РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 2а-629/2021
39RS0008-01-2021-001536-89
город Гусев 26 ноября 2021 года
Гусевский городской суд Калининградской области
в составе:
председательствующего судьи Ярмышко-Лыгановой Т.Н.
при секретаре Летягиной А.В.,
с участием представителей административного истца Афанасьева С.Л., Моцкуса А.С., представителя административного ответчика Крылова О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Дорожник» - Гусевская ДПМК к РЭГ ГИБДД МО МВД России «Гусевский», УГИБДД УМВД России по Калининградской области о признании регистрации транспортных средств недействительной,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Дорожник» - Гусевская ДПМК (ИНН 3902001826) обратилось в суд с административным исковым заявлением к РЭГ ГИБДД МО МВД России «Гусевский», указав, что по учетам информационной системы ГИБДД УМВД по Калининградской области за ООО «Дорожник» - Гусевская ДПМК числились 2 транспортных средства марки <...> государственные регистрационные знаки <...>. Регистрация указанных транспортных средств за ООО «Дорожник» - Гусевская ДПМК порождает для предприятия обязанность по уплате транспортного налога. О наличии обязанностей по уплате транспортного налога административному истцу стало известно в октябре 2019 года из уведомления, поступившего от МИФНС РФ № 2 по Калининградской области, по факту непредставления ООО «Дорожник» - Гусевская ДПМК налоговых деклараций по транспортному налогу за 2016-2018 гг. При проведении сверки с ГИБДД выяснилось, что за ООО «Дорожник» - Гусевская ДПМК на регистрационном учете числятся пять транспортных средств, в том числе <...>, гос. номер <...>, <...>, которые ранее принадлежали административному истцу, но были сняты с учета 19 ноября 2000 года, а также 2 транспортных средства марки <...> государственные регистрационные знаки <...>. Поскольку ни в собственности, ни на балансе предприятия с 2011 года указанные транспортные средств не числятся, просит признать государственную регистрацию транспортных средств марки <...>», государственные регистрационные знаки <...> за ООО «Дорожник» - Гусевская ДПМК незаконной, обязать УГИБДД по Калининградской области внести корректировки в информационную систему учета транспортных средств, исключив сведения о регистрации транспортных средств марки <...> государственные регистрационные знаки <...> за ООО «Дорожник» -Гусевская ДПМК с момента их возникновения и направить соответствующую информацию в Межрайонную ИФНС № 2 по Калининградской области.
В связи с тем, что при рассмотрении дело было установлено, что ООО «Дорожник» - Гусевская ДПМК образовано путем выделения филиала Гусевская ДПМК из АО «Дорожник» с последующем его преобразованием в общество с ограниченной ответственностью, административный истец уточнил свои требования, указав, что в 1997 году спорные транспортные средства вновь образованному предприятию от правопредшественника не передавались, в инвентаризационных ведомостях не значатся, с момента государственной регистрации ООО «Дорожник» - Гусевская ДПМК с какими-либо заявлениями в органы ГИБДД (ГАИ) о регистрации транспортных средств марки МАОЗ не обращалось. Передаточный баланс, ПТС на транспортные средства, сами транспортные средства для перерегистрации не предоставлялись. При этом дата постановки на учет транспортных средств указана 21 июня 1994 года, тогда как ООО «Дорожник» - Гусевская ДПМК зарегистрировано в качестве юридического лица 26 сентября 1997 года. Считает, что имеет место быть сбой в информационной системе, поскольку вопрос о спорных транспортных средствах возник не с момента их регистрации, а с 2016 года, при этом информационная система не распознала две организации с похожими названиями. В целях прекращения необоснованного начисления транспортного налога 03 февраля 2021 года спорные транспортные средства были сняты с регистрационного учета, однако сам факт регистрации этих транспортных средств за ООО «Дорожник» - Гусевская ДПМК до момента снятия с учета, то есть за 2016-2020 года и два месяца 2021 года, привели к необоснованному возникновению обязанности по уплате транспортного налога. Просит признать государственную регистрацию транспортных средств марки <...> государственные регистрационные знаки <...> за ООО «Дорожник» - Гусевская ДПМК незаконной, обязать УГИБДД по Калининградской области внести корректировки в информационную систему учета транспортных средств, исключив сведения о регистрации спорных транспортных средств за ООО «Дорожник» - Гусевская ДПМК с момента их возникновения и направить соответствующую информацию в Межрайонную ИФНС № 2 по Калининградской области.
Представители административного истца – ООО «Дорожник» - Гусевская ДПМК Афанасьев С.Л., имеющий право действовать от имени юридического лица без доверенности, по доверенности Моцкус А.С. в судебном заседании поддержали уточненное административное исковое заявление по доводам, изложенным в нем.
Административный ответчик – представитель РЭГ ГИБДД МО МВД России «Гусевский» по доверенности Крылов О.С. в судебном заседании административные исковые требования не признал, при условии, что филиал АО «Дорожник» Гусевская ДПМК и административный истец являются одним и тем же юридическим лицом, отсутствуют основания признавать действия административного ответчика по регистрации спорных транспортных средств незаконными.
Административный ответчик – представитель УГИБДД УМВД России по Калининградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо - представитель Межрайонной ИФНС России № 2 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены её права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению её прав, свобод и реализации законных интересов или на неё незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 9 ст. 10 Закона РФ от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции» (утратил силу с 01 марта 2011 года) на милицию возложена обязанность производить регистрацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Судом установлено, что 21 июня 1994 года филиалом АО «Дорожник» Гусевской ДПМК на учет поставлены два транспортных средства - марки (модели) <...>, год выпуска 1985, номер двигателя <...>, № шасси (рамы) <...> технический паспорт <...>, государственный регистрационный знак <...> и марки (модели) <...>, год выпуска 1985, номер двигателя <...> № шасси (рамы) <...>, технический паспорт <...>, государственный регистрационный знак <...>, что подтверждается рукописными карточками учета государственного автомототранспорта.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц административным истцом является общество с ограниченной ответственностью «Дорожник» - Гусевская ДПМК (ОГРН 1023900551443, ИНН 3902001826). Место нахождения юридического лица – <адрес>, ФИО1<адрес>.
Согласно п. 1.1 Устава ООО «Дорожник» - Гусевская ДПМК, указанное юридическое лицо образовано путем выделения филиала Гусевская ДПМК из АО «Дорожник» с последующим его преобразованием в общество с ограниченной ответственностью. Первичная регистрация произведена 26 июня 1997 года, что также подтверждается свидетельством ГСГ <...>, представленным административным истцом. Основные виды деятельности ООО «Дорожник» - Гусевская ДПМК – обслуживание дорог, строительство и ремонт объектов промышленно-гражданского, дорожного назначения и т.д.
Информация о снятии с регистрационного учета транспортных средств марки «<...>», государственный регистрационный знак <...>, и марки <...> государственный регистрационный знак <...>, по состоянию на 26 июня 1997 года отсутствовала, что подтверждается письмом МО МВД России «Гусевский» (исх. <...> г.).
Согласно Закону Российской Федерации от 18 октября 1991 года <...> «О дорожных фондах в Российской Федерации» (утратил силу с 01 января 2005 года) налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивают юридические лица, предприниматели, граждане и лица без гражданства, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу.
Пунктом 38 Инструкции Госналогслужбы России «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» от 15 мая 1995 года <...> предусмотрено, что налог с владельцев транспортных средств исчисляется юридическими лицами на основании данных бухгалтерского учета.
При этом глава 28 «Транспортный налог» в Налоговый кодекс Российской Федерации введена Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 110-ФЗ. Следует иметь в виду, что с 1 января 1999 года ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сведения о потенциальных налогоплательщиках в налоговые органы, представляют не только органы, регистрирующие предприятия (предпринимателей), но и организации, осуществляющие учет и регистрацию имущества и транспортных средств.
Таким образом, на дату преобразования филиала АО «Дорожник» Гусевская ДПМК в ООО «Дорожник» - Гусевская ДПМК (26 июня 1997 года), ООО «Дорожник» - Гусевская ДПМК плательщиком транспортного налога не являлось.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации № 938 от 12 августа 1994 года «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (утратил силу с 01 января 2021 года) установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
В соответствии с пунктом 3 данного постановления юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке
Однако вышеуказанные действия в отношении двух спорных транспортных средствах ни филиалом АО «Дорожник» Гусевская ДПМК (до 26 июня 1997 года), ни его правопреемником ООО «Дорожник» - Гусевская ДПМК (до 03 февраля 2021 года) предприняты не были, доказательств обратного суду не представлено.
Из автоматизированной карточки учета <...> видно, что владельцем двух спорных транспортных средств: 1. марка (модель) <...> выпуска 1985, модель, номер двигателя <...>, № шасси (рамы) <...>, мощн. двигателя л.с. (кВт) <...> технический паспорт <...>, государственный регистрационный знак <...>. марка (модель) <...>, год выпуска 1985, модель, номер двигателя <...> № шасси (рамы) <...>, мощн. двигателя л.с. (кВт) <...> технический паспорт <...>, является административный истец – ООО «Дорожник» Гусевская ДПМК, в карточках указана дата постановки на учет данных транспортных средств – 21 июня 1994 года, что совпадает с датой постановки указанных транспортных средств филиалом АО «Дорожник» - Гусевская ДПМК.
Согласно пункту 5 статьи 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица (абзац 3 пункта 2 статьи 218 ГК РФ).
03 февраля 2021 года спорные транспортные средства были сняты с регистрационного учета по заявлению ООО «Дорожник» Гусевская ДПМК, как указано в уточненном административном исковом заявлении, данное действие предпринято в целях необоснованного начисления транспортного налога.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ юридическое лицо ООО «Дорожник» - Гусевская ДПМК зарегистрировано в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации – 01 августа 1991 году, данное обстоятельство позволяет сделать вывод, что ООО «Дорожник» - Гусевская ДПМК является правопреемником филиала АО «Дорожник» Гусевская ДПМК, несмотря на то, что в Уставе общества с ограниченной ответственностью указано, что первичная регистрация общества произведена 26 сентября 1997 года (свидетельство ГСГ <...>).
Вывод о том, что право собственности на принадлежавшее филиалу АО «Дорожник» Гусевская ДПМК имущество перешло к юридическому лицу ООО «Дорожник» - Гусевская ДПМК, позволяет также сделать имеющиеся сведения в свидетельстве о постановке на учет юридического лица серии 39 <...> о постановке ООО «Дорожник» - Гусевская ДПМК в налогом органе – 31 августа 1994 года, то есть до первичной регистрации общества (26 июня 1997 года).
Согласно ответу УМВД России по Калининградской области от 21 декабря 2019 года <...> два спорных транспортных средства зарегистрированы за филиалом АО «Дорожник» Гусевский ДПМК (данные ручной картотеки), в базе банных «ФИС ГИБДД-М» данные транспортные средства числятся за ООО «Дорожник» - Гусевская ДПМК, при условии, что ООО «Дорожник» - Гусевская ДПМК является правопреемником филиала АО «Дорожник» Гусевский ДПМК, суд не усматривает наличие ошибки или системного сбоя в Федеральной Информационной Системы ГИБДД (далее - ФИС ГИБДД М), которые привели к нарушению прав, свобод и законных интересов административного истца.
Доводы представителей административного истца о том, что при преобразовании филиала АО «Дорожник» Гусевская ДПМК в ООО «Дорожник» - Гусевская ДПМК в 1997 году спорные транспортные средства вновь образованному предприятию от правопредшественника не передавались, ничем не подтверждены, тогда как в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица. Представленные ведомость основных средств ООО «Дорожник» - Гусевская ДПМК по состоянию на 2005 год, в которой отсутствуют сведения о двух спорных транспортных средства, налоговые декларации по транспортному налогу за 2004-2005 гг., не свидетельствует, что указанные транспортные средства фактически отсутствовали по состоянию на 1997 год.
Как указано административным истцом за 2020 год предприятию начислен транспортный налог в сумме 13 650 рублей, при признании действий административного ответчика по регистрации спорных транспортных средств незаконным, решение суда для него будет являться основанием для перерасчета транспортного налога, в то же время для восстановления нарушенного права административного истца (перерасчет транспортного налога), ООО «Дорожник» - Гусевская ДПМК необходимо установить обстоятельства, что у общества как налогоплательщика отсутствует обязанность по уплате транспортного налога за период, в котором спорные транспортные средства ему не принадлежали и не существовали в натуре (на что ссылается административный истец), несмотря на факт регистрации в органах ГИБДД.
Учитывая, что изменение организационно-правовой формы юридического лица не предполагает изменение его прав и обязанностей, довод представителей административного истца о том, что для перерегистрации транспортных средств с филиала АО «Дорожник» Гусевская ДПМК на ООО «Дорожник» - Гусевская ДПМК, необходимо было представить передаточный баланс в органы ГИБДД (ГАИ, милиции), ПТС на транспортные средства, сами транспортные средства, не соответствует закону, поскольку перерегистрация спорных транспортных с момента их регистрации до 03 февраля 2021 года не осуществлялась.
По смыслу положений ст. 226, 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.
Учитывая, что по данным ручной картотеки 21 июня 1994 года два спорных транспортных средства зарегистрированы за филиалом АО «Дорожник» Гусевский ДПМК, в базе банных «ФИС ГИБДД-М» в настоящее время данные транспортные средства числятся за ООО «Дорожник» - Гусевская ДПМК, при условии, что ООО «Дорожник» - Гусевская ДПМК является правопреемником филиала АО «Дорожник» Гусевский ДПМК, административные исковые требования о признании регистрации вышеуказанных транспортных средств за ООО Дорожник» - Гусевская ДПМК незаконной удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ООО «Дорожник» - Гусевская ДПМК к РЭГ ГИБДД МО МВД России «Гусевский», УГИБДД УМВД России по Калининградской области о признании регистрации транспортных средств – марки <...>, государственный регистрационный знак <...> марки <...>, государственный регистрационный знак <...> недействительной, – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Гусевский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 10 декабря 2021 года.
Председательствующий Т.Н. Ярмышко-Лыганова