ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-623 от 09.09.2019 Буйского районного суда (Костромская область)

дело №2а-623

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 сентября 2019 года

Буйский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Капраловой Е.Л.,

при секретаре Сокоровой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к МО МВД России «Буйский» (подразделение РЭГ ГИБДД) о признании незаконными действий при замене водительского удостоверения,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к МО МВД России «Буйский» (подразделение РЭГ ГИБДД) о признании незаконными действий при замене водительского удостоверения, указав следующее.

Ранее ФИО1 имел водительское удостоверение с открытыми категориями «А», «В», «С», «D», «Е».

В апреле 2019 года ФИО1 обратился в РЭГ ГИБДД МО МВД России «Буйскмй» с заявлением о замене водительского удостоверения , в связи с истечением срока действия. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было выдано новое водительское удостоверение. Однако отметки дающие право на управление транспортными средствами категорий «ВЕ», «DЕ» и подкатегории «D1Е» не были проставлены. ФИО1 пояснили, что он должен сдать экзамены, пройти обучение и только после этого названные категории и подкатегория будут открыты.

Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 №831, а также аналогичные Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.12.1999 №1396, от 24.10.2014 №1097, устанавливают, что водительские удостоверения, выданные до вступления данных правил в силу, сохраняют свое действие. А в выдаваемых взамен водительских удостоверениях проставляются отметки, разрешающие управление теми транспортными средствами, которыми лицо имело право управлять в соответствии с ранее действующим удостоверением. В Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 №1097, действующих в настоящее время и действующих на момент спорных правоотношений, предусмотрено, что выдача российского национального водительского удостоверения производится без сдачи экзамена в случае истечения срока действия водительского удостоверения (п.п. «а» п.29). При выдаче российского водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения соответствующие отметки и записи, содержащиеся в ранее выданном водительском удостоверении, переносятся в новое водительское удостоверение (п.31). Соответствующие требования содержатся в п.138 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами, утвержденного Приказом МВД России от 20.10.2015 №995.

В 2009 году ФИО1 было выдано водительское удостоверение, содержащее отметки о наличии права управления транспортными средствами, в том числе, транспортными средствами, которые в настоящее время относятся к категориям «ВЕ», «DЕ» и к подкатегории «D1Е».

На основании изложенного, ФИО1 просит: 1)признать незаконным решение РЭГ ГИБДД МО МВД России «Буйский» по выдаче водительского удостоверения без проставления в нем отметок, дающих право управления транспортными средствами с категориям «ВЕ», «DЕ» и с подкатегорией ««D1Е»; 2)обязать РЭГ ГИБДД МО МВД России «Буйский» выдать новое водительское удостоверение с проставлением, в том числе, отметок, дающих право управления транспортными средствами с категориями «ВЕ», «DЕ» и с подкатегорией ««D1Е».

Административный истец ФИО1, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил в его отсутствие рассматривать настоящее дело (л.д.78).

Участвуя в предыдущем судебном заседании, ФИО1 поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.

ФИО1 пояснил, что он для получения водительского удостоверения категории «Е» в 1984 году проходил обучение в учебно-курсовом комбинате г.Буя (в настоящее время такой организации не существует), где в качестве тягача использовался грузовой автомобиль.

Представитель МО МВД России «Буйский» - ФИО2, действующий на основании доверенности, с административным иском ФИО1 не согласен, просил отказать в его удовлетворении, дополнительно пояснил следующее.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в РЭГ ГИБДД МО МВД России «Буйский» с заявлением о замене водительского удостоверения в связи с окончанием срока его действия. Он предоставил личную карточку водителя, согласно которой водительское удостоверение было получено: категории «С» - ДД.ММ.ГГГГ, категории «Е» - ДД.ММ.ГГГГ, категории «В» - ДД.ММ.ГГГГ, категории «А» и «D» - ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 пояснил, что он при открытии категории «Е» сдавал экзамен на грузовом автомобиле, то есть, на транспортном средстве категории «С»; вождению на автобусе с прицепом не обучался, соответственно, экзамены по результатам такого обучения не сдавал, о чём также свидетельствует личная карточка водителя.

Письмо ДОБДД МВД России от 27.09.2007 №13\5-184 «О порядке замены водительских удостоверений с разрешенной категорией «Е», составленное в соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 02.04.1999 №644 «О введении в действие Примерных программ подготовки водителей транспортных средств», по мнению ФИО2, не является основанием для удовлетворения административного иска ФИО1

На момент открытия ФИО1 категории «Е» действовали регламентирующие выдачу водительских удостоверений и допуск водителей к управлению транспортными средствами документы - Положение о порядке присвоения квалификации водителя, выдачи водительских удостоверений и допуска водителей к управлению транспортными средствами, утвержденное Приказом МВД СССР от 13.02.1976 №40, и Положение о порядке допуска водителей к управлению транспортными средствами, приема экзаменов и выдачи гражданам водительских удостоверений, утвержденное приказом МВД СССР от 06.01.1987 №6. Согласно названным документам право на управление транспортным средством соответствующей категории могло быть получено лицом при прохождении соответствующего обучения и сдачи квалификационного экзамена. К сдаче экзаменов для получения права управления составами транспортных средств категории «Е» допускались водители, имеющие водительское удостоверение с разрешающими отметками в категориях «С» или «Д», стаж работы не менее года, и прошедшие в учебной организации переподготовку по соответствующей программе. Управлением Госавтоинспекции МВД РФ была разрешена сдача экзаменов на получение права управления составами транспортных средств категории «Е» водителям, имеющим водительское удостоверение с разрешающими отметками в категориях «С» или «D», стаж работы не менее года, и прошедшим в учебной организации переподготовку по соответствующе программе.

Поскольку ФИО1 проходил обучение для открытия: категории «Е» - ДД.ММ.ГГГГ; категории «В» - ДД.ММ.ГГГГ, категории «D» - ДД.ММ.ГГГГ, ему было выдано водительское удостоверение с категориями: «А», «В», «С», «D», «Е». При этом у ФИО1, по мнению ФИО3, право на управление транспортными средствами категории «В» с прицепом и транспортными средствами категории «D» с прицепом не возникло. На указанные даты (на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ) у ФИО1 отсутствовал непрерывный годичный стаж управления транспортными средствами категории «В» и «D», соответственно, а имевшаяся на указанные даты категория «Е» относилась только к категории «С». ФИО1 мог сдавать экзамены для получения категории «Е» к «В» и «Е» к «D» только по истечении двенадцати месяцев после получения водительского удостоверения с категориями «В» и «Д», но данные о таком обучении и о сдаче экзаменов отсутствуют. Управлению сочленённым автобусом (автобусом с прицепом) административный истец не обучался.

В водительском удостоверении , выданном ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, инспектор, оформивший данный документ, в графе «Особые отметки» ошибочно указал принадлежность категории «Е» к «ВСD», тогда как, следовало указать: «Е» к «С». До 2009 года у ФИО1 в особых отметках не было указано отношения категории «Е» к каким-либо категориям.

Исходя из вышеизложенного, ФИО2 считает, что нарушений законодательства при замене ФИО1 в 2019 году водительского удостоверения не допущено.

Представитель РЭГ ГИБДД МО МВД России «Буйский», надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

Суд определил рассматривать дело в отсутствие не явившихся участников дела.

Исследовав материалы - настоящего дела, заслушав присутствующих участников дела, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с положениями ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее-орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Правоотношения, связанные с допуском лиц к управлению транспортными средствами, являются предметом правового регулирования Федерального закона «О безопасности дорожного движения», действующего с 11.12.1995. Нормы этого Закона распространяются на лиц, которые желают приобрести право управления транспортными средствами определенной категории после вступления в действие этого закона.

Статья 25 названного Закона, в частности, устанавливает, что в Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право на управление транспортными средствами:

категория «A» - мотоциклы;

категория «B» - автомобили (за исключением транспортных средств категории «A»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;

категория «C» - автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

категория «D» - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

категория «BE» - автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;

категория «CE» - автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;

категория «DE» - автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;

подкатегория «D1E» - автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов (п.1).

Право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.

Проведение экзаменов на право управления транспортными средствами (далее - экзамены), определение состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условий их применения, а также выдача водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2).

Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением (пункт 4).

Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «A», подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории «A1» и подкатегории «B1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории «B» - подкатегории «B1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории «C» - подкатегории «C1», категории «D» - подкатегории «D1», категории «CE» - подкатегории «C1E», категории «DE» - подкатегории «D1E» (п.7).

На момент выдачи административному истцу водительского удостоверения с категорий «В» порядок выдачи водительских удостоверений и допуска водителей к управлению транспортными средствами различных категорий определялся Положением, утвержденным Приказом МВД СССР от 13.02.1976 №40.

Согласно п.1.15 указанного Положения право на управление транспортными средствами категории «Е» предоставлялось водителям, имевшим непрерывный годичный стаж работы на соответствующем транспортном средстве категории «В», «С»» или «D», прошедшим дополнительную подготовку в автотранспортных предприятиях или учебных организациях и сдавшим в ГАИ экзамен по навыкам вождения состава транспортных средств. При этом экзамен принимался по направлениям автотранспортных предприятий или учебных организаций с предоставлением для приема экзамена состава транспортных средств.

Таким образом, право на управление транспортными средствами категории «Е» предоставлялось при наличии совокупности условий – при наличии непрерывного годичного стажа работы на соответствующем транспортном средстве, прошедшим соответствующую дополнительную подготовку и сдавшим экзамен.

На момент выдачи административному истцу водительского удостоверения категории «D» действовало Положение о порядке допуска водителей к управлению транспортными средствами, приема экзаменов и выдачи гражданам водительских удостоверений, утвержденным Приказом МВД СССР от 06.01.1987 №6.

Пунктом 1.2 названного Положения было установлено, что все транспортные средства в зависимости от их типов, назначения и особенностей управления ими подразделяются на категории: «A», «B», «C», «D» и «E», трамвай, троллейбус, мотоколяска, - на право управления которыми выдается единое водительское удостоверение с проставлением в нем разрешающих отметок в соответствующих графах или штампа с надписью категории транспортного средства.

Лица, имеющие водительские удостоверения с разрешающими отметками в графах «А», «B», «C», «D», «E», могут управлять:

«A» - мотоциклами, мотороллерами, мотонартами и другими мототранспортными средствами;

«B» - автомобилями (с правом работы по найму или без него), полная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, а также мотоколясками;

«C» - грузовыми автомобилями, полная масса которых превышает 3500 кг;

«D» - автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;

«E» - составами транспортных средств с тягачами, относящимися к категориям транспортных средств «B», «C» или «D», при наличии в удостоверении отметки о разрешении управлять транспортными средствами указанных категорий или одной из них (п.1.3)

Водителям транспортных средств категорий «B», «C» и «D» разрешается управлять ими также при наличии прицепа, полная масса которого не превышает 750 кг (абз.1 п.1.4).

Для управления транспортными средствами категорий «B», «C» и «D» с прицепами, полная масса которых более 750 кг, а также сочлененными автобусами водитель обязан иметь в водительском удостоверении разрешающую отметку и в категории «E», а для управления сочлененным троллейбусом - водительское удостоверение с отметкой о праве управления им и свидетельство не ниже второго класса (абз.2 п.1.4).

Согласно п.2.15 Положения право на управление транспортными средствами категории «Е» предоставляется водителям, имеющим удостоверение с разрешающими отметками в графах «В» - «С», или «В» - «С» - «Д», или «С» - «Д», или «Д» и непрерывный годичный стаж работы на соответствующих автотранспортных средствах, прошедшим переподготовку в учебных организациях по установленным программам и сдавшим в подразделениях ГАИ практический экзамен на составе транспортных средств. При этом у водителей, прошедших подготовку на получение права управления транспортными средствами категории «Е» с категории «Д» практический экзамен принимается на сочленённом автобусе.

Положением о порядке и сроках подготовки (повышении квалификации) водителей автотранспортных средств, утвержденным приказом Госпрофобра СССР, Минавтотранса РСФСР, ЦК ДОСААФ СССР от 24.05.1985 №96\48\304, действовавшим в период по истечении двенадцати месяцев после получения ФИО1 удостоверения категории «В», а также на момент получения удостоверения категории «D», было предусмотрено, что переподготовка (повышение квалификации) на право управления автотранспортными средствами категории «Е» осуществляется из числа водителей, имеющих непрерывный годичный стаж работы на соответствующих автотранспортных средствах категорий «В», «С» или «Д»»……

Из вышеизложенного следует, что право на управление транспортным средством возникает у лица при наличии совокупности обстоятельств, прямо указанных в законе, в том числе, при прохождении им в установленном порядке соответствующего профессионального обучения по программам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий.

Согласно личной карточке водителя и иным материалам дела ФИО1 были выданы следующие удостоверения: ДД.ММ.ГГГГ - с категорией «С»; ДД.ММ.ГГГГ – с категорией «Е» (СЕ); ДД.ММ.ГГГГ – с категорией «В» (ВСЕ); ДД.ММ.ГГГГ – с категориями «А» и «D» (АВСDЕ) (л.д.7).

Из протокола от ДД.ММ.ГГГГ экзаменационной комиссии ГАИ следует, что ФИО1 по результатам обучения в учебно-курсовом комбинате (УКК) <адрес> сдал экзамен на получение удостоверения с категорией «D» (ВСЕD) (л.д.77).

Согласно сообщениям РЭГ ГИБДД МО МВД России «Буйский» и РЭГ ГИБДД МО МВД России «Галичский» сведений о том, что ФИО1 проходил подготовку по управлению составом транспортных средств категории «DЕ», не имеется (л.д.76, 79).

Таким образом, на момент выдачи водительского удостоверения и открытия категории «Е» - по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 сдавал практический экзамен на составе транспортного средства, тягачом у которого являлось транспортное средство категории «С» (что в суде подтвердил административный истец), что предоставило ему право управления транспортными средствами категории «Е» к «С».

Получение в последующем ФИО1 водительского удостоверения с категориями «В» и «Д» не давало ему автоматически права управления транспортными средствами категории «В» с прицепом и категории «Д» с прицепом, поскольку на дату получения категорий «В» и «Д» у административного истца не имелось непрерывного годичного стажа работы на транспортных средствах категорий «В» и «Д», и, как выше указал суд, административным истцом не было пройдено профессиональное обучение на сочленённом автобусе. Доказательства того, что при наличии непрерывного годичного стажа работы на транспортном средстве категории «В» и категории «D» ФИО1 прошел переподготовку (повышение квалификации) на право управления транспортными средствами названных категорий с прицепом, отсутствуют. В связи с этим, у административного истца отсутствует право на управление транспортными средствами категории «Е» к «В» (ВЕ), категории «Е» к «D» (DЕ) и подкатегории «D1Е».

При таких обстоятельствах, осуществляя замену водительского удостоверения в 2019 году, сотрудник РЭГ ГИБДД МО МВД России «Буйский», учитывая положения действующего законодательства, обоснованно указал категории и входящие в них подкатегории транспортных средств (л.д.7, 7-оборот), на управление которым у ФИО1 имеется специальное право, подтвержденное соответствующими документами. Оснований для выдачи ФИО1 водительского удостоверения с разрешающими категориями «ВЕ», «DE» и подкатегорией «D1E» не имелось.

Порядок организации работы подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, связанной с приемом у граждан квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, оформлением и выдачей водительских удостоверений, а также производством иных действий в соответствии с Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, действовавший на момент замены административному истцу водительского удостоверения в 2009 году, был регламентирован Инструкцией, утвержденной Приказом МВД РФ от 20.07.2000 №782.

Положениями п.34 указанной Инструкции предусмотрено, что после сдачи практического экзамена на право управления составами транспортных средств разрешающая отметка проставляется в графе «Е» водительского удостоверения: если тягачом является транспортное средство категории «B», в графе «Особые отметки» производилась запись «E» к «B»; если «C» - то «E» к «C»; если «D» - то «E» к «D». Если водителю предоставлено право на управление составом транспортных средств с тягачами категорий «B», «C» и сочлененным автобусом, производится запись «E» к «B, C, D».

Исходя из изложенного, при замене ФИО1 в 2009 году водительского удостоверения в особых отметках нового удостоверения следовало указать: «Е» к «С», а не: «Е» к «В, С, D», как было указано в удостоверении (л.д.89). Однако, указание в водительском удостоверении, выданном ФИО1 в 2009 году, срок действия которого истек в 2019 году, особой отметки: «Е» к «В, С, D», само по себе, не означает наличия у административного истца права на управление транспортными средствами категорий «ВЕ», «DЕ» и подкатегории «D1Е».

Согласно п.1 письма начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ от 27.09.2007 №13\5-184, лицам, получившим право на управление транспортными средствами категории «Е» до 01.01.2001, при замене водительских удостоверений с разрешенной категорией «В» в графе «Особые отметки» предложено производить запись «Е» к «В, С», или «Е» к «В, D», или «Е» к «В, С, D», в зависимости от наличия ранее открытых категорий и медицинских ограничений к водительской деятельности.

Ссылка административного истца на данное письмо не свидетельствует о незаконности действий административного ответчика, поскольку действовавшие на момент получения ФИО1 водительских удостоверений названные выше Положения имеют большую юридическую силу, чем указанное письмо. Вместе с тем, если всё же исходить из положений данного письма, то следует учитывать, что категория «Е» приобретена административным истцом ранее, чем право управления транспортными средствами категорий «В» и «D», соответственно, право административного истца на управление транспортными средствами категории «Е» к «В» (ВЕ), категории «Е» к «D» (DЕ) и подкатегории «D1Е» не возникло.

Принимая во внимание установленные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что законные основания для удовлетворения административного искового заявления ФИО1 отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к МО МВД России «Буйский» (подразделение РЭГ ГИБДД) о признании незаконными действий при замене водительского удостоверения отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд Костромской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: