ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-631/17Г от 01.02.2017 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело №2а-631/2017 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 февраля 2017 года г.Махачкала

Федеральный суд Советского района г.Махачкалы РД в составе: председательствующего судьи Атаева Э.М., при секретаре Кадыровой А.Н., с участием представителей административного истца Мирземагомедова Ш.Л. – Ибрагимова А.Т., действующего на основании доверенности, представителя административного ответчика Управления ЖКХ г.Махачкалы Алиева А.У., представителя административного соответчика Администрации ГОсВД г.Махачкала Гаджимагомедова Г.М., действующих на основании доверенностей в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мирземагомедова Шакира Лукмановича к Управлению ЖКХ г.Махачкала, Администрации ГОсВД «г.Махачкала» об обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Мирземагомедов Ш.Л. обратился в суд с административными исковыми требованиями к Управлению ЖКХ г.Махачкала об обязании устранить допущенные нарушения, обязав УЖКХ «г.Махачкала» переместить мусорные баки из жилой зоны, а также устранить антисанитарию и взыскании судебных расходов в сумме 300 рублей по уплате госпошлины и 20000 рублей по оплате услуг представителя, мотивируя административный иск тем, что ДД.ММ.ГГГГ он вместе с жильцами близлежащих домов обратились в Администрацию города Махачкалы с просьбой принять необходимые меры по перемещению мусоросборников из жилой зоны, а также устранению образовавшейся антисанитарии. При их обращении в вышеуказанный орган его требование было переадресовано Управлению жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, уполномоченного решать указанные вопросы. ДД.ММ.ГГГГ из Управления ЖКХ г.Махачкалы поступило письмо-ответ из содержания которого следует, что «ранее Управлением ЖКХ г.Махачкалы с выездом на место было рассмотрено обращение жильцов, проживающих по пр.А.Султана 19/3, 18/3. 18/2, 20 д, 27 а, 28 а, 16 а, 18, 20, по поводу переноса контейнерной площадки со двора жилого дома. На момент обследования, изложенные в письме факты не подтвердились, контейнерная площадка находилась в удовлетворительном состоянии». Управлением ЖКХ было получено архитектурное решение по переносу и установке новых контейнерных площадок на 2-х точках, в связи, с чем ими было дано поручение ООО УК «Эко-М» организовать перенос и установку мусорных баков на указанных местах. Однако, по сегодняшний день ничего из вышеуказанного сделано не было. Двор по-прежнему нуждается в переносе мусорных баков, от которых исходит зловоние. В летнее время года жильцы не имеют возможности открывать окна для элементарного проветривания помещений. В итоге приходится находиться в такой атмосфере и дышать едким дымом подожженного мусора.

На основании изложенного в административном иске, просит суд обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Махачкалы переместить мусорные баки из жилой зоны, а также устранить образовавшуюся антисанитарию, взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в 300 рублей и расходы по оплате услуг представителя в размере 20000 рублей.

В судебное заседание административный истец Мирземагомедов Ш.Л., будучи извещен надлежащим образом, не явился, воспользовавшись правом на ведение дел через представителя.

Представитель административного истца Мирземагомедова Ш.Л. – Ибрагимов А.Т., действующий на основании доверенности, административно исковые требования поддержал, уточнив их, просил удовлетворить административный иск в полном объеме, с учетом уточненных требований, в котором просил признать бездействие УЖКХ г.Махачкалы незаконным и обязать УЖКХ г.Махачкалы переместить мусорные баки из жилой зоны со двора жилого дома №18 по пр. Аметхана Султана г.Махачкалы.

Представитель административного ответчика в лице МКУ УЖКХ г.Махачкалы Алиев А.У., действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении административных исковых требований Мирземагомедова Ш.Л. отказать, пояснив, что не признают по следующим обстоятельствам, изложенным в возражениях.

Из возражений административного ответчика следует, что в соответствии с поручением Главы Администрации г.Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ, главам Администрации Кировского. Советского и <адрес>ов, дано поручение объявить аукционы для заключения муниципальных контрактов по уборке и вывозу ТБО. До проведения аукциона и заключения контрактов главам районов было поручено принять все необходимые меры по содержанию территорий районов в надлежащем порядке в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических норм.

В соответствии с Федеральным законом №458-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в федеральный закон «Об отходах производства и потребления» во всех субъектах РФ разработаны и с ДД.ММ.ГГГГ реализованы региональные схемы обращения с отходами. Региональным оператором на территории Республики Дагестан, Правительством РД назначено Министерство природных ресурсов и экологии РД.

В соответствии ФЗ «О размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд» МКУ УЖКХ г. Махачкалы проводит открытые аукционы, электронные торги, тендеры и конкурсы на выполнение работ по текущему содержанию автомобильных дорог инженерных сооружений (ручная и механизированная уборка улиц, тротуаров, остановок общественного транспорта санитарное содержание объектов внешнего благоустройства) на территории г.Махачкалы, где при этом с выигравшими торги заключают муниципальные контракты (муниципальный контракт за 2015 год).

Согласно ст.6 Бюджетного кодекса РФ, казенное учреждение кем является МКУ УЖКХ г. Махачкалы представляет собой (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

В связи с не выделением финансовых средств МО с внутригородским делением городского округа «город Махачкала» МКУ УЖКХ г.Махачкалы для проведения работ по содержанию объектов внешнего благоустройства, а также поручением Главы города выполнения работ по заключению контрактов по сбору и вывозу ТБО поручено главам районных администраций по территориальности.

Управлению ЖКХ г.Махачкалы учредителем (главой Администрации г.Махачкалы) не было дано поручение по установлению контейнерных площадок указанных в заявлении адресах, в соответствии СанПин, а также их обустройству.

Положение МКУ УЖКХ г.Махачкалы в п.12.2 – организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории общего пользования г.Махачкалы (ст.1 п.12 Градостроительного кодекса РФ – дано определения – территории мест общего пользования), следовательно, внутридворовая территория многоквартирных домов обслуживается юридическим лицами принявших на себе обязательство по их содержанию.

В соответствии с «Правилами и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденным Госстроем РФ от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> в <адрес> обслуживает юридическое лицо ООО «Управляющая организация », которая в соответствии с п.3.7.1 Организации по обслуживанию жилищного фонда обязана обеспечить.

3.7.4. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений. Площадки для контейнеров на колесиках должны оборудоваться пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7-10 см., исключающим возможность скатывания контейнеров в сторону.

3.7.5. Подъезды к местам, где установлены контейнеры и стационарные мусоросборники, должны освещаться и иметь дорожные покрытия с учетом разворота машин и выпуска стрелы подъема контейнеровоза или манипулятора. При размещении на одной площадке до 6 переносных мусоросборников должна быть организована их доставка к местам подъезда мусоровозных машин.

3.7.6. Мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м., но не более 100 м. от входных подъездов.

3.7.7. Количество и емкость дворовых мусоросборников определяется в установленном порядке.

СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме», а также другие нормативно правовые акты регулирует отношения жилищного фонда.

Постановлением Госстандарта России утвержден от ДД.ММ.ГГГГ-ст, и веден в действие с ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 51929-2002 «Услуги жилищно-коммунальные», где в п.13 Услуги по санитарной очистке жилищного фонда и придомовых территорий: услуги исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего санитарно-гигиенического состояния жилищного фонда и придомовых территорий.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, из которого следует, что управляющими компаниями (организациями), товариществами собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительными кооперативами (ЖСК) и другими, принявших обслуживать жилищный фонд в соответствии ГК РФ обязаны заключать договора с коммерческими организациями на оказании услуг по вывозу бытовых отходов.

Жилищный фонд г.Махачкалы (дома, прилегающая к ней территория) обслуживается юридическими лицами – управляющими компаниями,(организациями), товариществами собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительными кооперативами (ЖСК), домовыми комитетами и другими.

МКУ УЖКХ г.Махачкалы, коммунально-коммерческие услуги никому в <адрес>, не оказывает, жилищный Фонд города (жилые дома, придомовые территории, и т.д.) также не обслуживает, поэтому требования истца по установке, обустройству и переноса контейнерных площадок в соответствии СанПин во дворах, в проходах, придомовых территориях или же в других местах, является не состоятельным.

В материалах искового производства отсутствуют доказательства говорящие о том, что указанные в исковом заявлении истца работы должны проводить в настоящее время МКУ УЖКХ г.Махачкалы.

В материалах отсутствует экспертное заключение специалистов Роспотребнадзора, государственной жилищной инспекции по РД, или же других лиц, что нарушены права жильцов проживающих вышеуказанных домах.

В соответствии с законом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «Об отдельных вопросах местного значения городского округа с внутригородским делением и внутригородских районов в его составе», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения муниципального образования отнесена сбор, вывоз и утилизация ТБО.

Представитель административного соответчика Администрации ГОсВД г.Махачкала Гаджимагомедов Г.М. по доверенности в деле, административный иск не признал, просил его в удовлетворении отказать, по доводам, изложенным в возражениях административного ответчика.

Выслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, соответчика, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданину предоставлено право оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он считает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 ст.226 КАС РФ рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

На основании частей 9, 11 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», граждане имеют право на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которых не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 23 указанного закона жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасности и безвредных условий проживания независимо от его срока.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39).

Административный ответчик в своих возражениях, фактически признавая обстоятельства дела, указывает, что в связи с не выделением финансовых средств МО с внутригородским делением городского округа «<адрес>» МКУ УЖКХ г.Махачкалы для проведения работ по содержанию объектов внешнего благоустройства, а также поручением Главы города выполнения работ по заключению контрактов по сбору и вывозу ТБО поручено главам районных администраций по территориальности, Управлению ЖКХ г.Махачкалы учредителем (главой Администрации г.Махачкалы) не было дано поручение по установлению контейнерных площадок указанных в заявлении адресах, в соответствии СанПин, а также их обустройству.

Согласно п. 2 ст. 13 указанного Закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Между тем, отсутствие финансирования не освобождает административного ответчика обязанностей приведения в соответствии с СанПин внутридомовой территории по пр. А.Султана, 18, указанное усматривается также из ответа от ДД.ММ.ГГГГ.10/08-981/16 жильцам указанного дома, из которого следует, что ранее УЖКХ г.Махачкалы с выездом на место было рассмотрено обращение жильцов, проживающих по пр.А.Султана 19/3, 18/3, 18/2, 20д, 27а, 28, 16а, 18, 20 по поводу переноса контейнерной площадки со двора жилого дома. На момент обследования, изложенные в письме факты, не подтвердились, контейнерная площадка находилась в удовлетворительном состоянии. На сегодняшний день по их запросу получено архитектурное решение по переносу и установке новых контейнерных площадок на 2-х точках, в связи, с чем ими дано было поручение ООО УК «Эко-М» организовать перенос и установить баки на указанных местах, и данное поручение взято на контроль УЖКХ и будет исполнено по мере поступления новых контейнеров.

По требованию суда, административным ответчиком сведений о том, что указанное поручение ООО УК «Эко-М» исполнено, не представлено, ссылаясь на то, что УЖКХ г.Махачкалы не является ответственным лицом по неисполнению ООО УК «Эко-М» поручений.

Указанный довод административного ответчика противоречит установленным обстоятельствам дела, вышеуказанному письму, а также из представленного им вместе с возражениями Перечнем поручений в связи с передачей полномочий по уборке мусора на территории г.Махачкала внутригородским районам от 29.12.2015г. следует, (п.2) усматривается, что заместителю главы Администрации (Изиев К.А.), начальнику УЖКХ (Абдуразаков Г.Ш.), начальнику финансового управления поручено произвести сверку расчетов с ООО «ЭКО-М» по проведенным работам, с определением неоплаченной суммы, что свидетельствует о наличии бездействия со стороны административного ответчика УЖКХ г.Махачкалы, выразившегося в отсутствии контроля по исполнению ООО УК «Эко-М» письма от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пп.1 п. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с п.1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

При изложенных выше обстоятельствах, административное исковое заявление Мирзамагомедова Ш.Л. подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Мирземагомедова Шакира Лукмановича к Управлению ЖКХ г.Махачкала, Администрации ГОсВД «г.Махачкала» об обязании устранить допущенные нарушения, удовлетворить.

Признать бездействие УЖКХ г.Махачкалы незаконным и обязать УЖКХ г.Махачкалы переместить мусорные баки из жилой зоны со двора жилого дома №18 по пр. Аметхана Султана г.Махачкалы.

Взыскать с УЖКХ г.Махачкалы в пользу Мирземагомедова Шакира Лукмановича судебные расходы понесенные административным истцом по уплате госпошлины в сумме 300 рублей и 20000 рублей по оплате услуг представителя, а всего: 20300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме.

Мотивированного решения изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Э.М. Атаев

Отпечатано в совещательной комнате.