ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-623/22 от 09.03.2022 Индустриального районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-623/22

УИД 18RS0004-01-2021-006938-43

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 марта 2022 года г. Ижевск

Индустриальный районный суд г. Ижевска

под председательством судьи Суворовой В.Ю.

при секретаре судебного заседания Москвиной Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Главному управлению по государственному надзору УР об оспаривании действий (бездействия), решений органа государственного жилищного надзора,

У С Т А Н О В И Л:

Административные истцы ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным иском к Главному управлению по государственному надзору УР об оспаривании действий (бездействия), решения органа государственного жилищного надзора. Требования мотивированы тем, что административные истцы являются собственниками жилых помещений в <...>. Собственниками помещений в данном МКД было проведено общее собрание в период с 18 апреля 2021 года по 04 мая 2021 года. Принятые решения оформлены протоколом №1 от 04 мая 2021 года. По вопросу №2 повестки дня собрания принято решение: признать управляющую организацию ООО УК «ЖРП №8» не исполняющей взятых на себя обязательств по оказанию услуг и выполнению работ по содержанию общего имущества, предоставлению коммунальных услуг, услуг управления. По вопросу №3 принято решение: расторгнуть договор управления многоквартирным домом с ООО УК «ЖРП №8» на основании ч.8.2 ст.162 ЖК РФ в связи с неисполнением со стороны управляющей организации взятых на себя обязательств по оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества, предоставлению коммунальных услуг, услуг управления. По вопросу №4 принято решение: выбрать управляющей организацией многоквартирным домом №233 по ул. 9 Января г.Ижевска - управляющую организацию ООО УК «Основа». Решения общего собрания не обжалованы, недействительными (ничтожными) не признаны. Таким образом, договор управления с ООО УК «ЖРП №8» расторгнут. 11 мая 2021 года заключен договор управления МКД №233 между собственниками помещений МКД и ООО УК «Основа». В соответствии с ч.2 ст.198 ЖК РФ лицензиат ООО УК «Основа» разместил сведения в системе и направил заявление №283 от 24 мая 2021 года в Управление по надзору УР о внесении изменений в реестр лицензий УР в связи с заключением договора управления МКД. В нарушение ч.2 ст.198 ЖК РФ другой лицензиат ООО УК «ЖРП №8» сведения о расторжении договора управления МКД №233 по ул. 9 Января г.Ижевска в системе разместил, но в Управление по надзору УР не направил. Управлением по надзору УР было принято решение о приостановлении рассмотрения заявления ООО УК «Основа» в связи с наличием в реестре сведений об управлении МКД, указанного в заявлении, другим лицензиатом - ООО УК «ЖРП №8» (из ответа от 23 июля 2021 года №8453-Ж ФИО2). Также ответом от 23 июля 2021 года №8453-Ж Управление по надзору сообщило ФИО2 о том, что в период приостановления заявления в адрес Управления по надзору УР от ООО УК «Основа» поступило заявление №312 от 16 июня 2021 года (вх. №10148 от 16 июня 2021 года) об отзыве поданного ранее заявления о внесении изменений в реестр лицензий №283 от 24 мая 2021 года. В связи с отзывом ООО УК «Основа» заявления о внесении изменений в реестр лицензий в отношении МКД №233 по ул. 9 Января г.Ижевска Управлением по надзору УР данное заявление оставлено без рассмотрения. Ответом от 08 сентября 2021 года №10089-Ж Управление по надзору УР (со ссылкой на оставление Управлением без рассмотрения заявления ООО УК «Основа» о внесении изменений в реестр лицензий) разъясняет ФИО2 положения гражданского и жилищного законодательства и права граждан на свободу в заключении договора управления, право собственников в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления и принять решение о выборе иной управляющей организации. Полагают, что в нарушение закона внеплановая проверка, предусмотренная ч.3 ст.198 ЖК РФ, в отношении ООО УК «ЖРП №8» на предмет ненаправления данным лицензиатом сведений в орган государственного жилищного надзора о расторжении договора управления спорным МКД Управлением по надзору не была проведена. Также в нарушение закона Управлением по надзору УР до настоящего времени по заявлению ООО УК «Основа» о внесении изменений в реестр не приняты ни решение о внесении изменений в реестр, ни мотивированное решение об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов. Административные истцы усматривают, что принятие решения об оставлении заявления о внесении изменений в реестр лицензий без рассмотрения не предусмотрено ни ЖК РФ, ни пунктом 7 Порядка. Административные истцы полагают, что внеплановая проверка в отношении ООО УК «ЖРП №8» в связи с ненаправлением в Управление по надзору УР сведений о расторжении договора управления спорным домом должна была выявить несоответствие действий этого лицензиата требованиям ч.2 ст.198 ЖК РФ. Административные истцы полагают, что Управление по надзору УР, надлежащим образом осуществляя надзорные функции, было обязано разъяснить ООО УК «Основа», что оно не вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления на данный момент, то, что будут нарушены права собственников спорного дома на свободу в выборе управляющей организации и в заключении договора, иные их права и законные интересы. Незаконными действиями административного ответчика и ответом нарушаются права административных истцов на свободный выбор управляющей организации, на свободу в заключении договора управления, на включение в реестр лицензий законно избранной управляющей организации, на свободу в расторжении договора управления с организацией, ранее управлявшей домом, на реализацию законных решений, принятых собственниками помещений в доме, на благоприятные и безопасные условия проживания и т.д. Просят признать незаконными, нарушающими права и законные интересы ФИО1, ФИО2, действия Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики:

по не проведению внеплановой проверки в отношении ООО УК «ЖРП №8» в связи с не поступлением сведений от ООО УК «ЖРП №8» о расторжении договора управления многоквартирным домом № 233 по ул. 9 Января г. Ижевска в период с 24.05.2021 по настоящее время и вплоть до обращения истцов в суд,

по невозвращению ООО УК «Основа» заявления от 16.06.2021 об отзыве поданного ранее заявления от 24.05.2021,

по не разъяснению в порядке надзора управляющей организации ООО УК «Основа» положений законодательства РФ об отсутствии у неё оснований для одностороннего расторжения заключённого договора управления № 9Я233,

по оставлению без рассмотрения заявления ООО УК «Основа» от 24.05.2021 о внесении изменений в реестр лицензий УР в нарушение Жилищного кодекса РФ и пункта 7 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъектов РФ (утв. приказом Минстроя РФ от 25.12.2015 № 938/пр) в установленный законом срок и вплоть до обращения граждан в суд,

по направлению ответов от 23.07.2021 № 8453-Ж, от 08.09.2021 № 10089, содержащих сведения, не соответствующие Жилищному кодексу РФ и Порядку и срокам внесения изменений в реестр лицензий субъектов РФ (утв. приказом Минстроя РФ от 25.12.2015 № 938/пр), данных не по существу вопросов, поставленных в обращениях;

- признать незаконными, вводящими в заблуждение собственников ФИО2, ФИО1, данными не по существу поставленных в обращениях вопросов, ответы Главного управления по государственному надзору УР от 23.07.2021 № 8453-Ж, от 08.09.2021 № 10089;

обязать Главное управление по государственному надзору УР в срок 5 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу:

- провести проверку в отношении ООО УК «ЖРП №8» по факту не поступления от ООО УК «ЖРП №8» в Управление по надзору УР сведений о расторжении договора управления многоквартирным домом № 233 по ул. 9 Января г. Ижевска и по факту поступления сведений от ООО УК «Основа» о заключении договора управления указанным домом,

рассмотреть заявление ООО УК «Основа» от 24.05.2021 № 283 о внесении изменений в реестр лицензий УР,

- принять решение о внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики включением сведений о МКД № 233 по ул. 9 Января г. Ижевска в лицензию ООО УК «Основа» в связи с заключением договора управления и исключением сведений о МКД № 233 по ул. 9 Января г. Ижевска из лицензии ООО УК «ЖРП №8» в связи с расторжением договора управления.

Определениями суда от 19 ноября 2021 года, от 08 декабря 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО УК «Основа», ООО УК «ЖРП №8».

В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица ООО УК «Основа», извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствии не явившегося лица.

В судебном заседании административные истцы ФИО1, ФИО2 поддержали административное исковое заявление в полном объеме по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, при рассмотрении дела просила в удовлетворении административного иска отказать, поддержала приобщенные к материалам дела письменные возражения, согласно которым действия и решения административного ответчика соответствуют требованиям закона.

Представитель заинтересованного лица ООО УК «ЖРП №8» ФИО4, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать, поддержала приобщенный к материалам дела письменный отзыв, согласно которым оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется..

Суд, исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению в силу следующего.

В силу ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц, могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.ч. 8, 9, 10 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административные истцы обратились в суд с настоящим иском 20 октября 2021 года.

Из ответа Управления по надзору УР от 23 июля 2021 года №8453 административным истцам стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Указанный ответ размещен в системе ГИС ЖКХ 27 июля 2021 года.

Таким образом, срок обращения в суд административными истцами не пропущен.

В соответствии с п.п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №59-ФЗ) регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

В силу ст. 2 Федерального закона №59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона №59-ФЗ обращение гражданина – это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона №59-ФЗ установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

В соответствии с требованиями ст. 8 Федерального закона №59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (ч.1).

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (ч.2).

В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона № 59-ФЗ гражданин имеет право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.1 ст. 9 Федерального закона №59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (ч.3).

В соответствии со ст. 12 Федерального закона РФ №59 письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Согласно Постановлению Правительства УР от 29 декабря 2017 года №588 (ред. от 04.03.2021) «О Главном управлении по государственному надзору Удмуртской Республики» Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики является правопреемником Инспекции государственного строительного надзора при Министерстве строительства, архитектуры и Жилищной политики Удмуртской Республики, Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики, Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.

Согласно п. 1 Положения о Главном управлении по государственному надзору по Удмуртской Республике, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2017 года №588, Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики (далее также - Главное управление) является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции в сфере:

регионального государственного строительного надзора;

государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Удмуртской Республики;

регионального государственного жилищного надзора;

лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (далее - лицензионный контроль);

лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;

регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов.

Подп. 11 п. 8 указанного Положения Главное управление осуществляет, в том числе региональный государственный жилищный надзор, включающий в себя организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела:

С 29 апреля 2015 года деятельность по управлению многоквартирным домом №233 по ул. 9 Января г.Ижевска осуществляло ООО УК «ЖРП №8».

В материалы дела представлена копия протокола №1 внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу <...>, в очно-заочной форме от 04 мая 2021 года, согласно которому собственниками приняты, в том числе следующие решения: признать управляющую организацию ООО УК «ЖРП №8» не исполняющей взятых на себя обязательств по оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества, предоставлению коммунальных услуг, услуг управления (вопрос №2), о расторжении договора управления многоквартирным домом с ООО УК «ЖРП №8» на основании ч.8.2 ст.162 ЖК РФ в связи с неисполнением со стороны управляющей организации взятых на себя обязательств по оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества, предоставлению коммунальных услуг, услуг управления (вопрос №3); выбрать управляющей организацией многоквартирным домом №233 ул. 9 Января г.Ижевска - управляющую организацию ООО УК «Основа» (вопрос №4).

Во исполнение требований ст. 198 ЖК протокол с приложениями размещен ООО УК «ЖРП №8» в ГИС ЖКХ.

18 мая 2021 года в адрес ООО УК «ЖРП №8» поступило уведомление, согласно которому председатель собрания ФИО2 уведомила о том, что собственниками помещений в многоквартирном доме №233 по ул. 9 Января г.Ижевска в качестве управляющей организации выбрана ООО УК «Основа». В качестве приложения указана копия протокола №1 от 04 мая 2021 года внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу <...>.

24 мая 2021 года (исх. №3376) ООО УК «ЖРП №8» в адрес ФИО2 направлен ответ на уведомление, согласно которому указано о том, что в соответствии с ч.1 ст.46 ЖК РФ решение и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному предоставлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (срок предоставления документов не соблюден, оригиналы всех документов не предоставлены). В соответствии с действующим законодательством, на хранение в Главное управление по государственному надзору УР должны быть направлены оригиналы документов. Указано о том, что предоставлен не полный обязательный пакет документов, который должен прилагаться к протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (в адрес ООО УК «ЖРП №8» поступил только Протокол №1 от 04 мая 2021 года общего собрания собственников помещений многоквартирного дома №233 по ул. 9 Января г.Ижевска, без приложений к нему). По тексту протокола (стр. 7) указано, что приложениями являются следующие документы: реестр собственников помещений в многоквартирном доме; список собственников помещений, принявших участие в собрании (присутствующие); сообщение о проведении общего собрания собственников помещений; акт о размещении сообщения о проведении общего собрания; фото размещенного сообщения о проведении общего собрания; решения собственников помещений; проект договора управления многоквартирным домом №233 по ул. 9 Января г.Ижевска. Кроме того, не указано количество листов документов, которые должны прилагаться. Указано о необходимости предоставления ООО УК «ЖРП №8» полного пакета документов, заверенного надлежащим образом.

25 мая 2021 года (вх. №8680) в адрес Управления по надзору УР поступило заявление ООО УК «Основа» №283 о внесении изменений в реестр лицензий в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу <...>.

Заключением Управления по надзору УР от 01 июня 2021 года №8680 о результатах проверки заявления о внесении изменений в реестр лицензий УР и приложенных к нему документов выявлено несоответствие заявления о внесении изменений реестр лицензий УР и приложенных к нему документов условиям, установленным п.п. «в» п.5 Порядка (наличие в реестре сведений о управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении другим лицензиатом).

01 июня 2021 года Управлением по надзору УР в соответствии со ст. 198 ЖК РФ, приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 года №938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ», заключением №8680 от 12 мая 2021 года о результатах проверки вышеуказанного заявления и приложенных к нему документов, на основании пп. «а» п.10 Порядка принято решение №8680 о приостановлении рассмотрения заявления лицензиата – ООО УК «Основа» (ИНН <***>) о внесении изменений в реестр лицензий УР в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу <...>.

08 июня 2021 года в адрес ООО УК «ЖРП №8» поступило письмо Управления по надзору УР о предоставлении в течение трех рабочих дней надлежащим образом заверенных копий следующих документов: уведомления о выборе способа управления - управляющей организацией ООО УК «Основа» многоквартирного дома №233 по ул. 9 Января г.Ижевска с отметкой о вручении данного уведомления ООО УК «ЖРП №8», как прежней управляющей организации; уведомления о прекращении управления вышеуказанным многоквартирным домом в соответствии с ч.2 ст.198 ЖК РФ; копий актов приема-передачи технической документации на вышеуказанный многоквартирный дом; доверенность (иные документы, удостоверяющие полномочия в отношении лица, заверившего вышеуказанные документы).

09 июня 2021 года ООО УК «ЖРП №8» в адрес Управления по надзору УР направлен ответ на указанное письмо, в котором указано о том, что в адрес ООО УК «ЖРП №8» поступило уведомление о проведенном собрании от инициатора общего собрания собственников помещений многоквартирного дома №233 по ул. 9 Января г.Ижевска ФИО2 (кв.53). К уведомлению о проведенном собрании был приложен Протокол №1 от 04 мая 2021 года общего собрания собственников помещений многоквартирного дома №233 по ул. 9 Января г.Ижевска, без обязательных приложений к нему, а именно отсутствуют следующие документы: реестр собственников помещений в многоквартирном доме; список собственников помещений, принявших участие в собрании (присутствующие); сообщение о проведении общего собрания собственников помещений; акт о размещении сообщения о проведении общего собрания; фото размещенного сообщения о проведении общего собрания; решения собственников помещений; проект договора управления многоквартирным домом №233 по ул. 9 Января г.Ижевска. ООО УК «ЖРП №8» указывает о том, что считает данный протокол недействительным. В адрес инициатора общего собрания собственников помещений многоквартирного дома №233 по ул. 9 Января г.Ижевска ФИО2 (кв.53) в ответ на уведомление о проведенном собрании направлено письмо с просьбой предоставить все приложения к протоколу №1 от 04 мая 2021 года. Обязательные приложения к данному протоколу не предоставлены. Кроме того, в адрес ООО УК «ЖРП №8» не поступало уведомление от ООО УК «Основа» о выборе их в качестве управляющей компании многоквартирного дома №233 по ул. 9 Января г.Ижевска.

16 июня 2021 года ООО УК «Основа» обратилось в Управление по надзору УР с заявлением об отзыве ранее поданного заявления о внесении изменений в реестр лицензий УР в отношении многоквартирного дома №233 по ул. 9 Января г.Ижевска.

30 июня 2021 года Управлением по надзору УР в адрес ООО УК «Основа» направлен ответ на обращение, согласно которому в связи с отзывом заявления №283 от 24 мая 2021 года о внесении изменений в реестр лицензий УР в отношении указанного многоквартирного дома указанное заявление оставлено без рассмотрения.

Согласно ч.1 ст.44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

В силу ч.1 ст.46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, решения, предусмотренного пунктом 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи, а также решения, предусмотренного пунктом 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.3 настоящей статьи. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, также подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части, в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (ч.1).

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией (ч.2).

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч.3).

Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (ч.4).

Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (ч.9).

Согласно ч.8 ст.162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

В силу ч.1 ст.450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

В соответствии с ч.8.2 ст. 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

Согласно ч.1 ст.192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).

В силу ч.3 ст.198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года № 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации» (далее по тексту – Порядок) утвержден порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.

Настоящий Порядок определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - реестр).

Изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частью 17 статьи 161, частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, а в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 110, частями 7 и 8 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, - уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведений о прекращении управления многоквартирным домом. Указанные заявление, уведомление или сведения, должны содержать следующую информацию:

а) адрес многоквартирного дома;

б) основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом или изменения способа управления многоквартирным домом;

в) реквизиты договора управления многоквартирным домом в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией, в том числе определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации, или единственным участником открытого конкурса, в случае если открытый конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса, или заключения договора управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также сведения о размещении в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) электронного образа договора управления многоквартирным домом либо договора управления многоквартирным домом, заключенного в электронной форме, в том числе с использованием системы; сведения о размещении в системе электронного образа решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления многоквартирным домом, в случае заключения договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме;

г) реквизиты распорядительного документа органов местного самоуправления, органов исполнительной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, в случае заключения договора управления многоквартирным домом, в соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

д) данные о заявителе (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, а в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии - номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия);

е) данные о реорганизации лицензиата в случаях:

- реорганизации лицензиата в форме присоединения к нему другого юридического лица (лиц), управляющих многоквартирным домом (домами);

- реорганизации лицензиата в форме преобразования;

- реорганизации лицензиата в форме слияния с другим юридическим лицом (лицами), управляющих многоквартирным домом (домами), у каждого из которых на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц имеется лицензия на один и тот же вид деятельности;

ж) сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола(ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора, изменения способа управления многоквартирным домом, принятия решения о заключении и (или) расторжении договора управления многоквартирным домом, в орган государственного жилищного надзора;

з) сведения о размещении в системе электронного образа протокола открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация определена победителем конкурса, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником открытого конкурса, в случае если открытый конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса, в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в результате проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частями 4 и 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

и) опись приложенных к заявлению документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов (п.2 Порядка).

Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов (п.4 Порядка).

В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:

а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;

б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;

в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;

г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;

д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (п.5 Порядка).

По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка (п.6 Порядка).

По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:

а) о внесении изменений в реестр;

б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;

в) о приостановлении рассмотрения заявления (п.7 Порядка).

Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:

а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «а», «г» - «е» пункта 5 настоящего Порядка;

б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «б» и «в» пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.

Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения (п.9 Порядка).

Основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются:

а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами «б», «в» пункта 5 настоящего Порядка;

б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома;

в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя или сведений о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (п.10 Порядка).

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что в период приостановления рассмотрения заявления в адрес Управления по надзору УР от ООО УК «Основа» поступило заявление №312 от 16 июня 2021 года (вх. №10148 от 16 июня 2021 года) об отзыве ранее поданного заявления о внесении изменений в реестр лицензий №283 от 24 мая 2021 года (вх. №8680 от 25 мая 2021 года). В связи с отзывом ООО УК «Основа» заявления о внесении изменений в реестр лицензий в отношении многоквартирного дома №233 по ул. 9 Января г.Ижевска Управлением по надзору УР данное заявление оставлено без рассмотрения.

Оснований для отказа во внесение изменений в реестр и возвращения ООО УК «Основа» заявления о внесении изменений в реестр лицензий у Управления не имелось.

Согласно ч.7 ст.162 ЖК РФ управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.

На момент подачи административного иска повторного заявления о внесении изменений в реестр лицензий УР в адрес Управления по надзору УР от ООО УК «Основа» не поступало. Также в орган госжилнадзора не поступали сведения от ООО УК «Основа» об одностороннем расторжении договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу <...>.

Решением Управления по надзору УР от 22 декабря 2021 года №19967 многоквартирный дом, расположенный по адресу <...>, исключен из перечня многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат - ООО УК «ЖРП №8» (ИНН <***>) - 01 января 2022 года.

30 декабря 2021 года произведена передача технической и иной документации от ООО УК «ЖРП №8» к ООО УК «Основа».

С учетом установленных обстоятельств, оснований для признания незаконными, нарушающими права и законные интересы ФИО1, ФИО2, действий Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики по невозвращению ООО УК «Основа» заявления от 16 июня 2021 года об отзыве поданного ранее заявления от 24 мая 2021 года, по не разъяснению в порядке надзора управляющей организации ООО УК «Основа» положения законодательства РФ об отсутствии у нее основания для одностороннего расторжения заключённого договора управления № 9Я233, по оставлению без рассмотрения заявления ООО УК «Основа» от 24 мая 2021 года о внесении изменений в реестр лицензий УР в нарушение Жилищного кодекса РФ и пункта 7 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъектов РФ (утв. приказом Минстроя РФ от 25 декабря 2015 года № 938/пр) в установленный законом срок и вплоть до обращения граждан в суд, у суда не имеется.

Из материалов дела следует, что 04 июля 2021 года через информационную систему жилищно-коммунального хозяйства ФИО2 в адрес Управления по надзору УР направлено обращение, согласно которому собственники многоквартирного дома №233 по ул. 9 Января г.Ижевска просили на основании Постановления №75 от 06 февраля 2006 года выставить многоквартирный дом №233 по ул. 9 Января г.Ижевска на конкурс, так как принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления не реализовано.

23 июля 2021 года (№8453-ж) Управлением по надзору УР в адрес ФИО2, направлен ответ на обращение, в котором указано следующее: согласно ч. 1 ст. 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (далее - реестр лицензий). Сведения, содержащиеся в реестрах, указанных в части 1 настоящей статьи, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению в системе, за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации. Согласно реестру лицензий, размещенному на официальном сайте раскрытия информации ГИС ЖКХ (www.dom.gosuslugi.ru), деятельность по управлению многоквартирным домом №233 по ул. 9 Января г. Ижевска осуществляет ООО УК «ЖРП №8» с 29 апреля 2015 года. Внесение изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации органом государственного жилищного надзора субъекта осуществляется в соответствии с ч. 3 ст. 198 ЖК РФ в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 декабря 2015 года № 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации» (далее - Порядок № 938) изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, а в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 110, частями 7 и 8 статьи 135 ЖК РФ, - уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведений о прекращении управления многоквартирным домом. В адрес Управления по надзору УР поступило заявление от ООО УК «Основа» № 283 от 24 мая 2021 года (вх. №8680 от 25 мая 2021 года) о внесении изменений в реестр лицензий по многоквартирному дому расположенному по адресу: УР, <...>. Рассмотрев заявление о внесении изменений в реестр лицензий, руководствуясь ст. 198 ЖК РФ, Порядком № 938, Управлением по надзору УР было принято решение о приостановлении рассмотрения заявления, в связи с тем, что выявлено несоответствие заявления условиям, установленным пп. «в» п. 5 Порядка (наличие в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом ООО УК «ЖРП №8»). При наличии оснований для приостановления рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий УР, орган государственного жилищного надзора, запрашивает необходимые материалы и информацию с продлением срока рассмотрения заявления на срок проведения мероприятий, указанных в п. 15 Порядка №938, но не более чем на 30 рабочих дней (п.п. 10, 16 Порядка). В период приостановления рассмотрения заявления в адрес Управления по надзору УР от ООО УК «Основа» поступило заявление №312 от 16 июня 2021 года (вх. №10148 от 16 июня 2021 года) об отзыве поданного ранее заявления о внесении изменений в реестр лицензий №283 от 24 мая 2021 года (вх. №8680 от 25 мая 2021 года). В связи с отзывом ООО УК «Основа» заявления о внесении изменений в реестр лицензий в отношении многоквартирного дома №233 по ул. 9 Января г.Ижевска Управлением по надзору УР данное заявление оставлено без рассмотрения. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч.3 ст.162 ЖК РФ). Согласно ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

21 июля 2021 года ФИО2 обратилась с заявлением к Главе Удмуртии ФИО5, согласно которому просила принять меры против произвола ООО УК «ЖРП №8», просила оказать содействие по переходу в другую управляющую компанию.

08 сентября 2021 года (№10089-ж) Управлением по надзору УР в адрес ФИО2 направлен ответ на обращение, в котором указано следующее: ранее Управлением по надзору УР (исх. 8453-Ж от 23 июля 2021 года, 9445-Ж от 20 августа 2021 года) разъяснена процедура внесения изменений в реестр лицензий, в том числе процедура рассмотрения заявлений о внесении изменений в реестр лицензий. Разъяснены положения ч. 2 ст. 45, ч.ч. 3, 7, 8, 8.2 ст. 162 ЖК РФ, ч.1 ст.421, ч.1 ст.432 ГК РФ. Указано о том, что Жилищный кодекс РФ не устанавливает обязанность управляющей организации заключить договор управления на тех условиях, которые без ее согласования определены собственниками помещений МКД. В связи с отзывом ООО УК «Основа» заявления о внесении изменений в реестр лицензий в отношении многоквартирного дома №233 по ул. 9 Января г.Ижевска Управлением по надзору данное заявление оставлено без рассмотрения. Разъяснено о праве инициировать внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

Исходя из анализа содержания представленных в адрес обращений и содержания данных в дальнейшем на них ответов от 23 июля 2021 года, от 08 сентября 2021 года, суд полагает, что Управлением по надзору УР были даны объективные, всесторонние ответы на обращение заявителя ФИО2, в ответе освещены все вопросы, направленные для проверки. При этом, должностное лицо Управления по надзору УР действовал в пределах своих полномочий, не допуская каких-либо нарушений прав и свобод заявителей, ответами на обращения не созданы препятствия к осуществлению гражданами их прав и свобод.

В остальном при рассмотрении дела судом установлено, что в целом доводы заявителей сводятся к их несогласию с содержанием полученных ответов. Вместе с тем, само по себе данное несогласие не может свидетельствовать о незаконности действий должностных лиц, содержание оспариваемых ответов каких-либо прав заявителей не нарушает.

Кроме того, разрешая спор, суд исходит из того, что само по себе волеизъявление заявителей не предполагает и не образует для административного органа обязанности проводить проверку ООО УК «ЖРП №8» при отсутствии на то законных оснований. В связи с чем, суд не вправе обязать Главное управление по государственному надзору УР в срок 5 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу провести проверку в отношении ООО УК «ЖРП №8» по факту не поступления от ООО УК «ЖРП №8» в Управление по надзору УР сведений о расторжении договора управления многоквартирным домом № 233 по ул. 9 Января г. Ижевска и по факту поступления сведений от ООО УК «Основа» о заключении договора управления указанным домом.

Оснований для возложения на Главное управление по государственному надзору обязанности по рассмотрению заявления ООО УК «Основа» от 24 мая 2021 года №283 о внесении изменений в реестр лицензий УР, принятии решения о внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики включением сведений о МКД № 233 по ул.9 Января г. Ижевска в лицензию ООО УК «Основа» в связи с заключением договора управления и исключением сведений о МКД № 233 по ул. 9 Января г.Ижевска из лицензии ООО УК «ЖРП №8» в связи с расторжением договора управления также не имеется.

Основанием для принятия решения суда о признании незаконным оспариваемого решения является одновременное его несоответствие закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Исходя из изложенного выше, в связи с отсутствием нарушения прав и свобод административных истцов ФИО1, ФИО2 оспариваемым действием (бездействием), решениями органа государственного жилищного надзора, а также их соответствием закону, административный иск удовлетворению не подлежит.

Доказательств обратного, в нарушении ст. 62 КАС РФ, административным истцом, не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст. 175-180, ст.227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований ФИО1, ФИО2 к Главному управлению по государственному надзору УР признать незаконными, нарушающими права и законные интересы ФИО1, ФИО2, действия Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики:

по не проведению внеплановой проверки в отношении ООО УК «ЖРП №8» в связи с не поступлением сведений от ООО УК «ЖРП №8» о расторжении договора управления многоквартирным домом № 233 по ул. 9 Января г. Ижевска в период с 24 мая 2021 года по настоящее время и вплоть до обращения истцов в суд,

по невозвращению ООО УК «Основа» заявления от 16 июня 2021 года об отзыве поданного ранее заявления от 24 мая 2021 года,

по не разъяснению в порядке надзора управляющей организации ООО УК «Основа» положений законодательства РФ об отсутствии у неё оснований для одностороннего расторжения заключённого договора управления № 9Я233,

по оставлению без рассмотрения заявления ООО УК «Основа» от 24 мая 2021 года о внесении изменений в реестр лицензий УР в нарушение Жилищного кодекса РФ и пункта 7 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъектов РФ (утв. приказом Минстроя РФ от 25 декабря 2015 года № 938/пр) в установленный законом срок и вплоть до обращения граждан в суд,

по направлению ответов от 23 июля 2021 года № 8453-Ж, от 08 сентября 2021 года № 10089, содержащих сведения, не соответствующие Жилищному кодексу РФ и Порядку и срокам внесения изменений в реестр лицензий субъектов РФ (утв. приказом Минстроя РФ от 25 декабря 2015 года № 938/пр), данных не по существу вопросов, поставленных в обращениях;

признать незаконными, вводящими в заблуждение собственников ФИО2, ФИО1 данными не по существу поставленных в обращениях вопросов, ответы Главного управления по государственному надзору УР от 23 июля 2021 года № 8453-Ж, от 08 сентября 2021 года № 10089;

обязать Главное управление по государственному надзору УР в срок 5 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу:

провести проверку в отношении ООО УК «ЖРП №8» по факту не поступления от ООО УК «ЖРП №8» в Управление по надзору УР сведений о расторжении договора управления многоквартирным домом № 233 по ул. 9 Января г. Ижевска и по факту поступления сведений от ООО УК «Основа» о заключении договора управления указанным домом,

рассмотреть заявление ООО УК «Основа» от 24 мая 2021 года № 283 о внесении изменений в реестр лицензий УР,

принять решение о внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики включением сведений о МКД № 233 по ул. 9 Января г. Ижевска в лицензию ООО УК «Основа» в связи с заключением договора управления и исключением сведений о МКД № 233 по ул. 9 Января г. Ижевска из лицензии ООО УК «ЖРП №8» в связи с расторжением договора управления – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено 30 марта 2022 года.

Судья В.Ю. Суворова