Дело № 2а-62/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Урень 29 января 2019 года
Уренский районный суд Нижегородской области
в составе председательствующего судьи Крутовой О.В.
при секретаре Корягиной О.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации Уренского муниципального района Нижегородской области об оспаривании решений органа власти,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Уренского муниципального района об оспаривании решений органа власти, указывая, что 20.11.2018г. он обратился в администрацию Уренского района Нижегородской области с заявлением о переводе жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> в нежилое.
27.11.2018 года ФИО1 обратился с заявлением об изменении назначения объекта: жилой дом, находящегося по адресу: <адрес>, на многоквартирный дом, просил разделить его на три квартиры и присвоить адреса образованным квартирам, в администрацию Уренского района Нижегородской области.
Основанием для обращения явилось то, что ФИО1 хочет преобразовать жилой дом в многоквартирный, с размещением в подвале нежилого помещения, на 1 и 2 этажах жилого дома – квартир.
20.12.2018г. от администрации Уренского муниципального района Нижегородской области получено уведомление об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение от 20.12.2018г. №, так как ФИО1 не были предоставлены следующие документы:
- правоустанавливающий документ на переводимое помещение;
- технический паспорт переводимого помещения;
-подготовленный проект переустройства и перепланировки переводимого помещения.
25.12.2018г. от администрации Уренского муниципального района Нижегородской области получено уведомление об отказе в смене назначения объекта капитального строительства от 25.12.2018г. №, так как ФИО1 не предоставлены документы:
- заявление о переустройстве и перепланировке;
- правоустанавливающий документ на перестраиваемое помещение;
- технический паспорт переустраиваемого помещения;
- подготовленный проект переустройства и перепланировки помещения.
Административный истец ФИО1 не согласен с принятыми решениями, так как он является собственником жилого дома общей площадью 940 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, жилой дом имеет 3 этажа, кадастровый №. Жилой дом находится на земельном участке кадастровый №, имеет разрешенное использование: малоэтажная многоквартирная жилая застройка, общая площадь: 1500 кв.м.
Земельный участок сформирован в соответствии с нормами землеустройства согласно действующему законодательству РФ. Его назначение разрешает нахождение многоквартирного жилого дома в указанной зоне.
Жилой дом соответствует строительным нормам и техническим регламентам, что подтверждается постановкой данного жилого дома на технический и кадастровый учет и записью о государственной регистрации прав в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
ФИО1 считает, что в соответствии со ст.23 ЖК РФ он не обязан предоставлять документы указанные административным ответчиком и просит суд признать незаконным:
- Уведомление об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение от 20.12.2018г. № администрации Уренского муниципального района Нижегородской области;
- Уведомление об отказе в смене назначения объекта капитального строительства от 25.12.2018г. № администрации Уренского муниципального района Нижегородской области;
- обязать администрацию Уренского муниципального района Нижегородской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод (препятствие к осуществлению прав и свобод) ФИО1
В судебном заседании административный истец ФИО1 административный иск поддержал, показал, что имеет в собственности жилой дом по адресу: <адрес>. Земельный участок под ним с разрешенным использованием: малоэтажная многоквартирная жилая застройка. В настоящее время он хочет изменить назначение жилого дома на многоквартирный дом, разделить его на три квартиры, которые будут располагаться: одна - в подвальном помещении, которую нужно перевести в нежилое помещение под магазин, вторая – на первом этаже, третья – на втором этаже. В квартирах имеется кухня, санитарная комната, проведена электроэнергия, водопровод, газ. Он обратился в администрацию Уренского района с заявлениями о переводе жилого помещения в многоквартирный дом, просил разделить его на три квартиры, и еще с заявлением о переводе одну квартиру в подвальном помещении в нежилое здание. К заявлениям каких-либо документы не прикладывал. Администрация Уренского района в письменных уведомлениях отказала ему в переводе жилого помещения на нежилое и переводе жилого дома в многоквартирный дом, т.к. им не были предоставлены следующие документы: правоустанавливающий документ на переводимое помещение; технический паспорт переводимого помещения; проект переустройства и перепланировки переводимого помещения. С чем он не согласен, считает, что не обязан предоставлять данные документы, т.к. земельный участок сформирован в соответствии с нормами землеустройства согласно действующему законодательству РФ, его назначение разрешает нахождение многоквартирного жилого дома в указанной зоне. Жилой дом соответствует строительным нормам и техническим регламентам, что подтверждается постановкой данного жилого дома на технический и кадастровый учет и записью о государственной регистрации прав в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Представитель административного истца – ФИО2, действующий на основании доверенности от 15.01.2019 г., в судебном заседании административные исковые требования ФИО1 поддержал, пояснил, что право собственности у ФИО1 зарегистрировано как жилой дом, необходимо перевести его в многоквартирный. Документами, на основании которых возможно изменение вида объекта капитального строительства, является акт уполномоченного органа гос.власти или органа местного самоуправления. Если идет реконструкция объекта, в этом случае предоставляется разрешение органа местного самоуправления. Решение о переводе выражено в заявлении, носит уведомительный характер, каких-либо документов к заявлению прикладывать не требуется, т.к. администрация может сама получить правоустанавливающие документы и технический паспорт в порядке взаимодействия. Поскольку в данном случае не происходит переустройство и перепланировка здания, то предоставления проекта переустройства и перепланировки не требуется.
Представитель административного ответчика – администрации Уренского муниципального района Нижегородской области ФИО3, действующая на основании доверенности от 21.01.2019 года, с административными исковыми требованиями ФИО1 не согласна, показала, что в администрацию Уренского муниципального рай на обратился ФИО1 с заявлениями о переводе жилого помещения в многоквартирный дом и выделении трех квартир, и с заявлением о переводе помещения № 1 в <адрес> в нежилое. Перевод жилого помещения в нежилое и выделение обособленных квартир в жилом помещении предполагает переоборудование и переустройство, которое должно отвечать требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. К заявлениям не был приложен проект, поэтому они не могли проверить соответствие данных помещений требованиям законодательства. В жилом помещении предусмотрена кухня, которой в техническом паспорте не имеется. Запрещено размещать санузлы над жилыми зонами. Также запрещено размещать жилые помещении в подвальном помещении. Заявителю ФИО1 было отказано в удовлетворении его заявлений в форме уведомления. Данная форма утверждена постановлением Правительства от 10.08.2005 г. за № 502.
Исследовав материалы дела, выслушав административного истца и его представителя, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ст. 219 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться с указанным административным исковым заявлением непосредственно в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8. ст. 226 КАС РФ).
Согласно разъяснениям, данным Верховным Судом РФ в Постановлении Пленума от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организация. Решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. Письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной, например, письменное сообщение об отказе в удовлетворении обращения гражданина.
Под решением, действием и иным ненормативным актом государственного и иного органа следует понимать властное волеизъявление субъекта, осуществляемое в пределах предоставленных ему полномочий, обращенное к конкретному лицу и направленное на возникновение, изменение или прекращение его прав и обязанностей.
Согласно статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Из части 1 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что осуществление эксплуатации зданий, сооружений предусмотрено в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).
Порядок перевода нежилого помещения в жилое помещение регулируется главой 3 Жилищного кодекса РФ "Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение".
Частью 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Жилищного кодекса Российской Федерации и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения.
Частью 4 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
К жилым помещениям, согласно подпункту 1 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, относятся жилой дом, часть жилого дома.
Согласно части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Требования, предъявляемые к жилым помещениям, указаны в статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации и в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.
В соответствии с указанными правовыми нормами жилым помещением признается изолированное помещение, отвечающее установленным санитарным, противопожарным, градостроительным и техническим требованиям, предназначенное для постоянного проживания граждан.
В силу части 1 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации для перевода жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод, представляет пакет документов и, в том числе, подготовленный и оформленный в установленном порядке проект помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе (часть 8 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обязанность предоставления проекта переустройства и перепланировки, содержащей разделы, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" возложена на заявителя.
В соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Установлено, что административный истец ФИО1 является собственником жилого дома общей площадью 940 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, жилой дом имеет 3 этажа, кадастровый №, расположен на земельном участке кадастровый №, с разрешенным использованием: малоэтажная многоквартирная жилая застройка, общей площадью 1500 кв.м.
20.11.2018 г. ФИО1 обратился в администрацию Уренского муниципального района Нижегородской области с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое, в котором просит разрешить перевод жилого помещения №<адрес> в нежилое.
Администрацией Уренского муниципального района Нижегородской области в адрес ФИО1 20.12.2018г. было направлено уведомление № об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение.
Основанием для отказа в переводе указанного помещения явилось непредоставление определенных частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса РФ документов, а именно: правоустанавливающего документа, технического паспорта на переводимое помещение; подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
27.11.2018 г. ФИО1 обратился в администрацию Уренского муниципального района Нижегородской области с заявлением об изменении назначения здания, в котором просит разрешить изменить назначение объекта жилой дом <адрес> на многоквартирный дом и разделить его на три квартиры. В порядке межведомственного взаимодействия представить данные об изменении назначения объекта в Едином государственном реестре недвижимости в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области; а также присвоить адреса образованным квартирам и внести данные об адресах квартир в Федеральную информационную адресную систему: квартира 1 (подвал), общей площадью 347,1 кв.м., квартира № 2 ( 1 этаж), общей площадью 470,5 кв.м., квартира 3 (2 этаж), общей площадью 122,4 кв.м.
25.12.2018г. администрацией Уренского муниципального района Нижегородской области ФИО1 направлено уведомление № об отказе в смене назначения объекта капитального строительства.
Основаниями для отказа в смене назначения жилого дома на многоквартирный дом и разделение его на 3 квартиры явилось то, что необходимо предоставить: заявление о переустройстве и перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти; правоустанавливающие документы на перестраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения. Кроме того, указывают, что вышеуказанный жилой дом построен с нарушениями градостроительных норм. Согласно правилам землепользования и застройки территории муниципального образования города Урень Уренского муниципального района Нижегородской области, минимальный отступ от границ земельного участка до здания и сооружения должен составлять 3 метра, а в данном случае главный фасад жилого дома расположен по границе земельного участка, боковой фасад расположен на расстоянии менее 3 метра от границы смежного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Также на земельном участке выставлены металлические колонны, которые были построены без отступа от красной линии по улице Орлова и получения на него разрешительной документации, что также противоречит Градостроительному кодексу РФ Правилам землепользования и застройки города Урень. По вопросу присвоения адресов образованным квартирам и внесения их в Федеральную информационную адресную систему ФИО1 рекомендовано обратиться в администрацию город Урень Уренского муниципального района Нижегородской области.
Исходя из указанного, суд приходит к выводу, что, поскольку при подаче заявления для решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое и при подаче заявления об изменении назначения здания ФИО1 не был представлен подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, основания для перевода нежилого помещения в жилое помещение и изменения назначения объекта недвижимости издания соответствующего постановления у администрации Уренского муниципального района отсутствовали.
Доводы административного истца о том, что им не осуществлялось переустройство либо переоборудование здания, поэтому не требуется предоставления данного проекта, являются не состоятельными, поскольку сам перевод из жилого помещения в нежилое и его разделение на несколько квартир, по сути, является переустройством и перепланировкой.
В соответствии со ст. 25 ЖК РФ - 1. Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
2. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Исходя из вышеизложенного, доводы административного истца об отсутствии предусмотренных законом оснований для отказа в выдаче разрешения о переводе нежилого помещения в жилое, и в смене назначения объекта капитального строительства, основаны на неверном толковании норм действующего жилищного и градостроительного законодательства.
Кроме того, ФИО1 в своем заявлении от 20.11.2018 г. просил разрешить перевод в нежилое помещение жилого помещения по адресу: помещение №<адрес>.
Однако, в Едином государственном реестре недвижимости сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости отсутствуют, согласно уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30.11.2018 г.
Указанное обстоятельство также не позволило Администрации Уренского муниципального района принять положительное решение по заявлению ФИО1 о переводе жилого помещения в нежилое.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из смысла приведенных норм права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Суд приходит к выводу, что каких-либо оснований для признания незаконными оспариваемых решений административного ответчика, изложенных в уведомлениях от 25.12.2018г. № и от 20.12.2018г. №, не имеется, поскольку они прияты в соответствии с законом в пределах предоставленных административному ответчику полномочий, поэтому и обстоятельств для возложения на Администрацию Уренского муниципального района Нижегородской области обязанности устранить нарушение прав и свобод (препятствие к осуществлению прав и свобод) административного истца не установлено, поскольку по данному административному делу не допущено.
Исходя из указанного, оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 не имеется.
Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к администрации Уренского муниципального района Нижегородской области о признании незаконными уведомления об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение от 20.12.2018 г. № Администрации Уренского района Нижегородской области, уведомления об отказе в смене назначения объекта капитального строительства от 25.12.2018 г. № Администрации Уренского района Нижегородской области, обязании Администрации Уренского района Нижегородской области устранить нарушения прав и свобод - отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Уренский районный суд Нижегородской области.
Судья: О.В. Крутова
Мотивированное решение изготовлено 04 февраля 2019 года
Судья: О.В. Крутова