Дело №2а-623 (2018 год)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июля 2018 года г. Пенза
Пензенский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Снежкиной О.И.,
при секретаре Желновой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе дело по административному исковому заявлению Кострыгиной Марии Михайловны к администрации Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области об оспаривании постановления администрации Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области № 117 от 20 сентября 2013 года,
У с т а н о в и л:
Административный истец Кострыгина М.М. в лице представителя по доверенности Мельниченко Н.П. обратилась в суд с вышеназванными административным исковым заявлением, указав, что мужу административного истца Кострыгиной М.М. – Кострыгину Н.А. принадлежит ? доля в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 1230 м. от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: <...>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство многоквартирных жилых домов (2-5 этажей), в том числе с встроено-пристроенными помещениями социально-бытового, административного и торгового назначения. Право собственности, возникшее на основании договора купли-продажи от (Дата), зарегистрировано в установленном законом порядке в ЕГРП 24.10.2012, о чем выдано свидетельство. Сособственником ? доли в праве общей долевой собственности на участок является Козлов Ю.А. Договор купли-продажи от (Дата) заключен в период брака между Кострыгиным Н.А. и административным истцом, следовательно ? доля в праве собственности на участок является совместно нажитым имуществом. Решив продать земельный участок, (Дата) Кострыгин Н.А. заключил предварительный договор купли-продажи участка с Ф.И.О.5, был получен задаток. Однако (Дата)Ф.И.О.5 письменно отказалась от заключения договора купли-продажи земельного участка по причине того, что в кадастровой выписке от 07.08.2017 на участок указан вид его разрешенного использования – «под строительство многоквартирных жилых домов (2-5 этажей), в том числе с встроено-пристроенными помещениями социально-бытового, административного и торгового назначения», а в настоящее время участок под строительство многоквартирных домов использоваться не может, так как расположен в территориальной зоне сельскохозяйственного использования СХ-1. Участок находится в аренде у ООО «Застройщик». От ООО «Застройщик» узнала, что в Генеральный план территории поселения с. Засечного Пензенского района Пензенской области 27.01.2014 были внесены изменения и участок был включен в зону сельхозугодий решением Комитета местного самоуправления Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области №489/119-5 от 27.01.2014. В государственном кадастре недвижимости изменение вида разрешенного использования земельного участка не отражено. С даты приобретения права собственности на земельный участок до настоящего времени Кострыгиным Н.А. уплачивался земельный налог, ставка которого определена исходя из данных ГКН, то есть согласно разрешенного использования – под строительство. Стоимость земельного участка при условии его нахождения в зоне сельхозугодий значительно ниже, чем при разрешенном использовании – под строительство многоквартирных жилых домов (2-5 этажей), в том числе с встроено-пристроенными помещениями социально-бытового, административного и торгового назначения.
Просит признать незаконным постановление администрации Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области № 117 от 20.09.2013 № 84 «О подготовке проекта внесения изменений в утвержденный Генеральный план территории поселения Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области» в части изменения территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером № с жилой застройки на земли сельскохозяйственного использования.
Административный истец Кострыгина М.М., представитель административного ответчика Администрации Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области, заинтересованные лица – представитель администрации Пензенского района Пензенской области, Кострыгин Н.А., Козлов Ю.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Представитель административного истца Мельниченко Н.П. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне, времени и месте слушания дела.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя административного истца, суд считает в удовлетворении иска отказать, исходя из следующего:
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Таким образом, заявителю принадлежит право выбора порядка (административного, судебного) защиты своих прав и свобод. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка (часть 3 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии с частями 1,3,4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.
По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Исходя из положений части 1 статьи 18, части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план является документом территориального планирования муниципального образования, содержащим среди прочих сведений карту функциональных зон поселения.
В силу части 1 части 7, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана относится к вопросам местного значения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно части 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план, в том числе внесение в него изменений, утверждается представительным органом местного самоуправления.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана, а также внесения в него изменений определен статьей 24 ГрК РФ, и включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта генерального плана (предложений о внесении в него изменений); подготовку проекта генерального плана (вносимых в него изменений) в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц; согласование указанного проекта с уполномоченным органами государственной власти или органами местного самоуправления в случаях, установленных статьей 25 ГрК РФ; рассмотрение проекта генерального плана (вносимых в него изменений) на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 ГрК РФ; направление главой местной администрации проекта генерального плана (вносимых в него изменений) с приложением протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний в представительный орган местного самоуправления; принятие данным органом решения об утверждении генерального плана (внесении в него изменений) либо об отклонении представленного проекта и направлении его на доработку.
Процедура публичных слушаний, проводимых по проекту генерального плана (предложениям о внесении в него изменений) урегулирована статьей 28 ГрК РФ.
Согласно статье 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
На публичные слушания должны выноситься проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В силу Устава Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области по вопросам местного значения могут проводиться публичные слушания.
В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечение учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Положениями пунктов 1,2,9 статьи 2 ГрК РФ предусмотрено, что основными принципами законодательства о градостроительной деятельности являются обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке проекта внесения в генеральный план изменений принимаются главой местной администрации в форме постановления, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования и принятыми на его основе муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления поселения.
Установлено, что на основании договора купли-продажи от (Дата) Кострыгину Н.А. принадлежит ? доля в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 1230 м. от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: <...>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство многоквартирных жилых домов (2-5 этажей), в том числе с встроено-пристроенными помещениями социально-бытового, административного и торгового назначения. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке в ЕГРП 24.10.2012.
Как следует из материалов дела решением Комитета местного самоуправления Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области от 09.02.2012 № 297/71-5 утверждены Генеральный план Засечного сельсовета Пензенского района, схема Генерального плана территории Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области (карта планируемого размещения объектов местного значения, границ населенных пунктов); карта функционального зонирования территории Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области.
Постановлением администрации Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области от 20.09.2013 № 117 «О внесении изменений в постановление администрации Засечного сельсовета от 01.08.2013 № 84 «О подготовке проекта внесения изменений в утвержденный Генеральный план территории поселения Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области» в целях урегулирования вопросов в сфере градостроительной деятельности, приведения в соответствии с требованиями п. 5 ч. 8 и п. 9 ч. 6 ст. 23 ГрК РФ (в редакции от 29.11.2010), руководствуясь п. 2-14 ст. 24 ГрК РФ, п. 20 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», учитывая предложения заинтересованных лиц, внесены изменения в постановление администрации Засечного сельсовета от 01.08.2013 № 84 «О подготовке проекта внесения изменений в утвержденный Генеральный план территории поселения Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области», постановлено в проекте изменений в Генеральный план предусмотреть изменения территориальных зон на землях населенного пункта с. Засечное с жилой застройки на земли сельскохозяйственного использования следующих земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №.
Решением Комитета местного самоуправления Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области от 27.01.2014 №489/119-5 решено внести в Генеральный план территории поселения Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области следующие изменения: «Генеральным планом предусмотрено развитие зоны сельскохозяйственных угодий. В этих целях подготовлен земельный массив, в границах населенного пункта села Засечное, общей площадью <...> га, состоящий из семи сформированных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №».
В настоящее время решением Комитета местного самоуправления Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области №217/47-6 от 05.12.2016 генеральный план отменен.
В судебном заседании установлено, что оспариваемое постановление органа местного самоуправления принято в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением требований действующего законодательства и не может расцениваться как нарушающее права и законные интересы административного истца, при этом административным ответчиком соблюдена процедура действующего законодательства при принятии оспариваемого постановления.
Учитывая, что решением Комитета местного самоуправления Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области №217/47-6 от 05.12.2016 генеральный план отменен, нарушений прав административного истца постановлением администрации Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области № 117 от 20.09.2013 № 84 «О подготовке проекта внесения изменений в утвержденный Генеральный план территории поселения Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области» не имеется.
Руководствуясь ст.ст.227-228 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Кострыгиной Марии Михайловны к администрации Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области об оспаривании постановления администрации Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области № 117 от 20 сентября 2013 года оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
В окончательной форме решение принято 18 июля 2018 года
Председательствующий: