ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-630/2022 от 05.09.2022 Котельничского районного суда (Кировская область)

Дело № 2а-630/2022

43RS0018-01-2022-000903-16

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Котельнич Кировской области 05 сентября 2022 года

Котельничский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Перминовой Н.В., при секретаре Исуповой А.С.,

с участием административного истца Гимрановой Г.И.,

представителя административного ответчика Ложеницыной Н.В.,

заинтересованного лица Одеговой О.А., ее представителя Валовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-630/2022 по административному исковому заявлению Гимрановой Г. И. о признании незаконным и отмене постановления главы городского округа города Котельнича от 22.02.2022 № 4 «Об утверждении состава общественного совета муниципального образования городской округ город Котельнич Кировской области»,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Гимранова Г.И. обратилась в суд о признании незаконным и отмене постановления главы городского округа города Котельнича от 22.02.2022 № 4 «Об утверждении состава общественного совета муниципального образования городской округ город Котельнич Кировской области», указав, что на официальном сайте «Муниципального образования городской округ город Котельнич Кировской области» опубликовано информационное сообщение о начале формирования общественного совета при главе города в соответствии с Положением об общественном совете муниципального образования городской округ город Котельнич, утвержденным постановлением главы города Котельнича № 36а от . В установленный срок Котельничская организация «Всероссийское общество инвалидов», а также Региональная общественная организация «За права жителей многоквартирных домов, комфортную среду проживания» обратились с ходатайством в администрацию МО город Котельнич о включении в состав общественного совета муниципального образования город Котельнич Гимранову Г.И. Постановлением главы городского округа города Котельнича от 22.02.2022 № 4 утвержден состав общественного совета муниципального образования в количестве 5 человек: ., . проведена процедура рейтингового голосования, по итогам которого в состав общественного совета избраны . Гимранова Г.И. обратилась в администрацию города о предоставлении информации о процедуре избрания членов общественного совета. В своем ответе от глава города сообщил о том, что Положением не установлен перечень конкретных инициативных групп и организаций, кандидаты от которых должны быть включены в состав общественного совета в обязательном порядке. Административный истец считает, что имеется нарушение порядка формирования общественного совета, поскольку в состав общественного совета главой города утверждена кандидатура Одеговой О.А., которая не является членом какой-либо некоммерческой организации, действующей на территории муниципального образования город Котельнич, а является директором ООО «Торговый Дом», вторая половина членов общественного совета не являются представителями некоммерческих организаций.

Просит признать незаконным и отменить постановление главы городского округа города Котельнича от 22.02.2022 г. № 4 «Об утверждении состав Общественного совета муниципального образования городской округ город Котельнич Кировской области», взыскать с главы городского округа города Котельнича Кировской области судебные расходы по оплате госпошлины

Административный истец Гимранова Г.И. в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивала, ссылаясь на доводы указанные в иске. Дополнительно пояснила, что оспариваемым постановлением нарушены ее права, а именно в соответствии со ст.3 Закона об основах общественного контроля она, как гражданин Российской Федерации, вправе участвовать в осуществлении контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. В нарушение ст.24 Закона об основах общественного контроля главой не размещен в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" протокол обсуждения кандидатов в общественный совет. В нарушение требований п.2.3.4 Положения об общественном совете города Котельнич не размещен список кандидатов в общественный совет. Кроме того, членом общественного совета выбрана Одегова О.А., которая является директором ООО «Торговый дом», не являющегося некоммерческой организацией, тем самым нарушена процедура избрания состава общественного совета. Полагает, что нарушены ее права, так как ее не выбрали и не дали возможности избирать самой общественный совет. Выбирая первых 5 кандидатов Глава не указал мотивацию своего выбора, не предоставил обоснованный отказ включения ее в состав общественного совета.

Представитель административного ответчика по доверенности Ложеницына Н.В. в судебном заседании с требованиями не согласилась, указала, что постановлением главы города Котельнича от 10.01.2022 № 1 была инициирована процедура формирования общественного совета, информация о приеме предложений от гражданах для включения в состав общественного совета размещена в сети Интернет. Вышеуказанное постановление также размещено на официальном Интернет-сайте муниципального образования. По результатам рассмотрения предложений от инициативных групп граждан и некоммерческих организаций, главой города были выбраны 5 кандидатур, которые утверждены постановлением № 4 от 22.02.2022. Кандидатура Одеговой О.А. была предложена инициативной группой граждан. Затем, в соответствии с п. 4.5.1-4.5.12 Положения проведен конкурсный отбор членов общественного совета путем рейтингового голосования из числа кандидатов, представленных главой города по результатам процедуры, установленной п. 4.1 Положения. Кандидатура Гимрановой Г.И. была предложена Котельничской районной организацией «Всероссийское общество инвалидов» и РОО «За права жителей МКД, комфортную среду проживания». Поскольку, глава города данную кандидатуру не выбрал, она была включена в бюллетень по отбору второй половины состава общественного совета. Право истца на участие в конкурсном отборе членов общественного совета нарушено не было. По результатам конкурсного отбора, кандидатура истца в состав
общественного совета выбрана не была. Постановлением главы города от 05.03.2022 № 5 утвержден полный состав общественного совета в количестве 10 человек. от истца на электронную почту администрации города поступил запрос о предоставлении ответа на отказ ввести ее в общественный совет, как представителя Всероссийского общества инвалидов. истцу был предоставлен соответствующий ответ. Нарушений действующего законодательства при формировании общественного совета не допущено. Действующим законодательством не предусмотрено размещение в сети интернет кандидатов в общественный совет и их обсуждение, а также объяснения главы по выбору того или иного кандидата в состав общественного совета. Постановление главы городского округа города Котельнича от 22.02.2022 № 4 «Об утверждении состава общественного совета муниципального образования городской округ город Котельнич Кировской области» является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. В соответствии со ст. 219 КАС РФ заявлено ходатайство о пропуске административным истцом срока исковой давности для оспаривания постановления главы города Котельнича.

Заинтересованное лицо Одегова О.А. и ее представитель Валова М.А. в судебном заседании возражали по заявленным требованиям, указали, что общественный совет сформирован в полном соответствии с действующим законодательством и Положением об общественном совете, нарушений порядка его формирования не имеется. Одегова, как кандидат в состав общественного совета, отвечала всем требованиям Положения об общественном совете: достигла возраста 18 лет, обладала необходимыми профессиональными качествами, образованием, опытом общественной работы, рекомендована к включению в общественный совет, некоммерческой организацией Союз «Вятская торгово-промышленная палата», а также инициативной группой граждан. В трудовых отношениях с Вятской торгово-промышленной палатой не состоит, занимает должность директора ООО «Дом торговли», которое является членом Вятской торгово-промышленной палаты. Положением об общественном совете не установлен конкретный перечень инициативных групп и некоммерческих организаций, кандидаты которых в обязательном порядке включаются в общественный совет. Законность оспариваемого постановления была предметом проверки Котельничской межрайонной прокуратуры, по результатам которой нарушений выявлено не было. Считает, что спорное постановление не нарушает права и законные интересы административного истца, доказательств нарушения прав истца не представлено. Указали на пропуск административным истцом срока для обращения в суд в соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, поскольку Гимрановой Г.И. стало известно об оспариваемом постановлении , а в суд с административным иском она обратилась только , уважительности причин пропуска срока для обращения в суд не представлено.

Суд, заслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч.9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В судебном заседании установлено, что постановлением главы городского округа города Котельнича Кировской области от 27.11.2017 № 36а утверждено Положение об общественном совете муниципального образования городской округ город Котельнич Кировской области (далее по тексту Положение).

10 января 2022 года постановлением главы городского округа города Котельнича Кировской области №1 инициирована процедура формирования общественного совета в соответствии с Положением и предложено инициативным группам граждан и некоммерческим организациям направить в течение 30 дней со дня инициирования процедуры главе города Котельнича предложения о гражданах для включения их в состав общественного совета.

Вышеуказанное постановление было размещено на официальном интернет-сайте муниципального образования городского округа города Котельнич.

Согласно Положению, общественный совет муниципального образования городской округ город Котельнич Кировской области является субъектом общественного контроля, представляет собой коллегиальный совещательный орган, созданный на уровне муниципального образования, с целью оказания содействия органам местного самоуправления МО городской округ город Котельнич Кировской области в реализации их полномочий, подготовке предложений и рекомендаций по вопросам, входящих в сферу деятельности общественного совета с учетом интересов, прав и свобод граждан и организаций, проживающих и действующих на территории муниципального образования городской округ город Котельнич Кировской области.

В соответствии с п.4.1 указанного Положения общественный совет формируется в количестве 10 человек на основе предложений инициативных групп граждан и некоммерческих организаций, направленных главе города Котельнича, представленных в течение 30 дней со дня инициирования процедуры формирования общественного совета. Инициирование процедуры формирования общественного совета осуществляется посредством размещения на сайте города Котельнича информации о начале процедуры формирования общественного совета.

В состав общественного совета могут входить граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, проживающие на территории города Котельнича, представители некоммерческих организаций. При этом учитываются их профессиональные качества, в том числе соответствующее образование, опыт общественной работы, необходимые знания для эффективного решения задач, поставленных перед общественным советом (п.4.2 Положения).

Членами общественного совета не могут быть лица, замещающие государственные должности РФ, лица замещающие должности федеральной государственной гражданской службы, государственный должности субъектов РФ, государственные должности Кировской области, должности государственной гражданской службы Кировской области, должности государственной гражданской службы субъектов РФ, должности муниципальной службы, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления города Котельнича, лица, признанные недееспособными на основании решения суда, лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость (п.4.3 Положения).

В числе предложенных инициативными группами граждан и некоммерческими организациями кандидатов в общественный совет, региональной общественной организацией «За права жителей многоквартирных домов, комфортную среду проживания» и Котельничской организации «Всероссийское общество инвалидов» были внесены кандидатуры, в том числе, Гимрановой Г.И., от инициативной группы граждан, союза «Вятская торгово-промышленная палата» – кандидатура Одеговой О.А.

В соответствии с п.4.4 Положения глава города Котельнича выбирает половину состава общественного совета и утверждает ее своим постановлением.

Согласно п.4.5 Положения члены общественного совета, утвержденные постановлением главы города Котельнича, выбирают вторую половину членов общественного совета из числа инициативных групп граждан и некоммерческих организаций, направленных главе города Котельнича в следующем порядке: конкурсный отбор членов общественного совета осуществляется не позднее 15 дней со дня издания постановления главы города Котельнича об утверждении половины состава общественного совета (п.4.5.1); конкурсный отбор членов общественного совета осуществляется путем рейтингового голосования из числа кандидатов, представленных главой города Котельнича по результатам процедуры, установленной п.4.1 настоящего Положения (п.4.5.2); подготовку процедуры выборов осуществляет администрация города Котельнича (п.4.5.3); администрация города Котельнича предоставляет членам общественного совета информацию о кандидатах в состав общественного совета и об общественных объединениях и некоммерческих организациях, подавших заявление о кандидатах, не менее чем за 5 дней до голосования (п.4.5.4); в ходе голосования члены общественного совета из общего списка кандидатов выбирают путем тайного голосования 5 достойных, по их мнению, членов совета (п.4.5.8); не позднее следующего за голосованием дня, перечень избранных из числа общественных объединений и некоммерческих организаций членов общественного совета направляется в адрес главы города Котельнича для утверждения полного состава общественного совета (п.4.5.12); полный состав общественного совета утверждается постановлением главы города Котельнича (п.4.6).

По результатам рассмотрения документов по выдвижению кандидатов в общественный совет города Котельнича, главой города в соответствии с п.4.4 Положения были выбраны 5 кандидатур, состав которых был утвержден постановлением главы городского округа города Котельнича Кировской области № 4 от 22.02.2022, в том числе, кандидат Одегова О.А.

Поскольку глава города не выбрал в состав общественного совета кандидатуру Гимрановой Г.И., последняя была включена в бюллетень по отбору второй половины состава общественного совета, о чем было сообщено председателю РОО «За права жителей МКД, комфортную среду проживания» и Котельничской районной организации «Всероссийское общество инвалидов» (л.д.68).

Таким образом, право административного истца на участие в конкурсном отборе членов общественного совета нарушено не было.

Утвержденные главой города члены общественного совета (5 человек) путем рейтингового тайного голосования в состав общественного совета избрали еще 5 достойных, по их мнению, членов совета, перечень которых был направлен главе города Котельнича для утверждения полного состава общественного совета.

По результатам рейтингового голосования кандидат Гимранова Г.И. не была включена в состав общественного совета.

Постановлением главы городского округа города Котельнича Кировской области № 5 от 05.03.2022 внесены изменения в состав общественного совета МО городской округ город Котельнич Кировской области и в соответствии с п.4.6. Положения утвержден полный состав членов общественного совета в количестве 10 человек.

Информация о полном составе общественного совета города Котельнича 09.03.2022 была размещена на официальном интернет-сайте муниципального образования городского округа города Котельнич.

Обращаясь в суд с заявленными требованиями, административный истец указывает на нарушение порядка формирования членов общественного совета путем незаконного включения главой города в состав общественного совета граждан, являющихся представителями коммерческих организаций, что исключило ее возможность, как кандидата, иметь статус члена общественного совета и осуществлять общественный контроль.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что процедура формирования членов общественного совета осуществлена в соответствии с Положением, утвержденным постановлением главы города Котельнича от 21.11.2017 № 36а, а также с учетом норм Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», кандидат Одегова О.А. была выдвинута инициативной группой граждан и не является лицом, имеющим ограничения для члена общественного совета в соответствии с п.4.3 Положения, а также ст.13 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ, в силу которой в состав общественного совета не могут входить лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, должности государственной службы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы, а также другие лица, которые в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" не могут быть членами Общественной палаты Российской Федерации.

Более того, как верно указал представитель административного ответчика, что термин «может» (п.4.2. Положения) предусматривает выбор, влечет возможность, но не обязанность выполнения нормы, за которую наступает ответственность.

Кроме того, из материалов дела установлено, что Одегова О.А. выдвинута в качестве кандидата, как группой инициативных граждан, так и Союзом «Вятская торгово-промышленная палата» (некоммерческая организация), членом которой является ООО «Торговый дом», где Одегова О.А. занимает должность генерального директора.

Доводы административного истца о том, что в соответствии со ст.3 Федерального закона №212-ФЗ нарушено ее право участвовать в осуществлении общественного контроля в составе общественного объединения не обоснованы, поскольку гарантированного права на включение гражданина в состав общественного совета законодательством не предусмотрено, так как участие в конкурсе не гарантирует победу в нем.

Доказательств того, что права административного истца на участие в формировании общественного совета были нарушены, суду не представлено.

Доводы истца о том, что Главой не была опубликована в свободном доступе информация о выдвинутых кандидатах в общественный совет и протокол решения формирования общественного совета с указанием мотивированного мнения по каждому кандидату, не могут быть приняты во внимание, поскольку законодательство, регулирующее спорные правоотношения не предусматривает обязанности опубликования вышеуказанной информации.

Ссылка административного истца на положения Федерального закона № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (ст.24) не может быть применена к указанным правоотношениям, поскольку требования общественного контроля распространяются на уже созданные общественные советы, а не в период их формирования.

В ходе рассмотрения дела административным ответчиком и заинтересованным лицом заявлено о пропуске срока обращения административного истца с заявленными требованиями.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

При этом согласно части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность его восстановления (в том числе по уважительной причине) является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Из приведенных законоположений следует обязанность суда при установлении факта пропуска срока обращения в суд в порядке главы 22 Кодекса выяснить причины такого пропуска.

Административный истец, оспаривая постановление главы городского округа города Котельнич Кировской области от 22.02.2022 №4, об издании которого истцу стало известно , обратилась в суд с настоящим иском , то есть за пределами установленного законом трехмесячного срока на обращение в суд за защитой права.

В обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного срока и уважительности причин Гимранова Г.И. указывает на то, что обращалась в администрацию города за аргументированным ответом с указанием причины отказа ввести ее в общественный совет, а также в прокуратуру, как орган, осуществляющий надзор за соблюдением прав и свобод граждан, о законности отказа главы о включении ее в состав общественного совета. Кроме того, в спорный период неоднократно обращалась за медицинской помощью, в том числе находилась на амбулаторном лечении с диагнозом «ковид».

Из материалов дела установлено, что на электронную почту администрации города Котельнича Кировской области от Гимрановой Г.И. поступило обращение с просьбой дать аргументированный ответ на отказ ввести в общественный совет представителя Всероссийского общества инвалидов (л.д.71).

Администрацией города Котельнича на поступившее обращение был дан ответ от , в котором Гимрановой Г.И. был разъяснен порядок утверждения кандидатов в члены общественного совета (л.д.72).

Не согласившись с указанным ответом администрации города Гимранова Г.И. обратилась в Котельничскую межрайонную прокуратуру по вопросу законности отказа включения её в состав общественного совета г.Котельнича.

Котельничской межрайонной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой было установлено отсутствие нарушений процедуры включения кандидатов в состав общественного совета, о чем Гимрановой Г.И был дан соответствующий ответ от (л.д.22).

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что доказательства в подтверждение того, что административный истец по объективным обстоятельствам была лишена возможности в установленный законом срок обратиться в суд, в материалах дела отсутствуют.

Обращения Гимрановой Г.И. с жалобами в органы прокуратуры и исполнительной власти, ожидание результатов их рассмотрения не являются уважительными причинами пропуска процессуального срока обращения в суд, как и непродолжительный период нетрудоспособности с диагнозом «коронавирусная инфекция» (с по ), в связи с чем оснований для его восстановления у суда не имеется.

Поскольку при формировании общественного совета каких либо нарушений не установлено, процедура принятия оспариваемого постановления соблюдена, доказательств нарушения прав административного истца оспариваемым постановлением и уважительности причин пропуска истцом процессуального срока обращения в суд не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 227, 177-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Гимрановой Г. И. о признании незаконным и отмене постановления главы городского округа города Котельнича от 22.02.2022 № 4 «Об утверждении состава общественного совета муниципального образования городской округ город Котельнич Кировской области» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Котельничский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Н.В. Перминова

Мотивированное решение изготовлено 13 сентября 2022 года.

Решение14.09.2022