ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-62/2021 от 22.04.2021 Мантуровского районного суда (Курская область)

дело № 2а-62/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 22 апреля 2021 года

Мантуровский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Никольской Е.Е.

с участием представителя административного истца главы администрации Мантуровского сельсовета <адрес>ФИО4,

представителем административного ответчика ОСП по Мантуровскому, Тимскому, <адрес>м <адрес>ФИО5,

заинтересованного лица – старшего помощника прокурора <адрес>ФИО2,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Мантуровского сельсовета <адрес> к административным ответчикам Управлению ФССП России по <адрес>, ОСП по Мантуровскому, Тимскому, <адрес>м <адрес> о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора,

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец глава администрации Мантуровского сельсовета <адрес>ФИО4 обратился в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам Управлению ФССП России по <адрес>, ОСП по Мантуровскому, Тимскому, <адрес>м <адрес> о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора. При этом указав, что ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 50000 рублей. Данное постановление было вынесено после принятия администрацией Мантуровкого сельсовета мер по наделению статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования в форме организации и проведения конкурсных процедур по выбору такой организации, проведенных в 2020-2021 годах. В адрес ОСП по Мантуровскому, <адрес>м <адрес> были предоставлены доказательства исполнения судебного решения и ходатайство о прекращении исполнительного производства, данное ходатайство было проигнорировано. Считает действия судебного пристава исполнителя незаконным, поскольку администрацией Мантуровского сельского совета были приняты меры к наделению статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела в форме проведения открытого аукциона по отбору такой службы, таким образом решение Мантуровского районного суда было исполнено. Просил признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Мантуровскому, Тимскому и <адрес>м УФССП России по <адрес>ФИО6 по исполнительному производству о взыскании исполнительного сбора с администрации Мантуровского сельсовета <адрес>.

В судебном заседании глава администрации Мантуровского сельсовета <адрес>ФИО4, просил удовлетворить заявленные административные требования в полном объеме по изложенным в административном иске основаниям.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Мантуровскому, Тимскому и <адрес>м <адрес>ФИО5, в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных административных требований отказать в полном объеме, постановление о взыскании исполнительного сбора вынесено законно и обосновано поскольку на момент возбуждения исполнительного производства, решение Мантуровского районного суда было не выполнено в полном объеме, и до настоящего времени не окончено, так как не погашен сбор. Административный ответчик обращался с заявлением о приостановлении исполнительного производства. Согласно определения Мантуровского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство -ИП от ДД.ММ.ГГГГ в части исполнения должником администрацией Мантуровского сельсовета <адрес> постановления о взыскании исполнительного сбора в размере 50000 рублей от ДД.ММ.ГГГГ приостановлено до вынесения решения судом.

Представитель административного ответчика УФССП по <адрес> в судебное заседание не явился о дате и времени судебного заседания извещен в установленном законном порядке, мнение по делу не выразили, причину неявки в суд не сообщили.

Заинтересованное лицо – старший помощник прокурора <адрес>ФИО2, в судебном заседании, не согласившись с предъявленными административными исковыми требованиями, просила отказать в полном объеме.

Выслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (части 1и2 ) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статьей 360 КАС РФ определено, что постановления главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в седее в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействия) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 КАС РФ, вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Полномочия судебных приставов-исполнителей определяется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации».

Согласно статье 121 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии с ч. 1 ст. 12, ст. 13 Федерального закона «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях – исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

В соответствии со статьей 105 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительного сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему этим же Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в Федеральный бюджет.

Согласно ч. 2 ст. 112 настоящего Закона исполнительный сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Частью 6 статьи 112 этого же Закона установлено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительного сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения исполнительного сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи (часть 7 статьи 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой указано, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.

В соответствии с п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, при применении положений пункта 7 статьи 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» об освобождении должника от взыскания исполнительного сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительного сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том, числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительного сбора.

В судебном заседании установлено, что на основании исполнительного листа ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Мантуровским районным судом <адрес> по решению Мантуровского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, судебным приставом-исполнителем ОСП по Мантуровскому, Тимскому и <адрес>м ФИО6ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП в отношении должника администрации Мантуровского сельсовета <адрес>, предмет исполнения: признаны бездействия администрации Мантуровского сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования, незаконным, а также обязать администрацию сельсовета <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, принять меры к созданию (наделению статусом) специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования.

Согласно п. 3 указанного постановления требование по исполнительному документу должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1000 рублей с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и 10000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника- гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации – 50000 рублей.

Данное постановление получено администрацией Мантуровского сельсовета <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

Указанное постановление ими обжаловано не было.

В связи с тем, что администрацией Мантуровского сельсовета <адрес> в течение установленного для добровольного исполнения срока судебный акт от ДД.ММ.ГГГГ не исполнен, ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель ОСП по Мантуровскому, Тимскому и <адрес>м ФИО6 вынесла постановление о взыскании с должника администрации Мантуровского сельсовета <адрес> исполнительного сбора в размере 50000 рублей.

В ходе рассмотрения дела судом так же установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Собранием депутатов Мантуровского сельсовета <адрес> вынесено решение «Об утверждении Положения об организации похоронного дела и о порядке содержания мест захоронений на территории Мантуровского сельсовета <адрес>».

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Мантуровского сельсовета <адрес> вынесено постановление «Об утверждении Порядка отбора специализированной службы по вопросам похоронного дела для оказания услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на территории МО «Мантуровский сельсовет» <адрес>, с приложением к нему порядка отбора специализированной службы по вопросам похоронного дела для оказания услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на территории МО «Мантуровский сельсовет» <адрес>, а также к выше указанному Порядку с приложением - заявкой на участие в конкурсе, приложение – Анкета претендента, Приложение по отбору специализированной службы, приложение , приложение опись документов предоставленных для участия в конкурсе по отбору специальной службы по вопросам похоронного дела территории МО, приложение договор на оказание услуг по погребению, критерии оценок заявок.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Мантуровского сельсовета <адрес> вынесено постановление «Об объявлении торгов в форме открытого конкурса по отбору специализированной службы по вопросам похоронного дела для оказания услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на территории МО «Мантуровский сельсовет» <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Мантуровского сельсовета <адрес> вынесено постановление «О создании конкурсной комиссии» с приложением к выше указанному постановлению «Положение о конкурсной комиссии».

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Мантуровского сельсовета <адрес> вынесено постановление «Об утверждении конкурсной документации» с приложением к нему конкурсной документации, с заявкой на участие в конкурсе, приложением анкета претендента, приложением предложения о функциональных характеристиках, приложением сведения о кадровых ресурсах, приложением описью документов, предоставляемых для участия в конкурсе по отбору специализированной службы, приложением договор на оказание услуг по погребению, а также к данному договору имеется приложение технических заданий на наказание услуг специализированной службы по вопросам похоронного дела, приложением извещение о проведении открытого конкурса по отбору специализированной службы по вопросам похоронного дела для оказания услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на территории МО «Мантуровский сельсовет» <адрес>, приложением критерии оценок заявок.

Составлен протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Мантуровского сельсовета <адрес> заключен контракт В «На оказание услуг по осуществлению функций специализированной организации» с ООО «Региональный тендерно-имущественный центр».

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Мантуровского сельсовета <адрес> заключен контракт В «На оказание услуг по осуществлению функций специализированной организации» с ООО «Региональный тендерно-имущественный центр», с приложением заявкой на проведение торгов.

Указанные обстоятельства подтверждаются: материалами исполнительного производства, заверенными копиями выше указанных документов администрацией Мантуровского сельсовета <адрес>, а также иными материалами дела.

Довод главы администрации Мантуровского сельсовета <адрес>ФИО4, о том, что администрацией Мантуровского сельсовета <адрес> было исполнено решение в полном объеме, на тот период времени является не состоятельным, поскольку из пояснений главы администрации Мантуровского сельсовета и представленных материалов дела выполненные действия администрацией Мантуровского сельсовета <адрес> подтверждают лишь о наделении их статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, но ни как о принятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Как разъяснено в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд в праве с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительного сбора не более чем на одну треть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительного сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора; поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительного сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6,7,9 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Оснований для освобождения администрации Мантуровского сельсовета <адрес> от взыскания исполнительного сбора не имеется.

Исходя из содержания статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными суду необходимо установить их несоответствие нормативным правовым актам и фактам нарушения этими действиями прав, свобод и законных интересов истца.

Из положений статьи 46 Конституции РФ, статей 218, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

Таким образом, для признания постановления судебного пристава-исполнителя незаконными суду необходимо установить не только их несоответствие закону, но факт нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Поскольку постановление вынесено уполномоченным должностным лицом и в пределах его полномочий, в рамках возбужденного исполнительного производства, поскольку в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, требования исполнительного документа не исполнены в полном объеме, в связи с чем, оснований для признания незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительного сбора от ДД.ММ.ГГГГ, а также освобождении от исполнительного сбора не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований администрации Мантуровского сельсовета <адрес> к административным ответчикам Управлению ФССП России по <адрес>, ОСП по Мантуровскому, Тимскому, <адрес>м <адрес> о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд, через Мантуровский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, которое состоится ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.Е. Никольская