ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-626/2021 от 28.09.2021 Марьяновского районного суда (Омская область)

Дело №2а-626/2021

УИД 55RS0018-01-2021-000886-42

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 сентября 2021 года р.п. Марьяновка

Марьяновский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Емашовой Е.В., при секретаре судебного заседания Бочаровой Г.В., с участием прокурора Марьяновского района Омской области Грицикова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Марьяновского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействие, выразившееся в ненаправлении уведомлений об утверждении муниципальной программы и внесении в нее изменений, возложении обязанности о направлении уведомлений об утверждении муниципальной программы и внесении в нее изменений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Марьяновского района Омской области обратился в суд с указанным административным иском в интересах неопределенного круга лиц, указав, что прокуратурой Марьяновского района Омской области проведена проверка исполнения законодательства о стратегическом планировании, бюджетного законодательства в деятельности администрации Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района Омской области. В ходе проверки установлено, что постановлением Главы Марьяновского городского поселения № 108 от 10.08.2020 утверждена муниципальная программа «Развитие социально-экономического потенциала Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района», в которую регулярно вносятся изменения, в частности постановлением Главы Марьяновского городского поселения № 14 от 01.02.2021. Однако уведомления об утверждении Муниципальной программы, а также о внесении в нее изменений администрацией поселения в Министерство экономического развития РФ не направлялись, в связи с чем, их государственная регистрация не производилась, сведения в реестре на предусмотренном для их размещения сайте, не размещались. Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц на получение полной и достоверной информации в сфере стратегического планирования.

Просил признать незаконным бездействие администрации Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района Омской области выразившееся в ненаправлении уведомлений об утверждении муниципальной программы «Развитие социально-экономического потенциала Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района», а также о внесении в нее изменений в Министерство экономического развития РФ, возложении обязанности о направлении уведомлений об утверждении муниципальной программы и внесении в нее изменений в срок до 01.02.2022.

В судебном заседании прокурор Марьяновского района Омской области Грициков А.В. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом, представил ходатайство, согласно которого против удовлетворения исковых требований не возражает, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав прокурора Марьяновского района Омской области Грицикова А.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

По требованиям ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» стратегическое планирование – это деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации

Согласно ст. 6 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования отнесены в том числе разработка, рассмотрение, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу п. 5 ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» к документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования, относятся муниципальные программы.

Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» документы стратегического планирования, необходимые для обеспечения бюджетного процесса в муниципальных образованиях, разрабатываются, утверждаются (одобряются) и реализуются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.

Частью 8 статьи 7 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» установлен принцип прозрачности (открытости) стратегического планирования, который означает, что документы стратегического планирования, за исключением документов или их отдельных положений, в которых содержится информация, относящаяся к государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом <данные изъяты>, подлежат официальному опубликованию.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» документы стратегического планирования подлежат обязательной государственной регистрации в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом <данные изъяты>.

В соответствии с п. 12, 13 Правил государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.06.2015 № 631, органы местного самоуправления, ответственные за разработку соответствующих документов стратегического планирования, в течении 10 дней со дня утверждения (одобрения) документа стратегического планирования или внесения в него изменений направляют в Министерство экономического развития Российской Федерации уведомление.

В случае соответствия уведомления требованиям, предусмотренным п. 11 настоящих Правил, Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет государственную регистрацию документа стратегического планирования с внесением соответствующей записи в реестр.

Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми для ознакомления с ними органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, за исключением сведений, относящихся к информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.

Как следует из статьи 34 Устава муниципального образования Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района Омской области к компетенции администрации сельского поселения относятся, в том числе, принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что постановлением Главы Марьяновского городского поселения от 10.08.2020 № 108 утверждена муниципальная программа «Развитие социально-экономического потенциала Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района», в которую регулярно вносятся изменения, в частности, постановлением Главы Марьяновского городского поселения от 01.02.2021 № 14.

Однако, уведомления об утверждении Муниципальной программы, а также о внесении в нее изменений администрацией поселения в Министерство экономического развития РФ не направлялись, в связи с чем, их государственная регистрация не производилась, сведения в реестре на сайте не размещались.

Согласно ответа главы Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района Омской области от 31 августа 2021 года, в Министерство экономического развития РФ уведомления об утверждении и внесении изменений в муниципальную программу «Развитие социально-экономического потенциала Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района» не направлялись.

Данное обстоятельство подтверждается также скриншотом с государственной автоматизированной информационной системы «Управление».

Таким образом, администрацией Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района Омской области не исполнены требования, предусмотренные Федеральным законом от 28.06.2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

На момент рассмотрения дела в суде какие-либо доказательства, опровергающие указанные выше обстоятельства, административным ответчиком в нарушение положений ст. 62 КАС РФ суду не представлены.

Вышеизложенные факты свидетельствуют о бездействии администрации Марьяновского муниципального района Омской области по исполнению обязанностей, возложенных на администрацию поселения федеральным и региональным законодательством, что нарушает основные права неопределенного круга лиц, находящихся на территории Марьяновского городского поселения и лишает возможности получить информацию в сфере стратегического планирования.

При таких обстоятельствах, судом усматриваются правовые основания для удовлетворения заявленного прокурором Марьяновского района Омской области административного иска.

В силу п. 1 ч. 3, ч. 9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Определяя срок исполнения решения, суд исходит из требований, установленных пунктом 12 Правил государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.06.2015 года № 631, согласно которым уведомления об утверждении (одобрения) документа стратегического планирования или о внесении в него изменений направляются в Министерство экономического развития Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения документа или внесения в него изменений, в связи с чем суд считает необходимым установить срок для принятия административным ответчиком мер по направлению уведомлений в Министерство экономического развития РФ об утверждении и внесении изменений в муниципальную программу в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Поскольку в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве административных ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, у суда отсутствуют основания для взыскания с административного ответчика государственной пошлины по делу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Марьяновского района Омской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района Омской области выразившееся в ненаправлении уведомлений об утверждении муниципальной программы «Развитие социально-экономического потенциала Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района», утвержденной Постановлением Главы Марьяновского городского поселения № 108 от 10.08.2020, а также о внесении в нее изменений в Министерство экономического развития РФ.

Возложить обязанность на администрацию Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района Омской области о направлении уведомлений об утверждении муниципальной программы Развитие социально-экономического потенциала Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района», утвержденной Постановлением Главы Марьяновского городского поселения № 108 от 10.08.2020 и внесении в нее изменений в Министерство экономического развития РФ, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Об исполнении решения суда администрация Марьяновского городского поселения Марьяновского муниципального района Омской области обязана сообщить в Марьяновский районный суд Омской области, вынесший решение, прокурору Марьяновского района Омской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в порядке ч. 9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Марьяновский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Емашова

Решение в окончательной форме изготовлено 05.10.2021.