Дело № 2а-62/2021 УИД 52RS0051-01-2021-000139-27
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Тонкино 02 сентября 2021 года
Тонкинский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Болотина И.Д.,
при секретаре судебного заседания Потехиной Л.А.,
с участием:
представителя административного истца - Шарангского межрайонного прокурора Нижегородской области Дахно А.С.,
заинтересованного лица – администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области о признании бездействия, выразившегося в не обеспечении постановки на кадастровый учет, как особо охраняемых природных территорий незаконным и о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Тонкинский районный суд Нижегородской области с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области о признании бездействия, выразившегося в не обеспечении постановки на кадастровый учет, как особо охраняемых природных территорий незаконным и о понуждении к совершению действий.
В обоснование заявленных требований указано на то, что Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами государственной власти законодательства об особо охраняемых природных территориях регионального значения, в ходе которой установлено то, что Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области не реализуются требования федерального законодательства об установлении границ особо охраняемых природных территорий в <адрес>. Природоохранной прокуратурой установлено, что на территории <адрес> расположено 9 памятников природы регионального значения: «Тонкинский заказник», «Еловый лес у реки Синьга», «Участок высоковозрастного ельника близ д. ФИО2 Ручей», «Участок высоковозрастного ельника близ д. Ипатово», «Участок высоковозрастных осинников близ д. Набатово», «Марийская священная роща Типаевская первая», «Марийская священная роща Типаевская вторая», «Марийская священная роща Типаевская третья», «Марийская священная роща Типаевская четвертая».
Памятник природы «Тонкинский заказник» создан распоряжением администрации <адрес> от 12 февраля 1997 года № 171-р.
Памятник природы «Еловый лес у реки Синьга» создан решением исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от 28 июня 1991 года № 154.
Памятники природы «Участок высоковозрастного ельника близ д. ФИО2 Ручей», «Участок высоковозрастного ельника близ д. Ипатово», «Участок высоковозрастных осинников близ д. Набатово» созданы распоряжением администрации <адрес> от 13 ноября 1996 года № 1479-р.
Памятники природы «Марийская священная роща Типаевская первая», «Марийская священная роща Типаевская вторая», «Марийская священная роща Типаевская третья», «Марийская священная роща Типаевская четвертая» созданы распоряжением администрации <адрес> от 13 сентября 1996 года № 1226-р.
Вместе с тем, в нарушение требований законодательства сведения о границах данных ООПТ в Единый государственный кадастр недвижимости не внесены.
В ходе проверки выявлен факт, что из 406 ООПТ регионального значения на кадастровый учет по состоянию на 12 мая 2021 года не поставлено 257 ООПТ регионального значения, как особо охраняемые природные территории, в которые входят 9 вышеизложенных ООПТ регионального значения в границах <адрес>. Органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель, при наличии одновременно сообщают заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями; соответственно при отсутствии соответствующих сведений, при рассмотрении вопросов в частности предоставления земельных участков, в отношении территорий, фактически являющихся зонами с особыми условиями, возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от установленных требований, нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Установление и описание границ особо охраняемых природной территорий регионального значения, а также предоставление в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы входит в компетенцию Министерства экологии и природных ресурсов <адрес>.
Однако до настоящего времени, несмотря на внесенное ранее представление Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора от 17 марта 2021 года № 02-10-2021, установление границ особо охраняемых территорий административным ответчиком в предусмотренном законодательством порядке не обеспечено, соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости не представлены и не включены, что является нарушением закона и свидетельствует о бездействии административного ответчика.
По информации Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> памятники природы регионального значения: «Тонкинский заказник», «Еловый лес у реки Синьга», «Участок высоковозрастного ельника близ д. ФИО2 Ручей», «Участок высоковозрастного ельника близ д. Ипатово», «Участок высоковозрастных осинников близ д. Набатово», «Марийская священная роща Типаевская первая», «Марийская священная роща Типаевская вторая», «Марийская священная роща Типаевская третья», «Марийская священная роща Типаевская четвертая» по состоянию на 12 мая 2021 года на кадастровый учет не поставлены.
Данный факт подтверждается письмом Министерства экологии и природных ресурсов <адрес> от 12 мая 2021 года, согласно которому Министерством экологии и природных ресурсов <адрес> границы вышеуказанных ООПТ не установлены, не описаны, сведения в орган государственного кадастрового учета для постановки на учет не переданы.
Выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного статьей 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду. Отсутствие обозначенных в натуре границ особо охраняемых природных территорий может повлечь за собой неправомерное занятие и использование территорий расположения природных объектов.
В соответствии со статьей 2 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду - обязанность государства.
Право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.
Исходя из положения преамбулы Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
По этим основаниям, Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор просит суд:
1. Признать незаконным бездействие Министерства экологии и природных ресурсов <адрес>, выразившееся в не обеспечении постановки на кадастровый учет, как особо охраняемые природные территории - памятников природы регионального (областного) значения: «Тонкинский заказник», «Еловый лес у реки Синьга», «Участок высоковозрастного ельника близ д. ФИО2 Ручей», «Участок высоковозрастного ельника близ д. Ипатово», «Участок высоковозрастных осинников близ д. Набатово», «Марийская священная роща Типаевская первая», «Марийская священная роща Типаевская вторая», «Марийская священная роща Типаевская третья», «Марийская священная роща Типаевская четвертая», расположенных в границах <адрес>.
2.Возложить на Министерство экологии и природных ресурсов <адрес> обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления в силу решения суда:
1) Установить и описать границы особо охраняемых природных территорий - памятников природы: «Тонкинский заказник», «Еловый лес у реки Синьга», «Участок высоковозрастного ельника близ д. ФИО2 Ручей», «Участок высоковозрастного ельника близ д. Ипатово», «Участок высоковозрастных осинников близ д. Набатово», «Марийская священная роща Типаевская первая», «Марийская священная роща Типаевская вторая», «Марийская священная роща Типаевская третья», «Марийская священная роща Типаевская четвертая», расположенных в <адрес>, с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах;
2) представить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятников природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятников природы: «Тонкинский заказник», «Еловый лес у реки Синьга», «Участок высоковозрастного ельника близ д. ФИО2 Ручей», «Участок высоковозрастного ельника близ д. Ипатово», «Участок высоковозрастных осинников близ д. Набатово», «Марийская священная роща Типаевская первая», «Марийская священная роща Типаевская вторая», «Марийская священная роща Типаевская третья», «Марийская священная роща Типаевская четвертая», расположенных в <адрес>.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц судом привлечены Министерство финансов Нижегородской области, филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области, Администрация Тонкинского муниципального района Нижегородской области.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился. О времени и месте проведения судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом. Причина неявки не известна.
В возражениях на административное исковое заявление представитель по доверенности ФИО3 просит в удовлетворении искового заявления отказать, ссылаясь на то, что постановка на кадастровый учет ООПТ регионального значения осуществляется в рамках подпрограммы 4 «Биологическое разнообразие» государственной программы «Охрана окружающей среды <адрес>», утвержденной постановлением <адрес> от 30 апреля 2014 года № 306 в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на очередной финансовый год. Работа проводится ежегодно. С 2019 года данные мероприятия осуществляются подведомственным <адрес> учреждением – ГБУ НО «Экология региона» по государственному заданию. По состоянию на 01 января 2021 года из 406 ООПТ регионального значения на кадастровый учет постановлено 145 ООПТ регионального значения, из которых 38 – как земельные участки. В 2020 году в ЕГРН были внесены сведения о 51 ООПТ регионального значения общей площадью 21,3 тысяч га. На настоящий момент государственное задание на 2021 год сформировано, кадастровые работы по большинству намеченных территорий проводятся. Территории, указанные в настоящем административном исковом заявлении в перечень ООПТ, сведения, о которых планируется внести в ЕГРН в 2021 году, не вошли. Для постановки на кадастровый учет ООПТ регионального значения, заявленных в иске, потребуется проведение кадастровых работ с целью подготовки в электронной форме графического описания местоположения и перечня координат характерных точек данных территорий. Проведение этих работ с учетом сбора исходных данных занимает порядка 1-2 месяцев. Срок внесения сведений в ЕГРН в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» составляет 15 рабочих дней с даты получения документов органом регистрации прав. Более того, в административном исковом заявлении административный истец просит возложить на министерство обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда поставить на кадастровый учет ООПТ расположенных в <адрес>. Указанный срок не обоснован. Учитывая, что перечень ООПТ, подлежащих на кадастровый учет в текущем году уже сформирован и работы по объектам начаты, а также другие иски прокуратуры, проведение кадастровых работ с целью внесения в ЕГРН сведений об указанных памятниках природы регионального значения возможно не ранее 2022 – 2026 года при условии выделения необходимого объема бюджетных средств на кадастровые работы.
Представитель заинтересованного лица Министерства финансов Нижегородской области в судебное заседание не явился. О времени и месте прведения судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом. В своем заявлении просят рассмотреть дело в отсутствие, направили отзыв на исковое заявление.
Представитель филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области в судебное заседание не явился. О времени и месте прведения судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом. В своем заявлении просят рассмотреть дело в отсутствие, направили отзыв на исковое заявление.
Учитывая, что данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства, не представлено, суд на основании статей 150-152, 226 КАС РФ, статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах находит возможным рассмотреть настоящее административное дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель административного истца – Шарангский межрайонный прокурор Дахно А.С. поддержал заявленные административным истцом административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица – администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области ФИО1 считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Заслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления и его должностных лиц подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно частям 8 и 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме. Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с пунктами «в», «д» части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» законодательство Российской Федерации об особо охраняемых территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 58 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Из материалов дела судом установлено следующее.
Распоряжением администрации <адрес> от 12 февраля 1997 года № 171-р «Об образовании Тонкинского государственного природного комплексного заказника регионального (областного) значения образован государственный природный комплексный заказник регионального (областного значения «Тонкинский» на площади 2018 га. (том 1 л.д. 57).
Распоряжением администрации <адрес> от 13 ноября 1996 года № 1479-р «Об объявлении природных объектов государственными памятниками природы регионального (областного) значения» объявлены государственными памятниками природы регионального (областного) значения природные объекты - «Участок высоковозрастного ельника близ д. ФИО2 Ручей», площадью 129,8 га, «Участок высоковозрастного ельника близ д. Ипатово», площадью 55,8 га, «Участок высоковозрастных осинников близ д. Набатово», площадью 197,7 га (том 1 л.д. 117).
Распоряжением администрации <адрес> от 13 сентября 1996 года № 1236-р «Об объявлении природных объектов государственными памятниками природы регионального (областного) значения» объявлены государственными памятниками природы регионального (областного) значения природные объекты - «Марийская священная роща Типаевская первая» <адрес>, площадью 0,002 га, «Марийская священная роща Типаевская вторая» <адрес>, площадью 0,03 га, «Марийская священная роща Типаевская третья» <адрес>, площадью 0,15 га, «Марийская священная роща Типаевская четвертая» <адрес>, площадью 0,3 га (том 1 л.д. 159-160).
<адрес> Совета народных депутатов от 28 июня 1991 года № 154 образован памятник природы «Еловый лес у реки Синьга».
Распоряжением администрации <адрес> от 15 августа 1994 года № 1141-р «Об отнесении земель особо охраняемых природных территорий к землям природно-заповедного фонда, их охранных зон – к землям природоохранного назначения» земли особо охраняемых природных территорий и объектов <адрес> согласно приложению № 1, в том числе «Еловый лес у р. Синьга», площадью 11,2 га отнесены к землям природно-заповедного фонда, без изъятия земель у землепользователей, собственников, владельцев и арендаторов (том 1 л.д. 100).
Статьей 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ определяется режим особой охраны территорий памятников природы. Так, на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
Пункт 3 статьи 26 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» определяет, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Согласно статьи 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ в едином государственном реестре недвижимости должны содержаться достоверные систематизированные сведения в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), в том числе реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ).
Состав сведений реестра недвижимости о таких зонах определен статьей 10 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». К указанным сведениям, в том числе, относятся описание местоположения границ зон, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений.
Статьей 32 указанного Федерального закона установлена обязанность органа государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий, об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории (пункты 8, 10 часть 1).
Установление границ и режима особой охраны направлено на обеспечение сохранности таких территорий и не зависит от наличия в их границах хозяйствующих субъектов и земельных участков в собственности.
В соответствии со статьями 56, 94, Земельного кодекса Российской Федерации, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом и иными федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах с особыми условиями использования территории.
В соответствии с пунктом 6 статьи 56 Земельного кодекса ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случае и порядке, которые установлены федеральными законами.
Согласно статье 44 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о такой зоне в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Исключение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о такой части земельного участка осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении существования такой зоны в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В силу статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Кроме того, Приказом Минприроды России от 19 марта 2012 года № 69 утвержден Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, согласно которому ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок установления правила формирования и ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, который включает в себя, в том числе сведения о границах особо охраняемых природных территорий (приводится описание утвержденных границ ООПТ с указанием реквизитов документов об утверждении границ), а также указываются географические координаты поворотных точек границ земельного участка.
Таким образом, органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель, при наличии одновременно сообщают заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями. Соответственно при отсутствии соответствующих сведений, при рассмотрении вопросов в частности предоставления земельных участков, в отношении территорий, фактически являющихся зонами с особыми условиями, возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от установленных требований, нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В судебном заседании установлено, что ходе проведенной Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки выявлено, что из 406 ООПТ регионального значения на кадастровый учет по состоянию на 12 мая 2021 года не поставлено 257 ООПТ регионального значения, как особо охраняемые природные территории, в которые входят 9 вышеизложенных ООПТ регионального значения в границах <адрес>.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи <адрес> от 08 августа 2008 года № 98-3 «Об особо охраняемых природных территориях в <адрес>», <адрес> в пределах своей компетенции принимает решение о создании ООПТ регионального значения, об изменении режима их особой охраны по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В соответствии с Положением о Министерстве экологии и природных ресурсов <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от 31 декабря 2010 года № 965, Министерство является органом исполнительной власти <адрес>, обеспечивающим осуществление государственной политики <адрес> и государственного управления в сфере охраны окружающей среды. Министерство является правопреемником комитета охраны природы и управления природопользованием <адрес>.
Министерство в соответствии с разделом 3 Положения:
участвует в образовании особо охраняемых природных территорий регионального значения, осуществляет управление в сфере охраны и использования таких территорий;
организует работу по ведению государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения;
управляет средствами областного бюджета, выделяемыми на осуществление своих функций, содействует эффективному использованию этих средств.
Таким образом, исходя из вышеизложенных норм, определяющих компетенцию Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, установление и описание границ особо охраняемых природной территорий регионального значения, а также предоставление в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы входит в компетенцию Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области.
Вместе с тем, в нарушении названного выше федерального и регионального законодательства, до настоящего времени, несмотря на внесенное ранее представление Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора от 17 марта 2021 года № 02-10-2021, установление границ особо охраняемых территорий административным ответчиком в предусмотренном законодательством порядке не обеспечено, соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости не представлены и не включены, что является нарушением закона.
Доводы представителя административного ответчика об отсутствии финансирования и не включения вышеуказанных территорий в государственное задание на 2021 год не могут быть приняты судом во внимание, поскольку, отсутствие финансового обеспечения соответствующих природоохранных мероприятий не является уважительной причиной для несоблюдения требований закона, так как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека не может ставиться в зависимость от финансовой обеспеченности властно-публичного образования и данная сфера относится к организационным вопросам самого министерства.
Принимая во внимание, что рассматриваемые памятники природы регионального (областного) значения, расположенные в границах <адрес> взяты под охрану, имеется паспорта на государственные памятники природы регионального (областного) значения: «Участок высоковозрастного ельника близ д. ФИО2 ручей», «Участок высоковозрастного ельника близ д. Ипатово», « Участок высоковозрастных осинников близ д. Набатово», «Марийская священная роща Типаевская первая», «Марийская священная роща Типаевская вторая», «Марийская священная роща Типаевская третья», «Марийская священная роща Типаевская четвертая», исходя из того, что требования, изложенные в представлении Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора от 17 марта 2021 года № 02-10-2021 в части установления границ особо охраняемых территорий, административным ответчиком в предусмотренном законодательством порядке до настоящего времени не исполнены, не обеспечена поставка на кадастровый учет, как особо охраняемых природных территории - памятников природы регионального (областного) значения: «Тонкинский заказник», «Еловый лес у реки Синьга», «Участок высоковозрастного ельника близ д. ФИО2 Ручей», «Участок высоковозрастного ельника близ д. Ипатово», «Участок высоковозрастных осинников близ д. Набатово», «Марийская священная роща Типаевская первая», «Марийская священная роща Типаевская вторая», «Марийская священная роща Типаевская третья», «Марийская священная роща Типаевская четвертая», расположенные в границах <адрес>, требование Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия Министерства экологии и природных ресурсов <адрес>, выразившегося в не обеспечении поставки на кадастровый учет, как особо охраняемой природной территории - памятников природы регионального (областного) значения: «Тонкинский заказник», «Еловый лес у реки Синьга», «Участок высоковозрастного ельника близ д. ФИО2 Ручей», «Участок высоковозрастного ельника близ д. Ипатово», «Участок высоковозрастных осинников близ д. Набатово», «Марийская священная роща Типаевская первая», «Марийская священная роща Типаевская вторая», «Марийская священная роща Типаевская третья», «Марийская священная роща Типаевская четвертая», расположенных в границах <адрес>, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Неисполнение государственным органом требований действующего законодательства влечет нарушение интересов Российской Федерации, граждан Российской Федерации, не обеспечивает защиту гарантированного статьей 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, создает реальную угрозу неправомерного занятия и использование территорий расположения природных объектов.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу пункта 2 части 6 статьи 180 КАС РФ в решении суда указываются выводы суда по вопросам, разрешенным судом исходя из обстоятельств административного дела, в том числе указание на порядок и срок исполнения решения суда.
Исходя из положений пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым возложить на Министерство экологии и природных ресурсов <адрес> обязанности:
- установить и описать границы особо охраняемых природных территорий - памятников природы: «Тонкинский заказник», «Еловый лес у реки Синьга», «Участок высоковозрастного ельника близ д. ФИО2 Ручей», «Участок высоковозрастного ельника близ д. Ипатово», «Участок высоковозрастных осинников близ д. Набатово», «Марийская священная роща Типаевская первая», «Марийская священная роща Типаевская вторая», «Марийская священная роща Типаевская третья», «Марийская священная роща Типаевская четвертая», расположенных в <адрес>, с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах;
- представить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятников природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятников природы: «Тонкинский заказник», «Еловый лес у реки Синьга», «Участок высоковозрастного ельника близ д. ФИО2 Ручей», «Участок высоковозрастного ельника близ д. Ипатово», «Участок высоковозрастных осинников близ д. Набатово», «Марийская священная роща Типаевская первая», «Марийская священная роща Типаевская вторая», «Марийская священная роща Типаевская третья», «Марийская священная роща Типаевская четвертая», расположенных в <адрес>.
Суд принимает во внимание, что с учетом административных процедур, необходимых для установления и описания границ особо охраняемой природных территорий для постановки их на государственный кадастровый учет, в том числе с учетом необходимости выполнения требований, установленных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», указанный административным истцом срок является разумным сроком для исполнения решения суда, в связи с чем административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области о признании бездействия, выразившегося в не обеспечении постановки на кадастровый учет, как особо охраняемых природных территорий незаконным и о понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства экологии и природных ресурсов <адрес>, выразившееся в не обеспечении поставки на кадастровый учет, как особо охраняемые природные территории - памятников природы регионального (областного) значения: «Тонкинский заказник», «Еловый лес у реки Синьга», «Участок высоковозрастного ельника близ д. ФИО2 Ручей», «Участок высоковозрастного ельника близ д. Ипатово», «Участок высоковозрастных осинников близ д. Набатово», «Марийская священная роща Типаевская первая», «Марийская священная роща Типаевская вторая», «Марийская священная роща Типаевская третья», «Марийская священная роща Типаевская четвертая», расположенных в границах <адрес>.
Возложить на Министерство экологии и природных ресурсов <адрес> обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда:
- установить и описать границы особо охраняемых природных территорий - памятников природы: «Тонкинский заказник», «Еловый лес у реки Синьга», «Участок высоковозрастного ельника близ д. ФИО2 Ручей», «Участок высоковозрастного ельника близ д. Ипатово», «Участок высоковозрастных осинников близ д. Набатово», «Марийская священная роща Типаевская первая», «Марийская священная роща Типаевская вторая», «Марийская священная роща Типаевская третья», «Марийская священная роща Типаевская четвертая», расположенных в <адрес>, с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах;
- представить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятников природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятников природы: «Тонкинский заказник», «Еловый лес у реки Синьга», «Участок высоковозрастного ельника близ д. ФИО2 Ручей», «Участок высоковозрастного ельника близ д. Ипатово», «Участок высоковозрастных осинников близ д. Набатово», «Марийская священная роща Типаевская первая», «Марийская священная роща Типаевская вторая», «Марийская священная роща Типаевская третья», «Марийская священная роща Типаевская четвертая», расположенных в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья И.Д. Болотин