ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-626/2023 от 25.08.2023 Верхнебуреинского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-626/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Чегдомын 25 августа 2023 г.

Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Рамзиной С.Н.,

с участием административного истца Орлова С.Ю.,

представителя административного ответчика председателя Совета депутатов Новоургальского городского поседения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края Бородиной М.И.,

представителя административного ответчика адвоката Пахомова И.О., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

секретаря Косоговой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Орлова <данные изъяты> к Совету депутатов Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края о признании незаконными решений Совета депутатов Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края «Об отчете главы Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края Орлова <данные изъяты> о результатах своей деятельности и деятельности администрации за 2022 год» от 25 мая 2023 г. , «Об удалении главы Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края Орлова <данные изъяты> в отставку» от 21 июля 2023 г. , восстановлении в должности главы городского поселения,

заинтересованное лицо - администрация Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края,

УСТАНОВИЛ:

Орлов С.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений Совета депутатов Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края «Об отчете главы Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края Орлова <данные изъяты> о результатах своей деятельности и деятельности администрации за 2022 год» от 25 мая 2023 г. , «Об удалении главы Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края Орлова <данные изъяты> в отставку» от 21 июля 2023 г. , восстановлении в должности главы городского поселения.

В обоснование административных исковых требований указал, что данными решениями от 25 мая 2023 г. , от 21 июля 2023 г. нарушаются его права и законные интересы, поскольку отсутствие мотивов, по которым они приняты, не позволяют ему, как занимающему должность высшего выборного должностного лица городского поселения, принять меры, направленные на устранение возможных недостатков своей деятельности. Совет депутатов не обеспечил главу городского поселения заблаговременным получением уведомления о дате и месте проведения заседания (31.05.2023) по заслушиванию отчета главы о его деятельности и деятельности администрации за 2022 год, а также не направил своевременно дополнительные вопросы по отчету главы за 2022 год, тем самым не предоставил главе возможности подготовиться к заседанию и дать подробные объяснения по выдвинутым дополнительным вопросам. Советом депутатов нарушена процедура проведения заседания при рассмотрении отчета главы (31.05.2023). На заседании Совета депутатов 25.05.2023 был утвержден отчет об исполнении бюджета Новоургальского городского поселения за 2022 год, при этом замечаний по его исполнению по результатам проверки Контрольно-счетной палаты Верхнебуреинского муниципального района не поступило, но вопреки этому, Совет депутатов Новоургальского городского поселения показатели исполнения бюджета администрацией городского поселения, работа главы ФИО1 и администрации были признаны неудовлетворительными. В нарушение п.п. 4.4-4.7 Положения об отчете главы на состоявшемся 31.05.2023 отчете главы в помещении МБОУ ЖДЛ п. Новый Ургал присутствовало 3 из 10 депутатов, и конкретных замечаний к деятельности главы и администрации с указанием сроков их устранении и даты заслушивания главы о результатах исполнения решения ни в адрес администрации, ни в адрес главы не поступило. 19.07.2023 на внеочередном заседании Совета депутатов, на котором был представлен проект решения об удалении главы в отставку, ему была сообщена дата следующего заседания на 21.07.2023. Принимая решение об удалении главы в отставку, депутаты ограничились констатацией того, что инициаторами была выражена неудовлетворенность работой главы городского поселения, без конкретных замечаний к деятельности главы. При этом Конституционный суд указал, что только при наличии конкретизированных оснований отзыва и при предоставлении отзываемому лицу возможности давать пояснения по их поводу на всех этапах процедуры отзыва может быть гарантирована защита прав отзываемого лица и стабильность осуществления местного самоуправления в целом.

Определением суда от 31.07.2023 в качестве заинтересованного лица привлечена к делу администрация Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края.

Административный истец Орлов С.Ю. в судебном заседании административные требования поддержал в полном объеме и просил об их удовлетворении по основаниям, изложенным в административном иске, дополнив, что его отставка за неудовлетворительную работу за два года подряд не основана на законе, поскольку он вступил в должность с марта 2021 года и не отработал два полных года до принятия Советом депутатов решения о признании его работы и работы администрации за 2022 год неудовлетворительной.

Представители административного ответчика председатель Совета депутатов Новоургальского городского поседения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края Бородина М.И., адвокат Пахомов И.О. в суде административные исковые требования не признали и просили в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях по административному иску, согласно которым ежегодный отчет главы администрации (за 2022 год) в срок до 30 апреля 2023 г. не был представлен, письмом Совета депутатов от 15 мая 2023 г. глава администрации Орлов С.Ю. об этом уведомлен, и ему предложено предоставить ежегодный отчет до 17 мая 2023 г., однако, к этому сроку в Совет депутатов отчет также не был представлен. Решением Совета депутатов Новоургальского городского поселения на очередном заседании от 25 мая 2023 г. на основании п. 4.9 Положения о порядке предоставления и заслушивания ежегодного отчета главы администрации о результатах его деятельности и деятельности администрации Новоургальского городского поселения за 2022 год его работа признана неудовлетворительной, данное решение опубликовано на официальном сайте администрации АНП 25/05/2023, Вестник НПА Новоургальского городского поселения от 31.05.2023. Доводы административного истца о том, что Совет депутатов заблаговременно не уведомил главу городского поселения о дате и месте проведения заседания по заслушиванию отчета, а также не направил своевременно дополнительные вопросы по отчету главы за 2022 год, необоснованные, так как на очередном заседании Совета депутатов от 13 апреля 2023 г. решением от 13 апреля 2023 г. был утвержден план работы депутатов на второй квартал 2023 года, согласно которому заслушивание ежегодного отчета главы администрации Новоургальского городского поселения назначено на май 2023 года, дата очередного заседания назначена на 25 мая 2023 г. на 14 часов, которая согласована с главой администрации Орловым С.Ю. непосредственно на заседании Совета, указанное решение Совета опубликовано на официальном сайте администрации Новоургальского городского поселения, Вестник НПА НГП от 17 апреля 2023 г. Дополнительные вопросы направляются главе поселения после предоставления им ежегодного отчета о его деятельности и деятельности администрации Новоургальского городского поселения в Совет депутатов, и после изучения отчета депутатами, однако, ежегодный отчет не был представлен в Совет депутатов. Решение Совета депутатов об утверждении отчета об исполнении бюджета Новоургальского городского поселения на 2022 год не связано с ежегодным отчетом деятельности главы администрации Новоургальского городского поселения. Доводы Орлова С.Ю. о том, что в нарушение п.п. 4.4 - 4.7 Положения об отчете главы, как он полагает, состоявшемся 31 мая 2023 г. в помещении МБОУ ЖДЛ п. Новый Ургал, на котором присутствовало трое из десяти депутатов Совета депутатов, и конкретные замечания к деятельности главы и администрации с указанием сроков их устранения и дате заслушивания главы о результатах исполнения решения ни в адрес главы, ни в адрес администрации поселения не поступили, также несостоятельны, так как глава в этот день держал отчет перед избирателями (населением) городского поселения, при этом с инициативой о внеочередном заседании Совета депутатов административный истец в Совет депутатов не обращался, и заседание Совета депутатов на 31 мая 2023 г. нe планировалось и не проводилось. Глава администрации по закону подконтролен и подотчетен населению и представительному органу. 27 июня 2023 г. в Совет депутатов поступило обращение группы депутатов об удалении главы Новоургальского городского поселения Орлова С.Ю. в отставку с приложением проекта решения. Председателем Совета депутатов 28 июля 2023 г. направлены Орлову С.Ю. и Губернатору Хабаровского края уведомления о выдвинутой депутатами инициативе об удалении главы городского поселения с приложением обращения и проекта решения Совета депутатов. На очередном заседании Совета депутатов от 29.06.2023 присутствующие депутаты уведомлены о выдвинутой инициативе, ознакомлены с проектом решения Совета депутатов и необходимости созыва внеочередного заседания Совета депутатов по поступлении мнения Губернатора. Глава городского поселения Орлов С.Ю. был уведомлен о дате и времени проведения внеочередного заседания Совета депутатов 14.07.2023. На совместном заседании постоянных комиссий Совета депутатов 19 июля 2023 г. в присутствии Орлова С.Ю. и главного специалиста администрации поселения рассмотрен вопрос об удалении главы администрации Орлова С.Ю. в отставку, письменного объяснения и особого мнения от Орлова С.Ю. не поступило, принято решение рассмотреть вопрос об удалении главы администрации в отставку на внеочередном заседании Совета депутатов 21 июля 2023 г. В связи с тем, что результаты деятельности главы Новоургальского городского поселения Орлова С.Ю. Советом депутатов оценены неудовлетворительно по итогам деятельности за два года подряд (2021 и 2022 гг.), после поступления письменного мнения Губернатора Хабаровского края, Решением Совета депутатов Новоургальского городского поселения от 21.07.2023 глава Новоургальского городского поселения ФИО1 удален в отставку на основании п.п. 3 п. 2 ст. 74.1 Федерального закона №131 ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», которое опубликовано на официальном сайте администрации Новоургальского городского поселения, Вестник НПА НГП от 21.07.2023 .

В судебное заседание представитель заинтересованного лица администрация Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края не явился, просил о рассмотрении дела в их отсутствие.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле (судебные извещения, размещение информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края - www. vbureinsky.hbr@sudrf.ru), руководствуясь положениями ч. 2 ст. 150 КАС РФ, суд определил о рассмотрении дела при данной явке.

Исследовав материалы дела, выслушав мнения сторон, дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.

При рассмотрении данного административного искового заявления в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд должен учитывать положения, содержащиеся в частях 8 - 11 статьи 226 поименованного кодекса, в соответствии с которыми при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (часть 8).

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 34 Закона N 131-ФЗ).

Согласно части 11.1 статьи 35 Закона 131-ФЗ представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

В силу части 1 статьи 36 Закона N 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с данной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 Закона N 131-ФЗ).

Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 5.1 статьи 36 Закона N 131-ФЗ).

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением избирательной комиссии Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 15 марта 2021 г. N 85/243 Орлов С.Ю. избран главой Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края.

В соответствии с распоряжением администрации Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 18 марта 2021 г. -к Орлов С.Ю. вступил с этой даты в должность главы Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края.

Во исполнение статей 20, 30 Устава Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, решением Совета депутатов от 27 августа 2020 г. N 260 утверждено Положение о порядке предоставления и заслушивания ежегодного отчета главы Новоургальского городского поселения Совету депутатов о результатах своей деятельности и деятельности администрации (далее - Порядок).

В соответствии с пунктами 3.1, 4.1, 4.2 данного Порядка отчет главы администрации городского поселения предоставляется Совету депутатов ежегодно в письменном и электроном виде не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, заслушивание ежегодного отчета главы администрации осуществляется не позднее 31 мая года, следующего за отчетным, дата устанавливается Советом депутатов по согласованию с главой администрации городского поселения, глава городского поселения выступает с отчетом лично на заседании Совета депутатов.

Из приведенных выше положений статьи 36 Закона N 131-ФЗ, а также Порядка следует, что глава Новоургальского городского поселения не вправе уклониться от обязанности по предоставлению отчета о своей деятельности и деятельности администрации поселения представительному органу этого поселения. При этом такая обязанность в императивном порядке должна быть исполнена главой поселения в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Председателем Совета депутатов 13 апреля 2023 г. и 15 мая 2023 г. приняты решения об утверждении плана работы Совета депутатов Новоургальского городского поселения на 2 квартал 2023 года и о созыве очередного заседания Совета депутатов 25 мая 2023 г. в 16 час. 00 мин., главе Орлову С.Ю. указано на нарушение им срока представления отчета главы до 30 апреля 2023 г. и предложено предоставить отчет не позднее 17 мая 2023 г. на электронную почту Совета депутатов. В повестку дня заседания включены различные вопросы, в том числе согласно пункту 5 - "Об отчете главы Новоургальского городского поселения о результатах его деятельности и деятельности администрации Новоургальского городского поселения за 2022 год".

Указанное уведомление получено главой администрации Новоургальского городского поселения 15 мая 2023 г.

Согласно протоколу Совета депутатов Новоургальского городского поселения от 25 мая 2023 г. на заседании присутствовали 7 депутатов из 10 избранных; отчет главы городского поселения о результатах своей деятельности, деятельности администрации Новоургальского городского поселения за 2022 г. был включен в повестку дня под номером 5; в ходе заседания до депутатов было доведено, что Орлов С.Ю. нарушил сроки предоставления отчета до 30 апреля 2023 г. и до 17.05.2023 (по дополнительному запросу от 15.05.2023), а также по состоянию на 25 мая 2023 г. не предоставил в адрес Совета депутатов отчет главы городского поселения о результатах своей деятельности и деятельности администрации за 2022 год, Орлову С.Ю. были заданы вопросы, на которые он пояснил, что не успел подготовить отчет в срок, готов предоставить отчет 31 мая 2023 г.

По результатам рассмотрения на заседании указанного вопроса, в связи с непредставлением отчета главой городского поселения, Советом депутатов Новоургальского городского поселения принято Решение от 25 мая 2023 г. N 63 о признании работы администрации Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края и главы Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края Орлова С.Ю. за 2022 год неудовлетворительной (пункт 1), при этом из присутствующих на заседании 7 депутатов проголосовали: «за» - 6 депутатов, «против» - 1 депутат.

Копия указанного решения получена Орловым С.Ю. 30.05.2023.

Из установленных по делу обстоятельств следует, что в срок до 30 апреля 2022 г. главой Новоургальского городского поселения Орловым С.Ю. отчет о своей деятельности и деятельности возглавляемой им администрации, содержащий сведения, предусмотренные пунктом 2.1 Порядка, Совету депутатов не представлен. Не представлен такой отчет и к 17 мая 2023 г. по запросу Совета депутатов от 15.05.2023, а также на заседание 25 мая 2023 г.

Данные обстоятельства не отрицались самим административным истцом при судебном разбирательстве.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 35 Закона N 131-ФЗ к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления относится контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Оценка деятельности главы поселения и администрации поселения является не правом представительного органа, а его обязанностью, о чем свидетельствуют пункты 4.4, 4.5 Порядка, обязывающие Совет депутатов принять решение по результатам заслушивания отчета большинством голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов.

В соответствии с пунктами 4.6 и 4.9 Порядка в решении о неудовлетворительной оценке деятельности главы отражаются конкретные замечания к деятельности главы городского поселения и его администрации, сроки их устранения и дата заслушивания главы о результатах их исполнения, непредставление отчета главой администрации городского поселения также является основанием для неудовлетворительной оценки Советом депутатов городского поселения деятельности главы городского поселения.

Совокупный анализ положений Порядка свидетельствует о том, что перечень конкретных замечаний при неудовлетворительной работы главы и его администрации формируется представительным органом по результатам предварительного ознакомления с отчетом главы поселения.

В данном случае административный истец не предоставил отчет главы городского поселения в Совет депутатов ни на бумажном носителе, ни в электронной форме в сроки до 30.04.2023 и до 17.05.2023 (по запросу от 15.05.2023), а также на заседание 25.05.2023, и данный факт обоснованно являлся основанием для неудовлетворительной оценки работы главы Орлова С.Ю. и администрации городского поселения, при этом, вопреки доводам административного истца, оснований для формирования представительным органом конкретных замечаний к деятельности главы городского поселения и администрации, установления сроков их устранения и даты заслушивания главы о результатах их исполнения у Совета депутатов не имелось.

Доводы административного истца Орлова С.Ю. о том, что Совет депутатов не уведомил заблаговременно главу городского поселения о дате и месте проведения заседания (31.05.2023) по заслушиванию отчета главы о его деятельности и деятельности администрации за 2022 год, не направил своевременно дополнительные вопросы по отчету главы за 2022 год, а также о том, что Советом депутатов нарушена процедура проведения заседания при рассмотрении отчета главы 31.05.2023, признаются судом необоснованными, поскольку данные факты не соответствуют действительности. Внеочередное заседание Совета депутатов на 31 мая 2023 г. по заслушиванию отчета главы городского поселения не назначалось и не проводилось, оценка о его неудовлетворительной работе уже была дана 25 мая 2023 г. ввиду фактического непредставления отчета, который не мог быть изучен и поставлен на обсуждение депутатам. 31.05.2023 состоялось назначенное главой поселения Орловым С.Ю. собрание с гражданами, на котором глава городского поселения держал отчет о проделанной им работе за 2022 год перед населением поселка.

Довод Орлова С.Ю. о невозможности подготовки отчета главы до 30.04.2023 ввиду того, что 25.05.2023 на заседании Совета депутатов был утвержден отчет об исполнении бюджета Новоургальского городского поселения за 2022 год, несостоятелен, поскольку отчет главы о его деятельности и деятельности администрации за 2022 год не может быть поставлен в зависимость от решения об утверждении отчета об исполнении бюджета.

При таких обстоятельствах, разрешая заявленные требования о признании решения Совета депутатов Новоургальского городского поселения от 25 мая 2023 г. № 63 незаконным, суд исходит из того, что оспариваемое решение принято полномочным представительным органом местного самоуправления - Советом депутатов в пределах установленной для него компетенции и при соблюдении порядка их принятия, в рамках предоставленных контрольных полномочий Совет депутатов последовательно принимал меры, направленные к понуждению главы Новоургальского городского поселения отчитаться о проделанной работе, в то время как глава Орлов С.Ю., игнорируя как положения Закона N 131-ФЗ, так и местное нормативное регулирование, уклонился от исполнения данной обязанности, а также принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в определении от 25 января 2012 г. N 114-О-О, согласно которой глава муниципального образования, как лицо, обладающее особым публично-правовым статусом и добровольно приобретая этот статус, принимает на себя не только полномочия по решению вопросов местного значения, но и обязанность отчитываться перед населением и представительным органом муниципального образования о результатах своей деятельности, а также признает возможность наступления ответственности вплоть до удаления в отставку в случае признания его деятельности неудовлетворительной, оценочный характер выносимого представительным органом решения предполагает при его принятии использование демократических процедур и учет различных факторов и мнений, тем самым оценка деятельности органов местного самоуправления при осуществлении контрольных полномочий представительного органа может быть различной и связана с дискрецией этого органа, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного Орловым С.Ю. требования о признании незаконным решения по неудовлетворительной работе главы городского поселения и администрации городского поселения за 2022 год от 25 мая 2023 г. .

Разрешая требования административного истца об оспаривании решения Совета депутатов от 21 июля 2023 г. об удалении в отставку главы Новоургальского городского поселения Орлова С.Ю. и восстановлении его в должности, суд исходит из следующего.

Статьей 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" регламентированы основания и порядок принятия решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (часть 1 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Инициатива об удалении главы муниципального образования в отставку выдвигается не менее одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования (часть 3 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (часть 4 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения, решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (части 7, 8 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В соответствии с частью 13 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены:

1) заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку;

2) предоставление ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.

В случае, если глава муниципального образования не согласен с решением представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение (статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Как следует из материалов дела, постановлением избирательной комиссии Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 15 марта 2021 г. N 85/243 Орлов С.Ю. избран на должность главы Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края по результатам досрочных выборов с 15 марта 2021 г., вступил в должность главы 18 марта 2021 г.

25 апреля 2022 г. Решением Совета депутатов Новоургальского городского поселения N 420 по итогам рассмотрения отчета главы деятельность главы Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края Орлова С.Ю. и администрации Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края за 2021 год признана неудовлетворительной ввиду неисполнения полномочий, возложенных на главу поселения в соответствии со ст. 31 Устава Новоургальского городского поселения.

Указанное решение в судебном порядке обжаловано не было.

27.06.2023 от четырех из десяти депутатов Совета депутатов Новоургальского городского поселения на имя председателя Совета депутатов поступило обращение-инициатива об удалении в отставку главы Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края Орлова С.Ю. на основании пункта 3 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с просьбой о назначении внеочередного заседания Совета депутатов. К обращению-инициативе приобщен проект решения Совета депутатов об удалении в отставку главы городского поселения Орлова С.Ю.

О выдвижении данной инициативы глава городского поселения Орлов С.Ю. уведомлен 28.06.2023, с направлением ему обращения инициативной группы и проекта решения Совета депутатов об удалении главы в отставку.

Уведомление с указанием о назначении заседания Совета депутатов для рассмотрения обращения на 21.07.2023 в 14:30 часов и предоставлением возможности дать депутатам объяснения по поводу оснований для отставки получено Орловым С.Ю. 14.07.2023, то есть заблаговременно, вопреки доводам административного истца.

21 июля 2023 г. в присутствии Орлова С.Ю. состоялось рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, из 10 депутатов представительного органа присутствовало 9 депутатов, по итогам голосования принято решение об удалении в отставку Орлова С.Ю. с должности главы Новоургальского городского поселения на основании пункта 3 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", за неудовлетворительную оценку его деятельности по результатам ежегодного отчета главы перед представительным органом, данную два раза подряд (за 2021 и 2022 гг.). Решение принято 2/3 голосов депутатов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (10 депутатов), из присутствующих 9 депутатов 7 депутатов проголосовали за удаление Орлова С.Ю. в отставку.

24 июля 2023 г. указанное Решение направлено Орлову С.Ю. и опубликовано в установленном порядке.

Доводы административного истца Орлова С.Ю. о том, что принимая решение об удалении главы в отставку, депутаты на заседании 21.07.2023 ограничились лишь констатацией того, что инициаторами была выражена неудовлетворенность работой главы городского поселения, без конкретных замечаний к деятельности главы, признаются необоснованными.

Так, из протокола внеочередного заседания Совета депутатов от 21.07.2023 следует, что депутатами в присутствии Орлова С.Ю. обсуждались основания, послужившие для удаления главы городского поселения Орлова С.Ю. в отставку: неудовлетворительные оценки работы главы и подотчетной ему администрации, данные два раза подряд за 2021 и 2022 гг., образование задолженности Новоургальского городского поселения за услуги по водоснабжению перед «МУП «Энергия», бездействие администрации во время возникновения аварийных ситуаций на теплосетях и сетях водоснабжения в отопительный период 2002/2023 гг., халатное отношение главы к своим обязанностям. Орловым С.Ю. давались на заседании устные объяснения, при этом, будучи заблаговременно уведомленным о дате заседания с предложением предоставить письменные объяснения и изложить свое особое мнение в Совет депутатов по вопросу его отставки, данным правом он не воспользовался.

Между тем, суд приходит к выводу о нарушении административным ответчиком оснований принятия оспариваемого решения, которые установлены статьей 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также прав Орлова С.Ю., предусмотренных частью 13 указанной статьи.

Анализируя правовые нормы приведенных выше статей 36 и 74.1 ФЗ N 131-ФЗ, Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 13 марта 2013 г. N 9-КГ13-1 высказал правовую позицию о том, что отчет главы муниципального образования носит регулярный, плановый характер - один раз в каждом календарном году, предоставляет информацию о деятельности лица в данной должности за истекшие 12 месяцев работы.

С учетом положений действующего законодательства, специфики муниципального управления и правовых последствий, связанных с представлением ежегодного отчета главы муниципального образования и результатами оценки данного отчета, если деятельность главы муниципального образования составляет менее календарного года, то у представительного органа муниципального образования отсутствуют правовые основания для оценки деятельности главы муниципального образования за отчетный календарный период.

Руководствуясь указанными правовыми нормами и правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что у Совета депутатов Новоургальского городского поселения отсутствовали полномочия по оценке деятельности главы района за 2021 год, в том числе с момента вступления Орлова С.Ю. в должность (18.03.2021), поскольку неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования может быть дана только по результатам его ежегодного отчета и за полный отработанный календарный год, а действующим законодательством не предусмотрены полномочия Собрания депутатов по даче такой оценки за фактически отработанное главой городского поселения время.

Несмотря на то, что Решение Совета депутатов Новоургальского городского поселения от 25 апреля 2022 г. N 420 о признании работы главы городского поселения Орлова С.Ю. и администрации Новоургальского городского поселения за 2021 год неудовлетворительной вступило в законную силу и в судебном порядке не обжаловалось, суд не связан с доводами, изложенными в иске и выясняет обстоятельства в полном объеме, руководствуясь правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 16.07.2013 № 1241-О, приходит к выводу, что решение представительного органа муниципального образования, связанное с удалением главы муниципального образования в отставку, не должно носить произвольный характер, а процедура его принятия подлежит судебной проверке, такое решение должно основываться на объективной оценке действий главы городского поселения и их последствий для функционирования местного самоуправления.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Суд усматривает наличие совокупности указанных условий по настоящему делу, поскольку административным ответчиком были нарушены основания принятия оспариваемого решения от 21 июля 2023 г. , которые установлены статьей 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также права, свободы и законные интересы Орлова С.Ю., предусмотренные частью 13 указанной статьи и связанные с незаконным удалением в отставку высшего выборного должностного лица муниципального образования.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца о признании незаконным решения Совета депутатов Новоургальского городского поселения об удалении в отставку главы Новоургальского городского поселения от 21 июля 2023 г. Орлова С.Ю. и восстановлении его в прежней должности.

Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции административным ответчиком не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Орлова <данные изъяты> удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Совета депутатов Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края «Об удалении главы Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края Орлова <данные изъяты> в отставку» от 21 июля 2023 г. .

Обязать Совет депутатов Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края восстановить Орлова <данные изъяты> в должности главы Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края.

В удовлетворении административного искового требования Орлова <данные изъяты> к Совету депутатов Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным решения Совета депутатов Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края «Об отчете главы Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края Орлова <данные изъяты> о результатах своей деятельности и деятельности администрации за 2022 год» от 25 мая 2023 г. отказать.

На решение суда по административному делу об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд через Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме (п. 2 ст. 298 КАС РФ).

Мотивированное решение суда составлено 25.08.2023.

Судья С.Н. Рамзина