ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-623/2022 от 26.08.2022 Палехского районного суда (Ивановская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Южа Ивановской области 26 августа 2022 года

Палехский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Плотниковой А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО2,

с участием

административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО5, действующего на

основании доверенности,

представителя заинтересованного лица - ООО <данные изъяты>

<данные изъяты>Г., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес><адрес> о признании незаконным решения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании переустройства жилого помещения,

установил:

Административный истец ФИО3 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит:

- признать незаконным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>;

- обязать административного ответчика выдать ФИО1, ФИО4 и ФИО4 разрешение на установку индивидуального отопления в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.

Административное исковое мотивировано следующим.

Административный истец ФИО1, а также несовершеннолетние ФИО4 и ФИО4 являются собственниками соответственно 3/5, 1/5, 1/5 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Администрацию Южского района Ивановской области по вопросу согласования переустройства квартиры для проведения индивидуального отопления квартиры. На данное заявление ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Южского района дан ответ , где указано, что в Южском городском поселении перевод потребителей в жилых многоквартирных домах, подключенных к централизованному теплоснабжению, на индивидуальное теплоснабжение не предусматривается.

Ввиду того, что закон разрешает переводить квартиру в МКД на индивидуальное автономное отопление при условии оформления переустройства жилого помещения, истец повторно ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию Южского района для получения разрешения (согласования) на переустройство жилого помещения по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, приложив документы, указанные в ст. 26 ЖК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ за администрацией Южского муниципального района было принято решение об отказе в согласовании переустройства вышеуказанного жилого помещения на основании п. 3 ч. 1 ст. 27 ЖК РФ в связи с тем, что проект переустройства не соответствует требованиям законодательства.

С данными основаниями истец не согласна по следующим основаниям.

На согласование истцом был представлен проект установки счетчика газа и настенного отопительно-водогрейного теплогенератора и индивидуального отопления квартиры, выполненный ООО Проектная контора «Баюн», имеющим допуск к работам, которые согласно свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Проект выполнен в соответствии с требованиями строительных норм и правил, законодательства РФ, вместе с проектом в администрацию были представлены технические условия от ДД.ММ.ГГГГ, выданные ОАО «Ивановооблгаз» - филиал «Шуямежрайгаз» Южский производственный участок, о разрешении отпуска газа для устанавливаемых газовых приборов, акт Всероссийского добровольного пожарного общества (ВДПО) от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии вентиляционных каналов квартиры нормативным требованиям.

Проект установки счетчика газа, настенного отопительно-водогрейного теплогенератора и индивидуального отопления согласован с филиалом ОАО «Ивановооблгаз» на соответствие выданным техническим условиям.

Также заявитель предоставил администрации протокол общего собрания собственников жилых помещений и лист регистрации собственников дома по адресу: <адрес>, согласно которому собственники жилых помещений единогласно проголосовали за разрешение проведения ФИО9 индивидуального отопления в квартире.

Как следует из оспариваемого решения какой-либо неполноты в представленных документах не имеется.

Утверждение администрации о том, что представленный ФИО9 проект противоречит п. 15 ст. 14 Федерального закона «О теплоснабжении» является несостоятельным, поскольку из содержания указанной нормы следует, что запрещен переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Администрацией Южского района схема теплоснабжения поселения утверждена ДД.ММ.ГГГГ, то есть после подачи заявителем обращения ДД.ММ.ГГГГ о намерении перехода квартиры на индивидуальное отопление.

В настоящее время собственники 6 квартир из 12 установили индивидуальное отопление в квартирах.

Административный истец считает, что отказ в согласовании переустройства жилого помещения нарушает права и законные интересы административного истца, а именно создает препятствия в реализации проведения индивидуального отопления в квартире.

В обоснование административных исковых требований ссылается в т.ч. на ст.ст. 25, 26, 27 ч. 3 ЖК РФ, 218-220 КАС РФ.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержала требования административного искового заявления в полном объеме и просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что расчета влияния отключения отопительных приборов в принадлежащей ей квартире на систему отопления многоквартирного дома в целом не имеется. Источник тепловой энергии, который она намерена использовать для отопления своей квартиры, функционирует на природном газе. Проект переустройства с теплоснабжающей организацией, которой является ООО «Тепло Людям. Южа», не согласован.

Представитель административного ответчика – Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района Ивановской области ФИО5 в судебном заседании отнес разрешение о административных исковых требований на усмотрение суда, дополнительно пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в КУМИ администрации Южского муниципального района, ДД.ММ.ГГГГ – в администрацию Южского муниципального района. ДД.ММ.ГГГГ принято постановление администрации Южского муниципального района -П, вступившее в законную силу ДД.ММ.ГГГГ и согласно ответу администрации Южского муниципального района, поступившему в адрес административного ответчика, с указанной даты согласование переустройства для установки индивидуального отопления не производится. Согласно сведениям, представленным Управлением ЖКХ администрации Южского муниципального района, ограничение, касающееся перехода на индивидуальное теплоснабжение, вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ На 2022 год ограничений по установке индивидуальной системы теплоснабжения не имеется. Им не согласован оспариваемый административным истцом отказ в согласовании переустройства жилого помещения, поскольку схема теплоснабжения актуализирована на 2023 год, в схеме на 2022 год запрета на переход на индивидуальное отопление не имеется. В текущем году административным ответчиком выдано более десяти согласований переходов на индивидуальное отопление.

Представитель заинтересованного лица - ООО «<данные изъяты>ФИО6 в судебном заседании просила об отказе в удовлетворении административного искового заявления по основаниям, приведенным в представленных возражениях на иск (л.д. 80).

Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право граждан, организаций, иных лиц на обращение в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из материалов дела установлено следующее.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ правообладателями жилого помещения по адресу: <адрес> являются: ФИО1 (3/5), несовершеннолетние ФИО4 и ФИО4 (по 1/5) (л.д. 82-83).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась к начальнику Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Южского района с заявлением о внесении изменений в схему теплоснабжения Южского городского поселения в связи с намерением перехода квартиры по адресу: <адрес> на индивидуальное газовое отопление (л.д. 5).

ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления ЖКХ администрации Южского района в адрес ФИО1 направлен ответ за , согласно которому в Южском городском поселении Южского муниципального района Ивановской области перевод потребителей в жилых многоквартирных домах, подключенных к централизованному теплоснабжению, на индивидуальное теплоснабжение не предусматривается (л.д. 27-28).

ДД.ММ.ГГГГ ООО ПК «Баюн» разработаны проекты индивидуального отопления квартиры (л.д. 12-17) и переустройства сети газопотребления в квартире по вышеуказанному адресу (л.д. 18-26).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в КУМИ администрации Южского муниципального района с заявлением (и приложенным к нему пакетом документов – л.д. 31-35) о разрешении переустройства вышеуказанного жилого помещения – установки индивидуального газового оборудования и монтаж системы отопления (л.д. 6-7).

Решением и.о. председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ отказано в согласовании переустройства помещения в многоквартирном доме на основании п. 3 ч. 1 ст. 27 Жилищного кодекса РФ ввиду несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства, со ссылками на ч. 15 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и на постановление администрации Южского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении доработанного проекта схемы теплоснабжения Южского городского поселения Южского муниципального района. Актуализация на 2023 год», которым предусмотрены ограничения перехода на индивидуальное теплоснабжение отдельных потребителей в Южском городском поселении Южского муниципального района (л.д. 29-30).

Согласно сведениям, представленным Управлением ЖКХ администрации Южского муниципального района, в адрес КУМИ администрации Южского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ, ограничения, касающиеся перехода на индивидуальное теплоснабжение отдельных потребителей в жилых помещениях МКД, вступают в силу с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 67).

Из ответа начальника Управления ЖКХ администрации Южского муниципального района в адрес ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что перевод на индивидуальное теплоснабжение отдельных потребителей в многоквартирных домах приводит к следующим негативным последствиям: нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения и, как следствие, тепловой баланс всего жилого здания; наносится существенный вред всей отопительной системе (в частности, происходит снижение температуры в примыкающих помещениях); нанесение вреда экологии вследствие большого выброса продуктов сгорания; снижение безопасности жителей из-за установки газового оборудования в неприспособленном помещении (л.д. 68).

В соответствии с положениями ст. ст. 25, 26 Жилищного кодекса РФ установка, замена, перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, являются переустройством жилого помещения, которое должно производиться с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

В соответствии с п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170, переоборудование жилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Согласно ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190 «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. № 2115 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения.

П. 64 вышеназванных Правил раскрыт перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, в который в том числе входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, погасании пламени горелки, падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа; если с использованием таких источников осуществляется отопление менее 50 процентов общей площади помещений в многоквартирном доме.

Актуальное нормативно-правовое регулирование не предполагает наличия возможности перехода жилого помещения в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на индивидуальное отопление.

Согласно пп.21 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.

Ввиду того, что проект переустройства жилого помещения затрагивает общедомовую инженерную систему отопления, он должен соответствовать строительным нормам, правилам проектирования, а также быть согласованным с теплоснабжающей организацией.

Административный истец в судебном заседании не отрицала, что проект переустройства с теплоснабжающей организацией не согласован.

Согласно отраженной в решении Верховного суда РФ от 7.05.2015 г. № АКПИ15-198 правовой позиции следует, что запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения (ч. 15 ст.14 Федерального закона № 190-ФЗ) установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

Согласно п.20 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190 «О теплоснабжении» схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органа местного самоуправления.

Согласно схеме теплоснабжения Южского городского поселения Южского муниципального района Ивановской области от 2021 года (на 2022 год) сложившаяся в Южском городском поселении Южского муниципального района Ивановской области система централизованного теплоснабжения обеспечивает в полном объеме потребность в тепловой энергии потребителей, подключенных к ней. Дефицита тепловой мощности источников теплоснабжения на перспективный период не прогнозируется. Использование индивидуальных источников тепловой энергии предусматривается при развитии зон строительства на окраине населенного пункта (п 2.2). На период действия схемы теплоснабжения отапливаемая площадь строительных фондов сохраняется без изменений. Подключение или отключение потребителей от системы отопления не планируется (п. 1.1.1) (л.д. 91-114).

Постановлением администрации Южского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ-п принято решение об утверждении доработанного проекта схемы теплоснабжения Южского городского поселения Южского муниципального района. Актуализация на 2023 год (л.д. 116), которым предусмотрены ограничения перехода на индивидуальное теплоснабжение отдельных потребителей в Южском городском поселении Южского муниципального района: так, согласно п. 2.2 указанного проекта схемы в Южском городском поселении Южского муниципального района Ивановской области перевод потребителей в жилых многоквартирных домах, подключенных к централизованному теплоснабжению, на индивидуальное теплоснабжение не предусматривается. Использование индивидуальных источников тепловой энергии предусматривается при развитии зон строительства на окраине населенного пункта (л.д. 117-170)

Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> по вопросу «Установка газового котла в <адрес>» «за» проголосовали 100% от числа голосовавших (л.д. 171-173; 174-175; 176).

Согласно письму из Управления ЖКХ администрации Южского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ факт подключения многоквартирного <адрес> к центральной системе теплоснабжения подтверждается схемой теплоснабжения, а также техническим паспортом данного дома (л.д. 86; 87-89).

По изложенному, суд приходит к выводу, что сведений о том, что схема теплоснабжения Южского городского поселения на 2022 год предусматривает возможность перехода на отопление помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии материалы дела не содержат, а сведения, содержащиеся в исследованных судом схемах теплоснабжения, о том не свидетельствуют.

Оценивая довод административного истца о том, что закон допускает перевод квартиры в многоквартирном доме на индивидуальное автономное отопление при условии оформления переустройства жилого помещения, суд отмечает, что право потребителей на отказ от получения услуг централизованного отопления в многоквартирном доме, подключенном к централизованной системе отопления, может быть реализовано посредством отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить в рамках реконструкции многоквартирного дома. Согласно письму Минстроя России от 7.09.2016 г. № 29077-АТ/04 отказ от централизованного теплоснабжения переход на автономное теплоснабжение возможен только для многоквартирного дома в целом, т.к. при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме нарушается тепловой баланс жилого здания. В результате чего могут быть нарушены права жителей многоквартирного дома (л.д. 81).

По изложенному, с учетом правового регулирования спорных правоотношений, принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения администрации Южского муниципального района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании переустройства жилого помещения в многоквартирном доме.

Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, для признания незаконным решения органа, наделенного публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Административным истцом не представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов оспариваемым решением административного ответчика.

При таких обстоятельствах, заявленные административным истцом требования о признании незаконным оспариваемого решения не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района Ивановской области о признании незаконным решения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании переустройства жилого помещения – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Палехский районный суд Ивановской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья: подпись А.Н. Плотникова

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.