ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6259/2021 от 26.08.2021 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-6259/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Свердловский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Артемовой О.А.,

при секретаре Зайцевой М.Д.,

при участии административного истца ФИО1 (с использованием системы видеоконференц связи),

представителя административного ответчика ФИО5 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по <адрес>, старшему инспектору ГСУ ФКУ ИК-<данные изъяты> ГУФСИН России по <адрес>ФИО3, заместителю начальника ГУФСИН России по <адрес>ФИО6 о признании незаконными действия административного ответчика ФИО3 в части неправомерного отказа в подписании расписки о получении корреспонденции от осужденного направляемой в Пермский районный суд; о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений путем подписания либо выдачи расписки о получении корреспонденции от осужденного ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, направляемой в Пермский районный суд; о признании незаконными действия и ответ от ДД.ММ.ГГГГ административного ответчика ФИО6 в части ненадлежащего рассмотрения жалобы осужденного, не отвечающих требованиям ч.1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"; о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений путем полного, объективного и всестороннего рассмотрения обращения,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по <адрес>, старшему инспектору ГСУ ФКУ ИК<данные изъяты> ГУФСИН России по <адрес>ФИО3, заместителю начальника ГУФСИН России по <адрес>ФИО6

ФИО1 просит признать незаконными действия:

- административного ответчика ФИО3 в части неправомерного отказа в подписании расписки о получении корреспонденции от осужденного направляемой в Пермский районный суд;

-о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений путем подписания либо выдачи расписки о получении корреспонденции от осужденного ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, направляемой в Пермский районный суд;

- о признании незаконными действия и ответ от ДД.ММ.ГГГГ административного ответчика ФИО6 в части ненадлежащего рассмотрения жалобы осужденного, не отвечающих требованиям ч.1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";

-о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений путем полного, объективного и всестороннего рассмотрения обращения.

Требования истец мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ на приеме в ОСУ ФКУ ИК<данные изъяты>ФИО3 категорически отказалась подписать расписку в получении от истца корреспонденции, направляемой в Пермский районный суд и суд <адрес>. Свой отказ ответчик мотивировал тем, что по приказу Министерства Юстиции России от ДД.ММ.ГГГГ сотрудники УИС не обязаны и не должны давать либо подписывать расписки о получении корреспонденции от осужденных. Истец, не согласившись с отказом, обратился с жалобой к вышестоящему должностному лицу ФИО4.

ДД.ММ.ГГГГ предоставлен ответ ви за подписью начальника ФКУ ИК-<данные изъяты>ФИО6 о том, что незаконных действий в отношении ФИО3 не нашли своего подтверждения.

Истец считает действия ФИО3 незаконными и нарушающими его права. Полагает истец, что согласно порядка, предусмотренного частью 4 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и абзацем 4 пункта 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ осужденному выдается расписка от имени администрации ИУ с указанием даты передачи жалобы представителю ИУ. При этом ранее ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГФИО3 подписывала аналогичные расписки о получении истцу.

При рассмотрении жалобы истца неверно определили юридически значимые обстоятельства и представил ответ, не основанный на законе № 59-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, что является противоправным и не соответствует ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании настаивает на заявленных требованиях.

ФКУ ИК-<данные изъяты> ГУФСИН России по <адрес>, извещено, направлен в суд представитель. Представитель административного ответчика ФИО5

Заместитель начальника ГУФСИН России по <адрес>ФИО6 извещен, ходатайств об отложении не заявил.

Старший инспектор ГСУ ФКУ ИК-<данные изъяты> ГУФСИН России по <адрес>ФИО3 извещена, просит рассмотреть дело в ее отсутствие. Просит отказать в удовлетворении требований.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ направлял Пермский районный суд и <адрес>вой суд корреспонденцию.

ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела специального учета ФКУ ИК-<данные изъяты> ГУФСИН России по <адрес>ФИО3 составлена расписка в получении ДД.ММ.ГГГГ от осужденного ФИО1 обращения в открытом виде в <адрес>вой суд (2 конверта), в Пермский районный суд (1 конверт).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 в адрес ФИО4 подал жалобу в которой указывает, что по его мнению необходимо провести проверку по факту не исполнения своих должностных обязанностей сотрудниками ОСУ ФКУ ИК-<данные изъяты> в связи с тем, что: ДД.ММ.ГГГГ в дежурной части при получении корреспонденции, поступившей на имя ФИО1 передал свое обращение в Пермский районный суд и попросил сотрудника подписать расписку о получении корреспонденции в соответствии с п. <данные изъяты>, однако в нарушение требований закона сотрудник ОСУ ФИО3 категорически отказалась подписать расписку в получении от ФИО1 корреспонденции. В жалобе процитированы п. <данные изъяты> Заявитель полагает, что действия должностного лица незаконны и требуют принятия мер реагирования вышестоящим должностным лицом. Так же заявитель в жалобе просит обратить внимание на хаотичную работу сотрудников ОСУ в период с 23.03. по 26.03 согласно установленного графика прием не осуществлялся. ФИО1 просит принять меры по его жалобе, представить письменный ответ.

ДД.ММ.ГГГГ осужденному ФИО1 дан ответ ви за подписью заместителя начальника ФИО6 на жалобу. Доводы указанные в жалобе не нашли своего подтверждения, и согласно п. 58 приказа Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ сотрудник администрации не должен подписывать расписку выполненную осужденным, а обязан представить расписку от имени администрации учреждения, с указанием даты передачи жалобы представителю ИУ.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 направил в суд административное исковое заявление.

В соответствии частью 4 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд. органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Согласно части 3 статьи 15 УИК РФ направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные к иным видам наказаний направляют предложения, заявления, ходатайства и жалобы самостоятельно.

В силу части 1 статьи 91 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оказания услуг почтовой связи и телеграфной связи. По просьбе осужденных администрация исправительного учреждения уведомляет их о передаче операторам связи писем, почтовых карточек и телеграмм для их доставки по принадлежности.

Согласно пункту 54 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждениях, утвержденных Приказом Минюста Российской Федерации N 295 от ДД.ММ.ГГГГ, получение и отправление осужденными за счет собственных средств писем, почтовых карточек и телеграмм без их ограничения производятся только через администрацию исправительного учреждения. С этой целью в каждом изолированном участке исправительного учреждения вывешиваются почтовые ящики, из которых ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, уполномоченными на то работниками исправительного учреждения корреспонденция изымается для отправления. В тюрьмах, штрафных изоляторах, единых помещениях камерного типа, помещениях камерного типа, ТПП, одиночных камерах, при нахождении на особом режиме и в безопасных местах корреспонденцию для отправления осужденные передают администрации исправительного учреждения. Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Переписка между осужденными, содержащимися в разных исправительных учреждениях, осуществляется с разрешения администрации в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 55 Правил, письма опускаются в почтовые ящики или передаются администрации исправительного учреждения в незапечатанном виде, за исключением адресованных в организации и должностным лицам, переписка с которыми не подлежит цензуре.

В силу пункта 58 Правил предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденного, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы УИС и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат.

Указанные почтовые отправления не позднее одного рабочего дня (за исключением выходных и праздничных дней) передаются операторам связи для их доставки по принадлежности. О принятии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденному выдается расписка от имени администрации ИУ с указанием даты передачи жалобы представителю ИУ.

Справкой по переписке осужденного ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 получены и направлены адресатам 3 обращения, поданные в открытом виде: в <адрес>вой суд и Пермский районный суд <адрес> (<данные изъяты>).

Административный истец в судебном заседании не отрицал, что его письма, адресованные в <адрес>вой суд и Пермский районный суд <адрес> направлены, указанным адресатам.

Распиской в получении ДД.ММ.ГГГГ от осужденного ФИО1 обращения в открытом виде в <адрес>вой суд (2 конверта), в Пермский районный суд (1 конверт) так же подтверждается, что начальник отдела специального учета ФКУ ИК-<данные изъяты> ГУФСИН России по <адрес>ФИО3 приняла, указанные обращения от ФИО1

В связи с тем, что обращения фактически приняты, направлены адресатам, суд приходит к выводу, что права ФИО1 не были нарушены.

Доводы истца, что расписка в получении обращений составлена позже, не подтверждены надлежащими доказательствами, кроме того не свидетельствуют о нарушении прав административного истца, поскольку фактически обращения были приняты сотрудником и направлены по указанным адресатам, при этом суду не представлен экземпляр расписки, который административный истец просил подписать у сотрудника ИУ, в материалы дела представлена расписка, которая как того требуют положения Правил составлена сотрудником ИУ.

Пунктомунктом 58 Правил предусмотрена выдача осужденному расписки от имени администрации ИУ с указанием даты передачи жалобы представителю ИУ, следовательно, представленная в материалы дела расписка содержит дату передачи корреспонденции сотруднику ИУ, что соответствует обстоятельствам дела.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Следовательно, признание незаконными действий (бездействия) и решений органов и должностных лиц возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов гражданина. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Судом не установлено нарушение закона, повлекших нарушение прав административного истца административным ответчиком в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о признании незаконными действия ответчика ФИО3 в части неправомерного отказа в подписании расписки о получении корреспонденции от осужденного направляемой в Пермский районный суд.

Оснований возлагать на ответчика ФИО3 обязанность по устранению допущенных нарушений путем подписания либо выдачи расписки о получении корреспонденции от осужденного ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, направляемой в Пермский районный суд не имеется, корреспонденция принята в день обращения, направлена адресатам, расписка в получении корреспонденции выдана.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон № 59-ФЗ).

Статьей 5 Федеральный закон № 59-ФЗ определены следующие права гражданина при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом: получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (п. 3); обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4).

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (п. 2 ст. 1 данного Федерального закона).

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в ч. 1.1 настоящей статьи (п. 1 ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ).

Как установлено судом и следует из материалов дела, ответ на обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ дан ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный Федеральным законом № 59-ФЗ срок.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (ч. 3 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ).

Ответ подписан заместителем начальника ФИО6, что соответствует положениям Федерального закона № 59-ФЗ.

Суд изучив, направленную ДД.ММ.ГГГГФИО1 жалобу, ее доводы, ответ на жалобу, заслушав ФИО1 и представителя ИУ приходит к выводу, что на вопросы, поставленные в жалобе, дан ответ.

Доводы административного истца о том, что не все вопросы рассмотрены надлежащим образом, суд находит несостоятельными, поскольку доводы жалобы сводились к тому, что сотрудник ОСУ ФКУ ИК<данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ не подписал расписку о получении корреспонденции в соответствии с п. 55 ПВР в ИУ, при этом конкретные факты, подлежащие проверке, свидетельствующие о ненадлежащей работе сотрудников ОСУ в жалобе отсутствовали, в связи с чем, ответ дан на вопросы, которые указывают на конкретные обстоятельства.

Несогласие истца с предоставленным ответом не свидетельствует о его незаконности.

ФИО1 доказательств нарушения его прав, свобод и законных интересов не представил, не доказал, что оспариваемый ответ создает препятствия в реализации его прав и охраняемых законом интересов. Судом не установлено нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Учитывая все обстоятельства дела, получение ответа на жалобу ДД.ММ.ГГГГ суд приходит к выводу, что административным исковым заявлением истец обратился своевременно.

В данном случае условия, указанные в пункте 1 части 2 статьи 227 КАС РФ для удовлетворения требований истца о признании незаконными действия и ответ от ДД.ММ.ГГГГ административного ответчика ФИО6 в части ненадлежащего рассмотрения жалобы осужденного, не отвечающих требованиям ч.1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" отсутствуют.

Оснований для возложения обязанности по устранению допущенных нарушений путем полного, объективного и всестороннего рассмотрения обращения не установлено.

Суд разрешил дело на основе представленных доказательств, в рамках заявленных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Административному истцу судом предоставлена отсрочка в уплате государственной пошлины. В удовлетворении двух требований неимущественного характера отказано.

Следовательно, на основании ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного истца ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета согласно абзаца 7 подпункта 1 пункта 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в размере <данные изъяты> руб.

руководствуясь ст.ст.174-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ФИО1 к ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по <адрес>, старшему инспектору ГСУ ФКУ ИК<данные изъяты> ГУФСИН России по <адрес>ФИО3, заместителю начальника ГУФСИН России по <адрес>ФИО6:

о признании незаконными действия административного ответчика ФИО3 в части неправомерного отказа в подписании расписки о получении корреспонденции от осужденного направляемой в Пермский районный суд;

о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений путем подписания либо выдачи расписки о получении корреспонденции от осужденного ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, направляемой в Пермский районный суд;

о признании незаконными, действия и ответ от ДД.ММ.ГГГГ административного ответчика ФИО6 в части ненадлежащего рассмотрения жалобы осужденного, не отвечающих требованиям ч.1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";

о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений путем полного, объективного и всестороннего рассмотрения обращения, отказать.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 600 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 09 сентября 2021 года.

Судья. Подпись

Копия верна

Судья О.А. Артемова