ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-630/2022 от 27.06.2022 Камышловского городского суда (Свердловская область)

Копия

УИД: 66RS0029-01-2022-000601-55

Мотивированное решение изготовлено 27 июня 2022 года

Дело № 2а-630/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июня 2022 года г. Камышлов Свердловской области

Камышловский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего Сейдяшевой Н.В.,

при секретаре Борисовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФКУ ИК – 52 ГУФСИН России по Свердловской области к Камышловской межрайонной прокуратуре, заместителю Камышловского межрайонного прокурора ФИО20, прокуратуре Свердловской области о признании незаконным представления зам. прокурора,

УСТАНОВИЛ:

ФКУ ИК – 52 ГУФСИН России по Свердловской области обратилось в суд с административным иском к Камышловской межрайонной прокуратуре, заместителю Камышловского межрайонного прокурора ФИО20 о признании недействительным представления прокурора.

В обоснование иска с учетом уточненных требования указано, что в Камышловскую межрайонную прокуратуру поступили обращения сотрудников ФКУ ИК-52 ГУФСИН России по Свердловской области по факту нарушения трудового законодательства.

Установлено, что ФИО2 принят на работу на основании контракта о службе в уголовно-исполнительной системе от 16 марта 2021 гола на должность водитель пожарной машины. Согласно приказа от 17 сентября 2021 года №172-лс ФИО2 установлен ненормированный служебный день.

В соответствии с пунктом 23 приказа Минюста России от 03 сентября 2007 года №177 «Об утверждении Наставления по организации деятельности пожарных частей, отдельных постов, групп пожарной профилактики ведомственной пожарной охраны учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» сотрудники пожарной части проходят службу по графику сутки через трое.

Несмотря на установленный график работы. ФИО2 привлекался к работе в свои выходные дни, что подтверждается табелями учета рабочего времени за период с сентября по декабрь 2021 года. 07 февраля 2022 года написал на имя начальника ФКУ ИК-52 ГУФСИН России по Свердловской области рапорт о предоставлении ему дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за период с сентября по ноябрь 2021 года. В нарушение действующего законодательства, ему дополнительные дни отдыха и выплата денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, администрацией ФКУ ИК-52 ГУФСИН России по Свердловской области не предоставлены.

Аналогичные грубые нарушения трудового законодательства допущены администрацией ФКУ ИК-52 ГУФСИН России по Свердловской области со следующими сотрудниками: ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10. ФИО11, ФИО12, ФИО13.

По результатам проведенной проверки заместителем Камышловского межрайонного прокурора ФИО20, должностным лицом Камышловской межрайонной прокуратуры внесено представление от 11 марта 2022 года № 137ж-2022, из которого следует, что вышеуказанные нарушения действующего законодательства допущены сотрудниками ФКУ ИК - 52 ГУФСИН России по Свердловской области в связи с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей.

Согласно оспариваемому представлению, выданному истцу, должностное лицо прокуратуры требует: незамедлительно принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих и рассмотреть вопрос об ответственности работников, виновных в нарушении законодательства, в чьих действиях усматриваются признаки дисциплинарного проступка.

В качестве нарушения заявителю вменяется, то, что вышеперечисленным сотрудникам в нарушение действующего законодательства, дополнительные дни отдыха и выплата денежной компенсации за использование служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени администрацией ФКУ ИК-52 ГУФСИН России по Свердловской области не предоставлялась.

Приложением №10 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 05 августа 2021 года №132 «Об организации прохождения службы в уголовно - исполнительной системе Российской Федерации» установлено, что для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава, а также для сотрудников, замещающих иные должности, устанавливается ненормированный служебный день. Далее Приложением № 11 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 05 августа 2021 года №132 установлено, что сотрудникам, замещающим должности, для которых установлен ненормированный служебный день, за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной, продолжительности служебного времени денежная компенсация не предоставляется. За выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени им предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в соответствии с частью 6 статьи 60 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Приказом начальника ФКУ ИК-52 ГУФСИН России по Свердловской области от 17 сентября 2021 года №172-лс «Об установлении ненормированного служебного дня сотрудникам уголовно - исполнительной системы Российской Федерации» ФИО2 установлен ненормированный рабочий день.

Вывод должностного лица прокуратуры о нарушении истцом действующего законодательства, выразившемся в не предоставлении дополнительных дней отдыха и выплате денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, администрацией ФКУ ИК-52 ГУФСИН России по Свердловской области, противоречит требованиям действующего законодательства.

Просит признать незаконным представление заместителя Камышловского межрайонного прокурора ФИО20 от 11 марта 2022 года №137ж-2022 об устранении нарушений закона.

В ходе рассмотрения дела, определением суда от 12 мая 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Прокуратура Свердловской области, заинтересованными лицами ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО14, ФИО12, ФИО13.

Представитель административного истца ФИО16 в судебном заседании поддержала доводы искового заявления.

Представитель административных ответчиков помощник Камышловского межрайонного прокурора ФИО17 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал.

Заинтересованные лица ФИО11, ФИО5, ФИО13, ФИО7, ФИО3, ФИО2, ФИО8, ФИО12, ФИО6 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали.

Изучив административный иск, заслушав доводы представителей административного истца, ответчика, заинтересованных лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с абз. 3 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

При этом, с учетом предмета административного иска, в ходе настоящего судебного разбирательства выяснению подлежат следующие обстоятельства:

Нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих (в том числе полномочия органа, лица, наделенных государственными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия) порядок принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами);

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемою органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки. Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки.

В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22. 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Согласно статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и сообщено прокурору в письменной форме.

Порядок прохождения службы в уголовно исполнительной системе регулируется Федеральным законом от 19 июля 2018 года №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Согласно статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2018 года №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с:

1) Конституцией Российской Федерации;

2) настоящим Федеральным законом;

3) Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года 5473-1 «Об

учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со, службой в уголовно-исполнительной системе;

4) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;

5) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации:

6) нормативными правовыми актами федерального органа, исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний;

7) нормативными правовыми актами федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 97 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право привлекать к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для данного работника, в двух случаях: для сверхурочной работы (статья 99 Трудового кодекса Российской Федерации) и на условиях ненормированного рабочего дня (статья 101 Трудового кодекса Российской Федерации).

Порядок привлечения работника к работе в режиме ненормированного рабочего времени регулируется статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации.

Как следует из указанной статьи, ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит определений «эпизодическое» и «систематическое» привлечение к работе.

Работник может привлекаться к выполнению своих трудовых функций как до начала рабочего дня (смены), так и после окончания рабочего дня (смены). Согласие работника на привлечение к такой работе не требуется.

Приложением №11 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 5 августа 2021 года № 132 определен порядок предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

В соответствии с пунктом 11 Приложения сотрудникам, исполняющим служебные обязанности на основании графика сменности (при суммированном учете служебного времени), за исключением служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни:

в пределах месячной нормы служебного времени - выплачивается денежная компенсация в размере одинарной часовой ставки;

сверх месячной нормы служебного времени предоставляются дополнительные дни (часы) отдыха соответствующей продолжительности.

На основании рапорта сотрудника вместо предоставления дней (часов) отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в размере двойной часовой ставки.

Административный истец полагает, что оспариваемое представление является недействительным, нарушает права и законные интересы истца, а именно: Представление об устранении нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение прокурорского надзора, порождающее правовые последствия для конкретных юридических лиц (организаций). Представление прокурора может быть вынесено только в случае установления факта нарушения закона. Невыполнение в срок законного требования прокурора, вытекающего из его полномочий, является основанием для привлечения к административной ответственности (статья 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Следовательно, представление прокурора, вынесенное в рамках осуществления прокурорского надзора, должно содержать только законные требования, то есть на лицо может быть возложена обязанность по устранению нарушений лишь тех требований, соблюдение которых обязательно для него в силу закона.

В качестве нарушения заявителю вменяется то, что вышеперечисленным сотрудникам в нарушение действующего законодательства, дополнительные дни отдыха и выплата денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени администрацией ФКУ ИК-52 ГУФСИН России по Свердловской области не предоставлялась.

Вместе с тем, как указано выше, ненормированный рабочий день - это особый режим работы, при котором работников по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически можно привлекать к выполнению их трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (как до начала, так и после окончания рабочего дня (смены)). И за работу в таком режиме полагается компенсация в виде ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (часть 1 статьи 101, часть 1 статьи 119 Трудового кодекса Российской Федерации, Письмо Минтруда России от 29 октября 2018 года № 14-2/ООГ-8616).

При этом максимальное количество часов таких переработок законом не установлено, но систематически так трудиться нельзя - только время от времени и в определенных случаях. Это следует из части 1 статьи 101 Трудового кодекса Российской Федерации, Писем Минтруда России от 29 октября 2018 года № 14-2/ООГ-8616, Роструда от 07 июня 2008 года № 1316-6-1.

При этом введение ненормированного рабочего дня для работников не означает, что на них не распространяются правила, определяющие, в частности, время начала и окончания работы, порядок учета рабочего времени, порядок привлечения их к работе в выходной или нерабочий праздничный день. Это следует из Письма Минтруда России от 29 октября 2018 года № 14-2/ООГ-8616.

Судом установлено, что ФИО2 принят на работу на основании контракта о службе в уголовно-исполнительной системе от 16 марта 2021 гола на должность водитель пожарной машины.

В соответствии с пунктом 23 приказа Министерства юстиции России от 03 сентября 2007 года № 177 «Об утверждении Наставления по организации деятельности пожарных частей, отдельных постов, групп пожарной профилактики ведомственной пожарной охраны учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» сотрудники пожарной части проходят службу по графику сутки через трое.

Согласно приказа от 17 сентября 2021 года №172-лс ФИО2, как и иным заинтересованным лицам, установлен ненормированный служебный день.

Из имеющихся в материалах дела табелей учета использования рабочего времени следует, что ФИО2 (как и иные заинтересованные лица) неоднократно привлекался к работе в выходные и праздничные дни в период с сентября по декабрь 2021 года.

Согласно рапорта водителя ОПЧ ФУ ИК-52 ГУФСИН России по Свердловской области ФИО2 от 07 февраля 2022 года, он просит выплатить компенсацию за работу в выходные дни за сентябрь, октябрь, ноябрь 2021 года.

Приказы для выплаты компенсации за исполнение служебных обязанностей в выходные дни за период сентябрь – октябрь 2021 года не издавались, что подтверждается ответом на обращение ФИО2, подписанным заместителем начальника ГУФСИН ФИО18 от 20 января 2022 года № ог-68/ТО/з-152.

При таких обстоятельствах, оснований для признания незаконным представления заместителя Камышловского межрайонного прокурора ФИО20 от 11 марта 2022 года № 137ж-2022 об устранении нарушений закона не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФКУ ИК – 52 ГУФСИН России по Свердловской области о признании незаконным представления зам. прокурора, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд через Камышловский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья. Подпись

Копия верна. Судья Н.В. Сейдяшева