ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6247/21 от 26.10.2021 Советского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

16RS0051-01-2021-012650-60

СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД

ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

П. Лумумбы ул., д. 48, г. Казань, Республика Татарстан, 420081, тел. (843) 264-98-00, http://sovetsky.tat.sudrf.ru е-mail: sovetsky.tat@sudrf.ru

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Казань Дело №2а-6247/21

Советский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Бусыгина Д.А.

при секретаре Фаюршиной Д.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску АО «ТГК-16» к МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани», первому заместителю главы МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» ФИО1, главному специалисту отдела жилищной политики МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» ФИО2, Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о признании действий незаконными и понуждении к устранению допущенных нарушений, суд

У С Т А Н О В И Л:

АО «ТГК-16» (далее – административный истец) обратился в суд с вышеуказанным административным иском по тем основаниям, что в АО «ТГК-16» имеются учетные дела сотрудников, улучшивших свои жилищные условия по программам НО «ГЖФ при Президенте» из квоты АО «ТГК-16», с которыми расторгнуты трудовые отношения. Так, административный истец указывает, что 2 марта 2021 года им было направлено письмо №139/782 в Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан (далее – ГЖФ), с учетными делами граждан, с которыми расторгнуты трудовые отношения. Письмом ГЖФ от 18 марта 2021 года, учетные дела были возвращены отправителю с рекомендацией обратиться в органы местного самоуправления по месту регистрации граждан. Письмом от 24 марта 2021 года №139/1123 административный истец направил учетные дела в адрес МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани». Как указывает административный истец, 12 апреля 2021 года учетные дела были возвращены отправителю. АО «ТГК-16» считает, что данные действия административного ответчика являются незаконными, нарушающими права и законные интересы административного истца по следующим основаниям. Так, по мнению АО «ТГК-16», законодательством предусмотрено, что хранение учетных дел граждан осуществляет уполномоченные органы, должностные лица органов местного самоуправления. Следовательно, административный ответчик незаконно уклоняется от хранения учетных дел физических лиц. В настоящее время, обязательства граждан перед ГЖФ не исполнены, трудовые отношения между АО «ТГК-16» и данными физическими лицами расторгнуты, следовательно, у административного истца отсутствуют права на хранение учетных дел, а также на внесение изменений в учетные дела физических лиц. Таким образом, отказ административного ответчика хранить учетные дела нарушает права не только административного истца, но также бывших сотрудников работавших в данной организации.

На основании изложенного административный истец просит суд признать незаконным действия МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани», выразившееся в возврате учетных дел физических лиц ФИО3, ФИО4, ФИО5, а также в отказе принять учетные дела в делопроизводство; обязать МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» принять учетные дела ФИО3, ФИО4, ФИО5

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены заместитель главы МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» ФИО1, Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, главный специалист отдела жилищной политики МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» ФИО2, а в качестве заинтересованных лиц – НО «ГЖФ при Президенте РТ», ФИО6, ФИО5, ФИО4

На судебное заседание участники судебного разбирательства не явились, надлежащим образом извещены.

Вывод о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, сделан судом также и на основании положений частей 8-10 статьи 96 КАС РФ, сведений, содержащихся в материалах административного дела о надлежащем извещении участвующих в деле лиц, обладающих государственными или иными публичными полномочиями о начавшемся судебном разбирательстве, и отсутствия заявлений от таких лиц о невозможности получения сведений из информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как установлено статьей 5 Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года № 69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» (далее – Закон Республики Татарстан) к субъектам, принимающим участие в развитии жилищного строительства и в реализации настоящего Закона принимают участие: 1) органы государственной власти Республики Татарстан; 2) органы местного самоуправления; 3) граждане, включенные в сводный реестр специализированной организации, а также граждане, заключающие трудовые договоры с юридическими лицами, взаимодействующими на договорной основе со специализированной организацией; 4) специализированные организации; 5) специализированные ипотечные организации; 6) потребительские жилищные кооперативы, взаимодействующие на договорной основе со специализированными организациями; 7) организации всех форм собственности, участвующие в финансировании программ развития жилищного строительства в <адрес> (далее - организации всех форм собственности), взаимодействующие на договорной основе со специализированными организациями, специализированными ипотечными организациями.

В силу статьи 8 указанного Закона Республики Татарстан органы местного самоуправления в соответствии с принятыми ими решениями осуществляют учет семей и ведут реестр нуждающихся в государственной поддержке в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством, предоставляют реестр в специализированные организации.

Как установлено статьей 8.1 указанного Закона Республики Татарстан, организации всех форм собственности в соответствии с принятыми ими решениями осуществляют учет и ведут реестр семей своих работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, предоставляют реестр в специализированные организации.

Таким образом, на организации всех форм собственности, принимающие участие в реализации программы социальной ипотеки, законом возложена обязанность ведения реестра семей своих работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. Реализация предприятиями такой обязанности не ставится в зависимость от факта прекращения трудовых отношений с работниками.

Согласно пункта 6 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 года №190 «Об утверждении Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан» (далее – Правила), прием заявлений от заявителя для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки осуществляется: по месту жительства - в органах местного самоуправления; по месту работы - должностными лицами, назначенными приказом руководителя организации независимо от формы собственности, участвующей в финансировании развития жилищного строительства (далее - организация).

Рассмотрение заявлений граждан о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки осуществляется органами местного самоуправления или должностными лицами, назначенными приказами руководителей организаций. Как установлено пунктом 8 Правил, органы местного самоуправления, должностные лица, назначенные руководителями организаций, формируют учетное дело, состоящее из документов, полученных в результате выполнения следующих функций: проверки наличия приложенных к заявлению анкеты и всех необходимых документов; проверки достоверности указанных в документах сведений с целью уточнения данных с соответствующими органами; подготовки карточки учета семьи для рассмотрения вопроса о постановке на учет. Основанием регистрации учетного дела является распоряжение руководителя органа местного самоуправления или приказ руководителя организации с присвоением Заявителю уникального учетного кода.

После заключения Заявителем договора, предусматривающего его право на проживание в жилом помещении, приобретенном по социальной ипотеке, семья Заявителя подлежит снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки (пункт 21).

Как установлено в пункте 3 Приложения к Правилам, учетное дело хранится в отделах органов местного самоуправления или организации, ответственных за ведение учета граждан до решения жилищного вопроса заявителя. Службы, ответственные за учет граждан, обеспечивают надлежащее хранение книг учета семей, учетных дел граждан, электронных носителей. Учетные дела хранятся в течение 10 лет после приобретения жилого помещения.

Судом установлено, что АО «ТГК-16» является участником финансирования развития жилищного строительства в рамках государственной программы обеспечения жильем в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, оператором которой является Специализированная организация «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» (далее – ГЖФ).

В настоящее время в АО «ТГК-16» имеются учетные дела сотрудников, улучшивших свои жилищные условия по программам ГЖФ при Президенте Республики Татарстан из квоты АО «ТГК-16», с которыми расторгнуты трудовые отношения: ФИО3, ФИО4, ФИО5

Указанные сотрудники уже заключили договор социальной ипотеки и приобрели квартиры по программам Государственного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан.

Письмом №139/782 от 2 марта 2021 года АО «ТГК-16» направило в ГЖФ указанные учетные дела граждан, с которыми были расторгнуты трудовые отношения, посчитав, что после прекращения трудовых отношений работодатель не вправе выступать оператором персональных данных бывших сотрудников, принимая во внимание те обстоятельства, что на сегодняшний день работники не исполнили свои обязательства в полном объеме перед ГЖФ и может потребоваться внесение изменений в учетные дела этих работников.

Однако письмом ГЖФ от 18 марта 2021 года, учетные дела были возвращены с рекомендацией обратиться в органы местного самоуправления по месту регистрации граждан.

Письмом №139/1123 от 24 марта 2021года АО «ТГК-16» направило учетные дела <данные изъяты> в адрес МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» с приложением всех документов, однако административным ответчиком учетные дела были возвращены, со ссылкой на то, что порядок передачи учетных дел законодательно не предусмотрен.

Не согласившись с данным решением административного ответчика, АО «ТГК-16» обратилось в суд с вышеуказанным административным иском.

Проанализировав материалы дела и действующее законодательство, суд приходит к следующему.

При разрешении возникшего между сторонами спора, суд исходит из того, что статьей 5 Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года № 69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» (далее – Закон) к субъектам, принимающим участие в развитии жилищного строительства и в реализации настоящего Закона отнесены как органы местного самоуправления, так и организации всех форм собственности, участвующие в финансировании программ развития жилищного строительства в Республике Татарстан, которые независимо друг от друга реализуют обязанности по содействию обеспечения жильем граждан.

С указанной целью АО «ТГК-16» в соответствии со статьей 8.1 указанного Закона Республики Татарстан осуществляет учет и ведет реестр семей своих работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Законом на административного истца возложена обязанность ведения реестра семей своих работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. Реализация АО «ТГК-16» такой обязанности не ставится в зависимость от факта прекращения трудовых отношений с работниками.

Более того, как установлено в пункте 3 Приложения к Правилам, учетное дело хранится как в отделах органов местного самоуправления, так и в организациях, ответственных за ведение учета граждан до решения жилищного вопроса заявителя и в течение 10 лет после приобретения жилого помещения.

При таких обстоятельствах, доводы АО «ТГК-16» о незаконности отказа административного ответчика в приеме учетных дел ФИО3, ФИО4, ФИО5, не могут быть признаны судом обоснованными.

Также, суд отмечает, что заслуживает внимание довод административного ответчика о том, что обязанность по хранению учетных дел возложена на орган местного самоуправления только в том случае, если указанное дело было сформировано жилищными службами органов местного самоуправления на основании заявления, поданного гражданином в жилищную комиссию, созданную органом местного самоуправления.

Как указано в пункте 4 Приложения к Правилам, учетное дело заявителя передается в следующих случаях: по запросу контрольных, правоохранительных органов, прочих уполномоченных органов; в связи с изменением заявителем места жительства.

Следовательно, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных административных исковых требований, поскольку законных оснований для выполнения ответчиком требований административного истца не имеется.

Ввиду отказа в удовлетворении требований административного истца, у суда не имеется правовых оснований для понуждения административных соответчиков к совершению определенных действий.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении административного иска надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 175, 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска АО «ТГК-16» к МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани», первому заместителю главы МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» ФИО1, главному специалисту отдела жилищной политики МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» ФИО2, Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о признании действий незаконными и понуждении к устранению допущенных нарушений отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение месяца через районный суд.

Судья Советского

районного суда г. Казани Д.А. Бусыгин

Мотивированное решение суда составлено 11 ноября 2021 года

Судья Д.А. Бусыгин