое постановление законным.

Выслушав участников судебного процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Подпунктом 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГ ФИО1 управлением архитектуры и градостроительства администрации Гурьевского городского округа был выдан градостроительный план за № принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером для размещения объекта капитального строительства – индивидуального жилого дома.

ДД.ММ.ГГ администрацией Гурьевского городского округа ФИО1 выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома за № на указанном выше земельном участке.

ДД.ММ.ГГ главой администрации городского округа действие указанного выше разрешения на строительство приостановлено, о чем принято соответствующее постановление за .

Исследовав доводы истца по заявленным требованиям, суд приходит к следующему.

Согласно статье 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (ч. 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).

Частью 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или уполномоченной организации, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в случае: принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд; отказа от права собственности и иных прав на земельные участки; расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки; прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

При этом Градостроительный кодекс Российской Федерации прямо не предусматривает возможности приостановления действия разрешения на строительство, не содержит понятие "приостановление разрешения на строительство" и не предусматривает специальных норм и сроков такого приостановления.

Как следует из содержания оспариваемого постановления, его принятие обусловлено рассмотрением в Гурьевском районном суде гражданского спора в отношении данного земельного участка на предмет законности его формирования и совершенных сделок, и как пояснил в процессе рассмотрения дела представитель административного ответчика, действия администрации были направлены на предотвращение возможных споров между администрацией и ФИО1 относительно понесенных последним убытков, расходов, связанных со строительством жилого дома, в случае прекращения его права в судебном порядке.

Таким образом, фактически, данный правовой акт направлен на прекращение ранее выданного ФИО1 разрешения на строительство, что в рассматриваемом случае прямо противоречит п. 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.

Документов, подтверждающих и свидетельствующих, что на момент принятия оспариваемого постановления, имело место наступление одного из условий, определенных частью 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ: принудительно прекращено право собственности ФИО1 на земельный участок, земельный участок был изъят для государственных либо муниципальных нужд, ФИО1 отказался от права на участок, материалы дела не содержат и суду представлено не было.

С учетом установленных по делу обстоятельств, в силу изложенных выше норм права, суд приходит к выводу об отсутствии у административного ответчика полномочий для приостановления ранее выданного ФИО1 разрешения на строительство по указанным в постановлении основаниям. В связи с чем, оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 - удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление администрации Гурьевского городского округа от ДД.ММ.ГГ «О приостановке действия разрешения на строительство индивидуального жилого дома № от ДД.ММ.ГГ, выданное ФИО1».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня его изготовления решения в окончательной мотивированной форме.

Мотивированное решение изготовлено 07 мая 2018 года.

Судья А.Ю. Кунина