ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-628/2016 от 21.06.2016 Колпашевского городского суда (Томская область)

Дело №2а-628/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июня 2016 года г. Колпашево Томской области

Колпашевский городской суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Наумовой Г.Г.,

при секретаре Алейниковой А.В.,

с участием административного истца Михеева А.Д.,

представителя административного ответчика - Совета Колпашевского городского поселения Смыченко А.М., действующего на основании доверенности от д.м.г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Михеева А.Д. к Совету Колпашевского городского поселения о признании решения Совета Колпашевского городского поселения от д.м.г. незаконным и его отмене,

УСТАНОВИЛ:

Михеев А.Д. обратился в Колпашевский городской суд с административным исковым заявлением к Совету Колпашевского городского поселения о признании решения Совета Колпашевского городского поселения от д.м.г. незаконным и его отмене.

В обоснование заявленных требований указал, что д.м.г. Советом Колпашевского городского поселения принято Решение «Об утверждении лица, исполняющего полномочия Главы городского поселения». В соответствии с этим решением исполняющим полномочия Главы поселения назначен Т., не являющийся должностным лицом органа местного самоуправления Муниципального образования « городское поселение». Совет Колпашевского городского поселения руководствовался частью 4 статьи 40 Устава, которой определено, что в случае, если на момент досрочного прекращения полномочий Главы поселения лицо, замещавшее должность первого заместителя Главы городского поселения отсутствует или не назначено, полномочия Главы поселения исполняет лицо, утвержденное Советом поселения. По его мнению, Совет поселения должен был руководствоваться частью 7 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 года №131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая прямо указывает, что в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования. Работник администрации Муниципального образования « район» не является должностным лицом органа местного самоуправления - Муниципального образования « городское поселение» и в соответствии с законом не может быть назначен исполнять полномочия Главы поселения. При этом, д.м.г. городским прокурором принесен Протест на Устав Муниципального образования « городское поселение» с требованием приведения части 4 статьи 40 Устава в соответствие с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 года №131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». д.м.г. Протест поступил в Совет Колпашевского городского поселения, который его проигнорировал. д.м.г. на ближайшем заседании Совета Протест городского прокурора не рассматривался по существу требований и Устав городского поселения не приведен в соответствие с требованиями Федерального закона. Таким образом полагает, что в связи с нарушением Федерального закона, исполняющим полномочия Главы городского поселения утверждено нелегитимное лицо. Полагает, что оспариваемым решением нарушены не только гарантированные Конституцией России его свободы и права, но и права неопределенного круга лиц - жителей городского поселения.

В судебном заседании административный истец Михеев А.Д. административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным выше. Дополнительно пояснил, что в силу положений Конституции Российской Федерации о демократическом правовом государстве, единственным источником власти в котором является многонациональный народ России, реализующий ее как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления на основе гарантированного Конституцией политического многообразия и многопартийности (ст. 1, ч. 1; ст. 3, ч. ч. 1 и 2; ст. 13 ч. 3), законодатель, определяя статус органов публичной власти, обязан обеспечить соблюдение и защиту права граждан на участие в управлении делами государства (ст. 32, ч. 1) и не допускать отступления от конституционных принципов народовластия с тем, чтобы не было утрачено ни реальное содержание этого конституционного права, ни существо подлинно народного представительства, обеспечиваемого, в том числе, организационной структурой и процедурами деятельности парламентских учреждений. Правовая определенность является следствием самой природы юридических норм, в которых имплицитно и ясно должны быть заложены равный масштаб, равная мера свободы. Неопределенность правовых норм отрицает основополагающие критерии их конституционности, что с неотвратимостью чревато правоприменительным произволом. Он и его избиратели хотят жить в правовом государстве. Орган местного самоуправления - Совет Колпашевского городского поселения должен отстаивать и соблюдать верховенство закона, при этом сам его нарушает, что в свою очередь нарушает его права и права его избирателей, свободы и законные интересы, гарантированные Конституцией Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ст. 15, ч. 1). Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15, ч. 2). По смыслу приведенных конституционных положений самостоятельность местного самоуправления определяется пределами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. Данный вывод согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, который указывал, что права и обязанности местного самоуправления закрепляются Конституцией Российской Федерации и законом; деятельность органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления должна соответствовать Конституции Российской Федерации и основанным на ней нормативным правовым актам (Постановления от 16 октября 1997 года № 14 - П и от 30 ноября 2000 года № 15 - П). Из этого, по его мнению, следует, что гарантированное в статье 131 (часть 1) Конституции Российской Федерации право населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления должно реализовываться исходя из предусмотренных общих принципов организации местного самоуправления, в том числе общих требований к формам осуществления местного самоуправления, в частности, к способам и процедурам формирования органов местного самоуправления и их полномочиям. В свою очередь, законодательное регулирование общих принципов организации местного самоуправления не может быть произвольным и должно соотноситься с конституционными основами местного самоуправления в Российской Федерации. По его мнению, неверно утверждать на должность главы поселения любое должностное лицо любого муниципального образования России. Имеется перечень муниципальных должностей и должностей муниципальной службы, утвержденный Решением Совета Колпашевского городского поселения от д.м.г., в котором многократно отражено: «должность в органах местного самоуправления муниципального образования « городское поселение». На муниципальных должностях работают должностные лица поселения, но не должностные лица района.

Представитель административного ответчика - Совета Колпашевского городского поселения Томской области Смыченко А.М. в судебном заседании административные исковые требования не признал, поддержав возражения на административное исковое заявление, суть которого сводится к следующему. Так, по мнению представителя административного ответчика, истец не отразил, в чем конкретно выразились нарушения его прав и свобод, а также неопределенного круга лиц (жителей городского поселения), также как не указал доказательства этих нарушений. Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (часть 7 статья 36) указывается, что в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования. В данной норме законе не указан уровень местного самоуправления, в котором должно находиться должностное лицо местного самоуправления, и на которое временно возлагается исполнение полномочий Главы. Требование закона возлагает обязанность на временно исполняющего полномочия Главы муниципального образования в момент его назначения быть только должностным лицом муниципального образования. И независимо какого это уровня муниципальное образование - сельское или городское поселение, район, округ. Также в этой норме закона не указана обязательность географического расположения этого органа местного самоуправления, в котором назначаемое Главой муниципального образования лицо значится как должностное лицо местного самоуправления. Это может быть не только муниципальное образование, в котором Глава сложил досрочно свои полномочия, но может быть и другое муниципальное образование, как этого же района, так и любого другого муниципального района, другого субъекта Российской Федерации, из которого назначается должностное лицо местного самоуправления на Главу муниципального образования временными полномочиями. Закон требует соблюдения лишь обязанности возложения исполнения полномочий Главы на любое должностное лицо местного самоуправления, который обладает указанным статусом, вне зависимости от места расположения и уровня того муниципального образования (поселение, район, округ), должностным лицом которого он является. Статья 40 Устава городского поселения определяет порядок исполнения полномочий Главы городского поселения в случае его временного отсутствия и в случае его досрочного прекращения полномочий. Пункт 4 статьи 40 Устава городского поселения определяет, что в случае, если на момент досрочного прекращения полномочий Главы поселения лицо, замещавшее должность первого заместителя Главы городского поселения отсутствует или не назначено, полномочия Главы поселения исполняет лицо, утвержденное Советом поселения. Пункт 4 статьи 40 Устава городского поселения широко трактует требования к лицу, на которое может быть возложено исполнение полномочий Главы: им может быть любое лицо, которое утверждается Советом поселения. В данной части такая формулировка не соответствует требованиям федерального закона, предусматривающим обязательность для данного лица быть должностным лицом органов местного самоуправления. В то же время пункт 4 статьи 40 Устава городского поселения не содержит обязательных требований для лица, на которое возлагается исполнение полномочий Главы: быть должностным лицом органов местного самоуправления муниципального образования только « городского поселения». Это, по его мнению, означает, что им может быть должностное лицо органов местного самоуправления и другого уровня, а не только городского поселения. В данной части такая формулировка соответствует требованиям федерального закона. Утверждение истца не является обоснованным и соответствующим требованиям закона. Формулировка ч. 4 ст. 40 Устава поселения, в части противоречия федеральному законодательству по утверждению лица исполняющего полномочия Главы поселения, послужила основанием для отдельного рассмотрения вопроса Советом Колпашевского городского поселения по Протесту прокурора от д.м.г., которое в установленном порядке приведет указанную часть Устава в соответствие с требованиями законодательства. Учитывая, что Совет Колпашевского городского поселения при принятии решения от д.м.г. не нарушил требования федерального законодательства в части утверждения (назначения) временно исполняющим полномочия Главы городского поселения Т., как должностного лица органа местного самоуправления, и не нарушил Устав городского поселения, хотя и требующего в указанной части приведения его в соответствие с действующим законодательством, на правомерность и обоснованность указанного решения это не влияет. Полагает, что отсутствие возражений представителя прокуратуры , присутствующего д.м.г. на заседании Совета при принятии Решения , также подтверждает отсутствие нарушений законодательства при принятии ненормативного правового акта представительного органа местного самоуправления Колпашевского городского поселения по вопросу утверждения Т. на должность исполняющего обязанности Главы городского поселения. Оспариваемое административным истцом Решение Совета Колпашевского городского поселения от д.м.г. «Об утверждении лица, исполняющего обязанности Главы городского поселения», в отношении утверждения Т., как должностного лица местного самоуправления, на которого возложено временное исполнение полномочий Главы Колпашевского городского поселения, не противоречит и соответствует требованиям как статьи 40 Устава городского поселения, так и положениям части 7 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Советом Колпашевского городского поселения при принятии решения от д.м.г. «Об утверждении лица, исполняющего обязанности Главы городского поселения» не допущено нарушений требований законодательства, указанного в административном исковом заявлении, в связи с чем полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно статье 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 219 КАС РФ установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Срок обращения Михеева А.Д. в суд с настоящим административным иском не пропущен.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления определяются в соответствии со статьей 5 приведенного закона.

Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (часть 2 статьи 5 Закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №131-ФЗ) предусмотрено, что глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава (п. 1 ч. 2). Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию (п. 2 ч. 6). В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования (ч. 7). В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, избранного на муниципальных выборах, досрочные выборы главы муниципального образования проводятся в сроки, установленные федеральным законом (ч. 8).

В соответствии со ст. 44 Федерального закона №131-ФЗ структура и порядок формирования органов местного самоуправления должны определяться уставом муниципального образования (п. 4 ч. 1). Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления) вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений (ч. 8).

Таким образом, организация работы органов местного самоуправления определяется уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Из представленных материалов дела следует, что Глава Колпашевского городского поселения Я.д.м.г. распорядился подготовить распоряжение о досрочном прекращении им полномочий Главы Колпашевского городского поселения.

Распоряжением -к от д.м.г.Я. досрочно прекратил полномочия Главы Колпашевского городского поселения в связи с отставкой по собственному желанию.

Согласно ст. 40 Устава Муниципального образования «Колпашевское городское поселение», утвержденного решением Совета Колпашевского городского поселения от д.м.г., в случае досрочного прекращения полномочий Главы поселения, его полномочия, до вступления в должность вновь избранного Главы поселения, осуществляет лицо, замещавшее на момент досрочного прекращения полномочий Главы поселения должность первого заместителя Главы Колпашевского городского поселения. В случае, если на момент досрочного прекращения полномочий Главы поселения лицо, замещавшее должность первого заместителя Главы Колпашевского городского поселения отсутствует или не назначено, полномочия Главы поселения исполняет лицо, утвержденное Советом поселения.

Согласно справке Администрации городского поселения от д.м.г. по состоянию на д.м.г. должность первого заместителя Главы городского поселения вакантна.

Из статьи 7 Устава следует, что структуру органов местного самоуправления составляют Совет Колпашевского городского поселения (далее - Совет поселения), Глава городского поселения (далее – Глава поселения), Администрация городского поселения (далее – Администрация поселения). Совет поселения – представительный орган местного самоуправления поселения, состоящий из 20 депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права по мажоритарной системе при тайном голосовании сроком на 5 лет.

Согласно ст. 28 Устава поселения Совет Колпашевского городского поселения – представительный орган поселения, представляющий интересы населения и обладающий правом принимать от его имени решения по любым вопросам местного значения поселения и иным вопросам, отнесенным к его компетенции.

При этом, Совет поселения правомочен при избрании не менее двух третей от установленного числа депутатов Совета поселения.

Заседание Совета поселения, согласно ст. 30 Устава поселения, правомочно при участии в нем не менее половины от установленного числа депутатов Совета поселения.

Согласно п.68 Регламента Совета Колпашевского городского поселения, утвержденного решением Совета Колпашевского городского поселения от д.м.г., регистрация депутатов, присутствующих на заседании, проводится председательствующим в начале заседания путем из поименной регистрации. Регистрация присутствующих депутатов проводится после каждого перерыва в работе заседания Совета, а также может проводиться по требованию депутата, Главы поселения перед голосованием по принятию решения Совета. Результаты регистрации депутатов оглашаются председательствующим. Заседание Совета является правомочным, если на нем присутствует (зарегистрировано) более половины от установленной численности депутатов Совета.

Решения Совета по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами , Уставом поселения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения и решения Совета по вопросам организации деятельности Совета принимаются большинством (более половины) голосов от установленной численности депутатов Совета (п. 73 Регламента)

Согласно выпискам из протокола заседания Совета Колпашевского городского поселения от д.м.г., на заседании присутствовали .... депутатов, т.е. более половины от установленного числа депутатов Совета от установленного числа депутатов Совета поселения. При рассмотрении вопроса об утверждении лица, исполняющего полномочия Главы городского поселения, было предложено вынести на рассмотрение кандидатуру Т. на должность исполняющего обязанности Главы городского поселения, по причине досрочной отставки Главы поселения Я..

Согласно трудовой книжке Т. с датой заполнения д.м.г., последний с д.м.г. по д.м.г. являлся муниципальным служащим Администрации района.

Решением Совета Колпашевского городского поселения от д.м.г., принятым большинством голосов (голосовали «за» - ..., «против» - ..., «воздержались» - ....), в качестве лица исполняющего полномочия Главы городского поселения с д.м.г. до вступления в должность вновь избранного Главы поселения утвержден Т.

Проанализировав представленные доказательства, на основании приведенных выше правовых норм суд приходит к выводу, что оспариваемое административным истцом решение Совета Колпашевского городского поселения от д.м.г. принято с соблюдением установленного законом порядка его принятия, уполномоченным на то органом, принявшим решением в правомочном составе.

Оценивая довод административного истца о том, что лицом, исполняющим полномочия Главы городского поселения может быть избрано лишь лицо, являющееся должностным лицом городского поселения, как на то указано в ч. 7 ст. 36 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд приходит к следующему выводу.

Как было указано выше, в силу части 7 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования.

Решением Совета Колпашевского городского поселения от д.м.г. утвержден перечень муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования « городское поселение» и органах Администрации городского поселения, установлены квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования « городское поселение» и органах Администрации городского поселения.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должностным лицом местного самоуправления является выборное, либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Федеральный закон от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вводит двухуровневую систему местного самоуправления, определяя муниципальный район как несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 Федерального закона от 02.03.2007 года №25-ФЗ (ред. От 15.02.2016 года) «О муниципальной службе» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Исходя из приведенных выше доказательств и правовых норм суд приходит к выводу, что кандидат на замещение должности исполняющего полномочия Главы городского поседения Т. на момент принятия Советом Колпашевского городского поселения решения , являлся муниципальным служащим местного самоуправления – заместителем главы района по социальным вопросам.

Поскольку ч. 7 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прямо не определяет временно исполняющего обязанности главы муниципального образования как должностное лицо того же местного самоуправления, в котором он будет исполнять обязанности, суд приходит к выводу, что исполняющим обязанности главы муниципального образования может быть любое должностное лицо любого уровня местного самоуправления, определяемое в соответствии с Уставом муниципального образования. В связи с чем суд приходит к выводу, что доводы административного истца в данной части основаны на неверном толковании правовых норм.

Таким образом, учитывая, что оспариваемое административным истцом решение Совета Колпашевского городского поселения от д.м.г. принято в установленном порядке, не противоречит приведенным в настоящем решении правовым нормам, не нарушает права и свободы как административного истца, так и интересы неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных им требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Михеева А.Д. к Совету Колпашевского городского поселения о признании решения Совета Колпашевского городского поселения от д.м.г. незаконным и его отмене отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Г.Г. Наумова

Мотивированный текст решения составлен д.м.г.

Судья: Г.Г. Наумова