ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-629/20 от 20.02.2020 Советского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-629/2020

55RS0006-01-2020-000421-20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 февраля 2020 года город Омск

Советский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Писарева А.В., помощник судьи Веселый Д.А., при секретаре судебного заседания Глотовой О.Е., с участием административного истца Агафоновой Т.Е., представителя административного истца Хрящева Р.А., представителя административного ответчика Трегубенко И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Агафоновой Татьяны Евгеньевны к Департаменту городского хозяйства Администрации города Омска о признании незаконным решения межведомственной комиссии города Омска об отказе в признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания,

УСТАНОВИЛ:

Агафонова Т.Е. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что зарегистрирована по адресу адрес, является собственником <данные изъяты> доли в общей долевой собственности на основании свидетельства о регистрации права от 15.08.2013.В настоящее время жилой дом находится в аварийном состоянии и непригоден для постоянного проживания.

29.10.2019 она обратилась в Департамент городского хозяйства Администрации города Омска с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Признание помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в виде проведения обследования жилого дома.

26.11.2019 межведомственная комиссия, созданная на основании распоряжения Мэра г. Омска от 24.03.2006 № 93-р рассмотрев предоставленные документы о техническом состоянии указного жилого дома, отказала в принятии решения и признании непригодным для проживания указанного жилого дома. О принятом решении заявитель была извещена 02.12.2019. Несмотря на выявленные вредные факторы, решением межведомственной комиссии от 26.11.2019 жилое помещение признано пригодным для дальнейшего постоянного проживания, что противоречит критериям оценки согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.01.2006. № 47. При принятии решения о пригодности жилого дома для проживания, межведомственной комиссией не дана оценка: степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам, содержанию потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качеству атмосферного воздуха, уровню радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличию электромагнитных полей, параметрам микроклимата помещения, а также месторасположению жилого помещения. Просит признать незаконным решение межведомственной комиссии об отказе в признании жилого дома непригодным для проживания от 26.11.2019. Обязать межведомственную комиссию провести повторное обследование жилого дома, расположенного по адресу: адрес, на предмет определения пригодности дома для постоянного проживания.

Административный истец Агафонова Т.Е. в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным в административном исковом заявлении доводам.

Представитель административного истца по устному ходатайству Хрящев Р.А. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал, дополнительно указал, что комиссия не могла принять решение об отказе, поскольку осмотр дома комиссией не производился.

Представитель административного ответчика Трегубенко А.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании в удовлетворении административного искового заявления просила отказать, представила письменный отзыв, в котором привела доводы, указывающие на правомерность возврата межведомственной комиссией заявления административному ответчику.

Заинтересованные лица Горкуненко О.В., Лихоткина М.Д., Вихрова Н.Н., Катков С.П., Замулин А.В., в судебном заседании административные исковые требования полагали подлежащими удовлетворению.

Иные заинтересованные лица в судебном заседании участия не принимали,о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований не представили, о причинах неявки не сообщили.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ не является препятствием к рассмотрениюи разрешению административного дела неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Суд, выслушав участников судебного разбирательства, изучив содержащиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания действий (бездействия), решений незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании действия (бездействия), решения незаконными.

В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

О принятом решении заявитель была извещена 02.12.2019, с административным исковым заявлением обратилась в Советский районный суд г. Омска 04.02.2020, таким образом, Агафонова Т.Е. обратилась в суд в пределах установленного законом срока.

В силу ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.

Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Судебным разбирательством установлено, что 29.10.2019 Агафонова Т.Е. обратилась к первому заместителю мэра г. Омска, директору департамента городского хозяйства Администрации г. Омска с заявлением о предоставлении муниципальной услуги в виде «Признание помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (л.д. 18).

Как следует из ответа Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска от 02.12.2019, по итогам рассмотрения обращения Агафоновой Т.Е. от 29.10.2019,ее заявление было возвращено без рассмотрения, при этом само решение по вопросу признания указанного в обращении жилого помещения непригодным для проживания не принималось (л.д. 15-16).

Согласно п. 10 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (город Омск)», утвержденного Постановлением Администрации города Омска от 06.06.2018 № 568-п, содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем самостоятельно.

Так, для предоставления муниципальной услуги заявителем, либо его законным или уполномоченным представителем представляются самостоятельно: 1) заявление о предоставлении муниципальной услуги согласно приложению № 1 к настоящему Административному регламенту (далее - заявление); 2) заявление (согласие) на обработку персональных данных по форме согласно приложению № 2 к настоящему Административному регламенту; 3) копию документа, удостоверяющего личность заявителя (уполномоченного представителя); 4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя; 5) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в ЕГРН; 6) проект реконструкции нежилого помещения - в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением; 7) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; 8) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям; 9) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.

Как усматривается из описи документов, для получения муниципальной услуги, административным истцом в отдел «службы одного окна» были предоставлены следующие документы: 1) заявление; 2) заявление (согласие) на обработку персональных данных; 3) копия справки БТИ и копия адресной справки; 4) копия письма Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска; 5) копия удостоверения; 6) копия технического паспорта; 7) копия свидетельства о государственной регистрации права на жилой дом; 8) копия заключения эксперта; 9) копии кадастрового паспорта здания; 10) копия постановления о признании потерпевшей и о возбуждении уголовного дела; 11) копия донесения о пожаре (л.д. 17).

Вместе с тем, Агафоновой Т.Е. не предоставлено заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, как того требуют положения п.п. 8 п. 10 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (город Омск)».

Вместо этого, административным истцом представлено заключение <данные изъяты> б/н от 25.11.2015, составленное кадастровым <данные изъяты> который является инженером - геодезистом (имеет квалифицированный аттестат кадастрового инженера, свидетельство о допуске <данные изъяты> к работам по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства), стаж работы по специальности 23 года. Заключение эксперта содержит выводы относительно проведенной комплексной землеустроительной и строительной экспертизы.

Согласно заключению эксперта целью проведения указанной экспертизы являлось объединение двух жилых домов в один, признание его многоквартирным домом, определение в нем жилых помещений (квартир) и нежилых помещений (мест общего пользования) и закрепление за каждым собственником отдельной квартиры. Иные цели перед экспертизой не ставились (л.д. 72-73).

Таким образом, заключение не содержит профессионального мнения специалиста по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, поскольку предметом исследования подобные вопросы не являлись.

Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определен Главой IV Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения, следующие документы: а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в) в отношении нежилого помещения для признанияего в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; д) заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя. (Пункт 45 Постановления Правительства № 47)

Согласно пп. 2 п. 15 Постановления Администрации города Омска от 06.06.2018 № 568-п, основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги, в том числе является представление заявителем неполных и (или) недостоверных данных либо отсутствие необходимых документов, указанных в пункте 10 настоящего Административного регламента.

В этой связи, вывод Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска о непредставлении Агафоновой Т.Е. заключения специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения является правомерным, поскольку обязанность предоставления названного заключения возложена на заявителя.

В соответствии с требованиями ст.ст. 246, 247 ГК РФ владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

При обращении в Департамент городского хозяйства Администрации города Омска с заявлением о предоставлении муниципальной услуги, Агафонова Т.Е. проживала в невыделенном в натуре жилом помещении, то есть ее имущество находилось в долевой собственности с иными жильцами спорного объекта недвижимости, при этом в Департамент не были предоставлены документы, подтверждающие наличие согласия всех собственников общей долевой собственности на признание жилого помещения непригодным для проживания.

Поскольку признание жилого помещения непригодным для проживания создает правовые последствия для дальнейшего владения и пользования данным помещением, соответствующее обращение Агафоновой Т.Е. за изменением правового статуса помещения должно осуществляться по соглашению всех собственников данного дома, а при не достижении согласия – в порядке, устанавливаемом судом.

Поскольку Агафоновой Т.Е. не соблюден предусмотренный законом порядок подачи документов в межведомственную комиссию по вопросу признания жилого помещения непригодным для проживания, отказ Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска в предоставлении муниципальной услуги нельзя признать незаконным.

С учетом изложенного, в удовлетворении заявленных административных исковых требований надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Агафоновой Татьяны Евгеньевны к Департаменту городского хозяйства Администрации города Омскао признании незаконным решения межведомственной комиссии об отказе в признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Советский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 21.02.2020.

Судья А.В. Писарев