ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-623/2021 от 16.11.2021 Добринского районного суда (Липецкая область)

Дело № 2а-623/2021

(УИД 48RS0008-01-2021-000899-29)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 ноября 2021 года п. Добринка Липецкой области

Добринский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Грищенко С.А.,

при секретаре Комаровой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п.Добринка административное дело № 2а-623/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации сельского поселения Нижнематренский сельский совет Добринского муниципального района Липецкой области об обязании осуществить перевод земельного участка в другую категорию,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения Нижнематренский сельский совет Добринского муниципального района Липецкой области( далее Администрация) об обязании осуществить перевод земельного участка в другую категорию, указывая на то, что ему на праве собственности принадлежит единое землевладение : комплекс зданий и сооружений ООО «Ремонтно-Техническое предприятие « Хворостянское» с кадастровым и земельный участок с кадастровым , расположенные по адресу <адрес>, зарегистрированное как земельный участок для производственных нужд. Он обращался с письменным заявлением к главе Администрации с просьбой перевести земли промышленного назначения в земли с/х назначения. Им соблюдены требования законодательства относительно перевода земель из одной категории в другую. В свою очередь, его заявление оставлено главой Администрации без рассмотрения, что нарушает его законные права. Просит обязать ответчика перевести, принадлежащее ему на праве собственности единое землевладение-комплекс зданий и сооружений ООО «Ремонтно-Техническое предприятие « Хворостянское» с кадастровым и земельный участок с кадастровым , расположенные по адресу <адрес>, зарегистрированное как земельный участок для производственных нужд в категорию с/х земель, расположенных в населённых пунктах.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте извещен своевременно, надлежащим образом.

Представитель административного ответчика администрации сельского поселения Нижнематренский сельский совет Добринского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте извещен своевременно, надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив письменные материалы дела, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов( ч.1 ст. 219 КАС РФ).

Бремя доказывания законности оспариваемого решения, действия или бездействия возлагается на заинтересованный орган или должностное лицо. Вместе с тем заявитель должен доказать, что его права и свободы были нарушены оспариваемым решением, действием или бездействием (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Земельным кодексом Российской Федерации (подпункт 8 пункта 1 статьи 1, пункт 2 статьи 7) закреплен принцип деления земель по целевому назначению, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Под использованием земель по целевому назначению подразумевается осуществление землепользования в соответствии с правовым режимом, определенным Земельным кодексом Российской Федерации.

Земли населенных пунктов (иного специального назначения) и земли сельскохозяйственного назначения в соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации составляют различные (самостоятельные) категории земель.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.(пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации)

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (абзац 9 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ).

Частью 1 статьи 2 Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ предусмотрено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Требования к содержанию ходатайства устанавливаются уполномоченными органами государственной власти и определены также в части 3 указанной статьи.

Ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт об отказе в переводе земель или земельных участков) в следующие сроки: в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. (часть 1, 4 статьи 3 Федерального закона от 21декабря 2004 года N 172-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что администрация с/п Нижнематренский с/с Добринского муниципального района Липецкой области РФ включена в единый реестр юридических лиц; главой администрации является ФИО2, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц от 17.08.2021 № ЮЭ9965-21-207759691.

05.12.2017 в ЕГРП внесена запись о регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок кадастровый ( единое землепользование), состав земельного участка , ( граница земельного участка не установлена, имеют статус «актуальные, ранее учтенные») площадью 31000 кв.м., расположенный по адресу <адрес>. Категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешённого использования-для производственных нужд, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 05.12.2017.

Административный ответчик право собственности на указанный объект недвижимости административного истца не оспаривал.

В соответствии с ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты.

Судебная защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций при принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц осуществляется в том числе и в порядке административного судопроизводства - по нормам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Бремя доказывания законности оспариваемого решения, действия или бездействия возлагается на заинтересованный орган или должностное лицо. Вместе с тем заявитель должен доказать, что его права и свободы были нарушены оспариваемым решением, действием или бездействием (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует восстановление прав административного истца путем обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, основанием для признания бездействия незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика. Отсутствие таких нарушений является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца.

В ходе подготовки административным истцом было сообщено, что в период с 2018-2019 он неоднократно обращался к главе Администрации с просьбой рассмотреть заявление о переводе спорного земельного участка в категорию земель для с/х назначения. Документы, необходимые для рассмотрения заявления он не предоставлял, полагая, что обязанность определить необходимый объем документации лежит на главе Администрации. Однако административный ответчик мер к рассмотрению заявления не принял.

В ходе подготовки представитель административного ответчика глава Администрации ФИО2 пояснял, что ФИО1 обращался к нему с вопросом о том, что необходимо ему предпринять для перевода спорного земельного участка из одной категории земель в другую, на что он пояснял, что необходимо подать ходатайство и пакет документов, по результатам рассмотрения которого будет принято решение. Однако административный истец в период с 2018-2019 с указанным ходатайством в Администрацию поселения не обращался и заявление предметом рассмотрения не являлось.

На неоднократные предложения суда, административным истцом не предоставлены сведения о факте обращения в Администрацию с ходатайством о переводе земельного участка в иную категорию земель.

Не установлены указанные обстоятельства и в ходе судебного заседания.

Из журнала регистрации писем, заявлений и жалоб граждан в администрации с/п Нижнематренский с/с за 2016-2018, 2019 сведений о факте обращения административного истца в Администрацию с ходатайством о переводе спорного земельного участка в иную категорию земель с приложением документов, не следует.

Таким образом, судом установлено, что административный истец, в соответствии с указанными нормами права в Администрацию с ходатайством о переводе спорного земельного участка разрешенное использование- для производственных нужд из состава земель для населенных пунктов в земли с/х назначения не обращался и тем самым отсутствуют основания, свидетельствующие о бездействии со стороны Администрации по не рассмотрению ходатайства и следовательно нарушении прав и свобод ФИО1.

Поскольку суд не вправе подменять органы власти и разрешать вопрос о переводе земель из одной категории в другую, который относится к исключительной компетенции административного ответчика, при не установлении факта обращения ФИО1 в администрацию по рассмотрению необходимого ходатайства, у суда отсутствуют правовые основания для обязании административного ответчика перевести, принадлежащий ФИО1 на праве собственности единое землевладение-комплекс зданий и сооружений ООО «Ремонтно-Техническое предприятие « Хворостянское» с кадастровым и земельный участок с кадастровым , расположенные по адресу <адрес>, зарегистрированное как земельный участок для производственных нужд в категорию земель с/х назначения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления к администрации сельского поселения Нижнематренский сельский совет Добринского муниципального района Липецкой области об обязании перевести единое землевладение-комплекс зданий и сооружений ООО «Ремонтно-Техническое предприятие « Хворостянское» с кадастровым и земельный участок с кадастровым , расположенные по адресу <адрес>, зарегистрированное как земельный участок для производственных нужд в категорию земель с/х назначения, - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Добринский районный суд Липецкой области в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.А.Грищенко

Мотивированное решение изготовлено 30.11.2021 года