Дело № 2а-6220/2023
14RS0035-01-2023-008100-90
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 09 августа 2023 г.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Жирковой Н.В., единолично, при секретаре Лыткиной А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Скрыбыкиной Надежды Александровны к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности устранить нарушения путем повторного рассмотрения заявления,
установил:
Скрыбыкина Н.А. обратилась с указанным административным иском, мотивируя тем, что 26.04.2023 обратилась с заявлением о предварительном согласовании предоставлении земельного участка под садоводство. 17.05.2023 получен ответ от Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее – ДИЗО) об отказе, т.к. испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков, в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка. При этом из ответа невозможно установить границы запретной зоны, на каком расстоянии от военного объекта находится испрашиваемый земельный участок, не указан какой вид военного объекта стоит, какие ограничения на него установлены. Считает, что отказ нарушает ее права. Просит, с учетом уточнения, признать незаконным решение ДИЗО от ____ №№ об отказе в предварительном с согласовании предоставления земельного участка под садоводство, как гражданину, имеющему трех и более детей, обязать повторно рассмотреть заявление.
Административный истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, направил своего представителя по доверенности Федорова Д.В., который уточненные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске, просит административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика ДИЗО, заинтересованного лица МКУ «Агентство земельных отношений» по доверенности Баженов В.Г. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, просил в удовлетворении административного иска отказать, т.к. согласно сведениям из ЕГРН, запрашиваемые границы расположены в границах зоны с особыми условиями использования территории с реестровым номером 14:35-6.162 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил Российской Федерации».
Суд, заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен, поскольку оспариваемый отказ изложен в письме от 26.04.2023, а административный иск поступил в суд 14.06.2023.
Судом установлено и следует из материалов дела, что семья административного истца является многодетной, то есть имеющей трех и более детей (данный факт сторонами не оспаривается), и в силу п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), п. 1 ч. 1 ст. 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) имеют право приобрести бесплатно и вне очереди, без торгов земельный участок. Согласно письма Министерства имущественных и земельных отношений РС(Я) от ____ Скыбыкина Н.А. сове право на бесплатное приобретение земельного участка не реализовала.
В соответствии с п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Статьей 56 ЗК РФ предусмотрена возможность ограничения прав на землю по основаниям, установленным ЗК РФ, иными федеральными законами.
____ Скрыбыкина Н.А. обратилась с заявлением о предварительном согласовании предоставлении земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка на кадастровом плане для садоводства.
Письмом от 17.05.2023 ДИЗО сообщил о невозможности предварительного согласования земельного участка, расположенного по адресу: г.Якутск, под садоводство, т.к. согласно информации. Предоставленной Департаментом градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска на запрос от 28.04.2023 №сз2300/ДИЗО отказано в согласовании границ земельного участка в связи с тем. что запрашиваемые границы расположены в границах зоны с особыми условиями использования территории с реестровым номером 14:35-6.162 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил Российской Федерации». ДИЗО принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельного участка от ____ №№ со ссылкой на пп. 14.1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
Согласно выписки ЕГРН от ____ №КУВИ-001/2023-172078099 земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу6 ____, вид разрешенного использования: под расположение военного городка, земельный участок полностью расположен в границах зоны с реестровым номером 14:35-6.2 от 18.01.2017, правообладатель: Российская Федерация, закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), ограничение использования земельного участка в пределах зоны: предусмотрены ст. 56 ЗК РФ, срок действия: не установлен, распоряжение от 14.12.2004 №05-06/230, содержание ограничения: охранная зона военного городка, реестровый номер границы 14.35.2.75. минимальное расстояние от границы земельного участка в метрах, предельные зоны охраняемого военного объекта запрещается: 1) от 0 плюс 1 сантиметр до 50 метров - любая хозяйственная деятельность 2) от 50 метров плюс 1 см до 850 метров – строительство ограждающих конструкций, за исключением ограждений с использованием материалов из древесины; строительство подземных металлических турбопроводов; строительство жилых домов, металлических гаражей, легких каркасных металлических конструкций; строительство местных линий электропередач с напряжением до 10 кВ 3) от 850 метров плюс 1 см до 1350 метров – строительство железнодорожных или трамвайных линий; строительство надземных металлических трубопроводов 4) от 1350 метров плюс 1 см до 1850 метров 0 строительство магистральных линий электропередач с напряжением свыше 10кВ; ввод в эксплуатацию оборудования, создающего искусственные, в т.ч. индустриальные радиопомехи, а также размещение и эксплуатация стационарного или переносного приемо-передающего оборудования с мощностью передатчиков более 5 кВ. Строительство объектов, не включенных в данный перечень, подлежит согласованию в Управлении Федеральной службы Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) с приложением проектно-сметной документации, реестровый номер границы 14.35.2.189.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от ____ №№ испрашиваемый земельный участок: ограничения по красной линии отсутствуют, решение о резервировании под муниципальные и государственные нужды, решение о развитии застроенных территорий – не принято, проект планировки территории и проект межевания территории отсутствует, функциональная зона – не установлена, зона с особыми условиями использования территории 14:35-6.162, территориальная зона С-3: зона смешанного типа, предусматривающая размещение земель сельхозугодий и объектов сельхозпроизводства.
Из письма Управления Федеральной службы Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) от 24.07.2023 №7/8999 следует, что в соответствии с Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 №405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны», на основании решения межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель в отношении военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны от 04.07.2017, установлена зона охраняемого военного объекта Управления до 2 км. Сведения о границе зоны охраняемого военного объекта Управления внесены в ЕГРН с учетным номером 14.35.2.189 (реестровым 14:35-6.162). Согласно пп. 10. 12 Положения на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества исходя из минимального расстояния от границ земельного участка с кадастровым номером № в метрах, которые отражены в ЕГРН.
Согласно подпункту 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 7 ЗК РФ земли, в том числе земли населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного вида использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Перечень ограниченных в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков установлен пунктом 5 указанной статьи, в соответствии с подпунктом 5 которого ограниченными в обороте признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в пункте 4 этой же статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Кодексом, федеральными законами.
Из анализа приведенных выше норм следует, что при определении ограничения оборотоспособности земельных участков необходимо учитывать категорию земель, вид разрешенного использования, фактическое использование земельного участка в целях обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности, т.е. к ограниченным в обороте отнесены те земельные участки, которые предоставлены для обеспечения обороны и безопасности.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 104 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются, в том числе в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. В указанных целях в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 104 ЗК РФ).
К числу зон с особыми условиями использования территорий отнесены зона охраняемого военного объекта, охранная зона военного объекта, запретные и специальные зоны, устанавливаемые в связи с размещением указанных объектов (пункт 5 статьи 105 ЗК РФ).
Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2014 года №405 (далее - Положение).
Согласно п. 2 Положения под «зоной охраняемого военного объекта» понимается территория, в границах которой ограничивается строительство объектов капитального строительства, предусматривающих эксплуатацию оборудования, создающего искусственные, в том числе индустриальные, радиопомехи, а также использование стационарного или переносного приемо-передающего оборудования, препятствующего нормальному функционированию военного объекта.
Запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков. В границах запретной зоны могут (при необходимости) устанавливаться зоны охраняемых военных объектов и охранные зоны военных объектов (п. 4 Положения).
Нормы настоящего Положения относительно ограничений (пункты 14) применяются со дня внесения сведений о границах запретной юны, специальной зоны в государственный кадастр недвижимости (п. 15 Положения).
Сведения об ограничении права в виде зоны с особыми условиями использования территории - зона охраняемого военного объекта внесены в ЕГРН.
Указанные ограничения прав являются действующими, никем не оспорены и в установленном постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 №405 порядке не сняты.
По смыслу приведенных нормативных положений и положений пп. 1 п. 8 ст. 39.15, пп. пп. 6, 14.1 ст. 39.16, пп. 2 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ указанные обстоятельства препятствуют предоставлению земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства.
При этом расположение земельного участка рядом с границами запретной зоны само по себе не является достаточным основанием для вывода о том, что данный земельный участок отнесен к ограниченным в обороте.
В отношении зоны охраняемого военного объекта устанавливаются ограничения в зависимости от минимального расстояния от границ земельного участка с кадастровым номером №, которые административным ответчиком при выдаче отказа не определялись, в судебном заседании представитель ДИЗО пояснил, что отказ дан по факту расположения испрашиваемого земельного участка в местности рядом с земельным участком с особыми условиями с кадастровым номером №.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска от ____ №№ об отказе в предварительном с согласовании предоставления земельного участка под садоводство, как гражданину, имеющему трех и более детей.
Обязать Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца Скрыбыкиной Надежды Александровны путем повторного рассмотрения в установленные действующими нормативными правовыми актами порядке и сроки заявление от ____ №№ о предварительном согласовании предоставления земельного участка под садоводство, как гражданину, имеющему трех и более детей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Жиркова