ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6289/20 от 05.10.2020 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

дело № 2а-6289/2020

УИД 03RS0005-01-2020-006725-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 октября 2020 года город Уфа

Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Курамшиной А.Р.,

при секретаре Касимовой А.А.,

с участием помощника прокурора Кировского района г.Уфы Алибаевой И.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Винсантель», ООО «Чемпион», ООО «Эколенд», ООО «Аэтерна» к Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан о признании недействующим в части Постановления Администрации ГО РБ от 26.08.2019 г.,

установил:

ООО «Винсантель», ООО «Чемпион», ООО «Эколенд», ООО «Аэтерна» обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан о признании недействующим в части Постановления Администрации ГО РБ от 26.08.2019 г., в котором просят признать не действующим Постановление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26 августа 2019 года «Об утверждении проект планировки и проект межевания территории квартала, ограниченного улицами Менделеева, Генерала ФИО1 и Обской в Кировском районе городского округа город Уфа», в части:

включения в границы публичных сервитутов земельных участков с кадастровыми номерами:

изъятия из земельного участка с кадастровым номером части площади в размере 602,05 кв.м.,

изъятия из земельного участка с кадастровым номером части площади в размере 17,78 кв.м.,

изъятия из земельного участка с кадастровым номером части площади в размере 1493,92 кв.м.,

изъятия из земельного участка с кадастровым номером части площади в размере 5569,44 кв.м.,

изъятия из земельного участка с кадастровым номером площади в размере 1124,72 кв.м.

Административный иск мотивирован тем, что Постановлением Администрации ГО РБ от 26.08.2019 г. утвержден проект планировки и проект межевания территории квартала, ограниченного улицами Менделеева, Генерала ФИО1 и Обской в Кировском районе городского округа город Уфа.

Пунктом 2 указанного постановления утвержден проект планировки и проект межевания территории квартала, ограниченного улицами Менделеева, Генерала ФИО1 и Обской в Кировском районе городского округа город Уфа площадью 22,9 Га в составе:

2.1. чертёж межевания территории с отображением красных линий, линии регулирования застройки, границ земельных участков, ведомость земельных участков согласно приложениям и .1,

2.1. чертёж межевания территории с отображением красных линий, линии регулирования застройки, границ публичных сервитутов согласно приложению .

Административным истцом на праве собственности принадлежат земельные участки, находящиеся в пределах квартала, ограниченного улицами Менделеева Генерала ФИО1 и Обской в Кировском районе города Уфы.

Пункт 2.1 проекта межевания территории имеет ссылку на указанный квартал.

Письмами от 4 марта 2020 года, от 5 марта 2020 года, от 5 марта 2020 года и от 4 марта 2020 года административные истцы обратились в Главное управлении архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа с просьбами ознакомиться с проектом планировки и проектом межевания.

27 марта 2020 года Управление архитектуры в своём ответе сообщило о возможности ознакомления приемное время в архиве после отмены временной приостановки личных приемов граждан. Данный ответ получен нарочно 27 мая 2020 года. С полным текстом проекта планировки и проекта межевания оказалось возможным познакомиться только во второй половине июня 2020 года.

Пунктом 3.2 проекта межевания предусмотрен план границ земельных участков с оценкой изъятия присоединения земель, а именно «Ведомостью участков изъятия» таблица в пользу городских земель предусмотрена частичное, а в некоторых случаях полное изъятие следующих земельных участков, принадлежащих административным иском на праве собственности.

Кроме того, пунктом 3.3 проекта межевания предусмотрена «Схема границ зон действия публичных сервитутов» содержит ведомость координат зон действия публичных сервитутов с координатами поворотных точек.

К ответу Главного управления от 27 марта 2020 года приложен фрагмент Плана границ зон действия публичных сервитутов.

Ознакомившись полностью с планом границ зон действия публичных сервитутов, стало известно, что в данные границы включены все земельные участки, принадлежащие административным истцом на праве собственности.

Административный истец считает, что Постановление Администрации городского округа город Уфа от 26 августа 2019 года нарушает права собственности административных истцов, не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую силу, в результате издания данного нормативного акта административные истцы становятся субъектами отношений, регулируемых им.

Как указано в общей части проекта межевания проекта планировки Постановления Администрации городского округа город Уфа, оба проекта разработаны в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, СП 42.13330.21.2011, Постановления Госстроя РФ от 27 марта 2003 года ,Республиканских нормативов градостроительного проектирования, утвержденных Постановлением правительства <адрес> от 10 августа 2015 года, Нормативов градостроительного проектирования городского округа город Уфа от 23 декабря 2009 года, Положения о едином порядке разработки согласования проектной документации городского округа город Уфа Республики Башкортостан утвержденных решением совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 27 апреля 2011 года .

Одновременно в силу части 12 статьи 45 Градостроительного кодекса уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку документации по планировке территории в случаях, предусмотренных частями 2 и 3.2 настоящей статьи на соответствие требованиям, указанным в части 10 настоящей статьи в течение 30 дней со дня поступления такой документации, по результатам проверки утверждает документацию по планировке территории или принимает решение об отклонении такой документации и о направлении её на доработку.

Проект планировки и проект межевания не подлежали утверждению, так как на дату их утверждения 3 из 6 нормативно-правовых актов, на основании которых они разрабатывались, утратили силу, а, следовательно, не подлежали применению.

СП 42.13330.21.2011 утратил силу с 1 июля 2017 года в связи с изданием приказа Минстроя России от 30 декабря 2016 года / пр, утвердившего новый Свод правил СП

Республиканские нормативы градостроительного проектирования утратили силу с 18 декабря 2014 года в связи с изданием Постановления правительства Республики Башкортостан от 18 декабря 2014 года .

Положение о едином порядке разработки согласования проектной документации в городском округе город Уфа Республики Башкортостан утратило силу с 27 марта 2019 года в связи с изданием Решения Совета городского округа город Уфа от 27 марта 2019 года .

Официальным опубликованием муниципального правового акта администрации считается первая публикация его полного текста в газетах Вечерняя Уфа или Киске ?ф? и (или) первое размещение на официальном сайте администрации в сети Интернет www.ufacity.info.

Прилагая скриншот страницы газеты Вечерняя Уфа от 26 апреля 2019 года, обращает внимание неполнота информации, а, кроме того, вводящих в заблуждение состав сведений.

Подзаголовок «В столице прошло очередное заседание совета городского округа город Уфа РБ. Первым вопросом повестки дня стало присвоение звания почетный гражданин города Уфы заслуженной артистке РБ, народной артистки РФ, РБ, лауреату Государственной премии РБ имени Салават Юлаева Леоноре Куватовой» в самом конце в нескольких строчках указано: на заседании были рассмотрены вопросы назначения общественных слушаний по проектам планировки и межевания территории квартала ограниченного улицами Менделеева Генерала ФИО1 и Обской в Кировском районе городского округа город Уфа.

При этом всей необходимой информации, предусмотренной Градостроительным кодексом РФ, а именно информация о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаний, перечень информационных материалов к такому проекту, информация о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащих рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, информацию о месте, дате открытия экспозиции и т.д. данное сообщение не содержит.

Нарушение пунктов 22, 23 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ заключение по результатам общественных обсуждений по проекту планировки и проекта межевания территории квартала, ограниченного улицей Менделеева Генерала ФИО1 и Обской в Кировском районе городского округа город Уфа опубликовано не было.

В нарушение пункта 16 статьи 45 Градостроительного Кодекса, статьи 34 Устава городского округа город Уфа Постановление от 26 августа 2019 года опубликовано на сайте администрации за пределами отведенного семидневного срока со дня подписания и не опубликовано в газете Вечерняя Уфа.

Земельным кодексом Российской Федерации определен перечень оснований для изъятия земельного участка. Исходя из положений статьи 235, 279 Гражданского кодекса и статьей 49, 56.2, 56.3, 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, не следует, что не всякая обстоятельство является основанием для безусловного принудительного изъятия имущества для государственных и муниципальных нужд при соблюдении иных условий, при которых возможно изъятие.

Ни одного из перечисленных оснований, предусмотренных ст.49 Земельного кодекса Российской Федерации, не имеется.

Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества. Таким образом, незаконное включение в проект межевания Положение об изъятии части земельных участка нарушает права собственности административных судов.

Пункт 3.3 проекта межевания предусмотрена «Схема границ зон действия публичных сервитутов», которая содержат ведомость координат зон действия публичных сервитутов с координатами поворотных точек.

Согласно ответу Главного управления архитектуры от 27 марта 2020 года приложен фрагмент Плана границ зон действия публичных сервитутов.

Ознакомившись с полным объемом плана, стало известно, что земельные участки, принадлежащие административным истцам на праве собственности, включены в границы зон действия публичных сервитутов, что подтверждено заключениями кадастрового инженера ФИО2 от 22 июля 2020 года.

Земельным кодексом Российской Федерации определён исчерпывающий перечень оснований для установления публичного сервитута. Публичный сервитут устанавливается для обеспечения нужд неопределенного круга лиц только в том случае, если их интересы не могут быть обеспечены каким-либо иным способом.

Административные истцы исходят из того, что необходимость установления публичного сервитута для проезда и прохода в отношении земельных участков отсутствовала, поскольку проезд через земельные участки административных истцов к объектам, расположенным внутри квартала, ограниченного улицами Менделеева Генерала ФИО1 и Обской в Кировском районе городского округа город Уфа, не является единственно возможным вариантом проезда.

Административным ответчиком не представлены доказательства невозможности иного варианта прокладки новой дороги, ведущей к указанным объектам.

В проекте межевания отсутствует обоснование необходимости использования всей площади земельных участков, принадлежащих административным истцам для публичного сервитута. При этом в пределах предполагаемого публичного сервитута нет сетей и транспортной инфраструктуры, принадлежащей не административным истцам, а каким-либо лицам, эксплуатирующим данные объекты.

Фактически все земельные участки, принадлежащие административным истцам, которые попали в границы зон действия публичных сервитутов, используются для размещения автотранспорта посетители многофункционального центра «Арена 3000».

Места парковок обеспечивают нужды владельцев недвижимости зданий административных истцов.

Стороны и другие лица на судебное заседание не явились, извещены заранее и надлежащим образом. Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ в отсутствие указанных лиц.

Выслушав помощника прокурора, полагавшего административный иск оставить без удовлетворения, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 2 ГрК РФ принципами градостроительной деятельности являются, в частности, принципы обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

Документами территориального планирования являются схемы территориального планирования и генеральные планы. Правила землепользования и застройки относятся к документам градостроительного зонирования, разрабатываются в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований и включают в себя градостроительные регламенты, предусматривающие ограничения градостроительной деятельности в зависимости от целей использования земельных участков, их размеров, а также предельных параметров разрешенного строительства, высоты и объема объектов капитального строительства, плотности застройки (глава 4ГрК РФ).

Реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26ГрК РФ).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41ГрК РФ).

Согласно части 10 статьи 45ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), нормативов градостроительного проектирования.

Из приведенных правовых норм следует, что нормативная регламентация градостроительной деятельности носит комплексный характер, при этом проект планировки территории и проект межевания территории должны соответствовать действующим документам территориального планирования, а также нормативам градостроительного проектирования.

Из материалов дела следует, что в соответствии со статьями 5.1, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьёй 13 Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Положением об организации и проведении общественных обсуждений в сфере градостроительной деятельности на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утверждённым решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 27 июня 2018 года № 28/5, в целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, Совет городского округа <...> и л (решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 24 апреля 2019 года ):

1. Назначить общественные обсуждения по проекту планировки и проекту межевания территории квартала, ограниченного улицами Менделеева, Генерала ФИО1 и Обской в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

2. Установить границы территории, указанной в пункте 1 настоящего решения, согласно графической схеме, являющейся приложением к настоящему решению.

3. Провести общественные обсуждения по проектам, указанным в пункте 1 настоящего решения, с 26 апреля 2019 года по 14 июня 2019 года.

4. Установить, что письменные предложения жителей городского округа город Уфа Республики Башкортостан по проектам, указанным в пункте 1 настоящего решения, направляются в уполномоченный орган – межведомственную комиссию по проведению общественных обсуждений в сфере градостроительной деятельности городского округа город Уфа Республики Башкортостан (адрес: <...>) со дня опубликования оповещения о проведении общественных обсуждений по 31 мая 2019 года включительно.

5. Установить, что органом, уполномоченным на проведение общественных обсуждений, по проектам, указанным в пункте 1 настоящего решения, является межведомственная комиссия по проведению общественных обсуждений в сфере градостроительной деятельности городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Включить в состав межведомственной комиссии по проведению общественных обсуждений в сфере градостроительной деятельности городского округа город Уфа Республики Башкортостан по проектам, указанным в пункте 1 настоящего решения, дополнительно:

- ФИО3 – депутата Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан;

- ФИО4 – депутата Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

6. Опубликовать настоящее решение в газете «Вечерняя Уфа» не позднее 26 апреля 2019 года

7. Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан не позднее 26 апреля 2019 года:

- разместить проекты, указанные в пункте 1 настоящего решения, и информационные материалы к ним, оповещение о начале общественных обсуждений, согласно приложению № 3 к настоящему решению, на официальном сайте Администрации городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

- открыть и провести экспозицию, по проектам, указанным в пункте 1 настоящего решения, в месте и по графику, установленному приложением № 2 к настоящему решению;

- разместить настоящее решение, оповещение о начале общественных обсуждений, согласно приложению № 3 к настоящему решению, информационные материалы по проектам, указанным в пункте 1 настоящего решения, на информационных стендах в местах и по графику, установленному приложением № 2 к настоящему решению.

8. Опубликовать заключение о результатах общественных обсуждений по проектам, указанным в пункте 1 настоящего решения, в газете «Вечерняя Уфа».

9. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан по архитектуре и строительству.

Результаты публичных слушаний в отношении спорного проекта оформлены протоколом общественных обсуждений от 14.06.2019 года, в котором отражены мнение, замечания и возражения граждан, принявших участие в публичных слушаниях. По итогам публичных слушаний по проекту планировки с проектом межевания застроенной территории подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений от 14.06.2019 года по проекту планировки и проекту межевания территории, с целью обеспечения её устойчивого развития.

В соответствии с требованиями статей 41, 42, 43, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, руководствуясь Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 г. № 7/4, на основании постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30.12.2016 г. №2027 «О разработке проекта планировки и проекта межевания территории квартала, ограниченного улицами Менделеева, Генерала ФИО1 и Обской в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (заказчик: Общество с ограниченной ответственностью «БашИндустрия-Недвижимость»), с учетом протокола общественных обсуждений от 14.06.2019 г. и заключения о результатах общественных обсуждений от 14.06.2019 г. по проекту планировки и проекту межевания территории, с целью обеспечения её устойчивого развития, глава администрации города постановил (Постановление №1288 от 26 августа 2019 года):

1. Утвердить проект планировки территории квартала, ограниченного улицами Менделеева, Генерала ФИО1 и Обской в Кировском районе городского округа город Уфа Республики <адрес>ю 29,5 га в составе:

1.1. Чертеж планировки территории с отображением красных линий, линий регулирования застройки, осей улиц, линий дорог и проездов согласно приложению ;1.2. Чертеж планировки территории с отображением границ зон планируемого размещения объектов жилого, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, экспликации зданий и сооружений согласно приложениям , .1;

1.3. Чертеж планировки территории с отображением красных линий и объектов инженерной инфраструктуры согласно приложению .

1.4. Положение о размещении объектов капитального строительства, технико-экономические показатели, характеристики планируемого развития проекта планировки и проекта межевания территории квартала, ограниченного улицами Менделеева, Генерала ФИО1 и Обской в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, согласно приложению .

2. Утвердить проект межевания территории квартала, ограниченного улицами Менделеева, Генерала ФИО1 и Обской в Кировском районе городского округа город Уфа Республики <адрес>ю 22,90 га в составе:

2.1. Чертеж межевания территории с отображением красных линий, линий регулирования застройки, границ земельных участков, ведомость земельных участков согласно приложениям , .1;

2.2. Чертеж межевания территории с отображением красных линий, линий регулирования застройки, границ публичных сервитутов согласно приложению .

3. Разместить настоящее постановление на официальном сайте Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан ФИО5.

Согласно статье 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов Российской Федерации относится к полномочиям их органов государственной власти.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в том числе подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории (часть 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из содержания частей 1 и 2 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции статьи, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) следует, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа и подлежит опубликованию в установленном порядке.

В силу предписаний части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях с соблюдением условий, перечисленных в частях 6 - 11 названной статьи.

Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения.

Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".

Срок проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

Согласно части 12 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний.

Частью 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (часть 14 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд, проверив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и основываясь на анализе законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление принято уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, с соблюдением процедуры принятия и порядка опубликования в официальном печатном источнике "Вечерняя Уфа", оспариваемое постановление не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оно не нарушает прав и законных интересов административных истцов.

Доводы административных истцов об изъятии земельных участков основаны на неверном толковании норм права.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

В силу частей 2, 3, 5 статьи 43 ГрК РФ проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых участков. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.

В свою очередь, основная часть проекта межевания территории состоит из текстовой части и чертежей межевания (часть 4 статьи 43ГрК РФ). Текстовая часть включает, в частности, перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 части 5 статьи 43ГрК РФ). На последних отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 43ГрК РФ; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений (пункты 2, 3 части 6 статьи 43ГрК РФ).

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность изменения границ существующих земельных участков планирование строительства новых объектов капитального строительства и установление территории общего пользования.

Изъятие земельных участков документацией по планировке не предусмотрено.

Доводы о необоснованности установления публичного сервитута суд отвергает.

Так, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - Земельный кодекс, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта) сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Публичный сервитут в специальном порядке устанавливается решением исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления на основании ходатайства (п. 1 ст. 39.39, ст. 39.41 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 31 Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 22.08.2008 N 7/4 глава Администрации городского округа вправе принимать правовые акты об установлении применительно к земельным участкам и объектам капитального строительства, принадлежащим физическим или юридическим лицам, публичных сервитутов, связанных с обеспечением общественных нужд - проезда, прохода через земельный участок, установки и эксплуатации объектов и коммуникаций инженерно-технического обеспечения (линий электросвязи, водо- и газопроводов, канализации и т.д.), охраны природных объектов, объектов культурного наследия, иных общественных нужд, которые не могут быть обеспечены иначе, как только путем установления публичных сервитутов. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов публичных слушаний. Границы публичных сервитутов отображаются в чертежах межевания территории и указываются в документах государственного кадастрового учета земельных участков и объектов капитального строительства.

Документация по планировке территории границы публичных сервитутов согласуется с указанной нормой, границы публичных сервитутов являются отображенными, но не установленными.

Доводы о том, что проект планировки и проект межевания не подлежали утверждению, так как на дату их утверждения 3 из 6 нормативно-правовых актов, на основании которых они разрабатывались, утратили силу, суд находит необоснованными.

Так, введенный в действие СП 42.13330-2016 лишь частично отменил СП 42.-2011 и не отменил СНиП 2.07.01-89*, который продолжал действовать до 01.08.2020 года.

В Положении едином порядке разработки согласования проектной документации в городском округе город Уфа Республики Башкортостан указан лишь алгоритм действий заинтересованных лиц от момента получения градостроительного задания на проектирование до утверждения разработанного проекта.

Кроме того, ни СП 42.13330.21.2011, ни Республиканские нормативы градостроительного проектирования, ни Положение о едином порядке разработки согласования проектной документации в городском округе город Уфа Республики Башкортостан не содержат норм по межеванию и не могут являться основанием для признания недействительным проекта межевания те6рритории.

Вопреки доводам административного иска, решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 24 апреля 2019 года № 40/7 было опубликовано в газете «Вечерняя Уфа» от 26.04.2019 года № 18, заключение о результатах общественных обсуждений от 14.06.2019 года -на официальном сайте Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан www.gorsovet-ufa.ru, Постановление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26 августа 2019 года №1288 - на официальном сайте Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан www.ufacity.info.

Опубликование в печати перечня информации, предусмотренной Градостроительным кодексом РФ: перечень информационных материалов к проекту, информация о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащих рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, информацию о месте, дате открытия экспозиции и т.д. не предусмотрено законом.

Ссылку на незаконность оспариваемого постановления ввиду того, что фактически места парковок обеспечивают нужды владельцев недвижимости зданий административных истцов, в проекте межевания отсутствует обоснование необходимости использования всей площади земельных участков, суд отклоняет.

Так, частью 1 статьи 9ГрК РФ определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При этом положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке территории в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 6 ноября 2003 года N 387-О, от 15 июля 2010 года N 931-О-О и от 25 февраля 2016 года N 242-О указывал, что регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Руководствуясь данной правовой позицией, суд указывает, что действующее законодательство прямо предусматривает возможность планировки уже застроенных территорий, запрета на совершение указанных действий в отношении земельных участков со сложившимся порядком пользования не имеется. Интересы владельцев таких земельных участков защищаются посредством предусмотренной законом процедуры публичных слушаний, которая в данном случае соблюдена.

Утверждение заявителей, что проект планировки и проект межевания препятствуют использованию земельных по назначению несостоятельно, и никакими доказательствами не подтверждено.

Кроме того, как следует из пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, требования об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части подлежат удовлетворению только в том случае, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав, свобод и законных интересов заявителей, суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого постановления в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска ООО «Винсантель», ООО «Чемпион», ООО «Эколенд», ООО «Аэтерна» к Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан о признании недействующим Постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26 августа 2019 года «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории квартала, ограниченного улицами Менделеева, Генерала ФИО1 и Обской в Кировском районе городского округа город Уфа», в части:

включения в границы публичных сервитутов земельных участков с кадастровыми номерами:

изъятия из земельного участка с кадастровым номером части площади в размере 602,05 кв.м,

изъятия из земельного участка с кадастровым номером части площади в размере 17,78 кв.м,

изъятия из земельного участка с кадастровым номером части площади в размере 1493,92 кв.м,

изъятия из земельного участка с кадастровым номером части площади в размере 5569,44 кв.м,

изъятия из земельного участка с кадастровым номером части площади в размере 1124,72 кв.м отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Кировский районный суд г.Уфы.

Судья А.Р. Курамшина