ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6320/17 от 15.12.2017 Промышленного районного суда г. Самары (Самарская область)

Решение

Именем Российской Федерации

15 декабря 2017 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Левиной М.В.,

при секретаре Бехтиной Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-6320/2017 по административному исковому заявлению ТСЖ «Надежда 2009» к административному ответчику Государственной жилищной инспекции Самарской области о признании предписания незаконным, отмене предписания,

Установил:

Административный истец ТСЖ «Надежда 2009» обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Государственной жилищной инспекции Самарской области о признании предписания незаконным, отмене предписания.

В обоснование требований административный истец в административном исковом заявлении ссылается на следующие обстоятельства.

По электронной почте ТСЖ «Надежда 2009» получено от ГЖИ Самарской области 29.09.2017г. предписание №<данные изъяты> об отсутствии сведений о деятельности ТСЖ «Надежда 2009» в системе ГИС ЖКХ.

По мнению административного истца, предписание вынесено в нарушение действующего законодательства и без достаточных оснований по следующим обстоятельствам.

В предписании не верно трактуется требование Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" в части сроков размещения сведений о деятельности ТСЖ «Надежда 2009» в системе ГИС ЖКХ.

Ответчик ошибочно полагает, что вся информация о деятельности ТСЖ «Надежда 2009» в системе ГИС ЖКХ должна быть размещена до 1.01.2017г.

Согласно п.4 ст. 12 ФЗ-209 с 1 июля 2017 года поставщики информации обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом, за исключением поставщиков информации, осуществляющих деятельность на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, и поставщиков информации - федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, органов государственного жилищного надзора в части размещения информации, предусмотренной статьей 195 Жилищного кодекса Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (за исключением субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя), лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, в части размещения информации, предусмотренной статьей 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, для которых законодательством Российской Федерации установлен более ранний срок размещения информации в системе.

Статья 198 ЖК РФ определяет «Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра». В статье указано, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе.

Однако, ТСЖ не имеет соответствующей лицензии на управление жилыми домами и не является лицензиатом, так как является некоммерческой организацией и осуществляет управление жилым домом не на коммерческой основе.

Таким образом, в силу ФЗ-209 ТСЖ «Надежда 2009» обязано разместить информацию о своей деятельности не до 1.01.2017г., а до 1.01.2018г.

Более того, в соответствии с п. 18 ст.7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О государственной информационной системе жилищно- коммунального хозяйства" лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг; размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Однако, ТСЖ «Надежда 2009» не имеет ни одного договора на оказание услуг, поэтому не обязано размещать в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6,Т, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 ФЗ-209.

В соответствии с п.6 ст. 12 Закона при заключении соглашения, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают возможность передачи в автоматизированном режиме информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, действующих на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в систему по истечении трех месяцев со дня вступления в силу этого соглашения, но не позднее 1 февраля 2016 года.

ТСЖ «Надежда 2009», добровольно желая размещать информацию о своей деятельности на ГИС ЖКХ, до настоящего времени это сделать не может, так как система не работает в полном объеме из-за не верно присвоенного ТСЖ «Надежда 2009» системным администратором ГИС ЖКХ почтового индекса в то время, как верным почтовым индексом ТСЖ «Надежда 2009» является .

Почтовый индекс и почтовый адрес ТСЖ «Надежда 2009» - <адрес> присвоен Распоряжением Главы Администрации Промышленного района г.о Самара от ДД.ММ.ГГГГ.

Неоднократные обращения ТСЖ «Надежда 2009» к системному администратору ГИС ЖКХ по вопросу исправления индекса положительного результата не дали, что подтверждается соответствующей перепиской и распечатками с сайта ГИС ЖКХ.

ТСЖ не является системным администратором ГИС ЖКХ и не может самостоятельно исправить неверный почтовый индекс , который был ему ошибочно присвоен системным администратором ГИС ЖКХ.

При таких обстоятельствах нет какой-либо вины ТСЖ «Надежда 2009» в невозможности размещения информации о своей деятельности в ГИС ЖКХ, поэтому обжалуемое предписание является не законным и подлежащим отмене.

На основании изложенного административный истец просит суд признать незаконным и отменить вынесенное административным ответчиком предписание <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о возложении обязанности на ТСЖ «Надежда 2009» по раскрытию (опубликованию) информации в системе ГИС ЖКХ.

Представитель ТСЖ «Надежда» адвокат ФИО5, полномочия подтверждены доверенностью и ордером, в судебном заседании административное исковое заявление поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, объяснения дал согласно описательной части решения.

Представитель Государственной жилищной инспекции Самарской области ФИО6 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

Свидетель ФИО7 пояснила, что является сотрудником ТСЖ «Надежда 2009». При внесении обязательной информации о деятельности ТСЖ в ГИС ЖКС, свидетель обнаружила невозможность раскрытия информации ввиду указания системным администратором неверного индекса ТСЖ «Надежда 2009», вместо <данные изъяты>, неверно указано <данные изъяты>. По этому поводу свидетель и председатель ТСЖ неоднократно писали в Государственную жилищную инспекцию Самарской области, звонили в администрацию внутригородского Промышленного района г.о. Самара, по вопросу исправления индекса. В дальнейшем, индекс был исправлен только в одной странице. Указанные обстоятельства препятствуют к внесению обязательной информации о деятельности ТСЖ в ГИС ЖКХ. Информацию вносила по шаблону. В ручном режиме информацию вносить не представляется возможным ввиду большого объема данной информации.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

На основании п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, обязанность доказывания обстоятельств: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия): б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца или об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными.

Согласно пункту 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 утверждено Положение о государственном жилищном надзоре.

Постановлением Правительства Самарской области от 10.04.2013 № 150 утверждено Положение о государственной жилищной инспекции Самарской области.

Согласно п. 2.3. Положения о государственной жилищной инспекции Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 10.04.2013 г. № 150, инспекция осуществляет следующие полномочия: осуществление деятельности по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований посредством организации проведения проверок, принятие предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.

Пунктом 2.4. Положения о государственной жилищной инспекции Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 10.04.2013 г. N 150 предусмотрено, что жилищная инспекция по результатам осуществления регионального государственного жилищного надзора, государственного контроля в случае выявления нарушений обязательных требований в соответствии с действующим законодательством предъявляет требования: выдает предписания, составляет протоколы об административных правонарушениях, выносит представления…

Приказом Государственной жилищной инспекции Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ-п утвержден Административный регламент исполнения государственной жилищной инспекцией Самарской области государственной функции по осуществлению лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Из материалов дела следует, что управление многоквартирным домом по адресу: Самара <адрес> осуществляет ТСЖ «Надежда 2009».

Распоряжением Государственной жилищной инспекцией Самарской области № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ назначена внеплановая проверка в отношении ТСЖ «Надежда 2009».

ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом Государственной жилищной инспекцией Самарской области ФИО6 на основании распоряжения № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, была проведена внеплановая проверка в отношении ТСЖ «Надежда 2009».

По результатам проверки, ДД.ММ.ГГГГ, главным специалистом Государственной жилищной инспекцией Самарской области ФИО6, выдано в адрес ТСЖ «Надежда 2009 » предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований в части отсутствия сведений в системе ГИС ЖКХ, раскрытии (опубликовании) сведений в системе ГИС ЖКХ в срок до ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 39 Промышленного судебного района г. Самара Самарской области ФИО1, ТСЖ «Надежда 2009» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5. КоАП, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Распоряжением Государственной жилищной инспекцией Самарской области № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ назначена проверка в отношении ТСЖ «Надежда 2009» с целью установления исполнения предписания об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ

По результатам проверки, ДД.ММ.ГГГГ, главным специалистом Государственной жилищной инспекцией <адрес>ФИО6, выдано в адрес ТСЖ «Надежда 2009 » предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований в части отсутствия сведений в системе ГИС ЖКХ ФЗ- , Приказа /пр., раскрытии (опубликовании) сведений в системе ГИС ЖКХ в срок до 09. 01. 2018 г.

При подаче настоящего административного искового заявления, истец указал, что размещение информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) возложена только на лиц, осуществляющих свою деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом. Однако, ТСЖ «Надежда 2009» не имеет договоров на оказание услуг, поэтому не обязано размещать в системе информацию, предусмотренную п.п 1,2,6,21-25, 28-33,35-40 ч. 1 ст. 6 ФЗ 209 «О государственной информационной системе жилищно- коммунального хозяйства». Кроме того, административный ответчик ошибочно полагает, что вся информация о деятельности ТСЖ в системе ГИС ЖКХ должна быть размещена до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Федеральным законом №209-ФЗ поставщиками информации являются субъекты, размещающие информацию в системе, а именно органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона №209-ФЗ установлены виды информации, размещаемой в системе.

В соответствии с ч.5 ст.6 Федерального закона от 21 июля 2014 г. №263-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (в ред. от 28.12.2016) (далее - Федеральный закон № 263-Ф3) с 01.07.2017г. применяются положения части 10.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ согласно с которой товарищество обязано обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях его финансово- хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Разделом 10 Приказа определена информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом.

Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации, в ГИС ЖКХ утверждены приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ/пр, из которого следует, что законодательством для товариществ установлена обязанность по размещению информации в ГИС ЖКХ, с ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, доводы административного истца о том, что ГЖИ в предписании неверно трактует требование ФЗ 209 «О государственной информационной системе жилищно- коммунального хозяйства» в части сроков размещения сведений о деятельности ТСЖ «Надежда 2009» в системе ГИС ЖКХ, и о том, что ТСЖ «Надежда 2009» не обязано размещать в системе информацию, предусмотренную п.п 1,2,6, 21025, 28-33, 35-40 ч. 1 ст. 6 ФЗ 209, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, в связи с чем не принимаются судом во внимание.

Что касается доводов административного истца о том, что ГИС ЖКХ некорректно указан почтовый индекс многоквартирного <адрес> в <адрес>.

В соответствии с п.6 ст. 12 Закона при заключении соглашения, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают возможность передачи в автоматизированном режиме информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, действующих на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в систему то истечении трех месяцев со дня вступления в силу этого соглашения, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением Заместителя Главы г.о. Самара –Главой администрации Промышленного <адрес> г.о. Самара, многоэтажному жилому комплексу со встроенно- пристроенными жилыми помещениями, присвоен адрес: <адрес>.

Согласно данным с официального сайта ФИАС https://fias.nalog.ru/ значится адрес: <адрес>.

Согласно данным с сайта ГИС ЖКХ https://dom.gosuslugi.ru значится адрес: <адрес>.

Административный истец к своему исковому заявлению прикладывает распечатки страниц с сайта ГИС ЖКХ в обоснование своих доводов в части обращения к системному администратору по вопросу исправления неверно указанного индекса.

Судом установлено, что система ГИС ЖКХ частично содержит ошибочные сведения в части индекса ТСЖ «Надежда 2009», однако в деле отсутствуют допустимые доказательства, указывающие на то, что данное обстоятельство являлось препятствием к размещению информации о деятельности ТСЖ «Надежда 2009» в системе ГИС ЖКХ.

Суд принимает во внимание, что административный истец с данным вопросом в первый раз обратился в техническую поддержку ГИС ЖКХ только ДД.ММ.ГГГГ. То есть за один день до проведения повторной проверки (акт проверки № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ).

При этом, административным истцом первое предписание инспекции от ДД.ММ.ГГГГ №СПр-48042, выданного по результатам проверки, проведенной на основании поступившего в инспекцию обращения от ДД.ММ.ГГГГ вх.-ц, в суде не обжаловалось, более того, данное предписание частично исполнено товариществом, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> протоколом от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> и оспариваемым предписанием.

Как разъяснил суду главный специалист Государственной жилищной инспекцией Самарской области ФИО6, частично размещенная информация с неверно указанным индексом, не является препятствием к размещению необходимой информации в системе ГИС ЖКХ, при условии ее размещения в ручном режиме. Информация о деятельности ТСЖ, в управлении которого находится один дом, подлежит внесению в ручном режиме, внесение информации по шаблону предусмотрено для большего объема информации, когда в управлении лица находится несколько многоквартирных домов.

Административный истец ссылается на попытку размещения информации по шаблону, поскольку в ручном режиме размещение такой информации затруднительно из-за значительного объема работы. Данные доводы суд признает несостоятельными. Административный истец не был лишен права получить консультацию в Государственной жилищной инспекции о порядке размещения информации при возникновении соответствующих затруднений. Более того, как разъяснил суду главный специалист Государственной жилищной инспекции Самарской области ФИО6, часть разделов для размещения информации о деятельности ТСЖ в ГИС ЖКХ не связана с указанием индекса ТСЖ, в связи с чем административный истец мог беспрепятственно разместить данную информацию, однако этого не сделал.

При таких обстоятельствах, доводы административного истца о том, что не представлялось возможным разместить информацию о деятельности ТСЖ в системе ГИС ЖКХ по причине неверно указанного почтового индекса, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Принимая во внимание, что административный ответчик в соответствии с требованиями ст. 226 КАС РФ представил конкретные объективные доказательства нарушений ТСЖ «Надежда 2009» требований действующего законодательства и вынес правомерное предписание, не нарушающее права административного истца, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат отклонению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Решил:

В удовлетворении административного искового заявления ТСЖ «Надежда 2009» -отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд Самарской области в течение месяца, с момента изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 22 декабря 2017 года.

Председательствующий: Левина М.В.