ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6327/18 от 22.11.2018 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2а-6327/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Петропавловск-Камчатский 22 ноября 2018 года

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

судьи Фоменко С.В.,

при секретаре Шпилевой Е.С.,

с участием административного истца Полежаева Г.Г.,

представителя административного истца Бурнайкиной К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Полежаева Геннадия Геннадьевича к Федеральному агентству воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (Росавиации) о признании незаконным приказа Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (Росавиации) "Об аннулировании свидетельства авиационного персонала" № 286-П от 09 апреля 2018 года, в части аннулирования свидетельства коммерческого пилота № 0041154 от 21 августа 2017 года, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Полежаев Г.Г. обратился в суд с административным иском о признании незаконным приказа Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (Росавиации) "Об аннулировании свидетельства авиационного персонала" № 286-П от 09 апреля 2018 года, в части аннулирования свидетельства коммерческого пилота № 0041154 от 21 августа 2017 года, возложении обязанности на административного ответчика отменить приказ № 286-П от 09 апреля 2018 года в части аннулирования свидетельства коммерческого пилота Полежаева Геннадия Геннадьевича № 0041154 от 21 августа 2017 года, внести изменения в Федеральную государственную информационную систему "Реестр выданных свидетельств авиационного персонала" об исключении записи об аннулировании свидетельства коммерческого пилота Полежаева Геннадия Геннадьевича № 0041154 от 21 августа 2017 года, разместить об этом сведения на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации в разделе "Деятельность – летная эксплуатация – авиационный персонал" не позднее пяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований указал, что приказом Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (Росавиация) "Об аннулировании свидетельств авиационного персонала" № 286-П от 09 апреля 2018 года (пункт 1 приказа) аннулировано выданное ему свидетельство коммерческого пилота № 0041154 от 21 августа 2017 года, по основанию указания недостоверных сведений в представленных документах на выдачу свидетельства, что препятствует ему совершать полеты, то есть выполнять трудовые обязанности в АО "Камчатское авиационное предприятие", где он трудоустроен с 29 января 2015 года. По мнению административного истца приказ незаконен и не обоснован, поскольку никаких недостоверных сведений он представлял. Представленные документы для выдачи свидетельства соответствовали перечню необходимому для получения свидетельства. Он прошел профессиональную переподготовку в ФГБОУ ВПО "Южно-Уральский университет" с 01 октября 2013 года по 31 июля 2014 года по программе "Подготовка пилотов коммерческий авиации" о чем ему был выдан диплом о профессиональной переподготовке. Аннулированное свидетельство было выдано истцу после проведения Камчатским МТУ Росавиации проверки представленных им документов, решением которого № 60 от 21 августа 2017 года установлено, что представленные документы содержат достоверные сведения, обучение пройдено им в полном объеме, в образовательном учреждении, имеющем соответствующую лицензию.

В судебном заседании административный истец Полежаев Г.Г. на удовлетворении заявленных требований настаивал, по основаниям, изложенным в иске, пояснил, что не представлял недостоверных сведений для получения свидетельства пилота. Он заключил договор с ООО "Авиакомпания "ЧелАвиа" на организацию его обучения, само обучение проходило на базе учебного центра АУЦ "Авиакомпании "ЧелАвиа", теоретическая часть, как в учебном центре, так и при Южно-Уральском университете. Полагал, что удостоверение, выданное учебным центром подтверждает прохождение переподготовки в соответствии с требованиями законодательства.

Представитель административного истца адвокат Бурнайкина К.В. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала. Полагала, что ответчик превысил свои полномочия при вынесении приказа и аннулировании свидетельства коммерческого пилота, в чем заключаются недостоверные сведения в приказе не указано, доводы Росавиации были озвучены только в судебном заседании, объяснения у Полежаева Г.Г. не брались. Пояснила, что удостоверение № 015 приказом № 8 от 28 августа 2018 года в связи с выявленной технической ошибкой, выданное Полежаеву Г.Г. ЧУДПО "УТЦ "ЧелАвиа" было признано недействительным и 28 августа 2018 года выдан дубликат удостоверения № 015 о том, что Полежаев Г.Г. 01 октября 2013 года поступил в авиационный учебный центр ООО "Авиакомпания "ЧелАвиа" и 31 июля 2014 года окончил частное учреждение дополнительного профессионального образования "Учебно-тренировочный центр "ЧелАвиа" по программе "Программа подготовки пилотов коммерческой авиации" (на самолетах: однодвигательный Р-2002, многодвигательный Р-2006Т), утвержденной 27.07.2011 начальником УЛЭ ФАВТ. АУЦ имел и лицензию и сертификат на переподготовку пилотов по программам, утвержденным ФАВТ.

Административный ответчик Федеральное агентство воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (Росавиация) извещен о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке. Согласно письменных объяснений представителя административного ответчика Мнишко В.В. от 05 сентября 2018 года, Росавиация, наделённая полномочием выдавать свидетельства авиационного персонала вправе в порядке самоконтроля отменить своё решение (территориального органа) в случае, если выяснилась его необоснованность (неправомерность). Росавиация на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ и Министерства транспорта РФ издаёт приказы по вопросам, отнесённым к компетенции ведомства. Таким образом, оспариваемый приказ Росавиации от 09.04.2018 № 286-П издан в соответствии с установленным порядком. Ни одно структурное подразделение ЮУрГУ сертификацию как авиационный учебный центр не проходило. Наличие у ЮУрГУ лицензии на ведение образовательной деятельности не освобождает от обязанности соблюдения требований воздушного законодательства, в случае, если образовательная организация осуществляет подготовку специалистов авиационного персонала (пилотов) законодательством не предусмотрена взаимозаменяемость выдаваемого в соответствии с воздушным законодательством сертификата и выдаваемый в соответствии с законодательством об образовании лицензии. Таким образом, ЮУрГУ в отсутствие сертификата АУЦ, ООО "Авиакомпания "ЧелАвиа" в отсутствие действующего сертификата и лицензии на право осуществления образовательной деятельности не могли осуществлять профессиональную переподготовку и стажировку соответственно, как это указано в представленном в государственный орган документе - дипломе ЮУрГУ серии А-ПП № 001087. Следовательно, сведения, содержащиеся в представленном в государственном документе - дипломе ЮУрГУ серии А-ПП № 001087 недостоверны. Административному истцу изначально присвоена квалификация "инженер", на момент поступления в ЮУрГУ свидетельств авиационного персонала не имел, то есть не был пилотом гражданской авиации, следовательно, не мог переучиваться на новый тип воздушного судна в рамках дополнительного образования. Свидетельство пилота коммерческой авиации первоначально было выдано на основании документов, содержащих недостоверные сведения. Приказ Росавиации содержит ссылки на правовые основания его издания и на фактические основания его принятия, требований к детальному содержанию законодательство не устанавливает. В связи с чем, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Заинтересованное лицо АО "Камчатское авиационное предприятие" извещено о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке, представителя для участия в судебном заседании не направило. Согласно отзыву от 02 ноября 2018 года полагало исковые требования Полежаева Г.Г. подлежащими удовлетворению. Полежаев Г.Г. начал трудовую деятельность в должности инженера по техническому обслуживанию воздушных судов. Зарекомендовал себя как грамотный специалист, который с высокой степенью ответственности подходит к реализации производственных задач. Ответственный и исполнительный, нареканий от руководства не имел. С 2013 по 2014 годы за собственные средства прошёл переподготовку в "ЧелАвиа" на пилота самолёта по утверждённой ФАВТ программе. В 2015 году Полежаев Г.Г. был принят на должность второго пилота самолёта L-410UVP-Е20 в АО "КАП". Общий стаж лётной работы 15 лет. Авиационных происшествий и инцидентов по своей вине не имеет, в усложненной обстановке действует грамотно. Полежаев Г.Г. на данный момент единственный кандидат из числа вторых пилотов, соответствующий требованиям для ввода в качестве командира ВС на ближайшие 3 года.

Заинтересованное лицо Камчатское межрегиональное территориальное управление Воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта извещено о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке. Согласно отзыву от 25 сентября 2018 года указано, что 01 августа 2014 года Уральским МТУ Росавиации Полежаеву Г.Г. выдано свидетельство коммерческого пилота № 0001826. В этой связи проверка представленных Полежаевым Г.Г. документов для получения первоначального свидетельства коммерческого пилота на предмет их соответствия требованиям федеральных авиационных правил Камчатским МТУ Росавиации не проводилась. Камчатским МТУ Росавиации 03 июля 2015 года Полежаеву Г.Г. выдано свидетельство коммерческого пилота № 0001070, в связи с внесением квалификационной отметки "самолёт Л-410 УВП-Э20. Второй пилот", а 21 августа 2017 года выдано свидетельство коммерческого пилота № 0041154, в связи с внесением квалификационной отметки о владении английским языком 4 уровня по шкале ИКАО. Таким образом, с учетом правовых и фактических оснований издания приказа Росавиации от 09 апреля 2018 года № 286-П Камчатское МТУ Росавиации полагает данный приказ законным и обоснованным, а требования не подлежащими удовлетворению.

Заинтересованное лицо ООО "Авиакомпания "ЧелАвиа" извещено о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке, в суд представителя не направило.

Заинтересованное лицо частное профессиональное образовательное учреждение "Челябинское летное училище гражданской авиации" извещено о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке, в суд представителя не направило. Согласно отзыву директора Матусевича А.И. от 13 сентября 2018 года исковые требования Полежаева Г.Г. подлежат удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям. Приказ нарушает конституционные права административного истца, ограничивает в выборе рода деятельности и профессии. На основании удостоверения № 015 от 31 июля 2014 года, выданного Полежаеву Г.Г. в соответствии с требованиями Росавиации в Уральское МТУ Росавиации было направлено представление "ЧелАвиа" на выдачу свидетельства коммерческого пилота Полежаеву Г.Г. с приложением всех документов, предусмотренных пунктом 9 Правила проведения проверки и проверки знаний в форме тестирования, на основании которых 01 августа 2014 года Уральским МТУ Росавиации Полежаеву Г.Г. было выдано свидетельство коммерческого пилота III № 0001826 с квалификационными отметками: Самолет (airplane) Р2006Т Со-рilot; Полеты по правилам полетов по приборам - самолет (instrument airplane). "ЧелАвиа" на момент прохождения обучения Полежаева Г.Г. имело необходимые разрешительные документы (сертификаты, лицензии, утверждённые программы (размещены на официальном сайте) для осуществления подготовки коммерческих пилотов. "ЧелАвиа" как авиационный учебный центр был одобрен Росавиацией, о чём на официальном сайте ФАВТ и по настоящее время размещена информация с приложением сертификата. Процесс подготовки был организован с привлечением АУЦ ООО "Авиакомпания "ЧелАвиа", ГОУ ВПО "Южно-Уральский государственный университет", Уральского учебно-тренировочного центра ГА. Программа "Программа подготовки пилотов коммерческой авиации", утверждённая 27.07.2011 начальником УЛЭ ФАВТ (Росавиация) и согласована ректором ФГБОУ "Южно-Уральский государственный университет" является составной частью программы ДПО реализуемой ЮУрГУ с выдачей дипломов установленного образца. Диплом о профессиональной переподготовке даёт его обладателю право заниматься определённой профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, о чём разъясняется в письме Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО в адрес Минтранса России № 06-ПГ-МОН-29336. ООО Авиакомпания "ЧелАвиа" являлась лицом, организовавшим согласованный с Росавиацией процесс подготовки коммерческих пилотов с привлечением указанных выше учебных заведений в соответствии с действующими требованиями, утверждёнными программами, сертификатами и лицензиями о чём Росавиация имела полную исчерпывающую информацию и являлась непосредственно инициатором данной формы обучения. В связи с реорганизацией АУЦ ООО "Авиакомпания "ЧелАвиа" и переводом учебного процесса в НОУ "УТЦ "ЧелАвиа" о чём Росавиация имела полную осведомлённость, были изданы соответствующие приказы о переводе Полежаева Г.Г. из одной организации в другую без изменения программы обучения. В дальнейшем, указанное свидетельство коммерческого пилота было заменено дважды Камчатским МТУ Росавиации. После проверки документов Полежаева Г.Г. ему выданы свидетельства коммерческого пилота с квалификационными отметками: Самолет (airplane) L 410UVP-E 20 Со-рilot, P 2006t; полеты по правилам полетов по приборам - самолет (instrument airplane); владение английским языком-4 уровень. При внесении квалификационных отметок ранее выданное свидетельство обменивается на свидетельство с внесенными квалификационными отметками. Оспариваемый приказ не содержит указаний в отношении конкретных указанных сведений, не соответствующих действительности и являющихся недостоверными, что безусловно нарушает права административного истца, поскольку вынесенное решение государственного органа в части прекращения его прав должно быть мотивированным и обоснованным. Вместе с тем, указанным требованиям оспариваемый в части приказ Росавиации не соответствует, что является самостоятельным основанием для признания его незаконным, поскольку отсутствие указаний на конкретные нарушения норм законодательства и оснований для его принятия нарушает права административного истца, который должен быть проинформирован об основаниях принятого в отношении него государственным органом решения, разрешающего вопрос о его правах. Вместе с тем, представленными административным истцом доказательствами подтверждается факт того, что в территориальное управление Росавиации, в отношении Полежаева Г.Г. были представлены все документы, предусмотренные пунктом 9 Правил проведения проверки, в том числе со сведениями о профессиональной переподготовке, требования к которой утверждает в качестве уполномоченного органа Росавиация, которой в ходе проверки, послужившей основанием для принятия оспариваемого приказа об аннулировании выданного свидетельства, не выявлены новые данные и сведения, кроме тех, которые были представлены образовательной организацией в УМТУ ВТ ФАВТ для выдачи Полежаеву Г.Г. свидетельства коммерческого пилота и в дальнейшем для внесения квалификационных отметок в свидетельство коммерческого пилота, которые были проверены территориальным управлением. Ответчик трижды проводил проверку представленных документов и не усматривал в них каких-либо не достоверных сведений и по результатам проведенных проверок выдавал свидетельство пилота коммерческой авиации. Законность и обоснованность выдачи удостоверения № 015 от 01.08.2014 года, ответчиком не оспаривается. Уровень образования и присвоенная истцу квалификация, ответчиком не оспаривается. Также ответчиком не оспаривается период обучения истца в образовательном учреждении.

Заинтересованное лицо ФГБОУ ВПО "Южно-Уральский государственный университет" извещено о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке, в суд представителя не направило. Согласно отзыву представителя Гуляева Е.А. от 05 сентября 2018 года исковые требования Полежаева Г.Г. подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку у административного ответчика-Росавиации, как органа исполнительной власти отсутствует право на аннулировании выданного Полежаеву Г.Г. свидетельства пилота коммерческой авиации №0041154 от 21 августа 2017 года. Аннулирование свидетельства должно осуществляться в соответствии с законодательством РФ, то есть в судебном порядке. Приказ Росавиации незаконен, так как принят с превышением полномочий административного ответчика, без соблюдения порядка его издания, в связи, с чем подлежит отмене. Кроме того, Росавиацией не указано, какие именно недостоверные сведения представил Полежаев Г.Г. В составе документов для получения Полежаевым Г.Г. свидетельства коммерческого пилота содержался документ, подтверждающий прохождение подготовки кандидата на получение свидетельства - это удостоверение, выданное ЧУДПО УТЦ "ЧелАвиа". Данное удостоверение было выдано организацией, имеющей на тот момент действующий в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил России от 29.01.1999 г. №23 сертификат авиационного учебного центра №216 от 28 августа 2013 года. Указанный сертификат АУЦ удостоверял, что учебный тренировочный центр "ЧелАвиа" соответствует требованиям Воздушного законодательства РФ и изданным в соответствии с ним нормативным актам, регламентирующим деятельность гражданской авиации в отношении выдачи настоящего свидетельства, и УТЦ "ЧелАвиа" способен осуществлять подготовку по направлениям (специальностям) подготовки кадров, приведенным в приложении к сертификату, включая программу подготовки пилотов коммерческой авиации. После прохождения Полежаевым Г. Г. подготовки в УТЦ "ЧелАвиа" ему был выдан документ об окончании авиационного учебного центра - удостоверение, которое в соответствии с требования ФАП-23 является документом, подтверждающим прохождение подготовки кандидата на получение свидетельства пилота, и является необходимым и достаточным основанием для выдачи свидетельства коммерческого пилота на имя административного истца. Представленные дополнительно к перечисленным в пункте 9 Правил проведения проверки документам сведения и документы не подлежали проверке на достоверность, и ни при каких условиях не являлись основанием для отказа в выдаче свидетельства пилота, либо для его аннулирования. Указало, что Полежаев Г.Г. с 01 октября 2013 года по 31 июля 2014 года действительно проходил обучение в "Южно-Уральском государственном университете". 01 ноября 2013 года между "Южно-Уральским государственным университетом" и ООО "Авиакомпания "ЧелАвиа" был заключен договор №13-14967 об обучении Полежаева Г.Г. по программе дополнительного профессионального образования-программная переподготовка "Подготовка пилотов коммерческой авиации", в связи с чем, после прохождения полного курса обучения Полежаеву Г.Г. выдан диплом о переподготовке установленного образца, который в настоящее время никем не оспорен и не признан недействительным. Кроме того, диплом о переподготовке не является документом подтверждающим подготовку в целях получения свидетельства пилота, а также не подлежит проверке на достоверность данных указанных в нем, в связи с чем, не может являться основанием для аннулирования свидетельства коммерческого пилота. Деятельность "Южно-Уральского государственного университета" при реализации дополнительных профессиональных программ не подпадает под действие ФАП-23 и не требует сертификации, равно как и деятельность образовательного учреждения сертификации не подлежит. Возможность сертификации появится только после принятия пакета Федеральных авиационных правил, предусмотренных Федеральным законом от 28.07.2012 №129-ФЗ.

Заинтересованное лицо Министерство транспорта РФ извещено о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке, в суд представителя не направило. Согласно отзыву от 24 октября 2018 года полагало иск не подлежащим удовлетворению.

Заинтересованное лицо Уральское межрегиональное Территориальное управление Воздушного транспорта Федерального агентства Воздушного транспорта РФ извещено о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке, в суд представителя не направило. Как следует из отзыва от 12 октября 2018 года исковые требования считает необоснованными и неподлежащими удовлетворению, поскольку Полежаев Г.Г. согласно диплому о профессиональной переподготовке ФГБОУ ВПО "Южно-Уральский государственный университет" в период с 01 октября 2013 года по 31 июля 2014 года прошел профессиональную переподготовку по программе "Подготовка пилотов коммерческой авиации" в объеме 1060 академических часов. Исходя из текста приложения к диплому ЮУрГУ следует, что административный истец прошел стажировку на воздушных судах в АУЦ ООО "Авиакомпания "ЧелАвиа" во время обучения в ЮУрГУ. Уральским МТУ Росавиации 01 августа 2014 года было выдано свидетельство коммерческого пилота №0001826 без учета требований ст.8 ВК РФ и Федеральных авиационных правил "Сертификация авиационных учебных центров", утвержденных приказом Федеральной авиационной службы России от 29.01.1999 №23. Установлено, что ЮУрГУ сертификацию как образовательная организация, осуществляющая обучение авиационного персонала в порядке, предусмотренном статьями 8 ВК РФ и ФАП 23 не проходило. Следовательно, отсутствует предусмотренное законодательством подтверждение способности ЮУрГУ осуществлять надлежащую профессиональную подготовку авиационного персонала по утвержденным уполномоченным органам программам. Таким образом, ЮУрГУ не мог и не должен был осуществлять обучение специалистов авиационного персонала. Наличие у ЮУрГУ лицензии на ведение образовательной деятельности не подменяет и не заменяет собой обязательность соблюдения требований воздушного законодательства, в случае подготовки образовательной организацией специалистов авиационного персонала (пилотов). Следовательно, в представленных истцом документах для получения свидетельства авиационного персонала содержатся недостоверные сведения. Вместе с тем, согласно информации, предоставленной Министерством образования Челябинской области ООО "Авиакомпания "ЧелАвиа" лицензия на осуществление образовательной деятельности не выдавалась. Таким образом, АУЦ ООО "Авиакомпания "ЧелАвиа" не мог осуществлять подготовку специалистов авиационного персонала и (или) реализовывать дополнительную профессиональную образовательную программу в форме стажировки. Следовательно, в представленных истцом документах для получения свидетельства авиационного персонала содержатся недостоверные сведения. Так как свидетельство коммерческого пилота было получено в отсутствие надлежащей профессиональной подготовки, в дальнейшем данный факт может повлиять на обеспечение безопасности полетов. Просили отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Суд, руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав административного истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Оспариваемый приказ принят административным ответчиком 09 апреля 2018 года, с настоящим иском административный истец обратился в суд 16 апреля 2018 года, соответственно срок, предусмотренный частью 1 статьи 219 КАС РФ административным истцом пропущен не был.

В судебном заседании установлено, что 15 февраля 2003 года административному истцу после окончания Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королева выдан диплом ДВС 1766811, регистрационный номер 874, с присвоением ему квалификации "инженер" по специальности "Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей".

В период с 01 октября 2013 года по 31 июля 2014 года Полежаев Г.Г. прошел профессиональную переподготовку в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)" по программе "Подготовка пилотов коммерческой авиации" в объеме 1060 академических часов, по результатам которой ему был выдан диплом о профессиональной переподготовке № А-ПП № 001087, регистрационный номер 80-102-63, предоставляющий право на ведение профессиональной деятельности в сфере летной эксплуатации летательных аппаратов, в приложении к диплому указано, что Полежаев Г.Г. прошел профессиональную переподготовку по программе "Подготовка пилотов коммерческой авиации", прошел стажировку в АУЦ ООО "Авиакомпания "Челавиа" на ВС Р2002, Р2006.

Согласно протоколу № 211 от 05 мая 2017 года Полежаев Г.Г. прошел квалификационное тестирование на определение уровня владения английским языком, о чем ему выдан сертификат Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации" № ЯЦ-02992 (LC-02992) от 05 мая 2017 года.

Административным истцом 07 декабря 2017 года получен диплом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации" № 107819 0026497, регистрационный номер 2/704, свидетельствующий об освоении программы бакалавриата по направлению подготовки 25.03.03 "Аэронавигация" с присвоением квалификации "бакалавр".

Решением Камчатского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта № 30 от 03 июля 2015 года Полежаеву Г.Г. выдано свидетельство коммерческого пилота № 0001070 с квалификационной отметкой "Л-410 УВП-Э20 co-pilot", решением № 60 от 21 августа 2017 года выдано свидетельство коммерческого пилота № 0041154 с квалификационной отметкой "владение английским языком 4 уровня".

Вышеуказанные решения Камчатского МТУ Росавиации № 30 и № 60 приняты на основании заявлений Полежаева Г.Г. и представленных им документов.

В связи с произошедшей 11 февраля 2018 года катастрофой воздушного судна Ан-148 бортовой номер № RA-61704 АО "Саратовские авиалинии", Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведены проверочные мероприятия, которыми установлено, что второму пилоту указанного самолета Гамбаряну С.А. 21 июня 2017 года территориальным управлением Росавиации выдано свидетельство коммерческого пилота на основании прошедшего в Южно-Уральском государственном университете обучения. При этом учебное заведение не имело сертификата (свидетельства) авиационного учебного центра, а также утвержденной Росавиацией программы подготовки. Аналогичные факты вскрыты в отношении 64 студентов этого учебного заведения, в числе которых находится и Полежаев Г.Г.

Письмом Генеральной прокуратурой Российской Федерации от 02 апреля 2018 года, направленным в адрес заместителя руководителя Росавиации сообщено, что решением Копейского городского суда Челябинской области от 12 января 2018 года деятельность Челябинского летного училища признана незаконной. Училищу запрещено обучение специалистов до получения сертификата авиационного учебного центра. Возможность аннулирования свидетельств пилотов предусмотрена п. 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 396, которые предусматривают основания для аннулирования свидетельств авиаперсонала и возможность агентству издавать приказы по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Приказом Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (Росавиация) № 286-П от 09 апреля 2018 года "Об аннулировании свидетельств авиационного персонала" за указание недостоверных сведений, представленных для выдачи свидетельств авиационного персонала, свидетельство коммерческого пилота № 0041154 от 21 августа 2017 года, выданное Полежаеву Г.Г. аннулировано, в Федеральную государственную информационную систему "Реестр выданных свидетельств авиационного персонала" внесены соответствующие отметки.

Приказом Росавиации № 237-П от 22 марта 2018 года создана комиссия Федерального агентства воздушного транспорта по проверке документов, представленных кандидатами на получение свидетельств авиационного персонала гражданской авиации, прошедших обучение в ФГАОУ ВПО "ЮУрГУ (НИУ)", для подтверждения соответствия данных документов требованиям Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 12.09.2008 № 147.

Согласно выписки из протокола заседания указанной комиссии № 148/01-ПР от 23 марта 2018 года комиссией Росавиации проведен анализ комплектов документов, послуживших основанием для выдачи свидетельства авиационного персонала гражданской авиации на имя Полежаева Г.Г., прошедшего обучение в Самарском государственном аэрокосмическом университете им. Академика С.П. Королева по специальности "Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей" с присуждением квалификации "Инженер" (диплом о высшем образовании № ДВС 1766811 от 15.01.2003); в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования "Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)" по программе "Подготовка пилотов коммерческой авиации" (диплом о профессиональной переподготовке № 80-102-63 от 31.07.2014), по результатам принято решение Управлению летной эксплуатации по результатам рассмотрения вышеуказанных комплектов документов аннулировать свидетельство, выданное на основании недостоверных сведений в отношении Полежаева Г.Г., свидетельство коммерческого пилота № 0041154 от 21.08.2017.

Правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации регламентированы Воздушным кодексом РФ (преамбула к Воздушному кодексу).

Для обеспечения безопасности полетов гражданских воздушных судов, Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать порядок разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов юридическими лицами - образовательными организациями и организациями, осуществляющими подготовку пилотов гражданских воздушных судов (ст. 24.1 Воздушного кодекса РФ).

Согласно ст. 52 Воздушного кодекса РФ к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.

Согласно приказу Министерства транспорта РФ от 4 августа 2015 г. № 240 пилоты включены в перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации.

К выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства (ч. 1 ст. 53 Воздушного кодекса РФ).

Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение указанных свидетельств утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06 августа 2013 № 670 (далее по тексту Правила № 670).

Согласно пункту 3 Правил, свидетельства выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утвержденным в соответствии со ст. 54 Воздушного кодекса Российской Федерации, и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил.

В соответствии с п.п. 2, 4 ст. 54 Воздушного кодекса РФ требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами. Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.

В соответствии с п. 1.2 Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных Приказом Минтранса России от 12 сентября 2008 года № 147 (далее - ФАП-147), коммерческий пилот относится к лицам авиационного персонала.

Выполнение функций члена экипажа воздушных судов, специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации осуществляется лицом, удовлетворяющим требованиям настоящих Правил и имеющим действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками (п. 1.3 ФАП-147).

В разделе IV ФАП-147 содержатся требования, предъявляемые к обладателю свидетельства коммерческого пилота.

Положениями Федеральных авиационных правил предусмотрено, что для получения свидетельства коммерческого пилота необходимо пройти курс профессиональной подготовки.

Полномочиями по утверждению программ подготовки специалистов, согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, в соответствии с п. 5.4.10 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 396 (далее - Положение № 396), наделена Росавиация.

Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами № 289, которые устанавливают требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала (далее - авиационный учебный центр (АУЦ), а также порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня, согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил (пункт 2).

Сертификат АУЦ является документом, подтверждающим, что АУЦ соответствует федеральным авиационным правилам. Пунктом 5 указанных Федеральных авиационных правил установлен запрет на осуществления обучения специалистов соответствующего уровня согласно перечню специалистов авиационного персонала АУЦ, не имеющим выданного в соответствии с настоящими правилами сертификата АУЦ, или в нарушение ограничений, указанных в сертификате АУЦ, или в нарушение требований федеральных авиационных правил.

Указанный запрет согласуется с предписаниями пункта 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, устанавливающим, что образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц требованиям федеральных авиационных правил.

Изложенные правовые нормы указывают на то, что соответствующее обучение может быть пройдено только в АУЦ имеющий соответствующий сертификат.

АУЦ ООО "Авиакомпания "ЧелАвиа" в период прохождения Полежаевым Г.Г. переподготовки, имело выданный органами Россавиации сертификат № 192 сроком действия до 09 апреля 2015 года.

Согласно сведениям Министерства образования и науки Челябинской области негосударственному образовательному учреждению "Учебно-тренировочный центр "ЧелАвиа" 15 апреля 2013 года выдана бессрочная лицензия на осуществление образовательной деятельности с правом реализации дополнительных профессиональных программ – программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. 7 июля 2014 года указанная лицензия переоформлена в связи с изменением наименования юридического лица.

ООО "Авиакомпания "ЧелАвиа" лицензия на образовательную деятельность Министерством образования и науки Челябинской области не выдавалась, что следует из письма от 07 мая 2018 года.

ООО "Авиакомпания "ЧелАвиа" ИНН 7430012874, ОГРН 1107430000201 является действующим юридическим лицом, согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 30 августа 2018 года с 16 апреля 2010 года.

Частное профессиональное образовательное учреждение "Челябинское летное училище гражданской авиации" является действующим юридическим лицом, согласно выписке из ЕГРЮЛ с 24.08.2015 ИНН 7430990120, ОГРН 1127400003818, ранее имело название негосударственного образовательного учреждения "Учебно-тренировочный центр "ЧелАвиа".

Действовавшими в период прохождения административным истцом обучения Федеральными авиационными правилами № 23 от 29.01.1999 (далее правила № 23), устанавливалось, что авиационным учебным центром (АУЦ) является образовательное учреждение дополнительного образования, имеющее сертификат и лицензию установленной формы, осуществляющее профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации авиационного персонала в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Федеральными авиационными правилами (п. 2 Правил № 23).

Рассматривая Правила № 23 во взаимосвязи с положениями ст. 91 Федерального закона "Об образовании" АУЦ ООО "Авиакомпания "ЧелАвиа", являясь организацией, осуществляющей обучение должна была получить лицензию на осуществление такого вида деятельности. Однако лицензия на образовательную деятельность АУЦ не была получена, что следует из информации Министерства образования Челябинской области.

Таким образом у АУЦ ООО "Авиакомпания "ЧелАвиа" не возникло специального права на осуществление образовательной деятельности по подготовке, переподготовке и повышении квалификации авиационного персонала.

Кроме того, учебные дисциплины были пройдены административным истцом в Южно-Уральском государственном университете, не имеющем сертификата АУЦ, что является недопустимым в силу прямого запрета (Правила № 289).

Под профессиональной переподготовкой (переучиванием), согласно п. 2 Правил № 23, понимался этап процесса профессиональной подготовки летного, инженерно - технического и другого авиационного персонала, имеющего целью освоение новых для него типов воздушных судов, другой авиационной техники (авиационных работ).

Образовательная деятельность АУЦ подпадает под критерии дополнительного профессионального образования, обозначенных ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании". При этом исходя из положений п. 2 Правил № 23, деятельность АУЦ в отношении Полежаева Г.Г. была направлена на повышение его профессионального уровня в рамках уже имеющейся квалификации.

Вместе с тем как установлено по делу, первоначальной квалификации специалиста летного персонала Полежаев Г.Г не имел.

Постановлением Правительства РФ от 06 августа 2013 года № 670 утверждены Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации (далее - Правила).

Пунктом 8 Правил определено, что для получения свидетельства в орган по выдаче свидетельств подается представление образовательной организации или организации, осуществляющей обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, работодателя кандидатов на получение свидетельств или заявление на выдачу свидетельства кандидата на получение свидетельства. Достоверность данных в представлении (заявлении на выдачу свидетельства) и прилагаемых к ним документах, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил, обеспечивается лицом, заверяющим (подписывающим) представленные документы. Указание недостоверных сведений и (или) использование подложного документа в представленных документах влекут за собой аннулирование свидетельства, выданного на основе недостоверных сведений и (или) использования подложного документа в представленных документах.

В силу п. 14 Правил, орган по выдаче свидетельств, проверяет представленные документы на соответствие требованиям настоящих Правил и устанавливает по содержащимся в представленных документах сведениям соответствие кандидата на получение свидетельства требованиям федеральных авиационных правил.

В случае если представленные документы соответствуют требованиям настоящих Правил и свидетельствуют о соответствии кандидата на выдачу свидетельств требованиям федеральных авиационных правил, орган по выдаче свидетельств принимает решение о выдаче (обмене) свидетельства (п. 15 Правил).

Согласно Требованиям, предъявляемых к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации, утв. приказом Минтранса России от 10 февраля 2014 года № 32, должностное лицо органа по выдаче свидетельств, ответственное за оформление свидетельства, проводит проверку, предусмотренную Правилами, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06 августа 2013 года № 670, и в случае соответствия лица требованиям федеральных авиационных правил принимает решение о выдаче (обмене) свидетельства, о чем делает отметку на представлении (заявлении на выдачу свидетельства) (п. 11).

На основании пункта 5.4.2, пункта 9.9 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396, пункта 8 Правил № 670, указание недостоверных сведений и (или) использование подложного документа в представленных документах влекут за собой аннулирование свидетельства, выданного на основе недостоверных сведений и (или) использования подложного документа в представленных документах.

В соответствии с п. 5.4.12 названного в Приказе Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396, Росавиация осуществляет выдачу лицензий и сертификатов в установленной сфере деятельности, а также в установленных случаях их приостановление, ограничение действия и аннулирование.

При этом п. 5.4.2 определено, что Росавиация осуществляет выдачу свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемым к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения.

Полежаев Г.Г. заключил 01 октября 2013 года с ООО "Авиакомпания "ЧелАвиа" договор по организации его обучения до уровня пилота коммерческой авиации.

ООО "Авиакомпания "ЧелАвиа" заключило договор 01 ноября 2013 года с ФГБОУ ВПО "ЮУрГУ)" на обучение Полежаева Г.Г. по программе дополнительного образования "Подготовка пилотов коммерческой авиации" в период с 01 октября 2013 года по 31 июля 2014 года.

Как следует из диплома Полежаева Г.Г. о профессиональной переподготовке от 30 июля 2014 года, административный истец прошел профессиональную переподготовку по программе "Подготовка пилотов коммерческой авиации".

Вместе с тем, само понятие переподготовка представляет вид дополнительного (к ранее полученному основному профессиональному образованию соответствующего уровня) профессионального образования, целью которого является приобретение гражданами новых профессиональных знаний и навыков.

Однако, как следует из материалов дела, до выдачи ООО "Авиакомпания "ЧелАвиа" свидетельства пилота коммерческой авиации, административный истец первоначального обучения по специальности "пилот" не проходил, свидетельств авиационного персонала не имел. Соответственно ООО "Авиакомпания "ЧелАвиа" и Южно-Уральский государственный университет не могли и не должны были осуществлять переподготовку Полежаева Г.Г. в рамках дополнительного образования.

Кроме того, установлено, что ООО "Авиакомпания "ЧелАвиа" не имело лицензии на осуществление образовательной деятельности, а Южно-Уральский государственный университет не имел сертификата для обучения авиационного персонала. Таким образом, ООО "Авиакомпания "ЧелАвиа", Южно-Уральский государственный университет не имели права на образовательную деятельность в сфере подготовки специалистов авиационного персонала.

Указанные выше обстоятельства стали причиной вынесения 09 апреля 2018 года Росавиацией оспариваемого Приказа № 286-П об аннулировании Полежаеву Г.Г. свидетельства коммерческого пилота.

Право на безопасность охраняется Конституцией РФ, относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, являясь одним из инструментов защиты высших ценностей, признание, соблюдение и защита которых составляют обязанность государства (ст. 2, 37, 55, 72 Конституции РФ).

К числу основных принципов обеспечения безопасности установленных в ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ "О безопасности" отнесены соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

Согласно ст. 5 указанного Закона правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.

Соответственно право на безопасность реализуется на разных уровнях общественных отношений, включая правоотношения, вытекающие из профессиональной деятельности.

Приложение 1 к Конвенции о международной гражданской авиации, содержит Стандарты и рекомендуемую практику, принятые Международной организацией гражданской авиации в качестве минимальных стандартов по выдаче свидетельств авиационному персоналу, которые вступили в силу 15 сентября 1948 года. Приложение применяется ко всем кандидатам на получение свидетельств, а при возобновлении свидетельств- ко всем обладателям свидетельств и квалификационных отметок, указанных в нем.

На основании приведенных законоположений следует, что пилот гражданской авиации, обладающий свидетельством, может быть не допущен к осуществлению функций, предусмотренных свидетельством, если он не соответствует определенным законам критериям, гарантирующим безопасность полетов, а именно, не имеет профессионального образования по соответствующей специальности, подготовка по которой выполнялась в сертифицированных учебных заведениях гражданской авиации по учебным программам и курсам подготовки, определяющие квалификацию специалиста гражданской авиации, утвержденным государственным полномочным органом в области деятельности гражданской авиации, а выданное ему свидетельство может быть аннулировано в порядке реализации Росавиацией своих контрольных функции при проведении проверки.

Довод административного истца о том, что лично он никаких недостоверных сведений в отношении себя не представлял, а представление для получения свидетельства коммерческого пилота подавалось учебным центром "ЧелАвиа" с документами подтверждается материалами дела и не отрицается административным ответчиком.

Согласно сведениям, представленным Уральским МТУ Росавиации и представителем Росавиации 31 июля 2014 года директором ЧУДПО "УТЦ ЧелАвиа" Матусевичем А.И. в Уральское МТУ Росавиации направлено представление на выдачу свидетельства коммерческого пилота кандидата Полежаева Г.Г. с приложением документов, соответствующих требованиям Федеральных авиационных правил, о чем свидетельствует штамп на представлении, среди прочих документов были приложены документы, подтверждающие образование Полежаева Г.Г. – диплом о высшем образовании, подтверждающий квалификацию инженер по специальности "Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей", диплом о профессиональной переподготовке в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования "Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)" по программе "Подготовка пилотов коммерческой авиации" (диплом о профессиональной переподготовке № 80-102-63 от 31.07.2014), с приложением к диплому, согласно которому Полежаев Г.Г. прошел стажировку в АУЦ ООО "Авиакомпании ЧелАвиа", удостоверение № 017 от 28 июля 2014 года о том, что Полежаев Г.Г. обучался в период с 01 октября 2013 года по 16 декабря 2013 года в ЧУДПО "УТЦ "ЧелАвиа" по программе "Летная эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на уровне частного пилота".

Довод Полежаева Г.Г., о том, что при подаче им заявлений в Камчатское МТУ ему 03 июля 2015 года выдано свидетельство коммерческого пилота № 0001070 в связи с внесением квалификационной отметки "самолёт Л-410 УВП-Э20. Второй пилот", а 21 августа 2017 года выдано свидетельство коммерческого пилота № 0041154 в связи с внесением квалификационной отметки о владении английским языком 4 уровня по шкале ИКАО сторонами не оспаривается, подтверждается материалами дела.

Вместе с тем, как указывает в своих пояснениях заинтересованное лицо Камчатское МТУ проверка представленных Полежаевым Г.Г. документов для получения свидетельства не проводилась, в связи с тем, что Уральским МТУ уже было выдано первоначальное свидетельство коммерческого пилота.

Доводы административного истца и его представителей о превышении полномочий Росавиации при принятии оспариваемого приказа не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела, поскольку полномочия Росавиации закреплены в нормативно-правовых актах, указанных выше.

Довод административного истца и его представителей о не указании в оспариваемом приказе, в чем конкретно заключаются недостоверные сведения, в связи с чем было аннулировано свидетельство коммерческого пилота, опровергается материалами дела, учитывая, что административным ответчиком представлен суду протокол заседания комиссии Росавиации с указанием оснований признания документов, подтверждающих образование Полежаева Г.Г. как предоставление недостоверных сведений.

Довод административного истца и его представителей о подтверждении прохождения переподготовки Полежаевым Г.Г. в АУЦ ООО "ЧелАвиа", имеющим надлежащие документы для осуществления переподготовки пилота (сертификат и лицензию) несостоятелен, поскольку Полежаев Г.Г. проходил переподготовку на основании заключенного договора на оказание образовательных услуг с ООО "Авиакомпания "ЧелАвиа", а не с АУЦ "Авиакомпания ЧелАвиа" и им был представлен диплом при получении свидетельства коммерческого пилота Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Южно-Уральский государственный университет".

Наличие дубликата удостоверения № 015, выданного Полежаеву Г.Г. ЧУДПО "УТЦ "ЧелАвиа" 28 августа 2018 года взамен признанного недействительным, в связи с выявленной технической ошибкой удостоверения № 015 от 31 июля 2014 года, с указанием прохождения обучения Полежаевым Г.Г. в авиационном учебном центре ООО "Авиакомпания "ЧелАвиа" в период с 01 октября 2013 года 31 июля 2014 года по программе "Программа подготовки пилотов коммерческой авиации" (на самолетах: однодвигательный Р-2002, многодвигательный Р-2006Т), утвержденной 27.07.2011 начальником УЛЭ ФАВТ не подтверждает квалификации Полежаева Г.Г. на момент подачи документов в Уральское МТУ Росавиации при выдаче свидетельства коммерческого пилота.

Судом не установлено доказательств соответствия Полежаевым Г.Г. указанным критериям профессиональной подготовки пилота гражданской авиации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Росавиация в пределах своей компетенции правомерно аннулировала свидетельство пилота коммерческой авиации.

Суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Напротив, административным истцом не доказан факт нарушения своих охраняемых законом прав, свобод и законных интересов.

Таким образом, суд признает обжалуемый приказ № 286-П от 09 апреля 2018 года в части аннулирования свидетельства коммерческого пилота Полежаева Геннадия Геннадьевича № 0041154 от 21 августа 2017 года законным и обоснованным. Требования административного истца суд считает не подлежащими удовлетворению.

Определением от 17 апреля 2018 года были применены меры предварительной защиты по настоящему делу в виде приостановления действия приказа Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (Росавиации) "Об аннулировании свидетельства авиационного персонала" № 286-П от 09 апреля 2018 года в части аннулирования свидетельства коммерческого пилота Полежаева Геннадия Геннадьевича № 0041154 от 21 августа 2017 года, которые до вступления решения суда в законную силу суд считает необходимым сохранить и отменить по вступлению в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

отказать в удовлетворении иска Полежаева Геннадия Геннадьевича к Федеральному агентству воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (Росавиации) о признании незаконным приказа Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (Росавиации) "Об аннулировании свидетельства авиационного персонала" № 286-П от 09 апреля 2018 года в части аннулирования свидетельства коммерческого пилота Полежаева Геннадия Геннадьевича № 0041154 от 21 августа 2017 года, возложении обязанности на административного ответчика отменить приказ № 286-П от 09 апреля 2018 года в части аннулирования свидетельства коммерческого пилота Полежаева Геннадия Геннадьевича № 0041154 от 21 августа 2017 года, внести изменения в Федеральную государственную информационную систему "Реестр выданных свидетельств авиационного персонала" об исключении записи об аннулировании свидетельства коммерческого пилота Полежаева Геннадия Геннадьевича № 0041154 от 21 августа 2017 года, разместить об этом сведения на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации в разделе "Деятельность – летная эксплуатация – авиационный персонал" не позднее пяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Сохранить до вступления в законную силу решения суда действие примененных мер предварительной защиты по административному иску в виде приостановления действия приказа Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (Росавиации) "Об аннулировании свидетельства авиационного персонала" № 286-П от 09 апреля 2018 года в части аннулирования свидетельства коммерческого пилота Полежаева Геннадия Геннадьевича № 0041154 от 21 августа 2017 года, по вступлению в законную силу решения суда, действие примененных мер предварительной защиты по административному иску отменить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено судом 27 ноября 2018 года.

Судья