ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-622/20 от 16.06.2020 Шуйского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2а-622 /2020

37RS0023-01-2020-000821-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пос.Савино Ивановской обл. 16 июня 2020 года

Шуйский городской суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Топоровой С.Н., при секретаре Козак Л.А., с участием административного истца старшего помощника прокурора Савинского района Ивановской области Тимонина А.Ф., заинтересованного лица Разгоняевой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Савинского района Ивановской области к администрации Савинского муниципального района Ивановской области о признании бездействия незаконным, об обязании совершить определенные действия

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Савинского района Ивановской области обратился в суд с иском к администрации Савинского муниципального района Ивановской области о признании бездействия незаконным, об обязании совершить определенные действия.

Административные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Савинского района Ивановской области по обращению Разгоняевой И.Ю. проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В ходе проведения проверки установлено, что утвержденные решением Совета Савинского сельского поселения Савинского муниципального района Ивановской области №22 от 20 июня 2013 года «Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения, определение гарантирующей организации и установление зон её деятельности» схемы водоснабжения и водоотведения не соответствуют требованиям законодательства. Данный вопрос являлся предметом рассмотрения на заседании Совета Савинского муниципального района 14.11.2019 г., однако до настоящего времени схемы водоснабжения и водоотведения в соответствие с нормами законодательства не приведены. Необходимость обращения прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц обусловлена тем, что непринятие администрацией Савинского муниципального района своевременных мер по разработке схем водоснабжения и водоотведения Савинского сельского поселения Савинского муниципального района Ивановской области нарушает права граждан, индивидуализировать круг которых не представляется возможным.

В судебном заседании административный истец уточнил заявленные требования, просил признать бездействие администрации Савинского муниципального района Ивановской области противоречащим п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст.6 Федерального Закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении; обязать в течение 11 месяцев после вступления решения суда в законную силу разработать изменения в схемы водоснабжения и водоотведения, утвержденные решением Совета Савинского сельского поселения Савинского муниципального района Ивановской области от 20.06.2013 г. « Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения, определение гарантирующей организации и установление зон ее деятельности», в соответствии с п. 3-5 Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 г. № 782 « О схемах водоснабжения и водоотведения», предусматривающие: мероприятия, необходимые для осуществления водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе утвержденные планы по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями; планы по снижению сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водозаборные площади; плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения и значения этих показателей с разбивкой по годам, определяемые в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере водоснабжения и водоотведения; направления развития централизованных систем водоснабжения; плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения; перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения ( в случае их выявления) и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию.

В судебном заседании старший помощник прокурора Савинского района Ивановской области Тимонин А.Ф. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика администрации Савинского муниципального района Ивановской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, предоставил письменный отзыв, согласно которому заявленные требования считает законными и обоснованными и не возражае против их удовлетворения Последствия признания иска понятны.

Заинтересованное лицо Разгоняева И.Ю. в судебном заседании пояснила, что заявленные требования поддерживает в полном объеме. Однако не согласна со сроком устранения нарушений, считает, что администрация Савинского муниципального района умышленно затягивает разработку схем водоснабжения и водоотведения, чтобы не поднимать вопрос реконструкции предельно изношенных водопроводных сетей д. Шестуниха Савинского района.

Представитель заинтересованного лица АО «Савинский Водоканал» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица администрации Савинского сельского поселения Савинского муниципального района Ивановской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, предоставил отзыв, согласно которому решение по заявленным требованиям оставляют на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо Разгоняев В.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть административный иск без его участия.

Представитель заинтересованного лица Совета Савинского муниципального района Ивановской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом,

Суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав пояснения административного истца, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судом установлено, что по обращению Разгоняевой И.Ю. прокуратурой Савинского района Ивановской области проведена проверка по факту несоответствия схем водоснабжения (д. Шестуниха) и водоотведения требованиям ст. 38 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 №416-ФЗ, Постановлению Правительства РФ от 05.09.2013 г. №782 «О схемах водоснабжения и водоотведения». По результатам рассмотрения обращения на имя Врио Главы Савинского сельского поселения Савинского муниципального района Ивановской области ФИО1 внесено представление об устранении выявленных нарушений Закона (л.л. 13, 15-18).

До настоящего времени требования прокурора не удовлетворены.

В соответствии с ч. 2 - 6 ст. 38 Федерального Закона от 07 декабря 2011 года № 416 - ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения; схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с настоящим Федеральным законом планы снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения. Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления. Схемы водоснабжения и водоотведения учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и содержат: основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения; прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов; зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения; карты (схемы) планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации.

Согласно п. 2 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05 сентября 2013 года № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения», схемы водоснабжения и водоотведения - это совокупность графического (схемы, чертежи, планы подземных коммуникаций на основе топографогеодезической подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы) и текстового описания технико-экономического состояния централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и направлений их развития.

Согласно п. 3 - 5 Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05 сентября 2013 года № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения», схемы водоснабжения и водоотведения должны предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные планы по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы по снижению сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водозаборные площади. В схемах водоснабжения и водоотведения должны содержаться плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения и значения этих показателей с разбивкой по годам, определяемые в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере водоснабжения и водоотведения. Схема водоснабжения поселения, городского округа включает в себя следующие разделы: а) техникоэкономическое состояние централизованных систем водоснабжения поселения, городского округа; б) направления развития централизованных систем водоснабжения; в) баланс водоснабжения и потребления горячей, питьевой, технической воды; г) предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения; д) экологические аспекты мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения; е) оценка объемов капитальных вложений в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованных систем водоснабжения; ж) плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения; з) перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения (в случае их выявления) и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию.

Содержание разделов схем водоснабжения и водоотведения определены п. 6 - 24 Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05 сентября 2013 года № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения».

Однако схема водоснабжения и водоотведения Савинского сельского поселения Савинского муниципального района Ивановской области требованиям вышеуказанного законодательства не соответствует. Так, в схеме не приведены мероприятия, необходимые для осуществления водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе утвержденные планы по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями; планы по снижению сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водозаборные площади; плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения и значения этих показателей с разбивкой по годам, определяемые в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере водоснабжения и водоотведения; направления развития централизованных систем водоснабжения; плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения; перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения ( в случае их выявления) и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Указанные нарушения затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц в области жилищно-коммунальных правоотношений и подлежат устранению путем возложения на административного ответчика обязанности в соответствии с п.3-5 Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 г. №782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» разработать изменения в схемы водоснабжения и водоотведения, утвержденные решением Совета Савинского сельского поселения Савинского муниципального района Ивановской области от 20.06.2013 г. «Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения, определение гарантирующей организации и установление зон ее деятельности».

Согласно ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска суд указывает на срок устранения таких нарушений.

Для исполнения решения суда, с учетом установленных судом обстоятельств и объема предстоящих работ, выделением дополнительного финансирования и поиска подрядной организации, суд считает возможным и целесообразным установить административному ответчику срок в течение 11 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Савинского района Ивановской области к администрации Савинского муниципального района Ивановской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации Савинского муниципального района Ивановской области противоречащим п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.4 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416- ФЗ « О водоснабжении и водоотведении».

Обязать администрацию Савинского муниципального района Ивановской области в течение 11 месяцев после вступления решения суда в законную силу разработать изменения в схемы водоснабжения и водоотведения, утвержденные решением Совета Савинского сельского поселения Савинского муниципального района Ивановской области от 20.06.2013 г. « Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения, определение гарантирующей организации и установление зон ее деятельности», в соответствии с п. 3-5 Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 г. № 782 « О схемах водоснабжения и водоотведения», предусматривающие: мероприятия, необходимые для осуществления водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе утвержденные планы по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями; планы по снижению сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водозаборные площади; плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения и значения этих показателей с разбивкой по годам, определяемые в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере водоснабжения и водоотведения; направления развития централизованных систем водоснабжения; плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения; перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения ( в случае их выявления) и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья С.Н. Топорова

Мотивированное решение изготовлено 23.06.2020 г.