ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-631/20 от 21.08.2020 Озерского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 августа 2020 года г.о. Озёры

Озерский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Котовой О.А.,

при секретаре Бирюковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-631/20 по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к Совету депутатов городского округа Озёры <адрес> о признании недействующим решения Совета депутатов г.о. Озёры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об инициативе об объединении городского округа Озёры <адрес> и Коломенского городского округа <адрес> и назначении публичных слушаний по вопросу об объединении городского округа Озёры <адрес> и Коломенского городского округа <адрес>»,

у с т а н о в и л:

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом городского округа Озёры <адрес>, Порядком организации и проведения публичных слушаний на территории г.о. Озёры <адрес>, утвержденным решением Совета депутатов г.о. Озёры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Советом депутатов г.о. Озёры <адрес> принято решение от ДД.ММ.ГГГГ ««Об инициативе об объединении городского округа Озёры <адрес> и Коломенского городского округа <адрес> и назначении публичных слушаний по вопросу об объединении городского округа Озёры <адрес> и Коломенского городского округа <адрес>».

ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Совета депутатов г.о. Озёры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об инициативе об объединении городского округа Озёры <адрес> и Коломенского городского округа <адрес> и назначении публичных слушаний по вопросу об объединении городского округа Озёры <адрес> и Коломенского городского округа <адрес>», мотивируя свои требования тем, что являются жителями г.о. Озёры <адрес>. Оспариваемое решение принято Советом депутатов г.о. Озёры <адрес> без проведения публичных слушаний. Указывают, что проведение публичных слушаний является обязательным условием при рассмотрении вопросов об объединении муниципальных образований, они призваны обеспечить учет мнения населения в решении жизненно важных вопросов и должны предшествовать выдвижению Советом депутатов инициативы объединения. Считают, что оспариваемым решением Совет депутатов г.о. Озёры <адрес> уже выступил с инициативой об объединении г.о. Озёры <адрес> и Коломенского городского округа <адрес> и принял решение об обращении к Совету депутатов Коломенского городского округа <адрес> с предложением поддержать инициативу Совета депутатов городского округа Озёры <адрес> до проведения публичных слушаний, не дождавшись мнения жителей, которое они могли бы выразить на публичных слушаниях по вопросу об объединении. Решение Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным без предварительного проведения публичных слушаний по вопросам о преобразовании муниципальных образований и нарушает права граждан на непосредственное участие в местном самоуправлении (ст.133 Конституции РФ, ст.ст. 3,28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В соответствии со ст.17 Устава г.о. Озёры должны предусматриваться меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей городского округа. Проведение публичных слушаний в режиме онлайн-трансляции ограничивает круг жителей муниципального образования, которые могли и хотели бы принять участие в публичных слушаниях, но не смогут по причине отсутствия интернета, необходимого оборудования и не умения им пользоваться. Проведение публичных слушаний в режиме онлайн-трансляции лишает возможности реализации такими гражданами их права на участие в слушаниях.

Административные истцы ФИО2, ФИО4, ФИО7 в судебном заседании требования поддержали в полном объеме.

Административные истцы ФИО3, ФИО5, ФИО6 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель Совета депутатов г.о. Озёры <адрес> по доверенности ФИО9 в судебном заседании требования административных истцов не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление.

Выслушав объяснения административных истцов ФИО2, ФИО4, ФИО7, представителя Совета депутатов г.о. Озёры ФИО9, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно части первой статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части второй статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов г.о. Озёры <адрес> выступил с инициативой об объединении городского округа Озёры <адрес> и Коломенского городского округа <адрес>; принял решение обратиться к Совету депутатов Коломенского городского округа <адрес> с предложением поддержать инициативу Совета депутатов городского округа Озёры <адрес>, назначить и провести ДД.ММ.ГГГГ с 14-00 до 16-00 на территории городского округа Озёры публичные слушания в электронном формате в режиме «онлайн-трансляции» на официальном сайте администрации городского округа Озёры <адрес> в сети Интернет по вопросу об объединении городского округа Озёры <адрес> и Коломенского городского округа <адрес>.

Данное решение было опубликовано в установленном порядке в официальном СМИ (газета «Вестник городского округа Озёры» от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона №131-ФЗ преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, изменение статуса муниципального округа в связи с наделением его статусом городского округа, изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом муниципального округа или статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением, присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.

Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти (часть 2 статьи 13 Закона).

При этом объединение городских округов осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных образований (часть 3.3 статьи 13 Закона).

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 28 Федерального закона №131-ФЗ на публичные слушания должны выноситься вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.

ДД.ММ.ГГГГ Советом депутатов городского округа Озёры была выдвинута инициатива преобразования муниципальных образований городского округа Озёры и Коломенского городского округа путем их объединения без изменения границ. С тем, чтобы данная инициатива была реализована, требовалось получить согласие населения каждого из поселений, выраженное представительным органом каждого из объединяемых поселений.

В этой связи оспариваемым административными истцами решением от ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов городского округа Озёры <адрес> правомерно - в рамках возложенных на него полномочий и собственной компетенции - назначил проведение публичных слушаний по вопросу объединения территорий городского округа Озёры <адрес> и Коломенского городского округа <адрес>.

Доводы административных истцов о том, что административный ответчик обязан был вынести проект оспариваемого решения на публичные слушания, суд считает несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм права.

Доводы административных истцов о том, что проведение публичных слушаний в режиме «онлайн-трансляции» лишило их возможности участвовать в публичных слушаниях, суд не принимает по следующим основаниям.

Назначение оспариваемым решением проведения публичных слушаний в режиме «онлайн-трансляции» было связано с введением в <адрес> режима повышенной готовности для органов управления и сил <адрес> системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ПГ).

Решением Совета депутатов городского округа Озёры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в Порядок организации и проведения публичных слушаний на территории городского округа Озёры <адрес> были внесены изменения: «11.1 Проведение публичных слушаний в период действия на территории <адрес> и городского округа Озёры <адрес> режима повышенной готовности для органов и сил <адрес> системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в электронном формате в режиме «онлайн-трансляции» на официальном сайте администрации городского округа Озёры <адрес> в сети Интернет».

Кроме того, решением Совета депутатов городского округа Озёры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в пункт 3 решения от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения, согласно которым: «В случае отмены на территории <адрес> режима повышенной готовности для органов и сил <адрес> системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, назначенные к проведению в электронном формате в режиме «онлайн-трансляции» на официальном сайте администрации городского округа Озёры <адрес> в сети Интернет публичные слушания проводятся в очной форме».

Решения Совета депутатов городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ административными истцами не оспариваются.

Согласно протоколу публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, публичные слушания проводились в формате очного присутствия, а также предусматривалась возможность участия в публичных слушаниях в формате онлайн-видеоконференции.

Оспариваемое административными истцами решение Совета депутатов городского округа Озёры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ носит распорядительно-организационный характер, соответственно, не нарушает права и интересы административных истцов как субъектов местного самоуправления.

Как было указано выше, согласно статье 13 Федерального закона №131-ФЗ преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе, в том числе, органов местного самоуправления.

По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Совета депутатов городского округа Озёры <адрес> было принято в пределах полномочий Совета депутатов городского округа Озёры <адрес>, законодательству не противоречит, права и законные интересы административных истцов не нарушает.

Учитывая вышеизложенное, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 о признании недействующим решения Совета депутатов г.о. Озёры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об инициативе об объединении городского округа Озёры <адрес> и Коломенского городского округа <адрес> и назначении публичных слушаний по вопросу об объединении городского округа Озёры <адрес> и Коломенского городского округа <адрес>».

Руководствуясь статьями 177-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к Совету депутатов городского округа Озёры <адрес> о признании недействующим решения Совета депутатов г.о. Озёры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об инициативе об объединении городского округа Озёры <адрес> и Коломенского городского округа <адрес> и назначении публичных слушаний по вопросу об объединении городского округа Озёры <адрес> и Коломенского городского округа <адрес>» отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Озерский городской суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись

Копия верна

Судья О.А. Котова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Секретарь ФИО8