ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6303/2021 от 15.10.2021 Ленинскогого районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2а-6303/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 октября 2021 года г. Новосибирск

Ленинский районный суд г. Новосибирска

в лице судьи Синеока Ю.А.

при секретаре судебного заседания Нефедовой Г.Н.

с участием административного истца ФИО1, административного ответчика судебного пристава исполнителя ОСП по Ленинскому району Управления ФССП по Новосибирской области ФИО2

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя

у с т а н о в и л :

Административный истец ФИО1 29.06.2021 обратился с вышеуказанным иском в суд, которым просил признать незаконным действия пристава-исполнителя ФИО3 и отменить постановление о взыскании исполнительского сбора №161373/21/54006-ИП от 19.05.2021 в отношении ФИО1

В обосновании требований административный истец указал, что постановление подлежит отмене по п. 4 ст. 31.7 КоАП РФ, истечение срока давности.

В судебном заседании административный истец требования иска поддержал, дополнительно пояснив, что исполнительский сбор является штрафной санкцией, по которой имеется срок давности, исполнительский сбор судебный пристав-исполнитель могла взыскать только в течение двух лет, согласно п. 4 ст. 31.7 КоАП РФ

Административный ответчик - судебный пристав- исполнитель в удовлетворении иска просила отказать, поскольку к порядку взыскания исполнительского сбора не подлежат применению положения КоАП РФ.

Представитель Управления ФССП по НСО в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил.

Получив объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно материалам исполнительного производства 19.09.2017 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства о взыскании с ФИО1 задолженности в размере 529670,9 руб. (л.д. 41).

Как следует из пояснения административного истца указанное постановление, он получил в 2017 году.

Согласно п. 12 ст. 30 "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства; исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.

Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.

Кроме того, в силу положений частей 1 и 2 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для взыскания исполнительского сбора.

23.11.2017 поскольку исполнительный документ должником ФИО1 в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора (л.д.42).

19.05.2021 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства о взыскании с ФИО1 исполнительского сбора (л.д. 27).

При таких обстоятельствах постановление о взыскании исполнительского сбора является законным и обоснованным.

Доводы административного ответчика о том, что подлежат применению положения КоАП РФ, в частности п.4 ст.31.7 - судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных статьей 31.9 настоящего Кодекса, являются ошибочными, не основанными на положениях закона.

То обстоятельство, что исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции, совсем не означает, что подлежат применению нормы КоАП РФ.

Более того, в силу п.1 ч.1 ст.128 КАС РФ, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке производства по делам об административных правонарушениях.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", разъяснены следующие обстоятельства:

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве). (п.74)

При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть. (п.75)

При частичном исполнении должником исполнительного документа по имущественным взысканиям, а также при рассрочке исполнения исполнительного документа исполнительский сбор должен быть исчислен исходя из величины неисполненных (просроченных) требований на день, следующий за днем окончания срока для добровольного исполнения исполнительного документа. (п.76)

По смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. (п.78).

Оценивая степень вины административного истца в неисполнении в установленный судебным приставом исполнителем срок требований исполнительного документа, суд принимает во внимание его имущественное положение: они и его жена являются пенсионерами, совокупный доход не превышает 25000 руб.

При таком положении суд находит разумным и возможным снизить размер исполнительского сбора на одну четверть, взыскав исполнительский сбор в размере:

29218,93 х 0,75 = 21914,2 руб.

Руководствуясь ст. 175 -180 КАС РФ,

р е ш и л :

Отказать в удовлетворении требования административного иска ФИО1 о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя

Постановление судебного пристава исполнителя ОСП по Ленинскому району УФССП России по Новосибирской области ФИО4 о взыскании исполнительского сбора от 23.11.2017 №5400/17/53553 изменить в части суммы исполнительского сбора, подлежащего взысканию с ФИО1.

Определить сумму исполнительского сбора в размере 21914 (двадцать одна тысяча девятьсот четырнадцать) руб. 20 коп.

На решение может быть подана жалоба в Новосибирский областной суд через Ленинский районный суд г. Новосибирска в течение месяца после принятия решения в окончательном виде.

Решение принято судом в окончательном виде 29.10.2021

Судья: (подпись) Ю.А. Синеок

Подлинник решения в материалах административного дела

№2а-6303/2021 Ленинского районного суда г. Новосибирск

Секретарь с/заседания

Нефедова Г.Н.