ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-628/2021 от 16.02.2021 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Решение

Именем Российской Федерации

16.02.2021 г. г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Титовой А.Н.

при секретаре Титовой А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации МО «Город Саратов» к судебному приставу-исполнителю Волжского районного отдела судебных приставов г.Саратова Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Саратовской области ФИО1о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным, его отмене, освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

представитель Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации МО «Город Саратов», действующий на основании доверенности, обратился в суд с указанным заявлением, в обоснование которого указал, ДД.ММ.ГГГГ. в комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее - Комитет) поступило постановление судебного пристава-исполнителя Волжского РОСП г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству в размере 50 000 руб. Комитет считает действия судебного пристава-исполнителя Волжского РОСП г. Саратова ФИО1 по вынесению указанного постановления незаконными по следующим основаниям. Постановление вынесено судебным приставом ДД.ММ.ГГГГ., а направлено в Комитет только ДД.ММ.ГГГГ., что по мнению комитета, является недопустимым в силу ст. 4.5 КоАП РФ. Помимо этого, в соответствии с ч.1 ст. 112 Федерального Закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Федеральный Закон) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава- исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Согласно ч.2 ст.112 Федерального закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. ДД.ММ.ГГГГ. в Комитет было направлено постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, в котором установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в данном документе, с момента получения копии указанного постановления. А именно, исполнить решение Ленинского районного суда г.Саратова по делу в соответствии с которым возложена обязанность принятия мер по благоустройству, обустройству проезжей и пешеходной частей <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечениям безопасности дорожного движения» и СП 42.1333.10 «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских» (СНИП 2.07.01-89)»). ДД.ММ.ГГГГ., то есть в установленный законом 5-дневный срок. Комитетом подготовлен и направлен ответ в адрес судебного пристава- исполнителя. ДД.ММ.ГГГГ. в Комитет поступили требования судебного пристава- исполнителя, на которые ДД.ММ.ГГГГ. были даны ответы. Также, ДД.ММ.ГГГГ. в комитет по финансам администрации МО «Город Саратов» подготовлено ходатайство о выделении бюджетных ассигнований в ДД.ММ.ГГГГ. Комитетом по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» был представлен ответ о невозможности выделения дополнительных бюджетных ассигнований в связи с предельным размером муниципального долга, а также отсутствием дополнительных источников доходов. ДД.ММ.ГГГГ. в Комитет поступили запросы судебного пристава- исполнителя, на которые ДД.ММ.ГГГГ. также были даны ответы. До настоящего времени судебное решение не исполнено в связи с отсутствием лимитов денежных средств в бюджете муниципального образования «Город Саратов» на ДД.ММ.ГГГГ на подготовку проектно-сметной документации производства соответствующих работ и производства самих работ. В соответствии с Положением о Комитете, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 № 27-281, Комитет является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», уполномоченным осуществлять деятельность в сфере дорожного, коммунального хозяйства, благоустройства,... в части и порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами, в пределах выделенных лимитов бюджетных ассигнований. Финансирование расходов осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «Город Саратов».Комитетом направлялось ходатайство о дополнительном финансировании, которые отклоняются в связи с дефицитом бюджета. Комитет, как юридическое лицо, в соответствии с возложенными задачами не отстраняется от реализации полномочий, принял все меры для надлежащего исполнения обязательств. Комитет не вправе самостоятельно распоряжаться бюджетными средствами, не предусмотренными для данных целей решением о бюджете. Уточнение бюджета города - внесение изменений в Решение Саратовской городской Думы о бюджете города - осуществляется Городской Думой по представлению главы администрации города в случаях, установленных действующим законодательством, по инициативе главы города, главы администрации города, депутатов городской Думы в соответствии с Регламентом городской Думы (пункт 20 Положения о бюджетном процессе). В соответствии с постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 21 сентября 2011 года № 1870 решение об увеличении или отказе в увеличении бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования «Город Саратов» принимается рабочей группой. По итогам рассмотрения ходатайств подписанный членами рабочей группы реестр ходатайств представляется главе муниципального образования «Город Саратов» на рассмотрение. На основании реестра ходатайств и проекта Перечня объектов комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» готовит проект решения Саратовской городской Думы о внесении изменений в решение Саратовской городской Думы о бюджете муниципального образования «Город Саратов», а также направляет главным распорядителям бюджетных средств письменный отказ в увеличении бюджетных ассигнований по ходатайствам, не вошедшим в проект решения. Решение об увеличении ассигнований принимается Саратовской городской Думой. Несмотря на это, ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем в адрес Комитета было направлено постановление о взыскании исполнительского сбора. Поскольку Комитетом приняты меры по исполнению решения Ленинского районного суда г.Саратова по делу и своевременно сообщено об этом судебному приставу-исполнителю Волжского РОСП г.Саратова, считаю, что с Комитета не. подлежит взысканию исполнительский сбор, поскольку своевременно представлены доказательства осуществления конкретных действий в добровольном порядке в течение срока на добровольное исполнение.

На основании приведенных в административном иске доводов, представитель административного истца просит:

- признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя Волжского РОСП г.Саратова Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области по вынесению постановления от ДД.ММ.ГГГГ. по исполнительному производству о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. с Комитета;

- освободить Комитет от взыскания исполнительского сбора на сумму 50 000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ. по исполнительному производству

Представители сторон, извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки суд не известили, в связи с чем, руководствуясь статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие названных участников процесса.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 8, 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения

Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельство: незаконности действий (бездействий) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав административного истца.

В силу положений статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона № 118-ФЗ от 21 июля 1997г. «О судебных приставах» на судебных приставов возлагаются задачи по: обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - суды); осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве") актов других органов и должностных лиц (далее - судебные акты, акты других органов и должностных лиц); исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов (далее - Федеральная служба судебных приставов).

Статьей 12 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» № 229 – ФЗ от 02.10.2007 г. установлены виды исполнительных документов, так в силу части 2 статьи исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются - исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.

В статье 14 Закона установлено, что решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

В части 2 указанной статьи приведены обязательные сведения и данные, которые должны быть указаны в постановлении судебного пристава-исполнителя.

В соответствии с требованиями части 4 данной статьи, постановление судебного пристава-исполнителя подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде.

Согласно части 1 ст. 30 Федерального Закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г., Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Частью 11 указанной статьи установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно части 12 указанной статьи срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Статьей 64 Закона установлены определенные исполнительные действия, которые в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель согласно указанному перечню судебный пристав, в том числе, вправе взыскивать исполнительский сбор (п. 13).

В соответствии со ст. 68 № 229-ФЗ, мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока (часть 2).

В судебном заседании установлено, что Решением Ленинского районного суда г. Саратова по делу , вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ постановлено: признать незаконным бездействие комитета дородного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" по неосуществлению дорожной деятельности, направленной на обеспечение безопасности дорожного и пешеходного движения по части улицы Песочной от проспекте Строителей до улицы Авиационной города Саратова. Возложить на комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" обязать по благоустройтсву, обустройству проезжей и пешеходной часей <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуаталионному состоянию, допустимому по условиям обеспечениям безопасности дорожного движения" и СП 42.1333.10 "Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поелений" (СНиП 2.07.01-89).

Указанное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ На основании приведенного вступившего в законную силу решения суда по заявлению взыскателя был выдан исполнительный лист и направлен взыскателю.

ДД.ММ.ГГГГ на основании, предъявленного исполнительного листа судебным приставом-исполнителем Волжского районного отдела судебных приставов УФССП России по <адрес>, было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении должника Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации МО «Город Саратов». Предметом исполнения по указанному постановлению выступали следующие требования: «признать незаконным бездействие комитета дородного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" по неосуществлению дорожной деятельности, направленной на обеспечение безопасности дорожного и пешеходного движения по части <адрес>. Возложить на комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" обязать по благоустройтсву, обустройству проезжей и пешеходной часей <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуаталионному состоянию, допустимому по условиям обеспечениям безопасности дорожного движения" и СП 42.1333.10 "Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поелений" (СНиП 2.07.01-89).»Постановлением судебного пристава установлен должнику срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе – пять дней, на основании ч. 12 ст. 30 Закона № 229 – ФЗ от 02.10.2007 г.

Также в указанном постановлении должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, последнему предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.

В судебном заседании установлено, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена, в том, числе должнику в комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов". Указанное подтверждается, как самим постановлением о возбуждении исполнительного производства, в котором указано, что его копия подлежит направлению, в том числе должнику и взыскателю. Факт направления копии постановления должнику подтвержден входящим штампом администрации муниципального образования «Город Саратов».

Поскольку судебным приставом было установлено, что требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнены, на неоднократные требования судебного пристава – исполнителя должник не исполнил решение суда, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом Волжского РОСП г.Саратова УФССП России по Саратовской области ФИО1., было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Указанным постановлением постановлено: взыскать с комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" исполнительский сбор в размере 50 000 руб., копия постановления вручена должнику – 16.12.2020 г.

Статьей 112 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» № 229 – ФЗ от 02.10.2007 г. установлено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела, основываясь на приведенных нормах действующего законодательства, а также оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что судебный пристав – исполнитель в рамках предоставленных ему законом полномочий, установил, что комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа не соблюден. После истечения указанного срока, судебный пристав, установив факт неисполнения требований исполнительного документа, руководствуясь положениями закона «Об исполнительном производстве», вынес постановление о взыскании с комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. Указанный размер исполнительского сбора соответствует требованиям ст. 112 Закона, поскольку по рассматриваемому исполнительному производству не исполнены были требования исполнительного документа, а должником выступал комитет.

Как установлено судом, в период с ДД.ММ.ГГГГ - с даты вступления решения в законную силу, вручения должнику требований о добровольном исполнении решения суда и до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора ДД.ММ.ГГГГ, прошло пять месяцев, тогда как решение суда должно быть исполнено, с момента вступления решения суда в законную силу.

Административным истцом суду не представлены надлежащие доказательства уважительности нарушения установленных сроков исполнения исполнительного документа, вызванного чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Решений о рассрочке, отсрочке исполнения решения суда не принималось, судебным приставом отказано.

Вместе с тем, в течение указанного срока и на момент вынесения постановления о взыскание исполнительного сбора, требования исполнительного документа не исполнены.

Также в силу требований части 12 статьи 30 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» № 229 – ФЗ от 02.10.2007 г., срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. А по данному делу после истечения срока установленного судом – с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, оснований для отмены постановления судебного пристава-исполнителя ввиду установления максимального размера исполнительского сбора, без учета степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа и имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств, не имеется.

При таких обстоятельствах, постановление судебного пристава Волжского РОСП г.Саратова УФССП России по Саратовской области ФИО1. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора, вынесенное по возбужденному исполнительному производству , на момент его вынесения являлось законным и обоснованным и соответствовало требованиям статей 2, 12, 14, 30, 64, 68, 112 Федерального Закона «Об исполнительном производстве».

На основании изложенного, в рамках заявленных требований судом не установлено нарушений закона в действиях судебного пристава-исполнителя Волжского РОСП г.Саратова УФССП России по Саратовской области ФИО1. при вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ, доводы, изложенные в административном иске, не нашли своего подтверждения, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения заявления не имеется, суд приходит к выводу об отказе заявителю в удовлетворении его заявления.

Вместе с тем, рассматривая требования административного истца об освобождении от взыскания исполнительского сбора, суд исходит из следующего.

В силу части 6 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Частью 7 указанной статьи установлено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 года N 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.

Действительно, в ходе рассмотрения дела установлено, что по истечении срока, установленного для добровольного исполнения, должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Как разъяснено в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 года N50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

В пункте 75 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 года N 50 указано, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В материалы дела представлены доказательства того, что комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" предпринимались меры для надлежащего исполнения обязательства по исполнению решения Ленинского районного суда г. Саратова, вступившего в законную силу от ДД.ММ.ГГГГ.

Так, судом было установлено, что в целях исполнения решений судов ДД.ММ.ГГГГ. в комитет по финансам администрации МО «Город Саратов» подготовлено ходатайство о выделении бюджетных ассигнований в ДД.ММ.ГГГГ. Комитетом по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» был представлен ответ о невозможности выделения дополнительных бюджетных ассигнований в связи с предельным размером муниципального долга, а также отсутствием дополнительных источников доходов. ДД.ММ.ГГГГ. в Комитет поступили запросы судебного пристава- исполнителя, на которые ДД.ММ.ГГГГ. также были даны ответы. До настоящего времени судебное решение не исполнено в связи с отсутствием лимитов денежных средств в бюджете муниципального образования «Город Саратов» на ДД.ММ.ГГГГ на подготовку проектно-сметной документации производства соответствующих работ и производства самих работ. В соответствии с Положением о Комитете, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 № 27-281, Комитет является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», уполномоченным осуществлять деятельность в сфере дорожного, коммунального хозяйства, благоустройства,... в части и порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами, в пределах выделенных лимитов бюджетных ассигнований. Финансирование расходов осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «Город Саратов».Комитетом направлялось ходатайство о дополнительном финансировании, которые отклоняются в связи с дефицитом бюджета. Комитет, как юридическое лицо, в соответствии с возложенными задачами не отстраняется от реализации полномочий, принял все меры для надлежащего исполнения обязательств. Комитет не вправе самостоятельно распоряжаться бюджетными средствами, не предусмотренными для данных целей решением о бюджете. Уточнение бюджета города - внесение изменений в Решение Саратовской городской Думы о бюджете города - осуществляется Городской Думой по представлению главы администрации города в случаях, установленных действующим законодательством, по инициативе главы города, главы администрации города, депутатов городской Думы в соответствии с Регламентом городской Думы (пункт 20 Положения о бюджетном процессе). В соответствии с постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 21 сентября 2011 года № 1870 решение об увеличении или отказе в увеличении бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования «Город Саратов» принимается рабочей группой. По итогам рассмотрения ходатайств подписанный членами рабочей группы реестр ходатайств представляется главе муниципального образования «Город Саратов» на рассмотрение. На основании реестра ходатайств и проекта Перечня объектов комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» готовит проект решения Саратовской городской Думы о внесении изменений в решение Саратовской городской Думы о бюджете муниципального образования «Город Саратов», а также направляет главным распорядителям бюджетных средств письменный отказ в увеличении бюджетных ассигнований по ходатайствам, не вошедшим в проект решения. Решение об увеличении ассигнований принимается Саратовской городской Думой.

Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в течение пяти дней для добровольного исполнения требований, разрешить вопрос о бюджетном финансировании для принятия мер по исполнению решения суда не представлялось возможным. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" были предприняты все необходимые меры для исполнения решения суда, объективно подтверждающие отсутствие вины должника в умышленном неисполнении исполнительного документа. Очевидно, что исполнение решения суда в установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства срок было невозможно по не зависящим от должника причинам.

Таким образом, с учётом установленных по делу обстоятельств, суд считает возможным освободить комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" от исполнительского сбора в полном объёме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Волжского РОСП г.Саратова Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ. по исполнительному производству , отказать.

Освободить комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя судебного пристава-исполнителя Волжского РОСП г.Саратова Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора ДД.ММ.ГГГГ. по исполнительному производству .

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд города Саратова в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись А.Н.Титова