ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6234/2021 от 21.10.2021 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу №2а-6234/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 октября 2021года г. Краснодар

Первомайский районный суд г. Краснодара Краснодарского края в составе:

Председательствующего судьи Игорцевой Е.Г.,

при секретаре Семененковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Лазариди Н. И. к Управлению федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю, Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №16 по Краснодарскому краю, заинтересованное лицо ООО «Юджин»о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Лазариди Н.И. обратился в суд с административным иском к Управлению федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю (далее – УФНС России по КК),заинтересованное лицо ООО «Юджин» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований Лазариди Н.И. указал, что 08.09.2017 года в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) в отношении ООО «Юджин» внесена запись о введении процедуры ликвидации по заявлению общества. Не смотря на то, что максимальный срок добровольной ликвидации не может составлять более 1 года и 6 месяцев, фактически ликвидация продолжается 3,5 года. Административный истец обратился в УФНС России по КК с заявлением о погашении записи в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации ООО «Юджин» и изменении состояния юридического лица на действующее. Административный ответчик отказал в удовлетворении заявления, указав, что нормативными правовыми актами не установлены сроки внесения в ЕРЮЛ сведений об истечении срока ликвидации общества с ограниченной ответственность.

Согласно административному иску Лазариди Н.И. просил суд признать незаконным бездействие УФНС России по КК, выразившееся в непринятии мер по несению записи об истечении срока добровольной ликвидации ООО «Юджин» в ЕГРЮЛ; обязать УФНС России по КК устранить допущенное нарушение путем внесения в ЕГРЮЛ записи об истечении срока добровольной ликвидации ООО «Юджин».

Определением Первомайского районного суда г. Краснодара от 30.09.2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы №16 по Краснодарскому краю (далее – МИФНС России № 16 по КК).

Определением Первомайского районного суда г. Краснодара от 30.09.2021 года к производству были приняты уточненные административные исковые требования, согласно которым Лазариди Н.И. просил суд признать незаконным бездействие УФНС России по КК и МИФНС России № 16 по КК, выразившееся в непринятии мер по внесению записи об истечении срока добровольной ликвидации ООО «Юджин» в ЕГРЮЛ; обязать УФНС России по КК и МИФНС России № 16 по КК устранить допущенное нарушение путем внесения в ЕГРЮЛ записи об истечении срока добровольной ликвидации ООО «Юджин».

В судебное заседание административный истец Лазариди Н.И. не явился, о месте и времени судебного разбирательства был извещен. Об уважительности причин неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. Суд, учитывая наличие надлежащим образом нотариально оформленной доверенности на ведение дела в суде, считает возможным на основании части 6 статьи 226 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствии истца, при участии его представителя.

В судебном заседании представитель административного истца Лазариди Н.И.ФИО4, действующий по доверенности от 03.12.2018 года,уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика УФНС России по КК - ФИО5, действующая по доверенности от 23.11.2020 года, административные исковые требования не признала, просила в иске отказать.

В судебном заседании представитель административного соответчика МИФНС России №16 по КК – ФИО6, действующий по доверенности от 23.11.2020 года, административные исковые требования не признал, просил в иске отказать.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица ООО «Юджин» не явился, о месте и времени судебного разбирательства был извещен. Об уважительности причин неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.Суд на основании части 6 статьи 226 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 08.09.2017 года в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) в отношении ООО «Юджин» внесена запись №7172375207998 о введении процедуры ликвидации по заявлению общества, ликвидатором указан ФИО2.

Административный истец обратился в УФНС России по КК с заявлением о погашении записи в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации ООО «Юджин» и замене состояния юридического лица на действующее (л.д. 30).

В письме от 25.05.2021 года УФНС России по КК отказала Лазариди Н.И. в удовлетворении заявления, указав, что нормативными правовыми актами не установлены сроки и процедура внесения в ЕРЮЛ сведений об истечении срока ликвидации общества с ограниченной ответственность, не разъяснен порядок внесения соответствующих записей (л.д. 32).

На основании статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со статьей 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Административное исковое заявление об оспаривании бездействия, поступило в Первомайский районный суд города Краснодара согласноотметке 25.06.2021 года, чем был соблюден трехмесячный срок на обращение в суд, установленный статьей 219 КАС РФ.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об учредителях или участниках юридического лица в соответствии со статьей 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе в отношении общества с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости доли в уставном капитале общества, принадлежащей каждому участнику и обществу, о передаче доли или ее части в залог или об ином их обременении, о передаче доли или ее части (в том числе доли, переходящей в порядке наследования) в доверительное управление и о доверительном управляющем долей или ее частью, в отношении акционерного общества - сведения о том, что общество состоит из единственного участника (акционера), и сведения о таком участнике, а также сведения о держателе реестра акционеров общества.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

На основании пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 22 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ установлен порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица, которая осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица на основании документов, указанных в статье 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Согласно статье 57 Федерального закона от 08.02.1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества. Общество может быть ликвидировано также по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

Решение общего собрания участников общества о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества.

Общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

Пунктом 6 статьи 57 Федерального закона от 08.02.1998 года № 14-ФЗ установлено, что срок ликвидации общества, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать один год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев.

Исходя из указанных выше норм, регистрирующий орган вносит соответствующие записи в ЕГРЮЛ в отношении юридических лиц на основании документов, поданных заинтересованными лицами.

Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не предусмотрены ограничительные сроки действия внесенных в ЕГРЮЛ записей в части статуса юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, в связи с чем регистрирующий орган не имеет оснований самостоятельно вносить в указанной части изменения в ЕГРЮЛ.

Таким образом, признаков бездействия регистрирующего органа судом не установлено.

Решений о возобновлении деятельности юридического лица общим собранием ООО «Юджин» не принималось.

Исходя из пункта 5 статьи 62 Гражданского кодекса РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего.

Административный истец ликвидации юридического лица в судебном порядке не требовал, действия ликвидационной комиссии (ликвидатора юридического лица) не оспаривал.

При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

В соответствии с ч. 2 ст. 176 КАС РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Согласно ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Лазариди Н. И. к Управлению федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю, Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №16 по Краснодарскому краю о признании незаконным бездействия, возложении обязанности - отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд города Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда.

Судья Игорцева Е.Г.

Мотивированный текст решения изготовлен 03 ноября 2021 года