ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6230/2015 от 27.11.2015 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело №2а-6230/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 ноября 2015 года г.Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе судьи Т.Л. Грачевой,

при секретаре А.Х.Суслиной,

с участием представителя административного истца - ФИО2,

с участием представителя административного ответчика – ФИО3,

заинтересованного лица ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО5 ФИО10 к Департаменту архитектуры и градостроительства Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство

У С Т А Н О В И Л :

ФИО5 ФИО11 обратился в суд с административным иском к Департаменту архитектуры и градостроительства Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, указав, что ФИО6 16.10.2015г. было подано заявление в департамент архитектуры и градостроительства Ульяновской области на имя ФИО7 о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> В установленный законный срок (10 дней) разрешение на строительство не получил, а 30.10.2015г. был получен неправомерный отказ в выдаче разрешения на строительство №306 от 29.10.2015г. сославшись на то, что якобы право аренды на земельный участок (договор аренды №29/2013 от 30.04.2013г.) передано ФИО6 без предварительного согласия арендодателя.

Согласно п.9 ст.51 Градостроительного кодекса РФ к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства

Исходя из п.10 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, для принятия решения о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома представленные мной документы полностью соответствовали всем регламентам и ничего дополнительно я не обязан был представлять лишь то, что указано в 9.ст. 51 Градостроительном Кодексе Р.Ф.

В п 4.1.1 договора аренды земельного участка № 29/2013 от 30.04.2013г. не сказано о необходимости получения согласия, и в данном договоре № 29/2013 вообще не имеется пункта, где было бы четко указано на то, чтобы получать согласие у Арендодателя на передачу прав и обязанностей по договору аренды. Просил суд признать незаконным Отказ в выдаче разрешения на строительство №306 от 29.10.2015г. выданный Департамент архитектуры и градостроительства Ульяновской области. Обязать Департамент архитектуры и градостроительства Ульяновской области выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома. В соответствии со ст.188 КАС РФ обратить решение суда по административному делу к немедленному исполнению.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 полностью поддержала заявленные требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ФИО3 с доводами, изложенными в административном исковом заявлении не согласилась, указав, что в соответствии со статьёй 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Земельным кодексом РФ предусмотрено право арендатора земельного участка (за исключением резидентов особых экономических зон) передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, а также передать его в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное, при этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется (п. 5 ст. 22 Земельного кодекса РФ). При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, данное правило действует лишь в случае, если договор заключен на срок более чем пять лет (п. 9 ст. 22 Земельного кодекса РФ). Следовательно, в таком случае действует норма пункта 2 статьи 607 и пункт 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, т.е. передача прав и обязанностей по договору аренды возможна только с предварительного согласия арендатора. Если договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности заключён на срок до 5 лет, то уведомительный порядок извещений арендодателя не применяется, т.к. договор передачи прав должен быть заключен только после получения предварительного письменного согласия арендодателя, а не в уведомительном порядке. Согласно п. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, в данном случае отсутствуют (недействительны) правоустанавливающие документы на земельный участок. В договоре аренды от 30.04.2013 №29/2013 в пункте 4.1.1. также содержится запрет на передачу в субаренду земельного участка без предварительного письменного согласия арендодателя. Какого-либо исключения в отношении перенайма договора аренды не содержит, следовательно, в отношении перенайма действует такой же запрет.

Отказ в выдаче разрешения на строительство от 29.10.2015 № 306 мотивирован вышеуказанными нормами.

Просила в удовлетворении административного иска отказать.

Заинтересованное лицо, ФИО4 в судебном заседании поддержал требования административного истца, суду пояснил, что административным истцом было подано заявление в департамент архитектуры и градостроительства Ульяновской области на имя ФИО7 о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: Ульяновская область, <адрес>.

В установленный законный срок (10 дней) разрешение на строительство ФИО6 не получил, а 30.10.2015г. был получен неправомерный отказ в выдаче разрешения на строительство.

Согласно п.9, Ст.51 Градостроительного кодекса РФ к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются следующие документы: 1. правоустанавливающие документы на земельный участок; 2. градостроительный план земельного участка; 3. схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства

Исходя из п.10 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, для принятия решения о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома представленные ФИО6 документы полностью соответствовали всем регламентам и ничего дополнительно не обязан предоставлять.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 46 Конституции РФ могут быть обжалованы в суд решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Это положение Конституции РФ реализуется по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ.

Согласно ст. 62 ч.1 КАС РФ Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Положения ст. 62 ч.2 КАС РФ указывают, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с Законом Ульяновской области от 18.12.2014 № 210-30 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» Департамент архитектуры и градостроительства Ульяновской области (далее - Департамент) принимает решения о выдаче разрешений на строительство или об отказе в выдаче разрешений на строительство.

В судебном заседании установлено, что 16.10.2015 г. ФИО6 обратился в Департамент архитектуры и градостроительства Ульяновской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: Ульяновская область, <адрес>.

29.10.2015 г. Департаментом архитектуры и градостроительства Ульяновской области заявителю было отказано в выдаче разрешения на строительство. Отказ мотивирован тем, что в представленных документах отсутствует правоустанавливающий документ на землю.

Согласно ч. ч. 1 -?2, 4, 11, 13, 14 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство, содержится в ч.9 ст.51 Градостроительного кодекса РФ.

Данный перечень является закрытым и в соответствии с ч.10 ст.51 Градостроительного кодекса РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство.

Как установлено в ходе рассмотрения дела земельный участок площадью 1000 кв.м. кадастровый номер 73:19:111801:283, расположенный по адресу: <адрес> был передан ФИО4 в аренду на 3 года на основании договора аренды земельного участка № 29/2013 года от 30.04.2013, заключенного с Муниципальным учреждением Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями муниципального образования «Ульяновский район», для индивидуального жилищного строительства.

Пункт 4.1.1. договора предусматривает право арендатора заключать договор о передаче земельного участка или его части в субаренду другим юридическим и физическим лицам, с получением предварительного письменного согласия арендодателя и с регистрацией договора субаренды в соответствии с действующим законодательством.

12.03.2014 года между ФИО4 и ФИО6 был заключен договор, которым ФИО4 передал свои права и обязанности по договору аренды земельного участка № 29/2013 года от 30.04.2013 года. Данный договор обязует ФИО6 в десятидневный срок с момента подписания договора передать все документы на государственную регистрацию в управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра по Ульяновской области, после чего предоставить арендодателю земельного участка выписку из ЕГРП о проведении государственной регистрации и наличии у ФИО6 прав по договору аренды земельного участка № 29/2013 года от 30.04.2013 года.

Арендодатель стороной данного договора не являлся.

При этом, суд не соглашается с позицией заинтересованного лица о невозможности отнесения заключенного между ним и ФИО1 к обязательствам, изложенным в п.4.1.1 договора аренды земельного участка года от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им права.

В ст. 153 ГК РФ установлено, что сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

В соответствии со ст. 158 ГК РФ сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной) (п. 1).

Согласно п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Из положений п. 1 ст. 452 ГК РФ следует, что соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.

Каких-либо соглашений, которыми договор аренды был изменен или дополнен, с участием арендодателя заключено не было.

Согласно ч.2 ст. 615 ГК РФ, Арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами. В указанных случаях, за исключением перенайма, ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор.

Данная норма закона, требующая при совершении сделок с арендными правами получение согласия арендодателя, является императивной, а поэтому не может быть изменена договором.

Поэтому, по смыслу пункта 2 статьи 615 Кодекса согласие арендодателя требуется в отношении каждой сделки субаренды, перенайма и иных сделок, касающихся перехода каких-либо прав по договору аренду иному лицу.

В соответствии с положениями п.9 ст. 22 Земельного Кодекса РФ, При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия арендодателя при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.

Вместе с тем, договор аренды земельного участка № 29/2013 года от 30.04.2013 года заключен на три года, то есть, передача прав по договору аренды должна была быть осуществлена после письменного согласия с арендодателем, которое получено не было.

Соответственно, ФИО6 при подаче заявления в департамент архитектуры и градостроительства Ульяновской области о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: Ульяновская область, <адрес>, не были представлены правоустанавливающие документы на земельный участок, дающие ему права пользования им, что указывает на законность действий Департамента архитектуры и градостроительства Ульяновской области о признании незаконным решения по отказу в выдаче разрешения на строительство ФИО6

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

руководствуясь ст. ст.175-180, 218 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО5 ФИО12 к Департаменту архитектуры и градостроительства Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.Л. Грачева