ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6297/19 от 18.01.2019 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

56RS0018-01-2019-007339-26

Nа-6297/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд ... в составе:

председательствующего судьи Ермошкиной О.В.,

при секретаре Толкачевой М.С.,

с участием:

представителя административного истца – Мударисовой А.Н.,

представителя административных ответчиков – Абрамёнок Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ализаде Э. Вагиф оглы к прокуратуре ..., прокуратуре ... о признании незаконным решения (ответа),

У С Т А Н О В И Л:

Ализаде Э.В. о. обратился в суд с названным административным исковым заявлением к прокуратуре .... В обоснование иска указал, что в производстве следователя 5 отдела по расследованию преступлений на территории северо-восточной части ... СУ МУ МВД «Оренбургское» находится материал проверки КУСП N по его заявлению о преступлении от ....

В связи с утверждением следователя о нахождении материала проверки в прокуратуре ... его представителем по доверенности подано в прокуратуру ... заявление об ознакомлении с материалом проверки КУСП N.

Ответом за подписью заместителя прокурора ... в ознакомлении с материалами доследственной проверки отказано со ссылкой на п. 4.15 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ. Указанный ответ содержал разъяснение на право обжалования его в суд.

Считает, что ответ заместителя прокурора ... незаконный, необоснованный, поскольку нарушает его права предусмотренные ч.2 ст. 24, ст. 52 Конституции РФ на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Просит признать незаконным ответ заместителя прокурора ... в части отказа в ознакомлении с материалами проверки.

Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена прокуратура ....

В судебное заседание административный истец Ализаде Э.В.о., не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

В соответствии с положениями ст.150, ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Представитель административного истца - Мударисова А.Н., действующая на основании доверенности административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске. Пояснила, что до настоящего момента проводится проверка по заявлению Ализаде Э.В.о. от ... и не исключается возможность поступления материала проверки повторно в прокуратуру .... Права её доверителя могут быть восстановлены путем предоставления в этом случаи материала проверки для ознакомления Ализаде Э.В.о.

Представитель административных ответчиков прокуратуры ..., прокуратуры ... - старший помощник прокурора ...ёнок Е.А., в судебном заседании исковые требования не признала, ссылалась на законность ответа заместителя прокурора .... Пояснила, что фактически материал проверки в прокуратуру ... не поступил, оснований для его истребования не имелось. В прокуратуру ... было представлено постановление об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя от ..., согласно которому постановление следователя 5 отдела (по расследованию преступлений на территории северо-восточной части ...) СУ МУ МВД России «Оренбургское» от ... об отказе в возбуждении уголовного дела по ст.ст. 116,126,127,161,162,163,166.306 УК РФ отменено.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Статья 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от ... N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Установленный названным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (часть 2 статьи 1 указанного Закона).

Пунктом 4 ст. 5 Федерального закона от ... N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы. Не могут быть предоставлены гражданину для ознакомления документы, имеющиеся в материалах проверки и содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от ... N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ... N 45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Прокуратуры Российской Федерации, которая разработана в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иным федеральным законодательством.

Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации.

Частью 1 статьи 12 Закона о прокуратуре и пунктом 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от ... N 45, установлено, что письменное обращение граждан, должностных и иных лиц рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - 15 дней. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Согласно пункту 4.15 указанной Инструкции заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если эти материалы непосредственно затрагивают его права и свободы и в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также снимать копии с названных документов и материалов с использованием собственных технических средств.

В соответствии с пунктом 4.16 Инструкции решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право на обжалование принятого решения вышестоящему прокурору и (или) в суд.

Из материалов надзорного производства ... следует, что ... в прокуратуру ... поступило обращение представителя Ализаде Э.В.о.- Мударисовой А.Н., действующей на основании доверенности, в котором просит ознакомить её с материалами проверки КУСП N по заявлению Ализаде Э.В.о. от ....

По результатам рассмотрения данного заявления первым заместителем прокурора ... дан ответ, согласно которому с учетом представленного постановления об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя от ..., об отмене постановления следователя 5 отдела (по расследованию преступлений на территории северо-восточной части ...) СУ МУ МВД России «Оренбургское» от ... об отказе в возбуждении уголовного дела по ст.ст. 116,126,127,161,162,163,166.306 УК РФ, в настоящее время окончательное процессуальное решение по материалу проверки не принято. Заявителю разъяснено, что ознакомление с материалами доследственной проверки не предусмотрено Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Прокуратуры Российской Федерации, а также разъяснено право на обращение с данным заявление на имя начальника ОРП N СУ МУ МВД России «Оренбургское».

Учитывая изложенное, принимая во внимание вышеперечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что на должностных лиц прокуратуры не возложена обязанность ознакомления граждан с материалами доследственной проверки. Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Прокуратуры Российской Федерации, разработанной в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено право ознакомления граждан с материалами надзорного производства. Указанное заявление от административного истца, либо от его представителя в прокуратуру ... не поступало.

Кроме того, из положений статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что предъявление любого заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

Таким образом, административное исковое заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия), решений может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

Между тем, административный истец, требуя признать незаконным ответ от ... прокуратуры ..., не уточнил, каким образом ответ затрагивает его права, законные интересы и способ их восстановления, учитывая, что материал доследственной проверки в прокуратуру не поступал, и он не лишен права обращения с заявлением об ознакомлении с материалами проверки КУСП 6902 на имя начальника ОРП N СУ МУ МВД России «Оренбургское».

Учитывая что ответ на обращение представителя административного истца дан своевременно; доказательств, подтверждающих нарушение прав и свобод административного истца административных ответчиков, суду не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175,180,227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Ализаде Э. В. оглы к прокуратуре ..., прокуратуре ... о признании незаконным решения (ответа) – отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд ... в течение одного месяца, со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: подпись О.В. Ермошкина

...

...

...

...

...