УИД <...>
Дело № 2а-628/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2021 года город Брянск
Фокинский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Т.И.,
при секретаре Назаровой Е.А.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Межрайонному отделу регистрационно-экзаменационной работы и технического надзора Государственной инспекции безопасности дорожного движения управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области, государственному инспектору Межрайонного отдела регистрационно-экзаменационной работы и технического надзора Государственной инспекции безопасности дорожного движения управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области ФИО3, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области, об оспаривании действий должностных лиц,
установил:
ФИО1 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, указывая, что <дата> обратился в Межрайонный отдел регистрационно-экзаменационной работы и технического надзора Государственной инспекции безопасности дорожного движения управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области (далее – МОРЭР и ТН ГИБДД УМВД России по Брянской области) для совершения регистрационных действий: государственной регистрации мотоцикла ИЖ-56, <дата> выпуска, принадлежащего ему на праве собственности. Однако, <дата> инспектором МОРЭР и ТН ГИБДД УМВД России по Брянской области ФИО3 принято решение об отказе в проведении регистрационных действий.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, положения статей 218-220 КАС РФ, просил суд признать незаконным решение государственного инспектора МОРЭР и ТН ГИБДД УМВД России по Брянской области ФИО3 от <дата> об отказе в проведении регистрационных действий; обязать административного ответчика зарегистрировать и поставить на учет мотоцикл ИЖ-56, <дата> выпуска, рама №, двигатель №.
Определением судьи к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены государственный инспектор Межрайонного отдела регистрационно-экзаменационной работы и технического надзора Государственной инспекции безопасности дорожного движения управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области ФИО3, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области.
В судебном заседании административный истец ФИО1 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. При этом пояснил, что решением мирового судьи участка № Дятьковского судебного района Брянской области от <дата> за ним признано право собственности на мотоцикл ИЖ-56, <дата> выпуска. С заявлением о постановке на учет указанного мотоцикла обратился в МОРЭР и ТН ГИБДД УМВД России по Брянской области <дата>. К заявлению были приложены копия резолютивной части решения мирового судьи участка № Дятьковского судебного района Брянской области, подтверждающее право собственности на транспортное средство, страховка, протокол осмотра транспортного средства и квитанция об уплате государственной пошлины. В тот же день, <дата> уполномоченным должностным лицом принято решение об отказе в постановке на учет транспортного средства, которое получено лично.
Представитель административного ответчика УМВД России по Брянской области ФИО2 возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенным к материалам дела. Кроме того, пояснила, что <дата> ФИО1 обратился в МОРЭР и ТН ГИБДД УМВД России по Брянской области с заявлением о государственной регистрации мотоцикла ИЖ-56, <дата> выпуска. По результатам рассмотрения заявления ФИО1 отказано в совершении регистрационных действий, поскольку у административного истца отсутствовали документы, подтверждающие права собственности на указанное выше транспортное средство. К заявлению, в качестве документа, подтверждающего право собственности приложена копия резолютивной части решения мирового судьи участка № Дятьковского судебного района Брянской области, согласно которому за ФИО1 признано право собственности на раму № и двигатель № от мотоцикла ИЖ-56, <дата> выпуска. Кроме того, по мнению представителя административного ответчика ФИО1 пропущен срок для обжалования оспариваемого решения, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Административные соответчики государственный инспектор МОРЭР и ТН ГИБДД УМВД России по Брянской области ФИО3, МОРЭР и ТН ГИБДД УМВД России по Брянской области, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Суд в соответствии со статьями 150, 226 КАС РФ рассмотрел настоящее административное дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Порядок предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств в органах ГИБДД на момент обращения ФИО1 в МОРЭР и ТН ГИБДД УМВД России по Брянской области установлен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденным Приказом МВД России 21 декабря 2019 года № 950 (далее – Административный регламент).
Для получения государственной услуги заявители представляют документы, предусмотренные статьей 15 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: документы, удостоверяющие право собственности на транспортные средства, основные компоненты транспортных средств (кузов, кабину, раму). Представленные для совершения регистрационных действий документы, в том числе документы, удостоверяющие право собственности на транспортные средства, основные компоненты транспортных средств, должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать транспортные средства (основные компоненты транспортных средств) и быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 27.4.1 Административного регламента).
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 3 августа 2018 года №283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», должностное лицо регистрационного подразделения вправе потребовать от обратившегося в регистрационное подразделение лица для совершения регистрационных действий представления следующих документов: 1) заявление владельца транспортного средства о совершении регистрационных действий; 2) документ, удостоверяющий личность физического лица, являющегося владельцем транспортного средства; 3) документы, идентифицирующие транспортное средство. Представление указанных документов не требуется в случае оформления этих документов взамен утраченных; 4) страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - в случае постановки транспортного средства на государственный учет; 5) документы, устанавливающие основания для постановки транспортного средства на государственный учет; 6) документ об уплате государственной пошлины за осуществление юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией транспортных средств.
Документами, идентифицирующими транспортное средство, являются: паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства); регистрационный документ (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 3 августа 2018 года №283-ФЗ).
В силу пункта 4 части 5 статьи 20 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к основаниям для отказа в совершении регистрационных действий относится непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации транспортных средств.
Аналогичные положения закреплены пунктом 92 Административного регламента, согласно которому основаниями для отказа в совершении регистрационных действий является непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком регистрации транспортных средств.
В соответствии с пунктом 4 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года №1764 (далее-Правил), регистрация транспортных средств производится любым регистрационным подразделением по месту обращения владельца транспортного средства вне зависимости от места регистрации физического лица, индивидуального предпринимателя или места нахождения юридического лица, являющихся владельцами транспортных средств.
Государственная регистрация транспортного средства осуществляется регистрационными подразделениями за собственником транспортного средства (пункт 2 Правил).
Судом установлено, а также следует из материалов дела, что <дата> ФИО1 обратился в МОРЭР и ТН ГИБДД УМВД России по Брянской области с заявлением о государственной регистрации (постановка на учет) мотоцикла, марки ИЖ-56, <дата> выпуска, рама №, двигатель №, с выдачей ПТС.
Обращаясь к уполномоченному должностному лицу за предоставлением услуги по постановки на учет транспортного средства, ФИО1 приложил к заявлению о совершении регистрационных действий - копию документа, удостоверяющего личность (копию паспорта), полис страхования ОСАГО, квитанцию об уплате государственной пошлины в размере <...>, копия резолютивной части решения мирового судьи участка № Дятьковского судебного района Брянской области от <дата>, акт осмотра транспортного средства, что не оспаривалось в судебном заседании сторонами.
<дата> государственным инспектором МОРЭР и ТН ГИБДД УМВД России по Брянской области ФИО3 принято решение об отказе в проведении регистрационного действия.
Как установлено в судебном заседании, и не оспаривалось административным истцом <дата> ФИО1 к заявлению о регистрации транспортного средства в качестве документа, подтверждающего право собственности на мотоцикл, приложена копия резолютивной части решения мирового судьи участка № Дятьковского судебного района Брянской области от <дата>.
Между тем, как следует из резолютивной части решения мирового судьи за ФИО1 признано право собственности на раму № и двигатель № от мотоцикла ИЖ-56, <дата> выпуска.
Таким образом, обращаясь <дата> в МОРЭР и ТН ГИБДД УМВД России по Брянской области с заявлением о государственной регистрации мотоцикла, ФИО1 в нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 3 августа 2018 года №283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункта 27.4.1 Административного регламента не представлено документов, подтверждающих право собственности на мотоцикл, а также документы, позволяющие идентифицировать указанное выше транспортное средство.
Доводы ФИО1 о том, что решением мирового судьи за ним признано право собственности на мотоцикл ИЖ-56, 1962 года выпуска, а не на элементы конструкции транспортного средства (мотоцикла), являются ошибочными, основанными на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 3 августа 2018 года №283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», государственному учету подлежат транспортные средства, в том числе базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами, а в случаях и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, иные транспортные средства.
Транспортное средство - наземное самоходное устройство категорий «L», «M», «N» на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, а также прицеп (полуприцеп) (пункт 7 статьи 4 Федерального закона от 3 августа 2018 года №283-ФЗ).
В пункте 6 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятом решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 877, содержатся понятия «комплектного транспортного средства» - транспортное средство, пригодное для эксплуатации в соответствии с его назначением; и «компоненты транспортного средства» - составные части конструкции транспортного средства, поставляемые на сборочное производство транспортных средств и (или) в качестве сменных (запасных) частей для транспортных средств, находящихся в эксплуатации.
Таким образом, рама № и двигатель №, являются составными частями конструкции мотоцикла ИЖ-56, <дата> выпуска.
Давая оценку оспариваемым действиям инспектора МОРЭР и ТН ГИБДД УМВД России по Брянской области ФИО3, проанализировав приведенные выше нормы закона, с учетом, установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что оснований для признания незаконным оспариваемого решения не имеется.
Частью 2 статьи 46 Конституции РФ установлено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) должностного лица необходима совокупность двух условий, а именно не соответствие действий (бездействия) закону, а также нарушение ими прав административного истца.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО1
Кроме того, в судебном заседании представитель административного ответчика ФИО2 просила отказать в удовлетворении административного иска, поскольку ФИО1 пропущен срок для обжалования решения, установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
В судебном заседании ФИО1 не оспаривал, что оспариваемое решение получено лично <дата>, с административным исковым заявлением последний обратился <дата>, отсутствие уважительных причин пропуска срока для обращения в суд, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 218-228 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования ФИО1 к Межрайонному отделу регистрационно-экзаменационной работы и технического надзора Государственной инспекции безопасности дорожного движения управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области, государственному инспектору Межрайонного отдела регистрационно-экзаменационной работы и технического надзора Государственной инспекции безопасности дорожного движения управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области ФИО3, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области, об оспаривании действий должностных лиц, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Фокинский районный суд города Брянска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья подпись Т.И.Ткаченко
Решение суда принято в окончательной форме 4 мая 2021 года.