ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-632/2017 от 27.03.2016 Батайского городского суда (Ростовская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 марта 2016 года г Батайск

Батайский городской суд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи Вишняковой ЛВ,

С участием адвоката Астахова С.Ю,

При секретаре Пузенко Т.А,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-632\17 по административному исковому заявлению Огульчанской <данные изъяты> к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения « Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области», заинтересованные лица Борисова <данные изъяты>, Управление Росреестра по Ростовской области об обязании произвести кадастровый учет помещений в жилом доме, взыскании судебных расходов,

Установил :

Огульчанская ЖТ обратилась в Азовский городской суд Ростовской области с административным исковым заявлением к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения « Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области», заинтересованное лицо Борисова НВ об обязании внести изменения в государственном кадастре недвижимости о завершении строительства объекта незавершенного строительства с кадастровым номером и для осуществления кадастрового учета в соответствии с техническим планом от 22.09.2016г. кадастрового инженера Борисовой НВ помещений в <адрес>; об обязании выдать кадастровый паспорт на помещения в <адрес> ( л. д. 12-13).

Определением Азовского горсуда Ростовской области от 14.12.2016г. дело по административному исковому заявлению Огульчанской ЖТ было направлено в Батайский городской суд для рассмотрения по подсудности.

Протокольным определением от 01.03.2017г. в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по РО.

В дальнейшем административный истец Огульчанская ЖТ уточнила свои административные исковые требования и просит обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения « Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области» произвести кадастровый учет помещений в <адрес> в соответствии с решением Азовского городского суда от 21.01.2016г. и техническим планом от 13.10.2016г.; взыскать с административного ответчика в ее пользу расходы на услуги представителя в размере <данные изъяты> и возврат госпошлины в сумме <данные изъяты>.

В судебном заседании административный истец Огульчанская ЖТ и ее представитель по ордеру и доверенности адвокат Астахов СЮ суду пояснили, что решением Азовского городского суда от 21.01.2016 г. был произведен выдел в натуре жилого дома Огульчанской Ж. Т, по адресу: <адрес>. Данным решением было установлено, что Огульчанская ЖТ. окончила возведение жилой пристройки с учетом имеющейся у нее разрешительной документацией, поэтому суд пришел к выводу о том, что выдел в натуре возможен и выделил в ее собственность помещения в <адрес>, право общей долевой собственности на эти помещения было судом прекращено.

Однако, в настоящее время у Огульчанская не может зарегистрировать свое право собственности на выделенные ей помещения. По надуманным причинам в нарушение ст 13ГПК РФ инженер первой категории ФФГБУ «ФКП ФСГРКиК» по РО ФИО5 почему-то полагает, что решения суда недостаточно для того, чтобы в Государственном кадастре недвижимости в разделе «Характеристики помещения» на объект незавершенного строительства с кадастровым можно внести изменения о завершении строительства и осуществить кадастровый учет на основании технического плана от 22.09.2016 г. помещений в <адрес>.

22.09.2016 г. в адрес административного ответчика поступил технический план от 22.09.2016г. 28.09.2016 г. было принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета. 13.10.2016г. технический план был исправлен и сдан кадастровым инженером. 19.10.2016г. административный ответчик отказал снять приостановку осуществления кадастрового учета. 08.11.2016г. кадастровый инженер Борисова Т.В. попросила прекратить осуществление кадастрового учета в связи с дооформлением документов, чтобы избежать решения об отказе в постановке на кадастровый учет, так как это повлияло бы на квалификацию инженера 21.12.2016г. технический план от 13.10.2016г. кадастрового инженера Борисовой Н. В. помещений в <адрес> был повторно сдан в адрес административного ответчика. 26.12.2016г. административный ответчик принял решение идентичное решению от 19.10.2016 г. 01.01.2017г. кадастровый паспорт в системе регистрации права на объекты недвижимого имущества перестал быть актуален. Необходим только сам факт постановки на кадастровый учет.

Огульчанская ЖТ просит обязать административного ответчика произвести кадастровый учет помещений в <адрес> в соответствии с решением Азовского городского суда от 21.01.2016г. и техническим планом от 13.10.2016 г.; взыскать с административного ответчика в ее в пользу судебные расходы на услуги представителя в размере <данные изъяты>. и возврат уплаченной государственной пошлины в размере <данные изъяты>. При этом, она не согласна с принятыми решениями от 19.10.2015 и от 26.12.2016 года, считает, что данные решения являются фактическим бездействием административного ответчика, но их в установленном порядке не оспаривает

Представитель административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области» по доверенности ФИО10 административный иск, в том числе и с учетом его уточнения, не признал, представил письменные возражения на иск. Суду пояснил, что в требованиях просительной части административного искового заявления Огульчанская Ж.Т. просит суд обязать Филиал внести изменения в государственный кадастр недвижимости и обязать Филиал выдать кадастровый паспорт. Обращает внимание суда на то, что в соответствии с действующим законодательством филиал не наделен полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества с 01.01.2017. Просит обратить внимание. что в настоящее время порядок осуществления государственного кадастрового учета регулируется Законом о регистрации, а также с учетом того, что с 01.01.2017 полномочия по государственному кадастровому учету недвижимого имущества исполняет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Обращаем также внимание суда, что со вступлением в силу Закона о регистрации выдача сведений из ЕГРН в виде кадастрового паспорта не предусмотрено действующим законодательством. В удовлетворении административного иска просит отказать.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по РО в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие своего представителя, представил письменные возражения на административный иск, просит отказать в удовлетворении административного иска Огульчанской ЖТ. Суд считает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя Управления Росреестра по РО.

Заинтересованное лицо Борисова НВ в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, представила письменный отзыв на иск, где просит дело рассмотреть в ее отсутствие. Суд считает возможным дело рассмотреть в отсутствие заинтересованного лица Борисовой НВ.

В письменном отзыве на иск Борисова НВ указала, что |технический план от 22.09.2016г. был подготовлен ею на основании решения Азовского городского суда от 21.01.2016г., и был выполнен выдел помещений в <адрес>, но она забрала заявление о постановке помещений после приостановки на кадастровый учет, потому считает, что выявились противоречия в решении суда и в правовых документах : на кадастровом учёте зарегистрировано неоконченное строительство ( недостроенный жилой дом) с кадастровым номером и не существует другого кадастрового номера и жилого дома, по этому адресу, несмотря на то что есть разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Понастоянию собственника, она ещё раз подготовила межевой план от13.10.2016 г. аналогичного содержания и сдала документы в ГКН повторно. 26.12.2016г. было вынесено аналогичное первому решение о приостановке постановки на кадастровый учет от 19.10.2016г. если бы она не указала в техническом плане от 13.10.2016г, кадастровый номер из которого выделяются помещения, она не смогла бы собрать Технический план на помещения в <адрес> от 13.10.2016 г. Технический план ею подготовлен в соответствии с требованиями закона. Однако, она также считает, что Огульчанская Ж.Т. не может выделить и зарегистрировать помещения без изменения статуса объекта капитального строительства и постановки этих изменений на кадастровый учет.

Суд, выслушав административного истца Огульчанскую ЖТ, ее представителя по доверенности и ордеру адвоката Астахова СЮ, представителя ФГБУ « ФКП Росреестра по РО» по доверенности ФИО11, исследовав материалы дела, находит, что административные исковые требования Огульчанской ЖТ удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 6 статьи 72 Закона о регистрации со дня вступления в силу Закона о регистрации (т.е. с 01.01.2017), сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона о регистрации участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

То есть в настоящее время со вступлением в силу Закона о регистрации, выдача сведений из ЕГРН в виде кадастрового паспорта уже не предусмотрена действующим законодательством. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав сейчас отнесена только к компетенции Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр), полномочия которого в Ростовской области возложены на Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии.

Деятельность по государственному кадастровому учету земельных участков в 2016 году регулировалась Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Огульчанской Ж.Т. решения Филиала.)

В судебном заседании установлено, что согласно сведениям ЕГРН Огульчанская ЖТ является собственником 1\2 доли в праве общей долевой собственности на недостроенный жилой дом площадью 223,3 кв м лит «А» кадастровый расположенный по <адрес>. Данный недостроенный жилой дом был приобретен ею по договору купли-продажи от 16.06.2004 года.

Решением Азовского городского суда от 21.01.2016 года, было установлено, что Огульчанская ЖТ за свой счет на фундаменте, который находился на приобретенном ею земельном участке, самостоятельно без участия совладельца другой 1\2 части жилого дома лит «А» по утвержденному проекту возвела жилую пристройку. 26.08.2014 возведенные ею строения были приняты в эксплуатацию, что подтверждается разрешением на ввод в эксплуатацию законченного строительством и реконструкцией объекта за Данным решением был произведен выдел 1\2 доли в праве собственности на жилой дом по <адрес> и в собственность Огульчанской ЖТ были выделены помещения в жилом доме лит «А,А-1» , а также пристройка лит «а-2» общей площадью 86,6 кв м; право общей долевой собственности на жилой дом лит «А» общей площадью 57,2 кв м, и пристройку было прекращено ( л.д.22-26). Определением Азовского городского суда от 31.03.2016 года было разъяснено решение от 21.01.2016 года и указано, что в выделенную часть Огульчанской Ж.Т был выделен также шкаф площадью 1,4 кв м ( л.д. 96-98).

22.09.2016 в орган кадастрового учета обратилась кадастровый инженер Борисова <данные изъяты> с заявлением через портал государственных услуг о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, к которому был приложен технический план помещения от 22.09.2016, подготовленный Борисовой НВ

28.09.2016 года на основаниипункта 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре Филиалом было принято Решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, поскольку необходимые для государственного кадастрового учета документы по форме и (либо) по содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре, а именно в соответствии с частью 10 статьи 41 Закона о кадастре и подпунктом 3 пункта 25 требований, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 29.11.2010 № 583 «Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке» в разделе «Характеристики помещения» указывается кадастровый номер (а при его отсутствии - ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер, если такой номер был присвоен органом, уполномоченным на присвоение такого номера, в установленном законодательством порядке) здания или сооружения, в котором расположено помещение. Между тем, в представленном техническом плане в разделе «Характеристики помещения» указан кадастровый , который по сведениям ГКН присвоен объекту незавершенного строительства.

В соответствии с частью 10 статьи 41 Закона о кадастре и пунктом 13 Требований сведения о помещении указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод в эксплуатацию здания или сооружения, в котором находится помещение, изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта помещения или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта здания или сооружения, в котором находится помещение. Копии указанных документов включаются в состав Приложения. Если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовления или принятия указанных документов, сведения о помещении указываются в техническом плане на основании декларации, подготовленной в соответствии с формой и требованиями к подготовке декларации, установленными органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений на основании части 10 основании части 10 статьи 41 Закона о кадастре. В указанном случае декларация в соответствии с частью 8 статьи 41 Закона является неотъемлемой частью технического плана и включается в состав Приложения.

Однако, в нарушение указанной нормы, в соответствующих строках раздела «Характеристики помещения» технического плана указан <адрес> но в декларации, на основании которой подготовлен технический план, <адрес>.

Также, в соответствии с частью 10 статьи 41 Закона о кадастре и пунктами 32, 43 Требований, графическая часть технического плана помещения оформляется на основе поэтажного плана, являющегося частью проектной документации, графической части технического паспорта здания (или сооружения), сведения о которых указаны в разделе «Исходные данные». При отсутствии указанных документов в целях оформления графической части технического плана кадастровым инженером по результатам выполненных измерений от руки чернилами или пастой синего цвета изготавливается внемасштабный, но с соблюдением пропорций, чертеж с обозначением данных, необходимых для оформления Плана этажа либо Плана здания (сооружения). Указанный чертеж (копия чертежа) включается в состав Приложения. На Плане этажа или Плане части этажа здания (или сооружения), а при отсутствии этажей у здания (сооружения) - на Плане здания (сооружения) либо Плане части здания (сооружения), оформленных в соответствии с настоящими Требованиями, отображаются: 1) местоположение помещения - границы геометрической фигуры, образованной внутренними сторонами наружных стен помещения (а в случаях, предусмотренных настоящими Требованиями, - дополнительно местоположение части помещения), и его номер на этаже; 2) предусмотренные настоящими Требованиями обозначения и надписи.

В нарушение указанной нормы, в разделе «План этажа» графической части технического плана содержатся сведения номере этажа , о номерах помещений », а в чертеже, на основании которого выполнена графическая часть, сведения об этаже и номерах помещений отсутствуют.

13.10.2016 Борисова НВ вновь обратилась в Филиал с заявлением о представлении дополнительных документов на кадастровый учет, к которому был приложен технический план помещения от 13.10.2016.

19.10.2016 года Филиалом было принято Решение об отказе в снятии приостановления по заявлению от 22.09.2016 . На основании рассмотрения заявления о государственном учете объекта недвижимости от 22.09.2016 и дополнительно представленных документов от 13.10.2016г. для устранения причин приостановления проведения государственного учета по решению от 28.09.2016 установлено, что в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре имеются основания для приостановления государственного кадастрового учета помещения, расположенного по <адрес> пом. , в связи с тем, что заявление и необходимые для государственного кадастрового учета документы по форме и (либо) по содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре, а именно в нарушение указанной нормы технический план, который подготовлен на основании Разрешения на ввод в эксплуатацию здания не содержит сведения о помещениях . Впредставленном техническом плане в разделе «Характеристики помещения» опять был указан кадастровый , который по сведениям ГКН присвоен объекту незавершенного строительства.

После чего, 08.11.2016 Борисова Н.В. обратилась в Филиал с заявлением, в котором просила прекратить осуществлении кадастрового учета по заявлению от 22.09.2016 , в связи с чем рассмотрение заявления прекращено в соответствии с требованиями пункта 37 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42 (данный приказ утратил силу с 01.01.2017).

26.12.2016г. было вынесено аналогичное первому решение о приостановке постановки на кадастровый учет от 19.10.2016г.

В соответствии со ст. 3 Закона № 218 ФЗ - Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимостии предоставление сведений, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

Согласно п. 3 ст. 1 Закона № 218 ФЗ - Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения. Государственный кадастровыйучет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Из материалов дела усматривается, что административный истец Огульчанская Ж.Т. заинтересована в Государственной регистрации права на недвижимое имущество в виде помещений: , распложенных по <адрес>, полученных ею в результате выдела в натуре её 1/2 доли в праве общедолевой собственности на жилой дом, с кадастровым номером , решением Азовского городского суда от 21.01.2016 года. При этом из решения Азовского горсуда от 21.01.2016 года усматривается, что в настоящее время указанный жилой дом является объектом уже завершенного строительства. Однако из данных ЕГРН, следует, что за Огульчанской Ж.Т. зарегистрировано право на 1/2. долю в праве общедолевой собственности на жилой дом, литер «А», общей площадью 223,3 кв.м., с кадастровым номером , распложенный по <адрес>. При этом, данному объекту присвоена классификация «объект незавершенного строительства». То есть Огульчанская ЖТ на сегодняшний день не обладает Техническим планом на жилой дом с отметкой «Завершенное строительство» и не обладает техническим планом на свою выделенную в натуре часть жилого дома, с отдельно присвоенным объекту кадастровым номером. При таких обстоятельствах для регистрации права собственности на измененный объект недвижимого имущества, образованный в результате выдела доли в натуре, причем уже на объект завершенного строительства, необходимо предоставить определенные документы, указанные в Законе № 218-ФЗ и уже с учетом изменения законодательства с 01.01.2017 года - в Управление Росреестра по Ростовской области..

Таким образом, поскольку административный истец Огульчанская Ж.Т. не представила доказательств, подтверждающих, что действиями государственного органа или должностного лица каким либо образом нарушены права, свободы и законные интересы собственника недвижимого имущества, а также не представлено доказательств того, что действиями должностного лица для истца созданы препятствия к реализации ею законных интересов, оснований для удовлетворения ее иска не имеется..

Поскольку в удовлетворении административных исковых требований Огульчанской ЖТ отказывается, то оснований доля взыскания с административного отсветчика судебных расходов в пользу Огульчанской ЖТ не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления Огульчанской <данные изъяты> к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения « Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области», заинтересованные лица Борисова <данные изъяты>, Управление Росреестра по Ростовской области об обязании произвести кадастровый учет помещений в жилом доме по <адрес> в соответствии с решением Азовского городского суда от 21.01.2016 года и техническим планом от 13.10.2016 года, о взыскании судебных расходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Батайский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение изготовлено 03 апреля 2017 года.

Судья: Вишнякова Л.В.