В окончательной форме решение суда принято 12 сентября 2017 года
Дело № 2а-632/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялта 07 сентября 2017 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Лемешко О.В., с участием:
представителя истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО3 к Администрации города Ялта Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, с участием заинтересованного лица, - Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялта Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления, признании незаконным бездействия, понуждении к совершению определенных действий, признании права,
у с т а н о в и л :
ПИ.ов И.Н. обратился в суд с иском к Администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым о признании незаконным и отмене постановление Администрации города Ялты № 1420-п от 03 августа 2015 года об отказе ему в предоставлении в собственность, в порядке завершения оформления прав, земельного участка общей площадью 501 кв.м., из земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в границах, указанных в кадастровом паспорте,
признании незаконным бездействия Администрации города Ялты Республики Крым по не рассмотрению в установленном законом порядке его заявления от 06 сентября 2016 года о предоставлении данного земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав,
признании незаконными действий Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым по принятию решения по результатам рассмотрения его заявления от 06 сентября 2016 года о предоставлении данного земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав, в виде подготовки письма Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым №02-1/7204 от 19 сентября 2016 года направленного в его адрес,
признании за ним права на предоставление в собственность данного земельного участка, в порядке завершения оформления прав;
обязании Администрацию города Ялта Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, в течение 20 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть его заявление о предоставлении данного земельного участка в собственность, в порядке завершения оформления прав и принять решение о предоставлении ему в собственность, в порядке завершения оформления прав, земельного участка.
Исковые требования мотивированы тем, что решением 27-й сессии 4-го созыва Ливадийского поссовета от 19.04.2005 года № 36 ПИ.ову И.Н. было разрешено разработку проекта отвода земельного участка № ориентировочной площадью 0,0550 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: <адрес>. Во исполнение указанного решения ПИ.овым И.Н. был заказан, а проектной организацией разработан проекта землеустройства по отводу ему данного земельного участка, присвоен кадастровый №. Далее, он обратился в Департамент с заявлением о предоставлении ему земельного участка в собственность, в порядке завершения оформления прав, предоставив все необходимые документы. Постановлением Администрации города Ялты Республики Крым № 1420-п от 03.08.2015 года ему было отказано в предоставлении в собственность, в порядке завершения оформления прав данного земельного участка, в связи с несоответствием его места расположения градостроительной документации населенного пункта. Однако, истец считает, что месторасположение земельного участка планируемого им к отводу соответствует Генеральному плану населенного пункта, в связи с чем основания для отказа в его предоставлении отсутствовали. Кроме того, в дальнейшем он повторно обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка, приложив необходимый перечень документов. Однако ответом от 19.09.2016 года Департамент ему сообщил, что принятое в отношении него решение Ливадийского поселкового совета по состоянию на 21.03.2014 года является недействующим, в виду чего завершить оформление на основании данного решения не предоставляется возможным. Истец считает, что ответчиками был нарушен порядок принятия решения по результатам рассмотрения его заявления о передаче земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав на данный земельный участок. Кроме того, полагает, что доводы, изложенные в письме Департамента от 19.09.2016 года являются не состоятельными, поскольку ни Закон № 38-ЗРК ни Порядок не содержат в себе граничную дату принятия решений (до 21.03.14 года), им был разработан проект землеустройства по отводу земельного участка и получены необходимые согласования. Кроме того, самим Решением срок действия не установлен, оно никем не обжаловано и не отменено, а рассмотрение вопроса компетентным органом об утверждении проекта отвода и передаче в собственность земельного участка ему не принималось не по его вине либо вследствие его бездеятельности, а в связи с действием законодательного запрета.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации г. Ялты Республики Крым в судебное заседание не явился, был извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, при этом ранее представил суду письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении иска.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым также в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении административного иска, провести слушание дела в отсутствие представителя Департамента. В письменном отзыве на иск указал, что 19 мая 2015 года в Департамент имущественных земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым обратился ПИ.ов И.Н. с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, в порядке завершения оформления прав площадью 501 кв.м. для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым были законодательно закреплены в Законе Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», а также Постановлением Советом Министров Республики Крым № 313 от 02.09.2014 года, которым утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым. По результатам рассмотрения заявления истца постановлением администрации города Ялты Республики Крым от 03 августа 2015 года № 1420-п ему было отказано в предоставлении земельного участка в собственность. При этом, считает, что при применении положений Порядка и принятия решения орган местного самоуправления руководствуется не исключительно указанным законом, а учитываются все нормативно правовые акты, регулирующие данные правоотношения. В связи с чем, считает, что в момент вынесения оспариваемого постановления Администрация основывалась на нормах действующего законодательства. Кроме того, по сообщению Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым размещение данного земельного участка на соответствует «Генеральному плану Большая Ялта», утвержденному постановлением Совета Министров АРК № 156 от 15.06.1993 года (Лесопарки), что также является вторым безусловным основанием для отказа истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Также считает, что на сегодняшний день решение 27-й сессии 4-го созыва Ливадийского поселкового совета № 36 от 19 апреля 2005 года является недействующим в силу Земельного кодекса Украины и внесений изменений и дополнений к нему.
Представитель заинтересованного лица Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие ответчиков и заинтересованного лица.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что решением 27-й сессии 4-го созыва Ливадийского поселкового совета от 19 апреля 2005 года № 36 ПИ.ову И.Н. было дано разрешение на разработку проекта отвода земельного участка № ориентировочной площадью 0,0550 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: <адрес>; земельный участок отнесен по основному целевому использованию к категории земель – для индивидуального жилищного, гаражного и дачного строительства).
Пунктом 2 данного Решения на ПИ.ова И.Н. были возложены обязанности разработанный и согласованный в установленном законом порядке проект отвода земельного участка предоставить на утверждение в Ливадийский поселковый совет в установленном законом порядке.
На момент принятия решения о предоставлении ПИ.ову И.Н. разрешения на составление проекта отвода земельного участка, порядок предоставления земельных участков в собственность граждан был установлен законодательством Украины.
Так, пунктом «б» статьи 12 Земельного кодекса Украины, к полномочиям сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений на территории сел, поселков, городов было отнесено передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с этим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 20 ЗК Украины, отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.
Таким образом, судом установлено, что испрашиваемый истцом земельный участок был в установленном порядке отнесен к категории земель индивидуального жилищного, гаражного и дачного строительства.
27 октября 2005 года между ПИ.овым И.Н. с Коммунальным предприятием «Проектно-производственное архитектурно-планировочное бюро» был заключен договор на изготовление землеустроительной документации по отводу земельного участка в собственность, который в этом же году был разработан данной землеустроительной организацией, получены положительные согласования соответствующих служб.
На основании Постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым от 17 марта 2014 года «О независимости Крыма» Крым провозглашен независимым суверенным государством – Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.
Согласно ч. 1 ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года (далее – Договор) Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.
В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014г. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В подпункте «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ отражено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Полномочия органа государственной власти Республики Крым в сфере земельных отношений определены в том числе частью 1 ст. 12.1 № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, которой установлено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования в том числе земельных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым были законодательно закреплены в Законе Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон № 38-ЗРК), статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Согласно статье 13 Закона № 38-ЗРК, завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату (часть 1).
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5).
Постановлением Совета Министров Республики Крым № 313 от 02.09.2014 года утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок № 313).
В соответствии с пунктом 4 Порядка № 313, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (далее - разрешение на разработку документации).
В соответствии с пунктом 5 Порядка № 313, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган.
В соответствии со ст. 52 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 ноября 2014г. N78 к полномочиям Администрации муниципального образования городской округ Ялта в области использования земли и охраны природы отнесено обеспечение выбора и формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом.
Во исполнение Постановления Совета Министров Республики Крым решением Ялтинского городского Совета № 37 от 30 марта 2015 года были утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образование городской округ Ялта Республики Крым (далее – Правила № 37).
Пунктом 4 решения Ялтинского городского Совета определено, что уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является администрация города Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент).
В соответствии с пунктом 8 Правил, в случае соответствия заявления и прилагаемых к нему документов пунктам 5, 6 Правил, Департамент в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления направляет копию поступившего заявления и копию приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка на рассмотрение:
1) В Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент архитектуры) (в случае предоставления земельного участка для строительства), который осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона, с указанием вида разрешенного использования.
Сроки предоставления результатов проверки Департамента архитектуры, с момента получения межведомственного запроса от Департамента - десять дней.
2) В исполнительные органы государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, лесных и охотничьих отношений, охраны культурного наследия (в случае если существует вероятность нахождения испрашиваемого земельного участка в границах лесного фонда и особо охраняемых территорий), которые осуществляют проверку на предмет нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов.
Судом установлено, что 05 мая 2015 года сведения о земельном участке площадью 501+/-5 кв. метров, расположенном по адресу: <адрес>, были внесены в государственный кадастр недвижимости с присвоением ему кадастрового номера №
19 мая 2015 года ПИ.ов И.Н. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 501+/-5 кв.м. по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений.
Заявление было принято Департаментом имущественных и земельных отношений к рассмотрению, направлен запрос о земельном участке ПИ.ова И.Н. в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым.
15 июня 2015 года Начальнику Департамента земельных и имущественных отношений администрации города Ялты Республики Крым был предоставлен ответ № 01.2-02/3575, за подписью начальника Департамента архитектуры, в котором указано, что размещение испрашиваемого в собственность истцом земельного участка не соответствует «Генеральному плану Большая Ялта», утвержденному постановлением Совета Министров АРК № 156 от 15.06.1993 года (Лесопарки).
В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК, основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является:
предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов;
несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Пунктом 12 Правил № 37 установлено, что решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта подготавливается Департаментом и издается главой администрации города Ялты в виде постановления.
Судом установлено, что постановлением Главы Администрации города Ялты Республики Крым № 1420-п от 03 августа 2015 года ПИ.ову И.Н. было отказано в предоставлении в собственность, в порядке завершения оформления прав, земельного участка общей площадью 501 кв.м., из земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в границах, указанных в кадастровом паспорте, в связи с несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта (ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым»).
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
В соответствии со ст. 5 Закона № 38-ЗРК, категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона, признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации, по следующему правилу: жилой и общественной застройки - землями населенных пунктов.
Поскольку судом установлено, что испрашиваемый истцом в собственность земельный участок до 21 марта 2014 года был в установленном порядке отнесен к категории земель для индивидуального, жилищного и гаражного строительства, следовательно данный земельный участок относится к категории земель – земли населенных пунктов.
Согласно п. 1 ст. 18 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований являются:
1) схемы территориального планирования муниципальных районов;
2) генеральные планы поселений;
3) генеральные планы городских округов.
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона Республики Крым от 16.01.2015 N 67-ЗРК/2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым", до утверждения документов территориального планирования, градостроительного зонирования территории и документации по планировке территории в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года, предоставление земельных участков, перевод земель из одной категории в другую, изъятие земельных участков для государственной или муниципальной собственности, выдача разрешения на строительство, изменение (установление) разрешенного использования земельного участка осуществляются в соответствии с требованиями Закона Республики Крым от 30 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Статьей 7 Закона Республики Крым от 30 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" установлено, что разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.
До вступления в силу Федерального конституционного закона правовым документом, устанавливающим правовые и организационные основы градостроительной деятельности, направленным на обеспечение устойчивого развития территорий с учетом государственных, гражданских и частных интересов являлся Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности № 3038-VI от 17.02.2011 года».
В соответствии с ч. 1 ст. 16 вышеназванного Закона, планирование территорий на местном уровне осуществляется путем разработки и утверждения генеральных планов населенных пунктов, планов зонирования территорий и детальных планов территории, их обновления и внесения изменений в них.
В соответствии со ст. 1 указанного Закона, генеральный план населенного пункта – это градостроительная документация, которая определяет принципиальные решения развития, планирования, застройки и другого использования территории населенного пункта.
Таким образом, основанием для отказа в передаче в собственность земельного участка для строительства на основании ч. 6 ст. 13 Закона № 38-ЗРК является несоответствие места расположения испрашиваемого объекта утвержденным на день вступления в силу Федерального конституционного закона генеральному плану населенного пункта, планам зонирования территорий и детальным планам территории.
Как следует из материалов дела, при принятии Администрацией города Ялты Республики Крым постановления № 1420-п от 03 августа 2015 года были использованы данные Генерального Плана Большой Ялты, утвержденного Постановлением Совета Министров АР Крым № 136 от 15 июня 1993 года.
Выкопировка из Генерального плана курортного района «Большая Ялта», утвержденного Постановлением СМ АР Крым № 136 от 15.06.1993 года, была предоставлена суду Департаментом архитектуры с указанием месторасположения земельного участка, испрашиваемого в собственность ПИ.ова И.Н.
Вместе с тем, из представленной суду выкопировки из Генерального плана невозможно установить, к какой функциональной зоне относится испрашиваемый истцом в собственность земельный участок.
По настоящему делу было назначено и проведено судебную землеустроительную экспертизу, из выводов которой следует, что функциональная зона, содержащаяся в действующей градостроительной документации на территории муниципального образования городской округ Ялта (Генеральный план Большой Ялты, утвержденный Постановлением Совета Министров АР Крым от 15 июня 1993 года № 136), в отношении земельного участка площадью 501 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, кад. №, не установлена.
Таким образом, поскольку Генеральным планом курортного района «Большая Ялта», утвержденным Постановлением СМ АР Крым № 136 от 15.06.1993 года не был определен вид функционального использования земельного участка площадью 501 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, кад. №, а иной градостроительной документации, действующей на территории пгт. Виноградное не имеется, вывод Администрации города Ялты Республики Крым о несоответствии вида разрешенного использования испрашиваемого истцом земельного участка (под индивидуальное жилищное строительство) градостроительной документации населенного пункта является необоснованным.
При этом экспертом при проведении экспертизы установлено, что землеустроительной документацией для земельного участка площадью 501 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, кад. №, установлен вид разрешенного использования земельного участка – для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, хозяйственных построек и сооружений к нему; категория земель – малоэтажная жилая застройка.
Суд считает, что выводы эксперта согласуются с представленными сторонами доказательствами, а также фактическими обстоятельствами.
Ответчик, в свою очередь, надлежащих и допустимых доказательств, свидетельствующих об отнесении испрашиваемого земельного участка к функциональной зоне – лесопарки, не представил.
Таким образом, суд считает, что ответчиком Администрацией города Ялты Республики Крым не была в полном объеме проведена проверка на предмет соответствия места расположения испрашиваемого истцом земельного участка градостроительной документации.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Судом установлено, что постановление Администрации города Ялта об отказе в предоставлении ПИ.ову И.Н. в собственность земельного участка по основаниям не соответствия места его расположения Генеральному плану Большой Ялты 1993 года не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нарушает права, свободы и законные интересы истца, в связи с чем его исковые требования о признании постановления незаконным суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как пояснил в судебном заседании представитель истца, 06 октября 2015 года ПИ.ов И.Н. обратился за правовой помощью в ООО «Мидас», с которым заключил соответствующий договор на оказание юридических услуг по подготовке документов и представительства интересов в суде первой инстанции по делу об оспаривании постановления от 03 августа 2015 года № 1420-п, оплатив денежные средства в размере 8000 рублей. Однако ООО «Мидас» не были выполнены условия настоящего Договора. При этом в ходе неоднократных бесед Исполнитель заверяла о том, что «все под контролем», а в ходе очередной устной беседы истцу было сообщено о том, что его право на передачу в собственность земельного участка восстановлено, он может повторно обращаться в Администрацию г. Ялта с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав, что он и сделал. Однако, в последующем ему стало известно, что определением Ялтинского городского суда Республики Крым от 11.01.2016 года его административный иск был судом возвращен, а оспариваемое постановление в судебном порядке так и не было отменено. В связи с совершением сотрудниками ООО «Мидас» в отношении него мошеннических действий, 07 августа 2017 года истец обратился в правоохранительные органы. В связи с вышеизложенным, считает что срок на обращение в суд в части оспаривания Постановления № 1420-п от 03 августа 2015 года пропущен им по уважительным причинам.
Судом установлено, что 06 октября 2015 года между ООО «Мидас», в лице ФИО1 «Исполнитель» и ПИ.овым И.Н. (Заказчик) был заключен договор оказания юридических услуг № 01003/10, согласно которого Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется оказать услуги по подготовки документов и представительства интересов Заказчика в суде первой инстанции по делу об оспаривании Постановления Администрации города Ялты от 03 августа 2015 года № 1420-п.
Согласно п 1.2. Договора Заказчик взял на себя обязательства оплатить услуги Исполнителя в размере, предусмотренном настоящим Договором. Цена за услуги, предусмотренные в п. 1 настоящего договора составляет 25000 рублей. Предоплата должна будет произведена на момент выдачи доверенности и составлять не мене 30% от общей стоимости услуг.
Так, во исполнение условий указанного Договора ПИ.ов И.Н. внес на счет ООО «Мидас» денежные средства в размере 5000 рублей, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № 67 от 16 марта 2016 года.
Определением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 ноября 2015 года административное исковое заявление ПИ.ова И.Н. к администрации города Ялты Республики Крым о признании неправомерным постановления администрации города Ялты Республики Крым об отказе в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 0,0550 га, расположенного в <адрес> было оставлено без движения и истцу был предоставлен срок для устранения недостатков.
При этом как усматривается из данного определения судьи от 11 ноября 2015 года, административный иск от имени ПИ.ова И.Н. был подписан и подан в суд его представителем по доверенности ФИО1
Однако, определением судьи от 11 января 2016 года данное административное исковое заявление ПИ.ова И.Н. было ему возвращено со всеми приложенными к нему документами на основании ч. 2.ст. 130 КАС РФ (в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок не были исправлены недостатки, указанные судьей).
07 августа 2017 года ПИ.ов И.Н. обратился в ОП № 2 «Ливадийский» УМВД России по г. Ялте с заявлением о проведении проверки и принятии соответствующих мер по факту мошеннических действий его представителя, не оказавшего ему юридических услуг надлежащего качества.
Частью 1 ст. 95 КАС РФ установлено, что лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Согласно ч. 7 ст. 219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проанализировав представленные доказательства и мотивы, по которым административный истец пропустил установленный срок для обращения в суд, суд приходит к выводу об уважительности этих причин и возможности его восстановления.
Судом также установлено, что в 2016 году ПИ.ов И.Н. повторно обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым с заявлением о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 501 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании решения Ливадийского поселкового Совета № 36 от 19.04.2005 года.
19 сентября 2016 года Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым ПИ.ову И.Н. был дан ответ, из которого следует, что предоставленное истцом решение № 36 от 19.04.2005 года, по мнению Департамента, утратило силу и не может быть основанием для завершения оформления прав на земельный участок в порядке завершения оформления прав в соответствии с процедурой, установленной Постановлением Совета министров Республики Крым № 313 от 02.09.2014 года.
В соответствии с п. 12 Правил № 37, решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта подготавливается Департаментом и издается главой администрации города Ялты в виде постановления.
При отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта Департамент обеспечивает принятие решения о предоставлении земельного участка (в случае если допустимо бесплатное предоставление земельного участка, а также в случае предоставления земельного участка в постоянное бессрочное пользование) (п. 13 Правил № 37).
Пунктом 15 Правил № 37 установлено, что решение о предоставлении земельного участка, продаже земельного участка оформляется и издается главой администрации города Ялты в виде постановления администрации города Ялты Республики Крым.
Решение о предоставлении земельного участка, решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка направляется заявителю не позднее 65 дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении земельного участка (пункт 16 Правил № 37).
Вместе с тем, доказательств надлежащего рассмотрения заявления истца в установленные законодательством сроки суду не представлено, что свидетельствует о неправомерном бездействии ответчиков. А направление истцу письменного ответа на его заявление не является надлежащим рассмотрением его заявления, в соответствии с процедурой, установленной нормативно – правовыми актами Республики Крым.
Кроме того, в обоснование правомерности своих действий ответчик ссылается на п. 3 Раздела 2 Заключительных положений Закона Украины от 16 сентября 2008 года № 509 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении содействия строительству», согласно которому принятые и не исполненные до вступления в силу этого Закона решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о согласовании места расположения объекта или о даче разрешения на разработку проекта отвода земельного участка сохраняют силу на протяжении двух лет со дня вступления в силу этого Закона.
Указанный закон вступил в силу 14 октября 2008 года.
Законом Украины от 29.06.2010 года № 2367-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по совершенствованию государственного регулирования в сфере строительства жилья» п. 3 раздела 2 Заключительных положений Закона Украины от 16 сентября 2008 года № 509 изложен в новой редакции, в соответствии с которой принятые и не исполненные до вступления этим Законом решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о согласовании места расположения объекта или о даче разрешения на составление проекта отвода земельного участка сохраняют действие на протяжении двух лет со дня вступления в силу этого Закона, а разработанные в соответствии с этими решениями проекты землеустройства по отводу земельных участков рассматриваются в установленном законом порядке. Передача в аренду таких земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности осуществляется без проведения земельных торгов (аукционов).
Указанный Закон вступил в законную силу 23 июля 2010 года.
Ссылаясь на вышеперечисленные нормы законодательства Украины, ответчик полагает, что решение Ливадийского поселкового Совета № 36 от 19 апреля 2005 года о даче истцу разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка по состоянию на 21 марта 2014 года считалось утратившим в силу, в связи с чем не являлось основанием для завершения оформления прав на земельный участок в порядке, установленном ст. 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» и Постановления Совета Министров Республики Крым № 313 от 02.09.2014 года.
Вместе с тем, суд не может согласиться с вышеуказанными доводами ответчика, исходя из следующего.
Так, из представленной истцом землеустроительной документации следует, что 27 октября 2005 года ПИ.овым И.Н. был заключен с землеустроительной организацией – КП «Проектно-производственное архитектурно-планировочное бюро» договор на выполнение землеустроительных работ, то есть истец выполнил в установленный срок обязанность, возложенную на него решением Ливадийского поселкового Совета № 36 от 19 апреля 2005 года года, а, следовательно данное решение повлекло те правовые последствия, в целях наступления которых оно было принято.
Таким образом, вышеуказанное решение было реализовано истцом в установленные законом сроки.
Также судом установлено, что землеустроительная организация – КП «Проектно-производственное архитектурно-планировочное бюро», на основании договора, заключенного 27 октября 2005 года с ПИ.овым И.Н., в 2005 году разработала проект землеустройства по отводу в собственность земельного участка по адресу: <адрес>
Судом также установлено, что решением 5-й сессии 6-го созыва Ялтинского городского Совета № 57 от 26 января 2011 года было приостановлено принятие решений по заявлениям граждан о передаче в их собственность земельных участков, расположенных в двухкилометровой прибрежной защитной полосе вдоль Черного моря в городе Ялта до утверждения в установленном законом порядке отдельного проекта землеустройства по установлению границ вышеуказанной защитной полосы.
Проект землеустройства по установлению границ прибрежной защитной полосы и пляжной зоны Черного моря в границах города Ялта был утвержден решением 8-й сессии 6-го созыва Ялтинского городского Совета № 55 от 08 июня 2011 года, после чего принятие решений о передаче земельных участков было возобновлено.
Вместе с тем, решением 8-й сессии 6-го созыва Ялтинского городского Совета № 111 от 16 июня 2011 года, с целью установления границ города Ялта, разграничения государственной и коммунальной собственности, была утверждена Программа землеустройства города Ялта, в части установления границ города Ялта, в связи с чем принятие решений о передаче в собственность земельных участков, находящихся за границами территории города Ялта (за обводной трассой) вновь было приостановлено.
Таким образом, судом установлено, что проект землеустройства по отводу ПИ.ову И.Н. в собственность земельного участка, разработанный им на основании решения Ливадийского поселкового Совета № 36 от 19 апреля 2005 года не был своевременно рассмотрен и утвержден не по вине истца, не вследствие его бездеятельности, а в связи с принятием Ялтинским городским Советом нормативных актов, устанавливающих прямой запрет на рассмотрение подобных заявлений.
Более того, Законом Украины от 5 ноября 2009 года № 1702-17 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по упрощению порядка приобретения прав на землю» статья 151 ЗК Украины была вновь изложена в новой редакции, в соответствии с которой органы местного самоуправления и органы исполнительной власти при решении вопросов о даче разрешения на разработку проектов землеустройства не были наделены полномочиями по установлению сроков действия таких решений.
При этом судом установлено, что решение Ливадийского поселкового Совета № 36 от 19 апреля 2005 года не было признано незаконным, никем не отменено, повлекло для истца правовые последствия, для наступления которых оно было принято, со стороны истца было выполнено в полном объеме и в кратчайшие сроки, в связи с чем суд считает, что основания для признания указанного решения утратившим силу отсутствуют.
В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Истец в целях устранения нарушения его прав и законных интересов просит обязать ответчиков принять решение о предоставлении ему в собственность земельного участка, в порядке завершения оформления прав.
Вместе с тем, суд в силу статей 10 и 118 Конституции Российской Федерации - не вправе подменять государственные и муниципальные органы или выполнять их функции, в связи с чем суд считает необоснованными требования истца о понуждении ответчиков к принятию решения о передаче ему в собственность земельного участка.
В тоже время, поскольку суд пришел к выводу о незаконности принятого Администрацией города Ялты Республики Крым решения, а также о незаконном бездействии ответчиков в части не рассмотрения повторного заявления истца по установленном процедуре, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов истца, на ответчиков следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявления ПИ.ова И.Н.
При этом судом установлено, что в связи с разработкой документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Республики Крым, проведением мониторинга обоснованности принятия решений о предоставлении земельных участков в порядке завершения оформления прав Распоряжением Главы Республики Крым было приостановлено до 01 января 2018 года действие постановления Совета Министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года № 313 «Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым» в части действия, в том числе и пунктов 4, 9-12 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым.
Таким образом, ввиду приостановления действия нормативно – правового акта, определяющего порядок дооформления прав на приобретение в собственность гражданами земельных участков, суд считает нецелесообразным установление срока, в течение которого ответчиками должно быть повторно рассмотрено заявление истца.
Что касается исковых требований ПИ.ова И.Н. о признании за ним права на завершение оформления прав на спорный земельный участок, то в данной части исковые требования также не подлежат удовлетворению, поскольку подобный способ защиты нарушенных прав нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не предусмотрен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
иск ФИО3 удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление Администрации города Ялта № 1420-п от 03.08.2015 года «Об отказе ФИО3 в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 501 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, к.н. №, в порядке завершения оформления прав».
Признать незаконным бездействие Администрации города Ялта, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта по не рассмотрению заявления ФИО3 о предоставлении в порядке завершения оформления прав в собственность земельного участка, общей площадью 501 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, к.н. №
Обязать Администрацию города Ялта, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта повторно рассмотреть заявления ПИ.ова И. Н. о предоставлении в собственность, в порядке завершения оформления прав, земельного участка, общей площадью 501 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес> к.н. № и принять решение с учетом установленных судом обстоятельств.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Ю.С. Кононова