Дело № 2а-62/2019Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 февраля 2019 год
Красносельский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Сморчкова С.В.,
при секретаре Чемодановой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Почуевой И.Б. к администрации Красносельского муниципального района Костромской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Почуева И.Б. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Красносельского муниципального района Костромской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ администрации Красносельского муниципального района Костромской области об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, и обязании администрацию Красносельского муниципального района Костромской области заключить договор купли - продажи данного земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
Требования административного истца мотивированы тем, что ей, Почуевой И.Б., для ведения личного подсобного хозяйства администрацией Красносельского района Костромской области предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (распоряжение администрации Красносельского района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ№, распоряжение администрации Красносельского района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ№). Между ней и администрацией Красносельского района заключен договор аренды спорного участка от ДД.ММ.ГГГГ№. На основании решения Совета депутатов Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ№ в марте ДД.ММ.ГГГГ года спорный участок был включен в границу населенного пункта <адрес> с изменением его категории на земли населенных пунктов. Постановлением администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ№ вид разрешенного использования спорного участка с вида «для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках» изменен на вид «индивидуальное жилищное строительство». Изменение вида использования спорного участка внесено в земельный кадастр, что подтверждается выпиской от ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ соответствующие изменения внесены в договор аренды спорного участка. Распоряжением администрации Красносельского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден градостроительный план и определены границы спорного участка. ДД.ММ.ГГГГ ей выдано разрешение № RU№ на строительство индивидуального жилого дома на спорном участке. В ДД.ММ.ГГГГ г. жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м. был построен, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Красносельского муниципального района Костромской области с заявлением о предоставлении спорного участка в собственность бесплатно, как инвалиду 2 группы. Письмом районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ№д она извещена, что в предоставлении спорного участка в собственность бесплатно ей отказано, но она имеет право получить данный участок за плату. В соответствии с п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, в этом случае продажа земельных участков осуществляется без проведения торгов. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Красносельского муниципального района Костромской области с заявлением о продаже спорного земельного участка. Письмом администрации Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ№д ее уведомили, что решением районной комиссии по земельным вопросам администрации Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в предоставлении спорного участка в собственность на том основании, что размеры спорного участка превышают максимальные размеры земельных участков, предоставляемых для индивидуальных жилых домов, установленные решением Собрания депутатов Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ№ и решением Совета депутатов Боровиковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ об утверждении Правил землепользования. В соответствии со ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, требования к минимальным и максимальным мерам земельных участков в зависимости от вида их использования устанавливаются градостроительными регламентами. Спорный участок предоставлен ей целиком в аренду для индивидуального жилищного строительства, а его размеры, границы и назначения внесены в действующий градостроительный план, утвержденный администрацией Красносельского муниципального района Костромской области, с определением назначения «индивидуальное жилищное строительство», и никаких специальных требований застройке этого участка не установлено. Оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установленных ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, не имеется. Поэтому считает, что отказ администрации Красносельского муниципального района Костромской области в продаже ей спорного земельного участка в собственность не соответствует нормам действующего законодательства.
Представитель административного истца по доверенности Поспелов С.В. в судебном заседании исковые требования Почуевой И.Б. поддержал, пояснения в основном дал аналогичные, изложенных в административном исковом заявлении. Дополнил, что районная администрация в своем отказе ссылается на документ, об утверждении местных нормативов по предоставлению земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Однако, истица просит участок не под индивидуальное жилищное строительство, а делает ссылку на другую норму, что собственник недвижимости, находящейся на земельном участке, вправе получить участок в собственность. Такие нормативы не имеют отношения к той ситуации, которая сложилась у Почуевой И.Б.. Нормы, на которые ссылается администрация в своем отказе, то есть на ст. 39.16 ЗК РФ, это право администрации отказать в предоставлении участка в собственность, а не обязанность, это право не может быть произвольным, оно должно быть аргументировано, учитывая, что Почуева И.Б. просит участок, который уже находится в ее пользовании и владении, и администрация на данный участок никаким образом не претендует и требования не заявляет. Порядок построения разрешения на дом и градостроительный план участка с указанием границ и площади участка, Почуевой И.Б. был получен, в разрешение на строительство указано, что строительство жилого дома на участке в том размере, на котором он у нее имеется, то есть площадью <данные изъяты> кв.м., при этом размеры дома не оговаривались, весь участок предназначен для одного объекта. Настоящие нормативы не распространяются на этот участок, назначение участка изменялось и толкование, которое дается в отказе не следует, что участок превышает площадь на 10 %, Почуева И.Б. заявляет в тех нормативах в которых участок у ее уже есть. Участок внесен в градостроительный план, утвержденный руководством районной администрации, в границах населенного пункта и в размере, в котором он имеется. Вся процедура перевода участка из сельхоз назначения в земли населенных пунктов проведена законным образом, изменено целевое назначение, никаких специальных нормативов для конкретного дома определенной площадью не существует.
Представитель административного ответчика - администрация Красносельского района Костромской области по доверенности Николаева Н.В. административный иск Почуевой И.Б. не признала, пояснив, что Почуевой И.Б. предоставлен земельный участок сроком на 49 лет площадью <данные изъяты> кв.м. в аренду. Административный истец обратился к ним с заявлением о предоставлении данного земельного участка за плату в собственность. В отказе они сослались на п. 25 ст. 39.16 ЗК РФ, что уполномоченный орган, каковым является земельная комиссия, вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности без проведения торгов, если площадь земельного участка в заявлении о его предоставлении превышает его площадь, схему расположения земельного участка, в соответствии с которым такой земельный участок образован более чем на 10 %, участок увеличен на гораздо большую площадь. Считает, что районная администрация правильно трактуем нормы закона и ссылается на местные нормы градостроительного проектирования Боровиковского сельского поселения. В предоставленных суду градостроительном плане застройки Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ№, правил землепользования и застройки Боровиковского сельского поселения, утвержденное Советом депутатов Боровиковского сельского поселения №, указано, что максимальная площадь земельных участков для индивидуальных жилых домов составляет 1 500 кв.м.. Административный истец обратился с заявлением на предоставление земельного участка в собственность за плату. Однако, считает, что истицей не предоставлено доказательств обоснованности площади земельного участка, что именно такая площадь необходима для эксплуатации жилого дома. Поэтому, полагает, что администрация правомерно отказала административному истцу в предоставлении земельного участка за плату, поскольку требуемая площадь существенно превышает нормы.
Представитель третьего лица - администрация Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области по доверенности Бурков А.Д., не возражал против удовлетворения административного иска Почуевой И.Б..
Выслушав представителей сторон и заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу:
Согласно п. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Именно с таким административным иском об обжаловании отказа администрации Красносельского муниципального района Костромской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении в собственность за плату земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, и обязании администрацию Красносельского муниципального района Костромской области заключить договор купли - продажи данного земельного участка в соответствии с действующим законодательством, обратился административный истец Почуева И.Б..
Статья 35 Конституции РФ гарантирует каждому право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно ст. 218 п.2 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов (п. 25).
Из системного толкования приведенных норм следует, что собственник объектов недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования, площадь которого определяется исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенного на нем объекта.
Как следует из материалов административного дела, на основании договора аренды земельного участка №, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Красносельского муниципального района Костромской области и Почуевой И.Б., Почуева И.Б. владеет и пользуется земельным участком с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Данный земельный участок Почуевой И.Б. был предоставлен Распоряжением администрации Красносельского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, обременения - иные ограничения прав, площадь обременения - весь. На основании решения Совета депутатов Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ№ указанный земельный участок был включен в границу населенного пункта <адрес> с изменением его категории на земли населенных пунктов. Постановлением администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ№ вид разрешенного использования спорного участка с вида «для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках» изменен на вид «индивидуальное жилищное строительство». Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ соответствующие изменения внесены в договор аренды спорного участка. Распоряжением администрации Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден градостроительный план и определены границы спорного участка. ДД.ММ.ГГГГ Почуевой И.Б. выдано разрешение № RU№ на строительство индивидуального жилого дома на спорном участке. В ДД.ММ.ГГГГ году жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м. был построен, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
В виду того, что на арендуемом Почуевой И.Б. земельном участке, ею выстроен объект недвижимости - жилой дом, то Почуева И.Б. правомерно обратилась в администрацию Красносельского муниципального района с заявлением о выкупе этого земельного участка.
Вместе с тем, суд полагает, что отказ районной администрации в предоставлении в собственность Почуевой И.Б. всего земельного участкас кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, соответствует закону, права или законные интересы заявителя Почуевой И.Б. данным отказов не нарушены.
Не оспаривается административным ответчиком тот факт, что Почуевой И.Б., как инвалиду 2 группы, на основании Закона Костромской области от 22 апреля 2015 года № 668-5-ЗКО «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно», может быть предоставлен земельный участок в собственность бесплатно, но имеющий ограничения по площади до 0,15 га..
Согласно ст. 11.3 ч. 1 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В статье 11.10 ЗК РФ, дано понятие схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и порядок ее утверждения, к коим относится: схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (ч. 1), схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.13).
Решением Собрания депутатов Красносельского муниципального района Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены местные нормативы градостроительного проектирования Боровиковского сельского поселения, согласно которых установлены предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства - 0,15 га.. Аналогичное положение закреплено Решением Собрания депутатов Красносельского муниципального района Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, областными и местным органами самоуправления установлены предельные размеры для предоставления гражданам за платуземельных участков для индивидуального жилищного строительства равные 0,15 га.. Поэтому суд полагает, что при переводе категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов, для предоставления «для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках» на «индивидуальное жилищное строительство», распространяются вышеуказанные ограничения по площади предоставляемых земельных участков.
Земельный участок, арендуемый Почуевой И.Б. и испрашиваемый ею в собственность, имеет гораздо большие размеры <данные изъяты> кв.м.. В допустимых законом размерах земельного участка получать административный истец отказывается.
Кроме того, административным истцом не представлено суду доказательств необходимости такой площади земельного <данные изъяты> кв.м. для эксплуатации расположенного на нем объекта недвижимости площадью - жилого дома площадью <данные изъяты> кв. метра.
Довод представителя административного истца о том, что предоставление земельного участка в соответствии со ст. 39.16 ЗК РФ, это право административного ответчика, а не его обязанность, не состоятелен, поскольку в этой статье прямо указаны основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Следовательно, отказ администрации Красносельского муниципального района в предоставлении Почуевой И.В. за плату без проведения торгов на весь земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, со ссылкой на ст. 39.16 ЗК РФ, правомерен и соответствует закону. Поэтому административные исковые требования административного истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Почуевой И.Б. к администрации Красносельского муниципального района Костромской области о признании незаконным решения администрации Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, и обязании администрации Красносельского муниципального района Костромской области заключить договор купли - продажи данного земельного участка в соответствии с действующим законодательством, отказать.
Решение в течение месяца со дня принятия в окончательном виде может быть обжаловано в Костромской областной суд с подачей апелляционной жалобы в Красносельский районный суд.
Судья
Решение в окончательном виде изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.