ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-631/2022 от 22.09.2022 Холмского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-631/2022

УИД 65RS0017-01-2021-002024-20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 сентября 2022 года Холмский городской суд

Сахалинской области

В составе:

председательствующего судьи Хабисламовой Т.Э.,

при секретаре Чернецовой Н.А.,

при участии представителя административного истца Чернуха А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации муниципального образования «Холмский городской округ» к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору Сахалинское управление Ростехнадзора о признании акта о неготовности к отопительному сезону 2021/2022 незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав; возложении обязанности выдать паспорт готовности к отопительному периоду 2021-2022; признать администрацию муниципального образования «Холмский городской округ» готовой к отопительному периоду 2021-2022»,

УСТАНОВИЛ:

30 декабря 2021 года в Холмский городской суд поступило административное исковое заявление Администрации муниципального образования «Холмский городской округ» к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору Сахалинское управление Ростехнадзора о признании акта о неготовности к отопительному сезону 2021/2022 незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав; возложении обязанности выдать паспорт готовности к отопительному периоду 2021-2022.

В обоснование искового заявления, указано, что Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Сахалинское управление Ростехнадзора в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», с утверждённой программой проверок муниципальных образований Сахалинской области к отопительному периоду 2021-2022, утверждённой и.о. руководителя Ростехнадзора Биль И.В. от 17.08.2021, проведена проверка готовности к отопительно-зимнему периоду 2021-2022 в отношении муниципального образования «Холмский городской округ». Проверка проведена на основании приказа и.о. руководителя Сахалинского управления Ростехнадзора от 11.11.2021 № ПР-380-260-О «О создании комиссии по проверке готовности к отопительному периоду 2021-2022 Администрации МО «Холмский городской округ», с 12.11.2021 по 15.11.2021 в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2021 № 190-ФЗ «О теплоснабжении». По итогам проведения проверки, Администрации выдан акт проверки готовности к отопительному периоду 2021-2022 от 5.11.2021 № 06-260, в котором комиссией установлена неготовность Администрации к работе в отопительном периоде. К указанному акту приложены мероприятия по устранению замечаний от 15.11.2021. Указанный акт подписан председателем комиссии – Биль И.В., членом комиссии – Губкиным К.С., также указанный акт подписан Андреевым И.А., который не является членом комиссии, созданной Приказом № ПР-380-260-О. Администрации неизвестно кем является Андреев И.А., в составе комиссии, созданной Приказом № ПР-380-260-О данный гражданин не указан, считает, что Андреев И.А. не был уполномочен подписывать спорный акт. Приложением № 1к акту № 06-260 от 15.11.2021 установлены не устранённые замечания к акту проверки. Администрация считает, что некоторые пункты вышеуказанного приложения требуют личного комиссионного присутствия на проверяемом объекте. Таким образом, установить наличие нарушений, опровергнуть устранение установленных замечаний либо подтвердить исполнение установленных замечаний возможно только при личном, комиссионном осмотре объектов, подлежащих проверке. Кроме того, на проверку 12.11.2021, образованную приказом от 11.11.2021 № ПР-380-260-О, явился член комиссии, старший государственный инспектор отдела государственного энергетического надзора Могиленко Н.Н., которому в ходе проверки, а именного 12.11.2021 были предоставлены все документы по устранённым замечаниям, указанным в акте. 12.11.2021 Могиленко Н.Н. подтвердил готовность Администрации к отопительному периоду. Администрация считает, что указанные в акте проверки готовности к отопительному периоду 2021/2022 № 06-260 от 15.11.2021 замечания, не служат основанием для выдачи акта с итоговым результатом неготовности объекта к отопительному периоду.

Определением суда от 21 июня 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МУП «Тепло», ООО «Искра» и МУП «Тепловые сети».

18 июля 2022 года административным истцом уточнены исковые требования в части изменения второго пункта просительной части искового заявления, который изложен в следующей редакции: «признать администрацию муниципального образования «Холмский городской округ» готовой к отопительному периоду 2021-2022».

В судебном заседании представитель истца на удовлетворении административного иска, с учётом представленного уточнения настаивал. На вопрос суда пояснил, что судом были истребованы документы об устранении замечаний органом местного самоуправления по акту от 01 ноября 2021 года, данные документы есть в наличии, но в суд он их не представляет. Что касается первоначально заявленного требования о возложении обязанности выдать паспорт готовности к отопительному периоду 2021-2022, то от данного требования администрации не отказывается и просит рассматривать с дополнительно заявленными требованиями.

Административный ответчик, заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания по делу извещены надлежащим образом.

В силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Исходя из пунктов 1 - 3 части 1, частей 2 и 3 статьи 20 Федерального закона "О теплоснабжении", муниципальные образования, теплоснабжающие организации, теплосетевые организации и потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения, подлежат проверке готовности к отопительному периоду, которая в отношении муниципальных образований осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора, а в отношении остальных из названных лиц - органами местного самоуправления в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей. Такие правила утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103.

Согласно частям 4 и 5 статьи 20 Федерального закона "О теплоснабжении" проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется, в частности, в целях определения наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения. Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утверждённого схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надёжности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

Согласно пункту 2.6.10 постановления Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях (далее - паспорт готовности).

На основании пункта 4 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утверждённых приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103 (далее - Правила), в отношении многоквартирных домов проверка осуществляется путём определения соответствия требованиям настоящих Правил лиц, осуществляющих в соответствии с жилищным законодательством управление многоквартирным домом и приобретающих тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг в части отопления и горячего водоснабжения. В отношении указанных лиц также осуществляется проверка проводимых ими мероприятий по подготовке к отопительному периоду.

Проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - комиссия) (пункт 5 Правил).

При проверке комиссиями проверяется выполнение требований, установленных главами III - V настоящих Правил (далее - требования по готовности). В целях проведения проверки комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости - проводят осмотр объектов проверки (пункт 6 Правил).

Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (далее - акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки, по рекомендуемому образцу согласно приложению № 1 к настоящим Правилам.

В акте содержатся следующие выводы комиссии по итогам проверки:

объект проверки готов к отопительному периоду;

объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией;

объект проверки не готов к отопительному периоду (пункт 7 Правил).

При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний (далее - Перечень) с указанием сроков их устранения (пункт 8 Правил).

Паспорт готовности к отопительному периоду составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению № 2 к настоящим Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем (пункт 9 Правил).

Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии (пункт 10 Правил).

Организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период (пункт 12 Правил).

11 ноября 2021 года Сахалинским управлением Ростехнадзора издан приказ № ПР-380-260-О «О создании комиссии по проверке готовности к отопительному периоду 2021-2022 годов «Администрации муниципального образования «Холмский городской округ», которым приказано создать комиссию по оценке готовности к отопительному периоду 20211-2022 годов Администрации муниципального образования «Холмский городской округ» в следующем составе: Биль Иван Владимирович- заместитель руководителя Сахалинского управления Ростехнадзора (председатель комиссии); Могиленко Николай Николаевич- старший государственный инспектор отдела государственного энергетического надзора (член комиссии); Губкин Константин Сергеевич- старший государственный инспектор отдела государственного энергетического надзора (член комиссии) (пункт 1.2.).

15 ноября 2011 года комиссией, образованной Приказом от 11 ноября 2021 г. № ПР-380-260-О составлен акт №06-260 проверки готовности к отопительному периоду 2021/2022 г.г. Администрации муниципального образования «Холмский городской округ». Проверка готовности к отопительному периоду проводилась в отношении следующих объектов – котельных МУП «Тепло», котельных МУП «Искра» и котельных МУП «Тепловые сети» и комиссия установила неготовность к работе в отопительном периоды. Данный акт подписан Биль И.В., Губкиным К.С. и Андреевым И.А..

Одним из оснований обращения с настоящим административным иском в суд органом местного самоуправления, явилось то обстоятельство, что названный акт подписан Андреевым И.А., который согласно Приказу от 11 ноября 2021 г. № ПР-380-260-О не включён в качестве члена комиссии. Данный довод признается судом несостоятельным в силу следующего.

Как следует из раздела «II. Порядок проведения проверки», утверждённого Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 "Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду", проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - комиссия). В состав комиссии включаются представители уполномоченного органа, образовавшего комиссию. В целях проведения проверки потребителей тепловой энергии в состав комиссии могут включаться по согласованию представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и жилищной инспекции. В целях проведения проверки потребителей тепловой энергии к работе комиссии по согласованию могут привлекаться представители единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, а также организации, к тепловым сетям которой непосредственно подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии. В целях проведения проверки теплоснабжающих и теплосетевых организаций в состав комиссии могут включаться по согласованию представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Приказом от 12 ноября 2021 года № ПР-380-260-О Сахалинского управления Ростехнадзора пункт 1.2 приказа от 11 ноября 20321 года № ПР-380-260-О изложен в следующей редакции: Андреев Игорь Александрович государственный инспектор отдела государственного энергетического надзора (член комиссии).

Таким образом материалами дела подтверждается замена Могиленко Николая Николаевича- старшего государственного инспектора отдела государственного энергетического надзора (член комиссии) на Андреева Игоря Александровича государственного инспектора государственный инспектора отдела государственного энергетического надзора (член комиссии). Соответственно обжалуемый, административным истцом акт № 06-260 от 15 ноября 2021 года, подписан уполномоченными на то, членами комиссии.

Довод административного истца относительно того, что необходимые мероприятия к акту проверки от 15 ноября 2021 года № 06-260 ими выполнены, не подтверждён какими-либо доказательствами.

Как следует из материалов дела, проверке от 15 ноября 2021 года предшествовала аналогичного характера проверка готовности к отопительному периоду 2021/2022 г.г., что подтверждается актом № 06-227 от 01 ноября 2021 года, которым также была установлена неготовность органа местного самоуправления к отопительному периоду, и анализируя приложения № 1 к данному акту и к акту № 06-260 от 15 ноября 2021 года суд приходит к выводу, что лишь часть выявленных административным ответчиком замечаний, административным истцом была устранена, а именно в обжалуемом акте не указаны следующие нарушения:

- в отношении МУП «Тепло»- «не представлены утверждённые актуализированные схемы теплоснабжения», «на всех котельных МУП «Тепло» за исключением ТЭЦ и котельной по ул. Лесозаводской, дом 12 эксплуатация котлов осуществляется без до котловой и внутри котловой обработки воды»;

- в отношении МУП «Искра», «не представлены утверждённые актуализированные схемы теплоснабжения»;

- по МУП «Тепловые сети» - «имеет действующее неисполненное предписание органов Ростехнадзора», « не представлен план тепловой план сети (масштабный): оперативная и эксплуатационная (расчётная) схемы, профили теплотрасс по каждой магистрали с нанесением линии статического давления, перечень газоопасных камер и проходных каналов», «не подтверждено испытание на прочность и плотность на максимальную температуру теплоносителя, на определение тепловых и гидравлических потерь 1 раз в пять лет».

Остальные замечания Администрацией МО «Холмский городской округ» устранены не были. Представленное в материалы дела письмо административным истцом от 23 марта 2022 года № 246-Д, адресованное начальнику Сахалинского Управления Ростехнадзора с приложением отчёта и мероприятий по устранению замечаний к акту проверки готовности к отопительному периоду 2021-2022 от 12 ноября 2021 года в форме таблицы, не подтверждено какими-либо документами.

Административный истец полагает, что в нарушение п.5 раздела II Правил № 103 в программе проверки муниципальных образований Сахалинской области к отопительно-зимнему периоду 2021-2022 годов, утверждённых и.о. руководителя Сахалинского управления Ростехнадзора Биль И.В., не указаны объекты подлежащие проверке, сроки.

В материалы дела представлена Программа проверки муниципальных образований Сахалинской области к отопительно-зимнему периоду 2021-2022 годов, в которой указаны наименование тем и вопросов, подлежащих разрешению и нормативно-технические документы, которые подлежат применению.

Порядок проведения проверок, как указывалось ранее, регламентирован Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 "Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду". Работа комиссии осуществляется в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду (далее - программа), утверждаемой руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа, в которой указываются, в том числе объекты, подлежащие проверке. В приказе от 11 ноября 2021 года № ПР-380-260-О, изданном административным ответчиком помимо указания членов комиссии в п.1.2., в пункте 4 отмечено, что Администрации муниципального образования «Холмский городской округ» для достижения целей и зада проверки готовности к отопительному периоду 2021-2022 годов необходимо представить документы, перечисленные в Программе проверки муниципальных образований Сахалинской области к отопительно-зимнему периоду 2021-2022 годов. Как следует из п.5 Приказа, проверку готовности к отопительному сезону Администрации муниципального образования «Холмский городской округ» провести с 12 ноября 2021 год по 15 ноября 2021 год. Комиссии по результатам проверки готовности к отопительному периоду, согласно приложению № 1 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утверждённых Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103 (п.6). На основании изложенного, суд делает вывод, что и объект проверки- Администрация МО «Холмский городской округ» и сроки ее проведения указаны в Приказе 11 ноября 2021 года № ПР-380-260-О.

Таким образом, требование Администрации муниципального образования «Холмский городской округ» к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору Сахалинское управление Ростехнадзора о признании акта о неготовности к отопительному сезону 2021/2022 незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав, не подлежат удовлетворению.

Также суд оставляет без удовлетворения требования административного истца о возложении обязанности на административного ответчика выдать паспорт готовности к отопительному периоду 2021-2022 и признать администрацию муниципального образования «Холмский городской округ» готовой к отопительному периоду 2021-2022», по следующим основаниям.

Паспорт готовности к отопительному периоду составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению № 2 к настоящим Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем (пункт 9 Правил).

Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований (пункт 10 Правил).

Организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период (пункт 12 Правил).

Поскольку административным истцом не выполнены требования действующего законодательства в части готовности к отопительному сезону 2021/2022 годы, паспорт готовности объекта к отопительному сезону после 15 ноября не может быть выдан. Кроме того неустранение указанных проверяющим органом нарушений, органом местного самоуправления может привести к авариям и иным инцидентам связанным с теплоснабжением населения.

На основании изложенного, административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175-177 КАС РФ, суд-

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Администрации муниципального образования «Холмский городской округ» к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору Сахалинское управление Ростехнадзора о признании акта о неготовности к отопительному сезону 2021/2022 незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав; возложении обязанности выдать паспорт готовности к отопительному периоду 2021-2022; признать администрацию муниципального образования «Холмский городской округ» готовой к отопительному периоду 2021-2022», отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Холмский городской суд путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 27 сентября 2022 года.

Судья Хабисламова Т.Э.