Дело № 2а-6253/2021
74RS0002-01-2021-002593-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Челябинск 30 сентября 2021 года
Центральный районный суд г.Челябинска в составе:
председательствующего судьи Рыбаковой М.А.
при секретаре Филипповой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по <адрес> к Камалову ФИО11 о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным иском к Камалову Р.Р. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в сумме 13115,00 рублей, пени по налогу на доходы физических лиц в размере 379, 68 рублей, штрафы по НДФЛ в размере 819,70 рублей.
В обоснование иска указано, что административный ответчик в 2017 году получил доход в размере 100 881,71 рубля, с которого не оплатил налог (НДФЛ) в заявленном иске размере 13 115, 00 рублей. При этом, в виду ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате налога на доходы физических лиц, налоговым органом была рассчитана пеня в связи с просрочкой оплаты ответчиком налогов. Истец требует взыскать образовавшуюся задолженность по НДФЛ, пени, штраф в указанных суммах.
Представитель административного истца ИФНС России по <адрес>, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Камалов Р.Р., в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины не явки суду не сообщил.
В силу ч.6 ст. 226 КАС РФ неявка надлежащим образом извещенных участников в судебное заседание не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав материалы административного дела, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налогом на доходы физических лиц к доходам от источников в Российской Федерации относится, в том числе, доход от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.
Объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц признается доход, который получен физическим лицом, согласно абзаца 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 1 пункта 1, подпункта 1 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов, предоставляемых с учетом особенностей и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей: имущественный налоговый вычет при продаже имущества, а также доли (долей) в нем, доли (ее части) в уставном капитале организации, при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве (по договору инвестирования долевого строительства или по другому договору, связанному с долевым строительством).
Согласно положениям подпункта 1 пункта 1 части 2 статьи 220 НК Российской Федерации) имущественный налоговый вычет предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 настоящего Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 руб.
Вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества (подпункт 2 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Сбербанк России» и Камаловым Р.Р. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор уступки прав требований, согласно которому права требования задолженности с Рявкина А.В., Рявкиной Е.Г., Якубова Г.Н., Киреевой С.И., обращения взыскания на заложенное имущество переданы новому Камалову Р.Р. В соответствии с договором уступки прав (требований) от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Сбербанк России» (цедент) передал, а Камалов Р.Р. (цессионарий) принял все права (требования) к Рявкину А.В., Рявкиной Е.Г., Якубову Г.Н., Киреевой С.И. ДД.ММ.ГГГГ Копейским городским судом в пользу ОАО «Сбербанк России» обращено взыскание на заложенное имущество: двухкомнатную квартиру общей площадью 81.1 кв.м., расположенную по адресу <адрес>.
Постановлением судебного пристава исполнителя о передаче не реализованного в принудительном порядке имущества должника взыскателю от ДД.ММ.ГГГГ установлена стоимость квартиры в размере 2 499 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ Камаловым Р.Р. в налоговый орган представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за2017 год. В соответствии со ст. 88 НК РФ, налоговым органом проведена камеральная проверка по результатам которой вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в резолютивной части которого указано о необходимости уплатить Камалову Р.Р. налог (НДФЛ) в сумме 13115,00 рублей, пени по НДФЛ в размере 379,68 рублей и штраф в размере 819,70 рублей. Решение от ДД.ММ.ГГГГ№ вступило в законную силу.
Согласно пункта 2 статьи 228 и пункта 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, получившие в налоговом периоде доходы от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, обязаны представить в налоговый орган по месту жительства декларацию по НДФЛ не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом общая сумма налога на доходы, подлежащая уплате (доплате) по итогам налогового периода, определяется налогоплательщиком самостоятельно при представлении налоговой декларации.
В силу пункта 1 и 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации в целях исчисления НДФЛ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло. При этом налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК РФ.
Согласно п. 3 ст. 225 НК РФ общая сумма НДФЛ исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.
В нарушение ст. 210, 220, 225, 228 НК РФ была выявлена неуплата НДФЛ за 2017 год в сумме 100 881,71 рубль в результате занижения налоговой базы и неправильного исчисления налога, что повлекло неуплату налога в размере 13 115 рублей. В связи с обнаружением данного обстоятельства составлен акт камеральной налоговой проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № <адрес> вынесен судебный приказ №а-5804/2020 в пользу налогового органа недоимки по налогу на доход физических лиц с доходов, полученных в соответствии со ст. 228 НК РФ за 2017-2018 год в размере 143115 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.в размере 17309,77 рублей.
В связи с поступившим заявлением Камалова Р.Р. относительного исполнения судебного приказа, определением мирового судьи судебного участка 3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен.
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ.
Административный ответчик представил возражения. С заявленными исковыми требованиями не согласен, считает, что налог на доходы физических лиц должен быть исчислен с учетом документально подтвержденных расходов, в соответствии с действующим налоговым законодательством.
Административным ответчиком представлен договор уступки прав (требования) цессия, постановление о передаче реализованного имущества, акт приема-передачи имущества, определение суда, договор купли-продажи квартиры.
В определении Конституционны суд Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-О, от ДД.ММ.ГГГГ№-О, от ДД.ММ.ГГГГ№-О, Суд указал, что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации, рассматриваемой во взаимосвязи с положениями стаей 1 (часть1), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель при осуществлении налогового регулирования и установления общих принципов налогообложения и сборов связан требованиями обеспечения конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности сфере налоговых отношений и вместе с тем располагает достаточной свободой усмотрения при установлении конкретных налогов: он самостоятельного определяет параметры основных элементов налога, в том числе состав налогоплательщиков и объекты налогообложения, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, порядок исчисления налога, а также основания и порядок освобождения от налогообложения.
Действуя в рамках предоставленной ему дискреции в сфере налогообложения, федеральный законодатель предусмотрел в Налоговом кодексе Российской Федерации налог на доходы физических лиц (глава 23), установил объект налогообложения (доход), порядок определения налоговой базы (статьи 209 и 210). Для этих целей в силу статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежно или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами 23 «Налог на доходы физических лиц» и 25 «Налог на прибыль организаций» данного Кодекса.
Такое налоговое регулирование предполагает необходимость налогообложения денежных средств, полученных физическим лицом, с учетом действия общего принципа определения дохода исходя из извлеченной налогоплательщиком экономической выгоды, то есть в случае улучшения его имущественного положения. Для соблюдения указанного принципа федеральный законодатель предусмотрел в Налоговом кодексе Российской Федерации законоположение, содержащее перечень видов доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц (ст.217 НК РФ).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Камаловым Р.Р. продавцом и Копытиной С.В. покупатель заключен договор купли-продажи квартиры, на основании п.3 договора стоимость жилой квартиры составляет 2 000 000 рублей.
Согласно статье 38 НК РФ, объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Объектом налогообложения для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами российской Федерации, в силу п. 1 ст. 209 НК РФ признается доход, полученный от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.
Порядок исчисления и уплаты физическим лицами налога на полученные доходы определен в главе 23 НК РФ.
В статье 210 установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1статьи 224 НК РФ (13 процентов), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК РФ, с учетом особенностей, установленных главой 23 НК РФ (пункт 3).
Согласно Постановления Президиума Верховного Суда РФ в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№ПВ15, общие принципы определения доходов приведены в статье 41 НК РФ, согласно которой доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц» (глава 23 НК РФ), «Налог на прибыль организаций» (глава 25 НК РФ).
Суд считает, что в связи с отсутствием специальных норм, устанавливающих порядок определения налоговой базы при заключении договора кули-продажи, в силу положений ст. 41 НК РФ налогооблагаемой базой является экономическая выгода в виде разницы между выручкой, полученной по договору купли-продажи, и суммой платежа, на основании которого такое право приобретено.
В пунктах 3, 7 ст. 3 НК РФ установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Таким образом, суд принимает во внимание, что право возникшее у административного ответчика возникло на основании заключенного договора уступки права требования (цессия), где стоимость квартиры определена в размере 2 499 000 рублей, в дальнейшем по договору купли-продажи реализовано согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, согласно п. 3 договора за указанную стоимость в размере 2 000 000 рублей.
На основании изложенного суд считает, что расчет налога на доход физических лиц (НДФЛ) должен быть произведен следующим образом:
Налоговая база=доход-расход
2 499 000 рублей (стоимость квартиры при передаче не реализованного имущества) – 2 000 000 рублей (стоимость при продаже) = 499 000 (сумма убытка). Таким образом, экономической выгоды не возникло.
Оценив изложенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит в выводу о том, что требования ИФНС России по <адрес> не подлежат удовлетворению.
В силу п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с п.п. 3-5 ст. 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, учитывая, что во взыскании налога на доходы физических лиц с Камалова Р.Р. налоговому органу в порядке ст. 48 НК РФ отказано, то и не имеется оснований для взыскания с него суммы начисленных пени в размере 379,68 рублей и штрафа в размере 819,70 рублей в соответствии со ст. 75 НК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных требований ИФНС России по <адрес> к Камалову ФИО10 о взыскании обязательных платежей с физических лиц, пени и штрафа, - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Центральный районный суд г. Челябинска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий М.А. Рыбакова
Решение в полном объеме изготовлено 11 октября 2021 года.