ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-629/2022 от 25.07.2022 Колпашевского городского суда (Томская область)

Дело № 2а-629/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Колпашевский городской суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Потапова А.М.,

при секретаре Селезневой К.А., помощнике судьи Л.А.,

с участием представителя административного истца - заместителя Колпашевского городского прокурора Карташева Я.Ю.,

представителя административного ответчика Администрация Колпашевского городского поселения Ю.Ю,, действующей на основании доверенности от Д.М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колпашевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Колпашевского городского поселения о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Колпашевский городской прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Колпашевский городской суд с административным исковым заявлением к Администрации Колпашевского городского поселения, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации Колпашевского городского поселения , выразившееся в не составлении топливно-энергетического баланса за Д.М.Г., а также в не определении этапов и сроков составления прогнозного баланса, возложить обязанность составить топливно-энергетический баланс за Д.М.Г. определить этапы и сроки составления прогнозного баланса.

В обоснование исковых требований указано, что по результатам проведенного анализа исполнения законодательства о газоснабжении и газификации, теплоснабжении выявлены нарушения действующего законодательства. В нарушение п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подп. 22 ст. 2, ч. 10 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Порядка составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, утвержденного приказом Минэнерго России от 29.10.2021 № 1169, по состоянию на Д.М.Г. Администрацией Колпашевского городского поселения фактический топливно-энергетический баланс за 2020 год не составлен, этапы составления баланса не реализованы, этапы и сроки составления прогнозного баланса до настоящего времени не определены, анализ эффективности использования энергетических ресурсов не проводится. Вследствие бездействия Администрации Колпашевского городского поселения не обеспечивается составление документа, на основании которого оценивается эффективность использования ресурсов и их распределение. Данные сведения необходимы в целях планирования деятельности органа местного самоуправления в рассматриваемой сфере для обеспечения, в том числе энергетической безопасности. Бездействие органа местного самоуправления может повлечь нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц на бесперебойную поставку энергетических ресурсов.

Представитель административного истца заместитель Колпашевского городского прокурора Карташев Я.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме по изложенным выше основаниям, просил административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации Колпашевского городского поселения Ю.Ю,, в судебном заседании административные исковые требования не признала, дополнительно пояснила, что до настоящего времени топливно-энергетический баланс за Д.М.Г. не разработан, отсутствует, Колпашевского городской прокуратурой вносилось представление, фактические обстоятельства, указанные в административном исковом заявлении, не оспаривает.

Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 45, 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная защита прав и свобод.

Ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч.1 ст.130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. При этом в силу ч. 3 указанной нормы к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Ст.1 Закона Томской области от 17.11.2014 №152-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области» за сельскими поселениями Томской области, за исключением сельских поселений, входящих в состав муниципального образования «Томский район», закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 4.1, 5, 6, 8, 13, 13.1, 15, 18, 20 (в части, не отнесенной к вопросам местного значения сельского поселения в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), 22, 26, 27, 33.1, 33.2, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно п. 4 ст. 8 Устава МО «Колпашевское городское поселение», утвержденного решением Совета Колпашевского городского поселения от 11.09.2012 № 50, к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ) установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

Общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в то числе обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами (ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ).

В соответствии с п.п.1,10 ч.1, ч.2 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; осуществление иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом. Полномочия органов местного самоуправления городов федерального значения по организации теплоснабжения на внутригородских территориях определяются законами указанных субъектов Российской Федерации исходя из необходимости сохранения единства городских хозяйств с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно ч.ч. 6, 10 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ в системе теплоснабжения с учетом резервирования должен быть обеспечен баланс тепловой энергии (мощности) и тепловой нагрузки как в расчетных условиях, так и (с учетом резервных источников тепловой энергии, принадлежащих потребителям, и резервирования в системе теплоснабжения) в вероятных нерасчетных погодных условиях. Органы местного самоуправления и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации составляют топливно-энергетические балансы муниципальных образований и субъектов Российской Федерации в порядке и по форме, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.

Под топливно-энергетическим балансом понимается документ, содержащий взаимосвязанные показатели количественного соответствия поставок энергетических ресурсов на территорию субъекта Российской Федерации или муниципального образования и их потребления, устанавливающий распределение энергетических ресурсов между системами теплоснабжения, потребителями, группами потребителей и позволяющий определить эффективность использования энергетических ресурсов (п. 22 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ).

Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определены Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ).

Ч.1 ст.17 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ определено, что развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется единым оператором газификации, региональным оператором газификации совместно с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами публичной власти федеральных территорий в соответствии с принятыми в установленном порядке межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, схемами расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом, на основании топливно-энергетического баланса, утверждаемого высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), руководителем исполнительно-распорядительного органа федеральной территории. Порядок составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

Приказом Минэнерго России от 29.10.2021 № 1169 утвержден Порядок составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (далее – Порядок).

В соответствии с п.п. 2, 4 Прядка фактический и прогнозный топливно-энергетические балансы субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (далее - фактический баланс, прогнозный баланс, баланс соответственно) содержат взаимосвязанные показатели количественного соответствия поставок топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) и их потребления на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), устанавливают распределение ТЭР между системами снабжения ТЭР (электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и иными системами снабжения ТЭР), потребителями (группами потребителей) ТЭР и определяют эффективность использования ТЭР. Баланс формируется в единых энергетических единицах - тоннах условного топлива (далее – т.у.т.), в качестве которого принимается теплотворная способность 1 кг каменного угля, равная 7000 ккал.

Пунктами 47 – 54 Порядка установлено, что составление фактического баланса осуществляется в несколько этапов. На первом этапе выполняется сбор данных из отчетов по формам федерального статистического наблюдения, указанным в пунктах 36 - 45 Порядка. На втором этапе выполняется определение расхода ТЭР на производство промышленной продукции, необходимого агрегирования показателей по видам ТЭР.. На третьем этапе выполняется сравнительный анализ одноименных данных разных форм федерального статистического наблюдения, указанных в пунктах 37 - 46 Порядка, и определение основных причин расхождений, способов взаимной увязки данных и отбор данных, подлежащих включению в баланс. На четвертом этапе разрабатываются однопродуктовые балансы угля, сырой нефти, жидких ТЭР, природного газа, прочих видов твердых ТЭР, электрической и тепловой энергии. На пятом этапе выполняется объединение данных однопродуктовых балансов в баланс и проверка данных баланса. Составление фактического баланса должно быть завершено не позднее 1 октября года, следующего за отчетным, для которого составляется баланс. Этапы и сроки составления прогнозных балансов определяются субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) самостоятельно с учетом требований настоящего Порядка. Актуализация прогнозных балансов осуществляется не чаще одного раза в год, но не реже одного раза в пять лет. Актуализация прогнозных балансов может осуществляться по требованию единого оператора газификации или регионального оператора газификации, реализующих межрегиональные или региональные программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.

Действующий до 23.11.2021 Порядок составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, утвержденный приказом Минэнерго России от 14.12.2011 № 600, предусматривал аналогичные этапы и срокам составления топливно-энергетических балансов.

Таким образом, вопросы, связанные составлением топливно-энергетического баланса, определения этапов и сроков составления прогнозного баланса, относятся к компетенции Администрации Колпашевского городского поселения.

Судом установлено, что по результатам проведенного Колпашевской городской прокуратуры анализа исполнения законодательства о газоснабжении и газификации, теплоснабжении в деятельности Администрации Колпашевского городского поселения выявлены нарушения действующего законодательства. В нарушение п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2, ч. 10 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О Теплоснабжении», ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Порядка составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, утвержденного приказом Минэнерго России от 29.10.2021 № 1169, по состоянию на Д.М.Г., Д.М.Г. Администрацией Колпашевского городского поселения фактический топливно-энергетический баланс за Д.М.Г. не составлен, этапы составления баланса не реализованы, этапы и сроки составления прогнозного баланса не определены. В целях устранения выявленных нарушений действующего законодательства Д.М.Г. Колпашевским городским прокурором в адрес главы Колпашевского городского поселения внесено представление (л.д. 7-9).

Из ответа на представление Администрации Колпашевского городского поселения от Д.М.Г. следует, что представление Колпашевского городского прокурора рассмотрено, установлено, что в Администрации Колпашевского городского поселения по состоянию на Д.М.Г. фактический топливно-энергетический баланс за 2020 год не составлен, этапы составления баланса не реализованы, этапы и сроки составления прогнозного баланса до настоящего времени не определены. В целях устранения нарушений будет разработан и утвержден фактический топливно-энергетический баланс (л.д. 10).

Администрация Колпашевского городского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления поселения и в силу закона обязана составлять топливно-энергетический баланс, а также определять этапы и сроки составления прогнозного баланса.

Администрация Колпашевского городского поселения, заявляя об отсутствии бездействия со своей стороны, вопреки положениям ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, не представила суду доказательств наличия составленного топливно-энергетического баланса за Д.М.Г., а установленных этапов и сроков составления прогнозного баланса.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что Администрацией Колпашевского городского поселения фактический топливно-энергетический баланс за Д.М.Г. не составлен, этапы составления баланса не реализованы, этапы и сроки составления прогнозного баланса до настоящего времени не определены.

Вследствие бездействия Администрации Колпашевского городского поселения не обеспечивается составление документа, на основании которого оценивается эффективность использования ресурсов и их распределение. Данные сведения необходимы в целях планирования деятельности органа местного самоуправления в рассматриваемой сфере для обеспечения, в том числе энергетической безопасности.

Нарушение административным ответчиком указанных требований законодательства влечет за собой нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, на безопасную систему теплоснабжения, на бесперебойную поставку энергетических ресурсов, угрожают энергетической безопасности, препятствуют проведению надлежащей оценки эффективности использования ресурсов и их распределение.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При этом, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

На основании изложенного, обязание Администрации Колпашевского городского поселения исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства может быть обеспечено только судебным решением.

Также суд полагает, что в данном случае требования прокурора не ущемляют самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а лишь направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности.

С учетом того, что доказательств выполнения административным ответчиком требований вышеуказанных нормативных актов в судебное заседание не представлено, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Колпашевского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц.

В соответствие с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

В соответствии с требованиями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ об исполнении принятого судом решения Администрации Колпашевского городского поселения необходимо сообщить в Колпашевский городской суд и административному истцу в течение одного месяца, со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Колпашевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Колпашевского городского поселения о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Колпашевского городского поселения , выразившееся в не составлении топливно-энергетического баланса за Д.М.Г. а также в не определении этапов и сроков составления прогнозного баланса.

Обязать Администрацию Колпашевского городского поселения составить топливно-энергетический баланс за Д.М.Г., а также определить этапы и сроки составления прогнозного баланса.

Об исполнении принятого судом решения сообщить в Колпашевский городской суд и Колпашевскому городскому прокурору в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Колпашевский городской суд .

Судья: А.М. Потапов

Мотивированный текст решения изготовлен: Д.М.Г..

Судья: А.М. Потапов