ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6232/16 от 13.09.2016 Ленинскогого районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2а-6232/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 сентября 2016 года

Ленинский районный суд ФИО10 в составе

председательствующего судьи Н.А.Ярошевой

при секретаре Л.А. Кудрявцевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению фонда ФИО10 «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов ФИО10» к Управлению Министерства юстиции РФ по ФИО10 о признании решения незаконным и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

представитель фонда ФИО10 «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов ФИО10» обратился в суд с названным административным иском, в обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ истцом для внесения изменений в сведения о региональном операторе, содержащиеся в ЕГРЮЛ и не связанных с внесением изменений в учредительные документы были представлены следующие документы: заявление по форме (оригинал и копия), согласно которому внесению в ЕГРЮЛ подлежат сведения о ВРИО генерального директора, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица; ); протокол Правления от ДД.ММ.ГГГГ. Управлением Минюста России по ФИО10 на основании пп.1 п.1 ст. 23.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о фонде, не связанных с внесением изменений в его учредительные документы. Считает, что данное решение об отказе незаконно и необоснованно. Решение об отказе в предоставлении государственной услуги принимается по результатам рассмотрения представленных документов при наличии оснований, предусмотренных пунктом 50 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций. При этом исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги не содержит оснований для принятия решения об отказе внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений (изменений в сведения) о некоммерческих организациях. Отказывая в регистрации изменений в сведения о фонде, Управление ссылается на то, что документы, представленные для государственной регистрации, противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации. При этом, в чем конкретно выражены указанные противоречия, Управлением не указано. В обоснование отказа Управление ссылается на то, что должность «ВРИО генерального директора» уставом не предусмотрена, в связи с чем, внесение в ЕГРЮЛ сведений о лице, должность которого не предусмотрена учредительным документом регионального оператора, является нарушением положений устава регионального оператора, а также пункта 2 статьи 14 Федерального закона о некоммерческих организациях. Полагает, что доводы Управления основаны на неверном понимании норм права, регулирующих деятельность Регионального оператора. В соответствии с пунктом 1.1. Устава фонда ФИО10 «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов ФИО10» региональный оператор является не имеющей членства некоммерческой унитарной организацией, созданной в организационно-правовой форме фонда, а также региональным оператором, осуществляющим свою деятельность в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами приморского края, а также настоящим уставом. В силу статьи 30 Закона ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ «О системе капитального ремонта многоквартирных домов в ФИО10» органами управления регионального оператора являются правление регионального оператора, попечительский совет регионального оператора и руководитель регионального оператора. При этом, руководство текущей деятельностью регионального оператора осуществляет руководитель, который назначается на конкурсной основе в порядке, установленном Администрацией ФИО10 (пункт 1 статьи 33 Закона ФИО10). Данная норма корреспондирует пункту 1 статьи 178.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой руководитель регионального оператора назначается на должность на конкурсной основе. Открытый конкурс на замещение должности руководителя регионального оператора проводится в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Руководитель осуществляет функции единоличного исполнительного органа регионального оператора. На основании вышеуказанных норм, пунктом 4.5.1. устава регионального оператора, утвержденного протоколом правления организации от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что руководство текущей деятельностью Организации осуществляет генеральный директор, который имеет право без доверенности действовать от имени фонда. Пунктом 4 статьи 29 Федерального закона о некоммерческих организациях, статьей 30.2 Закона ФИО10, пунктом ДД.ММ.ГГГГ Устава установлено, что образование исполнительных органов регионального оператора и досрочное прекращение их полномочий относится к исключительным полномочиям Правления. Пункт 2 статьи 14 Федерального закона о некоммерческих организациях гласит, что требования устава некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями, участниками, членами. Учитывая прекращение трудовых отношений с ФИО1, необходимость соблюдения процедуры назначения руководителя (постоянно действующего) Фонда на конкурсной основе (по состоянию на текущую дату конкурс не объявлен), руководствуясь вышеуказанными нормами права и протоколом внеочередного заседания правления Фонда от ДД.ММ.ГГГГ (изготовлен ДД.ММ.ГГГГ), приказом Администрации ФИО10 об освобождении от занимаемой должности генерального директора ФИО1 и о возложении временного исполнения обязанностей генерального директора на ФИО2, фонд обратился в Управление для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Полагает, что действующее законодательство ограничения относительно возможности указания в сведениях о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица, сведений только о руководителе постоянно действующего исполнительного органа не содержит. Поскольку ВРИО директора действует от имени общества без доверенности, сведения о нем должны быть внесены в ЕГРЮЛ. Ранее, ДД.ММ.ГГГГ, данное обстоятельство не помешало Управлению принять решение о государственной регистрации изменений, связанных с внесением изменений в учредительные документы регионального оператора и успешно прошедших регистрацию, заявителем по форме заявления выступал также временно исполняющий обязанности генерального директора ФИО2, при этом не являясь: руководителем постоянно действующего исполнительного органа; иным лицом, действующим от имени юридического лица без доверенности; лицом, действующим на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом или актом органа местного самоуправления. Также, следует учесть сведения, размещенные на сайте ФИО25, которые свидетельствуют о внесении информации о врио (ио) руководителей фондов капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территориях иных краев и областей РФ. На сегодняшний день возникла ситуация при которой сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ не соответствуют действительности, что влечет невозможность осуществления в полном объеме Фондом возложенных законом функций до внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Сложившаяся ситуация препятствует Региональному оператору осуществлять полномочия по размещению в ГИС ЖКХ необходимой информации. В дополнение просит обратить внимание на тот факт, что ФИО1 не является генеральным директором на сегодняшний день. Вместе с тем, наличие в ЕГРЮЛ записи о бывшем генеральном директоре ущемляет право последнего на труд (ст. 37 Конституции РФ). Просит признать незаконным и отменить решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о фонде ФИО10 «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов ФИО10»; обязать административного ответчика принять решение о внесении сведений о региональном операторе, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в его учредительные документы, а именно: внести сведения в ЕГРЮЛ о временно исполняющем обязанности генерального директора ФИО2; взыскать с Управления Министерства юстиции Российской федерации по ФИО10 в пользу Фонда ФИО10 «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов ФИО10» расходы по уплате госпошлины при подаче административного искового заявления в размере <данные изъяты> рублей.

Представитель административного истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований и пояснил, что основания, по которым фонду ФИО10 «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов ФИО10» было отказано в государственной регистрации изменений в сведения, не указаны в Административном регламенте. Руководитель фонда назначается на должность по результатам конкурса. В настоящее время он (ФИО2) временно исполняет обязанности генерального директора, а отсутствие сведений о региональном операторе, содержащиеся в ЕГРЮЛ, существенно нарушают его права. До настоящего времени Администрацией ФИО10 не назначен конкурс по назначению на должность, по какой причине - пояснить не смог, в Администрацию ФИО10 представители фонда не обращались. Просит удовлетворить требования.

Представитель Управления Министерства юстиции РФ по ФИО10 – ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, предоставила письменные возражения на административное исковое заявление, в которых просила в удовлетворении требований к Управлению Минюста России по ФИО10 о признании незаконным решения об отказе в государственной регистраций изменений в сведения о Фонде ФИО10 «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов ФИО10» отказать в полном объеме. Дополнительно пояснила, что полномочия ФИО2 как ВРИО генерального директора не оспариваются и под сомнение не ставятся.

Представитель Управления Министерства юстиции РФ по ФИО10 – ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований фонда ФИО10 «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов ФИО10», полагала, что они являются не законными, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Просила в удовлетворении требований отказать.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, суд находит требования административного истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлено, что некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации.

В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ содержатся, в том числе, сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ фонд ФИО10 «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов ФИО10» обратился в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по ФИО10 с заявлением по форме , утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, а именно: внесению подлежали сведения о ВРИО генерального директора Фонда - ФИО2, как о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени Фонда, исключению из ЕГРЮЛ подлежали сведения о генеральном директоре Фонда - ФИО1

Ответом от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Минюста РФ по ФИО10 отказано в государственной регистрации изменений в сведения о фонде Приморского «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов ФИО10», не связанных с внесением изменений в ее учредительные документы.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если учредительные и иные представленные для государственной регистрации документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации. Аналогичное положение содержится в п.50 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011г. №455.

Согласно ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях» учредительными документами некоммерческих организаций являются устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения. Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками). Устав фонда также должен содержать наименование фонда, включающее слово "фонд", сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, и о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Федеральный закон "О некоммерческих организациях" определяя правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, в пункте 1 статьи 28 предусматривает, что структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Пунктом 4.5.1 Устава фонда ФИО10 «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов ФИО10», утвержденного протоколом Правления фонда ФИО10 «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов ФИО10» от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что руководство текущей деятельностью регионального оператора осуществляет генеральный директор, который назначается на конкурсной основе в порядке, установленном администрацией ФИО10.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что конкурс на замещение должности генерального директора фонда ФИО10 «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов ФИО10» не проводился, Администрацией ФИО10 не назначался.

Суд полагает обоснованным довод административного ответчика о том, что с учетом вышеуказанных норм действующего законодательства, положений ст.ст. 8, 53 ГК РФ, п.1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», действующее законодательство по общему правилу предусматривает возможность предоставления полномочий единоличного исполнительного органа (лица, имеющего право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации) нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга, в связи с чем, внесение в ЕГРЮЛ сведений о нескольких лицах, имеющих право действовать от имени некоммерческой организации без доверенности, в том числе сведений о временно исполняющем обязанности или исполняющем обязанности единоличного исполнительного органа допустимо в случае, если наличие данных лиц предусмотрено уставом некоммерческой организации.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Управление Министерства юстиции РФ по ФИО10, с целью разъяснения допустимости внесения сведений о ВРИО генерального директора в ЕГРЮЛ, а также допустимости исключения из ЕГРЮЛ сведений о лице, ранее имевшем право без доверенности действовать от имени Фонда, без внесения сведений о возложении указанных полномочий на иное лицо, обратилось с запросами о предоставлении информации к директору Департамента по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации.

Из ответов Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ следует, что уставом фонда ФИО10 «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» не предусмотрено внесение сведений о ВРИО Генерального директора, как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Фонда, а также, что у лица, замещавшего должность руководителя, отсутствует возможность обеспечить внесение в ЕГРЮЛ сведения только о своем прекращении полномочий, поскольку единоличный исполнительный орган осуществляет руководство оперативной деятельностью юридического лица, представляет его интересы в отношениях с третьими лицами, несет ответственность за деятельность юридического лица, следовательно, юридическое лицо не может осуществлять свою деятельность без руководителя.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что у административного ответчика имелись основания для отказа в государственной регистрации изменений в сведения о фонде ФИО10 «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов ФИО10».

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления… если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 КАС, с учетом разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 10.02.2009 г. (п.25) при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Суд приходит к выводу, что решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о фонде ФИО10 «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов ФИО10» принято Управлением Министерства юстиции РФ по ФИО10 в установленный срок, в соответствии с требованиями действующего законодательства и в пределах компетенции данного органа, в решении административным ответчиком подробно указаны основания, по которым оно принято, в связи с чем, оснований для признания его незаконным не имеется.

То обстоятельство, что ранее ДД.ММ.ГГГГ в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по ФИО10 поступили документы для государственной регистрации изменений, вносимых в устав Фонда ФИО10 «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов», при этом заявителем являлся ФИО2, как иное лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности, и административным ответчиком было принято решение о регистрации изменений, а также, что на сайте ФИО25 имеются сведения, которые свидетельствуют о внесении информации о врио (ио) руководителей фондов капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территориях иных краев и областей РФ, не являются юридически значимыми по данному делу и не свидетельствуют о незаконности принято административным ответчиком решения.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований фонда ФИО10 «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов ФИО10» о признании незаконным и отмене решения Управления Министерства юстиции РФ по ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о фонде ФИО10 «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов ФИО10», возложении обязанности принять решение о внесении сведений о региональном операторе, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в его учредительные документы, а именно: внести сведения в ЕГРЮЛ о временно исполняющем обязанности генерального директора ФИО2, а также взыскании с Управления Министерства юстиции Российской федерации по ФИО10 в пользу Фонда ФИО10 «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов ФИО10» расходов по уплате госпошлины при подаче административного искового заявления в размере <данные изъяты> рублей не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления фонда ФИО10 «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов ФИО10» к Управлению Министерства юстиции РФ по ФИО10 о признании решения незаконным и возложении обязанности отказать.

Решение может быть обжаловано в ФИО10 краевой суд через Ленинский районный суд ФИО10 в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья Ленинского районного

суда ФИО10 Н.А.Ярошева

мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.