ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-630/18 от 10.08.2018 Урюпинского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 2а-630/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Урюпинск 10 августа 2018 года

Урюпинский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи – Савченко И.Н.,

при секретаре судебного заседания – Гайворонской Л.О.,

с участием:

административных ответчиков – Антонова П.И., Моторыгина В.В., Ушенина С.И.,

представителя административных истцов - Фалалеева А.В., действующего на основании ч.5 ст.57 КАС РФ,

представителя административного истца Антонова П.И. – Аверковой Т.Н.,

административных ответчиков – начальника юридического отдела администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области Боярищевой Н.В., представителя главы администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области Хорошенькова Ю.Н. – Кудиновой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению атамана восстановленной казачьей станицы Урюпинская Антонова П.И., членов правления восстановленной казачьей станицы Урюпинская Моторыгина В.В., Ушенина С.И. к главе администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области Хорошенькову Ю.Н., главе городского округа г. Урюпинск, председателю Урюпинской городской Думы Волгоградской области Чермашенцевой Э.Г., сотруднику администрации городского округа г. Урюпинск Боярищевой Н.В. о признании незаконным отказов главы администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области Хорошенькова Ю.Н. от ДД.ММ.ГГГГ и главы городского округа г. Урюпинск – председателя Урюпинской городской Думы Чермашенцевой Э.Г. от ДД.ММ.ГГГГ в совместной деятельности по принятию мер по исполнению ФЗ РФ «О реабилитации репрессированных народов», понуждению к формированию рабочей группы, принятию правового акта, проведению совещания рабочей группы, восстановлении срока на обжалование незаконных действий, запрете совмещения должностей, отстранении от занимаемой должности, проведении служебной проверки в отношении сотрудника муниципальной службы,

УСТАНОВИЛ:

Антонов П.И., именующий себя атаманом восстановленной казачьей станицы Урюпинская, Моторыгин В.В. и Ушенин С.И., именующие себя членами правления восстановленной казачьей станицы Урюпинская обратились в суд с административным исковым заявлением к главе администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области Хорошенькову Ю.Н., главе городского округа г. Урюпинск - председателю Урюпинской городской Думы Волгоградской области Чермашенцевой Э.Г., сотруднику администрации городского округа г. Урюпинск Боярищевой Н.В. о признании незаконными и отмене отказов главы администрации городского округа г. Урюпинск, главы городского округа г. Урюпинск - председателя Урюпинской городской Думы Волгоградской области в совместной деятельности по принятию мер по исполнению ФЗ РФ «О реабилитации репрессированных народов».

В обоснование заявленных исковых требований указывают, что являются казаками и их потомками, а значит и представителями репрессированной в XX веке исторически сложившейся культурно-этнической общности казачества, входящие в состав восстановленной казачьей станицы Урюпинская. ДД.ММ.ГГГГ атаман восстановленной казачьей станицы Урюпинская Антонов П.И., от лица репрессированной исторически сложившейся культурно-этнической общности (народа) казаков, проживающих на территории городского округа г. Урюпинск обратился с заявлением на имя главы администрации городского округа г. Урюпинск и ДД.ММ.ГГГГ с заявлением к председателю Урюпинской городской Думы Чермашенцевой Э.Г., в которых сообщил, что во исполнение Закона РФ № 1107-1 от 26.04.1991 г. «О реабилитации репрессированных народов» в ходе волеизъявления казаков была восстановлена казачья станица Урюпинская, сформированы органы станичного местного традиционного управления и приняты «Положение об организации традиционного местного казачьего самоуправления» и «План проведения организационных и правовых мероприятий территориальной, политической, культурной реабилитации и возмещения ущерба репрессированной культурно-этнической общности казаков казачьей станицы Урюпинская.

В указанных заявлениях Антонов П.И. предложил сформировать совместную рабочую группу ответственных представителей правления восстановленной казачьей станицы Урюпинская, администрации и представительного органа муниципального образования городской округ г. Урюпинск Волгоградской области, уполномоченных представителей федеральных территориальных органов, ответственных за поддержание режима законности и правопорядка на территории муниципального образования, принять правовой акт Главы Администрации муниципального образования «О формировании совместной рабочей группы по реализации комплексного плана организационных и правовых мероприятий реабилитации (политической, территориальной, культурной и возмещения ущерба) репрессированной культурно-этнической общности казаков восстановленной казачьей станицы Урюпинская на территории муниципального образования городской округ г. Урюпинск Волгоградской области, провести совещание указанной выше рабочей группы, на котором обсудить и принять совместный комплексный план организационных и правовых мероприятий реабилитации (политической, территориальной, культурной и возмещения ущерба) репрессированной исторически сложившейся культурно-этнической общности казаков восстановленной казачьей станицы Урюпинская на территории муниципального образования городской округ г. Урюпинск Субъекта Российской Федерации Волгоградская область.

Однако, главой администрации городского округа г. Урюпинск Хорошеньковым Ю.Н. (исполнитель документа - сотрудник администрации муниципального образования городского округа г. Урюпинск Боярищева Н.В.) и главой муниципального образования городского округа г. Урюпинск - председателем городской думы Чермашенцевой Э.Г. были даны ответы, в которых в удовлетворении заявлений было отказано. Административные истцы полагают, что действия административных ответчиков – главы муниципального образования городского округа г. Урюпинск - председателя городской думы Чермашенцевой Э.Г., главы администрации городского округа г. Урюпинск Хорошенькова Ю.Н., сотрудника администрации муниципального образования городского округа г. Урюпинск Боярищевой Н.В. препятствуют их законному праву на гарантированную законом реабилитацию казачества, своими ответами подменяют обязанность муниципального образования по исполнению требований федерального законодательства по восстановлению нарушенных прав казачества как репрессированной исторически сложившейся культурно-этнической общности (политической, территориальной, культурной реабилитации и возмещения ущерба).

Законом казачеству гарантирована территориальная реабилитация, которая представляет собой восстановление территориальной целостности казачества на основании волеизъявления казаков.

Также законом предусмотрена политическая реабилитация, которая предполагает восстановление национально-государственных образований, которые существовали на момент репрессии.

Волеизъявлением является круг (сход) казачьей станицы Урюпинская. Целью восстановления станицы не является попытка захвата власти, действия направлены исключительно на организацию волеизъявления казаков и обеспечение их непосредственного участия в решении вопросов реабилитации на местном уровне. В тоже время у территориальных органов государственной власти и местного самоуправления в перечне задач и функций отсутствуют вопросы, связанные с реабилитацией.

Считают отказ административных ответчиков необоснованным и прямо препятствующим их законному праву на процесс реабилитации казачества и допускающим массовую дискриминацию большого количества граждан.

Также указывают, что безосновательным является указание на то, что особенности применения Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» регулируются положениями Указа Президента РФ от 15.06.1992 года № 632 «О мерах по реализации Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества, так как его нормы не регулируют и не устанавливают особенности реализации организационных и правовых мероприятий реабилитации репрессированной исторически сложившейся культурно-этнической общности казаков, предусмотренных Законом РФ «О реабилитации репрессированных народов», но направлены на привлечение представителей казачества и иных граждан РФ к несению государственной и иной службы в РФ.

Неправомерными являются ссылки на нормы ФЗ РФ «О государственной службе российского казачества», так как указанный нормативный акт регулирует не реабилитационные правоотношения репрессированного казачества и восстановление исторической справедливости в отношении репрессированного казачества, а иные правоотношения, которые связаны с организацией и несением государственной и иной службы гражданами РФ вне зависимости от их культурно-этнического происхождения.

Также, полагают, что замещение главой администрации городского округа г. Урюпинск Хорошеньковым Ю.Н. должностей главы городского округа и руководителя некоммерческой организации ГКО «Станица Урюпинская» нарушает положение ст.14.1 Федерального закона от 02.03.2007 года «О муниципальной службе в РФ», создаёт конфликт интересов, поскольку Хорошеньков Ю.Н. официально оказывает предпочтение и предоставление муниципальных преференций членам НО ГКО «Станица Урюпинская». Таким образом, Хорошеньков Ю.Н. как глава муниципального образования злоупотребляет своими должностными полномочиями, что предусматривается ответственность по ст. 285 УК РФ.

С учётом уточнённых исковых требования (л.д. 97-106) просят суд:

- признать незаконными отказы главы администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области Хорошенькова Ю.Н. от ДД.ММ.ГГГГ и главы городского округа г. Урюпинск – председателя Урюпинской городской Думы Чермашенцевой Э.Г. от ДД.ММ.ГГГГ в проведении совещания с представителями восстановленной казачьей станицы Урюпинская с целью формирования совместной рабочей группы и принятии правового акта по реализации комплексного плана реабилитации репрессированной культурно-этнической общности казаков, которые проживают на территории муниципального образования;

- восстановить срок на обжалование незаконных действий главы администрации муниципального образования городской округ г. Урюпинск Хорошенькова Ю.Н. и главы муниципального образования городской округ г. Урюпинск – председателя Урюпинской городской Думы Чермшенцевой Э.Г.;

- обязать главу администрации муниципального образования городской округ г. Урюпинск Хорошенькова Ю.Н. и главу муниципального образования городской округ г. Урюпинск – председателя Урюпинской городской Думы Чермшенцеву Э.Г.: - сформировать совместную рабочую группу (комиссию) в составе ответственных представителей правления восстановленной станицы Урюпинская, администрации и представительного органа муниципального образования городской округ г. Урюпинск, уполномоченных представителей федеральный территориальных органов ответственных за поддержание режима законности и правопорядка на территории муниципального образования; - принять правовой акт главы муниципального образования «О формировании совместной рабочей группы (комиссии) по реализации комплексного плана организационных и правовых мероприятий реабилитации (политической, территориальной, культурной и возмещения ущерба) репрессированной культурно-этнической общности казаков восстановленной станицы Урюпинская на территории муниципального образования городской округ г. Урюпинск Волгоградской области; - провести совещание созданной рабочей группы (комиссии), на котором обсудить и принять совместный комплексный план организационных и правовых мероприятий реабилитации (политической, территориальной, культурной и возмещения ущерба) репрессированной исторически сложившейся культурно-этнической общности казаков восстановленной станицы Урюпинская на территории муниципального образования городской округ г. Урюпинск;

- запретить Хорошенькову Ю.Н. совмещение должностей главы администрации городского округа г. Урюпинск и руководителя городского казачьего общества «Станица Урюпинская» окружного казачьего общества «Хопёрский казачий округ» войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское», до решения этого вопроса временно отстранить Хорошенькова Ю.Н. от должности главы администрации муниципального образования городской округ г. Урюпинск Волгоградской области;

- обязать администрацию городского округа г. Урюпинск в отношении сотрудника администрации, являющейся муниципальной служащей Боярищевой Н.В. провести служебное расследование на предмет соответствия занимаемой должности, на период проверки отстранить её от занимаемой должности.

В судебное заседание не явился административный ответчик глава городского округа г. Урюпинск – председатель Урюпинской городской Думы Волгоградской области Чермашенцева Э.Г, административный ответчик о дате и времени судебного заседания извещён своевременно и надлежащим образом.

В представленном суду отзыве на исковое заявление просит в удовлетворении административного иска отказать (л.д. 113).

В соответствии с ч.2 ст.289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика главы городского округа г. Урюпинск – председателя Урюпинской городской Думы Волгоградской области Чермашенцевой Э.Г.

Административные истцы Антонов П.И., Моторыгин В.В., Ушенин С.И. в судебном заседании поддержали доводы административного иска и просили удовлетворить по заявленным основаниям.

Представитель административных истцов Фалалеев А.В. поддержал требования административного иска, просил удовлетворить. Дополнительно пояснил, что административные истцы являются казаками и их потомками, соответственно, представителями репрессивной в XX веке исторически сложившейся культурно-этнической общности казачества, входящие в состав восстановленной казачьей станицы Урюпинская. Согласно ст. 3, 6-7 Закона РФ № 1107-1 от 26.04.1991 г. «О реабилитации репрессированных народов» по итогу волеизъявления казачества гарантируется территориальная и политическая реабилитация в форме принятия соответствующих правовых и организационных решений. Таким волеизъявлением является собрание - учредительный круг восстановленной казачьей станицы Урюпинская, по результатам которого административными истцами приняты правоустанавливающие документы. Согласно нормам п. 2 ст. 1, п. 2 ст. 30 Конституции РФ, п. 2 ст. 1 ст. 33, 41 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 3, 6-7 Закона РФ № 1107-1 от 26.04.1991 г. «О реабилитации репрессированных народов», п.3 Указа Президента РФ от 16 сентября 1995 г. N 948, «О мерах по осуществлению территориальной реабилитации репрессированных народов», восстановленная казачья станица Урюпинская относится к «другим формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении» с учетом казачьих исторических традиций, а сформированные органы станичного управления относятся к «иным органам местного самоуправления». Из принятых административными истцами документов целью восстановления станицы не является попытка захвата власти, поскольку не присваиваются властные полномочия уже существующих муниципальных и государственных органов власти. 11.01.2018 г. атаман восстановленной казачьей станица Урюпинская Антонов П.И. обратился с заявлением на имя главы администрации муниципального образования городского округа г. Урюпинск Хорошенькову Ю.Н., а ранее 15.11.2017 г. к председателю городской думы Чермашенцевой Э.Г., в котором сообщил, что во исполнение ФЗ РФ «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казаков как репрессированной исторически сложившейся культурно-этнической общности, в ходе волеизъявления казаков была восстановлена казачья станица Урюпинская, сформированы органы станичного местного традиционного казачьего самоуправления и приняты «Положения об организации традиционного местного казачьего самоуправления» и «План проведения организационных и правовых мероприятий территориальной, политической, культурной реабилитации и возмещения ущерба репрессированной культурно-этнической общности казаков казачьей станицы Урюпинская на территории муниципального образования городской округ г. Урюпинск». 29.01.2018 г. главой администрации городского округа г. Урюпинск Хорошеньковым Ю.Н. (исполнитель - сотрудник администрации муниципального образования городского округа г. Урюпинск Боярищева Н.В.) и 26.12.2017 г. главой муниципального образования городского округа г. Урюпинск - председателем городской думы Чермашенцевой Э.Г. были даны ответы, в которых в удовлетворении заявления было отказано. Действия административных ответчиков – главы муниципального образования городского округа г. Урюпинск - председателя городской думы Чермашенцевой Э.Г., главы администрации городского округа г. Урюпинск Хорошенькова Ю.Н., сотрудника администрации муниципального образования городского округа г. Урюпинск Боярищевой Н.В. препятствуют законному праву административных истцов на реабилитацию казачества и своими ответами подменяют обязанность муниципального образования по исполнению требований федерального законодательства по восстановлению нарушенных прав казачества как репрессированной исторически сложившейся культурно-этнической общности (политической, территориальной, культурной реабилитации и возмещения ущерба), на возможное предоставление льгот некоммерческим организациям, присвоившим себе традиционные казачьи названия, в которые вступили граждане России вне зависимости от их этнического происхождения, с целью исполнения определенных обязанностей и получения за это вознаграждения. Тем самым своими действиями глава администрации муниципального образования, используя служебное положение, допускает массовую дискриминацию большого количества граждан по признаку происхождения, за что предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьей 136 УК РФ. Также существенным нарушением является то, что глава администрации муниципального образования городского округа город Урюпинск Хорошеньков Ю.Н. является одновременно руководителем городского казачьего общества «Станица Урюпинская» окружного казачьего общества «Хоперский казачий округ» войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское». Хорошеньковым Ю.Н. как главой администрации при решении вопросов восстановления прав представителей репрессивной культурно этнической общности казаков, официально оказываются предпочтения и предоставление муниципальных преференция членам данной организации.

Представитель административного истца Антонова П.И. – Аверкова Т.Н. в судебном заседании просила заявленные требования удовлетворить. Пояснила, что Законом РФ № 1107-1 от 26.04.1991 г. «О реабилитации репрессированных народов» регулируется политическая, территориальная, культурная реабилитация казачества и возмещение ущерба. Действия административных ответчиков прямо препятствуют законному праву административных истцов на реабилитацию казачества и своими ответами подменяют обязанность муниципального образования по исполнению требований федерального законодательства по восстановлению нарушенных прав казачества как репрессированной исторически сложившейся культурно-этнической общности. Данные действия продолжают террор, насилие, которым было подвергнуто казачество ранее, проявляющейся также в дискриминации казаков по признаку национальности.

Представитель административного ответчика главы администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области Хорошенькова Ю.Н. – Кудинова Е. С. в судебном заседании с требованиями иска не согласилась, просит в удовлеитворении отказать. Поснила, что гражданин Антонов П.И. действительно обращался к главе администрации городского округа г. Урюпинск Хорошенькову Ю.Н. с заявлением от 11.01.2018 г., которое было рассмотрено в соответствии с ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Согласно данному закону, ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. Несогласие заявителя с содержанием ответа на обращение не свидетельствует о его незаконности. Ответ был дан Антонову П.И., следовательно, не затрагивает прав и интересов Моторыгина В.В. и Ушенина С.И., которые с каким-либо заявлением не обращались в администрацию городского округа г. Урюпинск, однако заявлены в качестве административных истцов с целью защиты своих нарушенных прав. Действующее законодательство не возлагает на администрацию обязанности по формированию совместных рабочих групп, а также по организации совещаний указанных рабочих групп. Административные истцы не указали, в чем заключается нарушение их прав, свобод, интересов, какое действие (бездействие) главы администрации привело к их нарушению. Заявленные требования о запрете совмещения главы администрации и руководителя казачьего общества, а также отстранении от занимаемой должности не являются способом защиты прав административных истцов, так как профессиональная деятельность главы администрации не затрагивает прав и законных интересов административных истцов. Действующей редакцией Федерального закона "О государственной службе российского казачества" предусматриваются условия, при которых члены казачьих обществ, принявшие на себя обязательства по несению государственной или иной службы, вправе замещать должности, на которые распространяются ограничения и запреты, установленные в целях противодействия коррупции Федеральным законом "О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. При этом, член казачьего общества, замещающий такую должность, не вправе получать в казачьем обществе заработную плату и иные выплаты, а также исполнять полномочия, связанные с осуществлением казачьим обществом приносящей доход деятельности. Являясь руководителем некоммерческой организации городского казачьего общества «Станица Урюпинская» Хорошеньков Ю.Н. не получает в казачьем обществе заработную плату и иные выплаты, а также не исполняет полномочия связанные с осуществлением казачьим обществом приносящей доход деятельности. Также, согласно ряду норм - Указа Президента РФ № 632 «О мерах по реализации Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов в отношении казачества», ст. 19 ФЗ «Об общественных объединениях», п. 2 Постановления Верховного Совета РФ «О Реабилитации казачества», конкретные формы реабилитации казачества установлены действующим законодательством и не могут быть самодеятельными.

Административный ответчик – начальник юридического отдела администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области Боярищева Н.В. просила в удовлетворении исковых требований отказать. Пояснила, что административные истцы предъявили требование о проведении служебного расследования в отношении неё как сотрудника администрации городского округа г. Урюпинске на предмет соответствия занимаемой должности и отстранении от занимаемом должности на период проверки. Заявленные требования считала незаконными и необоснованными, поскольку гражданин Антонов П.И. обращался к главе администрации городского округа г. Урюпинск Хорошенькову Ю.Н. с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, которое было рассмотрено в соответствии с ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Согласно данному закону, ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. А гражданину предоставлено право обратиться с жалобой на принятое решение или на действие (бездействие) в административном или судебном порядке. Несогласие заявителя с содержанием ответа на обращение не свидетельствует о его незаконности. Ответ был дан Антонову П.И., следовательно, не затрагивает прав и интересов Моторыгина В.В. и Ушенина С.И., которые с каким-либо заявлением не обращались в администрацию городского округа г. Урюпинск. Подготовка по поручению руководителя документов, связанных с работой администрации, относится к трудовой и профессиональной деятельности муниципальных служащих, регулируется нормами трудового законодательства и законодательства о муниципальной службе. Требование о проведении служебного расследования на предмет соответствия её занимаемой должности, привлечения к дисциплинарной ответственности не относится к требованиям, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства. Вопрос об отстранении муниципального служащего от занимаемой должности так же относится к компетенции работодателя, прав и законных интересов административных истцов не затрагивает, способом защиты их прав не является.

Выслушав лиц, участвующих в деле, оценив изложенные в административном исковом заявлении доводы, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статьёй 4 КАС РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим кодексом и другими федеральными законами.

Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину, организации право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлении от 17 ноября 2015 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" суду необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица (пункт 24).

В соответствии с пунктом 11 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Как следует из материалов дела, о нарушении своих прав, связанных с оспариваемыми действиями, административному истцу Антонову П.И. стало известно из оспариваемых ответов, полученных им ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а административным истцам Моторыгину В.В. и Ушенину С.М. ДД.ММ.ГГГГ при проведении круга граждан, относящих себя к казакам, о чём указано в протоколе (л.д. 119).

Настоящее административное исковое заявление первоначально поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленный ст. 219 КАС РФ срок.

Из материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Антонов П.И. обратился с заявлениями на имя главы городского округа г. Урюпинск Волгоградской области Чермашенцевой Э.Г., а также на имя главы администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области Хорошенькову Ю.Н., в котором сообщил, что были сформированы органы станичного местного традиционного казачьего самоуправления и приняты «Положение об организации традиционного местного казачьего самоуправления» и «План проведения организационных и правовых мероприятий территориальной, политической, культурной реабилитации и возмещения ущерба репрессированной культурно-этнической общности казаков восстановленной станицы Урюпинская на территории муниципального образования городской округ г. Урюпинск субъекта Российской Федерации Волгоградская область.

В указанных заявлениях заявитель Антонов П.И. предложил сформировать группу в составе ответственных представителей правления восстановленной станицы Урюпинская, администрации и представительного органа муниципального образования городской округ г. Урюпинск, уполномоченных представителей федеральных территориальных органов, ответственных за поддержание режима законности и правопорядка на территории муниципального образования, принять правовой акт главы администрации муниципального образования «О формировании совместной рабочей группы по реализации комплексного плана организационных и правовых мероприятий реабилитации (политической, территориальной, культурной и возмещения ущерба) репрессированной культурно-этнической общности казаков восстановленной станицы Урюпинская на территории муниципального образования городской округ г. Урюпинск субъекта Российской Федерации, Волгоградская область», провести совещание указанной выше рабочей группы, на котором обсудить и принять совместный комплексный план организационных и правовых мероприятий реабилитации (политической, территориальной, культурной и возмещения ущерба) репрессированной исторически сложившейся культурно-этнической общности казаков восстановленной станицы Урюпинская на территории муниципального образования городской округ г. Урюпинск субъекта Российской Федерации, Волгоградская область (л.д.13,15).

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ главой городского округа город Урюпинск – председателем Урюпинской городской Думы Чермашенцевой Э.Г., а также главой администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области Хорошеньковым Ю.Н. Антонову П.И. были даны ответы, которыми в удовлетворении заявления было отказано (л.д. 14,16). При этом, исполнителем ответа, подписанного главой администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области Хорошеньковым Ю.Н. указана Боярищева Н.В.

Полагая данные ответы и действия вышеуказанных должностных лиц незаконными и нарушающими положения Закона РФ от 26.04.1991 года № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов», которым казачество признано репрессированной общностью, которой гарантируется восстановление национально-государственного образования, Антонов П.И., а также Моторыгин В.В. и Ушенин С.И., именующие себя атаманом и членами правления восстановленной станицы Урюпинская обратились с настоящим административным иском в суд.

Как установлено ст. 2 Закона РФ от 26.04.1991 года № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» репрессированными признаются народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей, например, казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения.

Согласно ст.6 Закона РФ от 26.04.1991 года № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» территориальная реабилитация репрессированных народов предусматривает осуществление на основе их волеизъявления правовых и организационных мероприятий по восстановлению национально-территориальных границ, существовавших до их антиконституционного насильственного изменения.

Для осуществления территориальной реабилитации в необходимых случаях может устанавливаться переходный период. Решение об установлении переходного периода и восстановлении национально-территориальных границ принимается Верховным Советом РСФСР.

На основании ст. 7 Закона РФ от 26.04.1991 года № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» политическая реабилитация репрессированных народов, ранее имевших свои незаконно упразднённые национально-государственные образования, предусматривает восстановление этих образований в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона.

В соответствии со ст.13 Закона РФ от 26.04.1991 года № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» особенности применения настоящего Закона по отношению к репрессированным народам, проживающим и проживавшим на территории Российской Федерации, регулируются отдельными законодательными актами РСФСР, принимаемыми по отношению к каждому репрессированному народу.

Положениями Указа Президента РФ от 15.06.1992 года № 632 «О мерах по реализации Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» установлено, что граждане, относящие себя к прямым потомкам казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать традиционные для казачества формы хозяйствования, возрождать и сохранять его культуру и быт, участвовать в несении государственной и иной службы, а также граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казаки, могут объединяться в казачьи общества и создавать их в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских), войсковых казачьих обществ и всероссийского казачьего общества.

Статьями 3.1, 3.2, 3.7 вышеназванного Указа Президента РФ установлено, что казачьи общества действуют в соответствии с уставами, принимаемыми высшими органами соответствующих казачьих обществ.

Уставы хуторских, станичных, городских, районных (юртовых) казачьих обществ утверждаются главами муниципальных образований, на территориях которых создаются и действуют соответствующие казачьи общества.

Члены районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ в обязательном порядке должны являться членами входящих в их состав хуторских, станичных, городских казачьих обществ.

Положениями ст. 2 ФЗ РФ от 05.12.2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» определено, что российское казачество - граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ. Казачье общество - форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация). Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) или войскового казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Управление казачьим обществом осуществляется высшим органом управления казачьего общества, атаманом казачьего общества, а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с уставом казачьего общества. Казачье общество в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежит внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Хуторское, станичное, городское казачье общество - первичное объединение граждан Российской Федерации и членов их семей - жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населённых пунктов, внесённое в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

Таким образом, вышеуказанными положениями действующего законодательства определена форма самоорганизации казаков - казачьи общества.

Форма организации как национально-территориальное объединение культурно-этнической общности казаков восстановленной станицы Урюпинская, указанная административным истцом Антоновым П.И. в заявлениях, направленных в администрацию городского округа г. Урюпинск Волгоградской области и главе городского округа город Урюпинск председателю Урюпинской городской Думы, не предусмотрена.

Устав городского округа город Урюпинск Волгоградской области определяет вопросы местного значения, формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, структуру, порядок формирования и полномочия органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, экономические и финансовые основы местного самоуправления и гарантии их исполнения на территории городского округа город Урюпинск Волгоградской области (ст.1).

Согласно п. 4 ст. 35 Устава городского округа город Урюпинск Волгоградской области городской округ создает муниципальные предприятия, учреждения в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" российское казачество в установленном порядке: оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе; принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях; принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, защите Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом; осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также, концепция государственной политики по отношению к казачеству, утверждённая Постановлением Правительства РФ от 22.04.1994 года № 355 установила, что в интересах государственной службы и обеспечения интересов казачества необходимо восстановление традиционных казачьих территориальных объединений - "войско", округ, отдел. Их основная задача - обеспечение мобилизационной работы, вневойсковой подготовки, взаимодействия с органами государственной власти, организация хозяйственной деятельности казачьих общин, защита прав казачества. При этом территориальные объединения казачества не являются административно - территориальными образованиями, не подменяют органов государственной власти и местного самоуправления.

Первичное территориальное объединение казаков (казачья община) обеспечивает подготовку каждого члена общины к несению службы, подготовку, своевременное и качественное отправление им обязанностей государственной службы. В свою очередь, член казачьей общины ответственен как перед государством, так и перед общиной, в которую он входит.

Таким образом, для того, чтобы иметь права и нести обязанности, вытекающие из конкретного вида государственной службы казачества, гражданин должен быть членом казачьей общины.

Согласно указанным положениям городской округ г. Урюпинск для оказания ему содействия в осуществлении полномочий по решению вопросов местного значения вправе привлекать членов казачьих обществ в соответствии с заключенными договорами (соглашениями) с казачьими обществами.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена форма самоорганизации казаков в виде казачьих обществ, которые участвуют в решении вопросов местного значения на территории муниципальных образований на основании договоров (соглашений) заключенных с органами местного самоуправления, в связи с чем, административные истцы не лишены возможности реализации своих конституционных прав, прав предоставленных действующим законодательством, путём участия в казачьем обществе.

Вопросы реабилитации репрессированных народов не отнесены к компетенции органов местного самоуправления, соответственно, ответы, данные административному истцу и оспариваемые административными истцами действия должностных лиц по даче оспариваемых ответов, основаны на нормах действующего законодательства и не могут быть признаны незаконными.

Требования административных истцов о запрете Хорошенькову Ю.Н. совмещение должностей главы администрации городского округа г. Урюпинск и руководителя городского казачьего общества «Станица Урюпинская» окружного казачьего общества «Хопёрский казачий округ» войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское», временном отстранении Хорошенькова Ю.Н. от должности главы администрации муниципального образования городской округ г. Урюпинск Волгоградской области, а также о возложении обязанности на администрацию городского округа г. Урюпинск проведения служебной проверки в отношении сотрудника администрации, являющейся муниципальной служащей Боярищевой Н.В. на предмет соответствия занимаемой должности и отстранении её от занимаемой должности также не могут быть удовлетворены по следующим основаниям.

Части 1 и 2 статьи 1, часть 1 статьи 4 КАС РФ в своей совокупности предполагают возможность оспаривания только тех решений органов государственной власти и их должностных лиц, которыми нарушаются права и охраняемые законом интересы граждан, создаются препятствия к реализации прав или на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в том числе выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

При этом, обязанность доказывания соответствующих обстоятельств в силу ч. 11 ст. 226 КАС Российской Федерации возложена на административного истца.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации».

В соответствии с указанным Законом, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо даёт письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (часть 3 ст.10).

Оспариваемый административными истцами ответ администрации городского округа г. Урюпинск Хорошенькова Ю.Н. от ДД.ММ.ГГГГ подписан руководителем органа местного самоуправления, а не лично начальником юридического отдела администрации городского округа г. Урюпинск Боярищевой Н.В., при этом Боярищева Н.В. указана как исполнитель документа.

Судом не установлено доказательств, свидетельствующих о том, удовлетворение требований административных истцов в этой части административного иска приведёт к восстановлению их прав и законных интересов.

Кроме того, требования административных истцов о запрете Хорошенькову Ю.Н. совмещение должностей главы администрации городского округа г. Урюпинск и руководителя городского казачьего общества «Станица Урюпинская» окружного казачьего общества «Хопёрский казачий округ» войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» и его временном отстранении от занимаемой должности, а также о возложении обязанности на администрацию городского округа г. Урюпинск в проведении служебного расследования на предмет соответствия Боярищевой Н.В. занимаемой должности и отстранении её от занимаемой должности, не могут быть предметом рассмотрения в порядке административного судопроизводства.

Статус, порядок избрания, прекращения полномочий главы городского округа, соблюдение установленных запретов и ограничений, а также порядок назначения сотрудников на муниципальную службу, условия прохождения муниципальной службы и увольнения с муниципальной службы установлены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, Уставом городского округа г. Урюпинск Волгоградской области, а также Законом Волгоградской области «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области» и не предусматривают прекращение полномочий, временное отстранение от занимаемых должностей по заявлениям граждан.

Согласно п. 1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования административных истцов не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления атамана восстановленной казачьей станицы Урюпинская Антонова П.И., членов правления восстановленной казачьей станицы Урюпинская Моторыгина В.В., Ушенина С.И. к главе администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области Хорошенькову Ю.Н., главе городского округа г. Урюпинск - председателю Урюпинской городской Думы Волгоградской области Чермашенцевой Э.Г., сотруднику администрации городского округа г. Урюпинск Боярищевой Н.В. о признании незаконным отказов главы администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области Хорошенькова Ю.Н. от ДД.ММ.ГГГГ года и главы городского округа г. Урюпинск – председателя Урюпинской городской Думы Чермашенцевой Э.Г. от ДД.ММ.ГГГГ года в совместной деятельности по принятию мер по исполнению ФЗ РФ «О реабилитации репрессированных народов», понуждению к формированию рабочей группы, принятию правового акта, проведению совещания рабочей группы, восстановлении срока на обжалование незаконных действий, запрете совмещения должностей, отстранении от занимаемой должности, проведении служебной проверки в отношении сотрудника муниципальной службы - отказать.

Решение в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Волгоградский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Урюпинский городской суд Волгоградской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 15 августа 2018 года.

Судья подпись И.Н. Савченко

Копия верна

Судья И.Н. Савченко