ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-62/2018 от 08.05.2018 Спировского районного суда (Тверская область)

Административное дело №2а-62/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 мая 2018 года п.Спирово, ул.Пушкина, д.93

Спировский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Кузьминой В.Ф., при секретаре судебного заседания Ватагиной Г.В., с участием представителя административного истца Алексеева М.В., представителя административного ответчика Богословцевой О.Е., представителя заинтересованного лица Министерства лесного хозяйства Тверской области Морозовой А.С., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Сеткиной С.А. к Администрации Спировского района Тверской области о признании незаконным отказа Администрации Спировского района Тверской области от 19.02.2018 № 415 в предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, производства кормов, и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений,

установил:

Сеткина С.А. обратилась в суд с указанным административным иском к Администрации Спировского района Тверской области. В обоснование иска указала, что она обратилась в Администрацию Спировского района Тверской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков, расположенных в Пеньковском сельском поселении Спировского района Тверской области в кадастровом квартале №........, площадью №........ кв. м., для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, производства кормов. Администрацией Спировского района Тверской области 19 февраля 2018 года письмом за исх. номером 415 ей было отказано в предварительном согласовании предоставления земельных участков на основании п.11 ст.3.5 Федерального Закона от 25.10.2011 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» и уведомления Министерства лесного хозяйства Тверской области от 29 января 2018 года №389/08-08 которым отказано в согласовании схемы. Считает отказ Администрации Спировского района в предварительном согласовании предоставления ей земельных участков необоснованным, поскольку уведомление Министерства лесного хозяйства Тверской области от 29 января 2018 года №389/08-08 является незаконным. Ссылаясь на ч.1, ч.6 ст.3.5 Федерального Закона от 25.10.2011 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» полагает, что законодатель установил для органа исполнительной власти единственное основание для отказа в согласовании схемы это пересечение границ образуемого земельного участка с границами лесного участка и (или) лесничества, лесопарка, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, или в случае нахождения образуемого земельного участка в границах таких лесничества, лесопарка. При этом к такому уведомлению должны быть приложены документы, подтверждающие указанное обстоятельство. Как следует из уведомления Министерства лесного хозяйства Тверской области, основанием для отказа в согласовании схемы явилось наличие материалов лесоустройства 1990 года спорных земельных участков, на основании которых был сделан вывод о принадлежности спорных земельных участков к лесному фонду. При этом Министерство лесного хозяйства Тверской области ссылается на нахождение ранее лесов во владении совхоза «Красный Городок» части кварталов. Указанные обстоятельства являются предположением, основанном на неверном толковании норм закона и не являются основанием для отказа в согласовании, предусмотренным законом. В ответ на претензию Сеткиной С.А. от 26.02.2018 о необоснованном отказе Администрация Спировского района Тверской области снова сослалась на уведомление Министерство лесного хозяйства Тверской области. В связи с чем административный истец просит признать незаконным отказ Администрации Спировского района Тверской области от 19.02.2018 №415 в предварительном согласовании предоставления в аренду для сенокошения, выпаса с/х животных, производства кормов земельных участков, расположенных в Пеньковском сельском поселении Спировского района Тверской области в кадастровом квартале №........, площадью №........ кв. м., и обязать Администрацию Спировского района Тверской области устранить нарушения путем предварительного согласования предоставления в аренду для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, производства кормов указанных земельных участков.

Административный истец Сеткина С.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена, представила в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, с участием представителя Алексеева М.В.

Представитель административного истца Алексеев М.В. в судебном заседании поддержал административный иск по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что на обращение Сеткиной С.А. в Администрацию Спировского района Тверской области с заявлениями о предварительном согласовании предоставления семи земельных участков без проведения торгов в кадастровом квартале №........, площадью №........ кв. м., ответчиком был дан отказ в согласовании предоставления земельных участков на основании того, что уполномоченным органом - Министерством лесного хозяйства Тверской области не были согласованы схемы расположения спорных земельных участков, поскольку на земельных участках имеется лесная растительность. Полагает, что действующее законодательство не содержит такого основания для отказа в согласовании схем расположения земельных участков, поскольку Федеральным Законом от 25.10.2011 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» установлено для органа исполнительной власти единственное основание для отказа в согласовании схемы это пересечение границ образуемого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, или в случае нахождения образуемого земельного участка в границах таких лесничества, лесопарка. Сведений о имеющихся пересечениях границ спорных участков с землями, относящимися к лесным, не имеется. Тот факт, что, по мнению Министерства лесного хозяйства Тверской области, испрашиваемые истцом земельные участки лесоустроены и ранее относились к колхозным лесам, в настоящее время не позволяет их отнести к землям лесного фонда. Сведения о категории земельных участков содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, в данном случае сведения о том, что спорные земельные участки являются землями лесного фонда, отсутствуют. Испрашиваемые земельные участки не входят в состав земель лесного фонда и относится к землям сельскохозяйственного назначения. Пояснил, что административный истец Сеткина С.А. осуществляет предпринимательскую деятельность и зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, получение указанных земельных участков ей необходимо для сенокошения.

Представитель административного ответчика Администрации Спировского района Тверской области Богословцева О.Е. административный иск не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, пояснила, что 15 января 2018 года Администрацией Спировского района Тверской области, являющейся уполномоченным органом местного самоуправления, во исполнение установленного ст.39.15 Земельного кодекса РФ порядка предварительного согласования предоставления земельных участков, все заявления Сеткиной С.А. были направлены в Министерство лесного хозяйства Тверской области для согласования схем расположения заявленных земельных участков. Уведомлением Министерства лесного хозяйства Тверской области от 29 января 2018 года в согласовании схем расположения земельных участков по заявлениям Сеткиной С.А. было отказано. Согласно ч.11 ст.3.5 Федерального Закона от 25.10.2011 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» уведомление органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного в области лесных отношений, об отказе в согласовании схем расположения земельных участков является для Администрации основанием для отказа Сеткиной С.А. в предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду. В связи с изложенным полагает, что обжалуемый отказ Администрации Спировского района Тверской области является законным и обоснованным, просит суд исковые требования Сеткиной С.А. оставить без удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица Министерства лесного хозяйства Тверской области Морозова А.С. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения административного иска, пояснила, что испрашиваемые в аренду земельные участки покрыты лесом. Земли сельскохозяйственного назначения, покрытые лесом, являются непригодными для осуществления сельскохозяйственного производства, то есть использование данных участков в соответствии с заявленной целью не предоставляется возможным по причине фактического состояния земельных участков. В настоящее время на испрашиваемых в аренду земельных участках сложилась экологическая система - лес. В отношении спорных земельных участков имеются материалы лесоустройства. Наличие материалов лесоустройства свидетельствует о том, что земельные участки предназначались для ведения лесного хозяйства и были отнесены к лесам, ранее находившимся во владении сельскохозяйственных организаций. По материалам лесоустройства 2002 года, имеющимся в Министерстве, земельные участки, находящиеся в кадастровом квартале №........, площадью №........ кв.м., расположенные в Пеньковском сельском поселении Спировского района Тверской области, лесоустроены, определены их количественные и качественные характеристики - леса, ранее находившиеся во владении совхоза «Красный Городок», части кварталов 11, 12, 13, 16, 17, 18, 21, 22, 23 и 30. Леса, находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций и переданные им в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с ранее действующим законодательством всегда были частью государственного лесного фонда. Согласно Лесному кодексу РСФСР, единый государственный лесной фонд состоит, в том числе, и из колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. В соответствии со ст.ст.36, 130 Лесного кодекса РФ, леса, находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, входят в границы лесного фонда и предоставляются сельхозорганизациям на праве безвозмездного пользования. Сссылаясь на положения ст.4 Закона СССР от 17.06.1977 «Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик», ст.ст.2, 10, 53 Основ лесного законодательства РФ, ст.ст. 8, 19. ч.1,2 ст.130 Лесного кодекса РФ, представитель Морозова А.С. указала, что леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда государственной, а в дальнейшем федеральной собственности. По запросу Министерства лесного хозяйства Тверской области комиссией специалистов ГКУ «Торжокское лесничество Тверской области» были проведены осмотры испрашиваемых Сеткиной С.А. земельных участков, находящихся в кадастровом квартале №........, площадью №........ кв. м., расположенных в Пеньковском сельском поселении Спировского района Тверской области. При обследовании указанных участков было выявлено, что земельные участки имеют лесные насаждения, представленные основными древесными породами такими как ель, береза, осина, ольха, сосна, высотой деревьев более 20 метров, диаметром более 16 см, о чем составлен соответствующий акт осмотра от 26.04.2018. Предоставление указанных земельных участков в аренду для сельскохозяйственного производства может повлечь за собой ущерб окружающей среде и нарушить право граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренное Конституцией РФ. Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе и на принципе сохранения целевого использования земельных участков. Поэтом, если земли сельскохозяйственного назначения покрыты лесом и непригодны для осуществления сельскохозяйственного производства, использование административным истцом указанных земельных участков в соответствии с заявленной целью не предоставляется возможным ввиду фактического их состояния. Наличие на всех испрашиваемых земельных участках лесных насаждений делает невозможным их использование для целей, указанных Сеткиной С.А. На основании изложенного, земельные участки, о предварительном согласовании предоставления в аренду которых просила Сеткина С.А., не могут быть ей предоставлены для целей, указанных в заявлениях, в том числе и для сенокошения. В связи с чем просила суд в удовлетворении требований административного истца Сеткиной С.А. к Администрации Спировского района Тверской области отказать.

Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица МУ Администрация Пеньковского сельского поселения Спировского района Тверской области в судебное заседание своих представителей не направило, о месте и времени рассмотрении дела извещено, представило ходатайство о рассмотрении административного дела без их участия, разрешение заявленного административного иска оставило на усмотрение суда.

Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица Федеральное агентство лесного хозяйства в судебное заседание своих представителей не направило, о месте и времени рассмотрении дела извещено, своего отношения к заявленному административному иску не выразило.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что заявленный Сеткиной С.А. административный иск к Администрации Спировского района Тверской области не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 18 декабря 2017 года Сеткина С.А. в качестве физического лица обратилась в Администрацию Спировского района Тверской области с 7-ю аналогичными по содержанию заявлениями, в каждом из которых просила предварительно согласовать предоставление в аренду земельного участка в кадастровом квартале №........, указанной площади, расположенном в Пеньковском сельском поселении Спировского района Тверской области, с видом использования: животноводство, с целью использования: для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, производства кормов. К каждому заявлению прилагалась схема расположения земельного участка.

В ходе рассмотрения вышеуказанных заявлений Администрацией Спировского района Тверской области, в соответствии установленным порядком предварительного согласования предоставления земельных участков, 15 января 2018 года был направлен запрос в Министерство лесного хозяйства Тверской области, являющееся уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в области лесных отношений, о согласовании схем расположения земельных участков.

Из уведомления Министерства лесного хозяйства Тверской области от 29 января 2018 года, адресованного Администрации Спировского района Тверской области, следует, что Министерство отказывает в согласовании схемы расположения земельных участков в кадастровом квартале №........, площадью №........ кв.м., расположенных в Пеньковском сельском поселении Спировского района Тверской области, с целью предоставления их для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, производства кормов, на основании того, что данные участки лесоустроены, определены их количественные и качественные характеристики. Леса, находившиеся ранее во владении сельскохозяйственных организаций, относились к лесному фонду и являлись государственной, а впоследствии федеральной собственностью. Предоставление в аренду для сельскохозяйственного производства земельных участков, на которых фактически произрастает лес, может повлечь причинение ущерба окружающей среде и нарушить право граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренное Конституцией РФ. Согласно п.14 ст.39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

В связи с указанными обстоятельствами, Администрация Спировского района Тверской области по результатам рассмотрения заявлений Сеткиной С.А. письмом №415 от 19 февраля 2018 года уведомила Сеткину С.А. об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемых земельных участков на основании п.11 ст.3.5 Федерального Закона от 25.10.2011 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Положениями ч.8 ст.226 КАС РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и имеются ли нарушения прав, свобод и законных интересов лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с п.1 ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии с п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с ст.34 Устава муниципального образования Спировский район Тверской области, Администрация Спировского района осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения Спировского района и полномочия для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тверской области, за исключением тех, которые в соответствии с законодательством, настоящим Уставом и решениями Собрания депутатов Спировского района входят в компетенцию Главы Спировского района и Собрания депутатов. Таким образом, полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, наделена Администрация Спировского района Тверской области.

Порядок образования земельных участков регламентирован положениями гл.I.1 Земельного кодекса РФ. Так из положений п.1 ст.11.2 Земельного кодекса РФ следует, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно подп.3 п.1 ст.11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст.11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.1 ст.11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен ст.39.14 Земельного кодекса РФ, который среди прочих процедур, предусматривает необходимость подачи в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В соответствии с п.п.2 п.2 ст.39.15 Земельного кодекса РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Пунктом 7 ст.39.15 Земельного кодекса РФ установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в п.8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.

В соответствии с п.8 ст.39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно п.11 ст.3.5 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" основанием для отказа в утверждении схемы наряду с основаниями для отказа в утверждении схемы, предусмотренными п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ, является уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, об отказе в согласовании схемы.

Судом, на основании пояснений представителя заинтересованного лица Министерства лесного хозяйства Тверской области Морозовой А.С., представленных письменных доказательств, в том числе материалов лесоустройства 2002 года, акта осмотра земельных участков от 26.04.2018, установлено, что земельные участки, находящиеся в кадастровом квартале №........, площадью №........ кв.м., расположенные в Пеньковском сельском поселении Спировского района Тверской области, имеют лесные насаждения, представленные основными древесными породами ель, береза, осина, ольха, сосна, высотой более 20 метров, диаметром более 16 см и запасом более 150 кбм на 1 га, то есть, испрашиваемые административным истцом Сеткиной С.А. земельные участки покрыты лесом.

В силу положений ст.36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Согласно ст.3 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе устойчивого управления лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; обеспечение охраны и защиты лесов; подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций.

Согласно ст.3 Лесного кодекса РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Статьей 5 Лесного кодекса РФ предусмотрено, использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

В соответствии со ст.6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Из анализа указанных норм следует, что возникновение отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов как экологической системы имеет мест не только в отношении лесов, находящихся на землях лесного фонда, но и лесных насаждений, расположенных на землях иных категорий, которым относятся, в том числе земли сельскохозяйственного назначения.

Статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом РФ.

В силу п.31 ст.34 Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона).

Законом Тверской области от 09 апреля 2008 года №49-ЗО «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области» определено, что законами Тверской области устанавливаются условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота (п.4 ст.2).

Вместе с тем, на момент рассматриваемых правоотношений и принятия настоящего решения, закона, устанавливающего условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота, в Тверской области не принято.

При этом, п.14 ст.39.16 Земельного кодекса РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

В силу положений ст.1 Закона РФ от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

Представитель административного истца Алексеев М.В. в судебном заседании в своих объяснениях уточнил, что предоставление Сеткиной С.А. испрашиваемых земельных участков необходимо для сенокошения. Вместе с тем, доказательств подтверждения ведения административным истцом Сеткиной С.А. сельскохозяйственной деятельности, наличие у нее сельскохозяйственных животных (скота), суду не представлено, равно как и обоснований осуществления деятельности, указанной в заявлениях Сеткиной С.А., в Спировском районе, расположенном на значительном территориальном удалении от места проживания заявителя (с.Кушалино Рамешковского района).

Доводы, указанные в обоснование административного иска, поддержанные в судебном заседании представителем административного истца Алексеевым М.В. о том, что для органа исполнительной власти установлено единственное основание для отказа в согласовании схемы расположения земельного участка - пересечение границ образуемого земельного участка с границами лесного участка и (или) лесничества, лесопарка, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, или в случае нахождения образуемого земельного участка в границах таких лесничества, лесопарка, суд относит к несостоятельным в связи с вышеизложенными нормами права.

Доводы представителя административного истца Алексеева М.В., изложенные в судебном заседании, в части того, что уведомление Министерства лесного хозяйства Тверской области от 29 января 2018 года об отказе в согласовании схемы расположения земельных участков является незаконным, суд считает необоснованными, поскольку доказательств признания указанного решения незаконным, суду не представлено. При этом, суд в соответствии с ч.1 ст.178 КАС РФ учитывает, что исходя из заявленных административным истцом требований, уведомление Министерства лесного хозяйства Тверской области от 29 января 2018 года об отказе в согласовании схемы расположения земельных участков в кадастровом квартале №........, не является предметом оспаривания по настоящему административному делу.

Анализируя имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что требования административного истца Сеткиной С.А. о признании незаконным отказа Администрации Спировского района Тверской области в предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков, находящихся в кадастровом квартале №........, площадью №........ кв. м., расположенных в Пеньковском сельском поселении Спировского района Тверской области, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Что касается требований обязать Администрацию Спировского района Тверской области принять решение о предварительном согласовании предоставления административному истцу в аренду для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, производства кормов указанных земельных участков, то требования в данной части также не могут быть удовлетворены ввиду того, что они производны от первого требования.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Сеткиной С.А. в полном объеме.

По правилам ч.1 ст.111 КАС РФ судебные расходы административному истцу возмещению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Сеткиной Светланы Александровны к Администрации Спировского района Тверской области о признании незаконным отказа Администрации Спировского района Тверской области от 19 февраля 2018 года №415 в предварительном согласовании предоставления в аренду для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, производства кормов, земельных участков, находящихся в кадастровом квартале №........, площадью №........ кв. м., расположенных в Пеньковском сельском поселении Спировского района Тверской области и возложении обязанности устранить нарушения путем предварительного согласования предоставления в аренду для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, производства кормов, указанных земельных участков - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Спировский районный суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий В.Ф.Кузьмина

Решение в окончательной форме принято 11 мая 2018 года.