Дело №2а-937/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Калининград 11 января 2022 года
Ленинградский районный суд г.Калининграда в составе:
председательствующего судьи Подушкина О.В.,
при секретаре Нестеровой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Гудовщика Ю.В. Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
Гудовщиков Ю.В. обратился в суд с исковыми требованиями к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии об оспаривании предписания, указав, что в период с 04.05.2021 по 31.05.2021 главным специалистом- экспертом отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Росреестра по Калининградской области государственным инспектором Калининградской области по использованию и охране земель Тараторкиной О.В. на основании распоряжения Управления Росреестра по Калининградской области от 26.03.2021 № Р/607-ГН «О проведении плановой документарной и выездной проверки физического лица» проведена плановая документарная и выездная проверка соблюдения земельного законодательства в отношении Гудовщикова Ю.В. (акт проверки от 31.05.2021 № 303/2021), в результате которой установлено, что в едином ограждении с земельным участком с кадастровым номером № площадью 800 кв.м. (площадь уточненная), расположенный по адресу: <адрес>, состоит на государственном кадастровом учете 26.05.2009, относится к категории земель - земли населенных пунктов, имеет разрешенный вид использования - «под существующий индивидуальный жилой дом», принадлежит на праве собственности Гудовщикову Ю.В. (дата регистрации в ЕГРН 15.12.2015, номер регистрации №) с западной стороны находится часть земельного участка с кадастровым номером № площадью 9 кв.м. Право на использование части земельного участка с кадастровым номером № площадью 9 кв.м. не подтверждено правоустанавливающими документами на землю. Согласно вышеуказанному предписанию Гудовщиковым Ю.В. допущено нарушение требований ст.ст. 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации и удостоверяются в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Гудовщикову Ю.В. было предписано устранить указанное нарушение в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до 01 ноября 2021 - освободить часть земельного участка с кадастровым номером № площадью 9 кв.м., находящейся в едином ограждении с земельным участком с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, либо оформить в установленном порядке правоустанавливающие документы на указанную территорию. С предписанием № 303/2021 от 31.05.2021 Гудовщиков Ю.В. не согласен, поскольку как он полагает, указанное предписание нарушает его имущественные права. Поскольку при уточнении местоположения границ земельного участка, определенного в пункте 1 части 1 статьи 42.1 настоящего Федерального закона, его площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" требований, не должна быть:
меньше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на десять процентов;
больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством;
больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен».
Таким образом, как полагает Истец, Законом допускается возможность незначительной прирезки земельного участка при условии, что площадь присоединяемого земельного участка составляет не более 10% от площади имеющегося земельного участка. Площадь моего участка, согласно правоустанавливающим документам, составляет 800 кв. метров. Площадь присоединяемого земельного участка (с западной стороны - часть земельного участка с кадастровым номером 39:05:010602:280) составляет 9 кв. м., что составляет всего 1,1% от площади моего участка. Кроме того, исполнение указанного предписания экономически нецелесообразно, т.к. фактически права смежных землепользователей затронуты не будут, но в то же время это приведет к существенным финансовым затратам, связанным с демонтажем и повторной установкой основательного ограждения, находящимся на прилегающей территории с западной стороны. Просит обязать Управление Росреестра по Калининградской области в соответствии с п. 3 ст. 42.8 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О кадастровой деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) уточнить местоположение границ земельного участка, а именно объединить часть земельного участка с кадастровым номером № площадью 9 кв. метров, находящийся в едином ограждении, с принадлежащим Истцу земельным участком с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>. В случае отказа в удовлетворении вышеуказанных требований, прошу продлить срок устранения нарушений земельного законодательства, указанный в предписании № 303/2021 от 31.05.2021 до 01.05.2022 в связи с отсутствием возможности исполнить предписание в установленный срок и трудностями по демонтажу/установке ограждения в осенне-зимний период.
В судебном заседании Гудовщиков Ю.В. и его представитель Быковский С.Ю. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дали аналогичные пояснения, просили иск, удовлетворить.
Представитель УФРС России по Калининградской области Захаренко О.Л. с исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из материалов дела, в период с 04.05.2021 по 31.05.2021 Управлением проведена плановая документарная и выездная проверка соблюдения земельного законодательства в отношении Гудовщикова Ю.В.
По завершении проверки составлен акт от 31.05.2021 № 303/2021, которым подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером №, собственником которого с 15.12.2015 является Гудовщиков Ю.В., огорожен, ограждение имеет замкнутый контур по периметру. С применением высокоточного геодезического оборудования при проведении проверки выявлено, что с западной стороны (со стороны <адрес>) ограждение установлено с нарушением границы земельного участка с кадастровым номером № и фактически размещается на земельном участке с кадастровым номером № на расстоянии от 0,34 до 0,36 метров от границы земельного участка с кадастровым номером № В едином ограждении с земельным участком с кадастровым номером № находится часть земельного участка с кадастровым номером - № площадью 9 кв.м., используемая Гудовщиковым Ю.В. для целей размещения ограждения, находящегося в его пользовании.
Земельный участок с кадастровым номером № имеет уточненной площадью 18173 кв.м., относится к категории земель населенных пунктов с разрешенным видом использования «для общего пользования (уличная сеть)», принадлежит на праве собственности муниципальному образованию «Зеленоградский район» Калининградской области (дата регистрации права собственности - 09.03.2010).
Земельный участок административного истца также имеет уточненную площадь.
В связи с выявлением факта самовольного занятия земельного участка муниципальной собственности в целях устранения нарушения требований законодательства Гудовщикову Ю.В. было выдано оспариваемое предписание.
Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», положения которого распространялись на организацию и проведение проверок в отношении физических лиц до 30.06.2021 (включительно) предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств, влекущих недействительность результатов проверки, проведенной органом государственного надзора. Такие обстоятельства перечислены в статье 20Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008. К ним относятся нарушения, предусмотренные:
1) частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона;
1.1) пунктами 7 и 9 статьи 2 настоящего Федерального закона (в части привлечения к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан);
2) пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 настоящего Федерального закона;
3) частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона (в части нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства);
4)частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля);
5) пунктами 1, 1.1 и 1.2, пунктом 3 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки), пунктом 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 настоящего Федерального закона;
6)частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки);
7)частью 3 статьи 9 настоящего Федерального закона (в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок);
8)частью 6 статьи 12 настоящего Федерального закона (в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки).
Ни одно из вышеперечисленных нарушений не имело место при проведении плановой проверки в отношении Гудовщикова Ю.В.
Административным истцом не представлены документы, позволяющие усомниться в точности произведенных Управлением измерений на местности.
Доводы Истца о том, что «законом допускается возможность незначительной прирезки земельного участка» (при этом ссылка Истцом сделана на положении Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости», касающиеся уточнения местоположения границ земельных участков) основан на неверном толковании законодательства.
Границы обоих земельных участков (и с КН №, и с КН №) являются уже уточненными с допустимой погрешностью определения координат (0,2). При такой погрешности допустимое отклонение в координате составляет 0,2 метра, однако, ограждение размещается на расстоянии от 0,34 до 0,36 метров от границы земельного участка.
Таким образом, ограждение земельного участка, которое является имуществом административного истца и соответственно должно полностью размещаться в границах принадлежащего ему земельного участка, расположено на землях муниципальной собственности.
Учитывая вышеизложенное предписание Управления от 31.05.2021 № 303/2021 не нарушает имущественного права административного истца (то есть его права собственности на земельный участок с кадастровым номером №), а действиями административного истца нарушено имущественное право муниципального образования «Зеленоградский район» Калининградской области, поскольку самовольно занята часть земельного участка муниципальной собственности.
Понятие «экономической нецелесообразности» исполнения предписания в случаях, когда выявлено нарушение, и самовольное занятие земель, законодательством не предусмотрено.
Статьей 17 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 (пункт 1) установлена обязанность органа надзора в случае выявления при проведении проверки нарушений выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлен статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Указанный порядок включает в себя, в том числе:
- прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
- проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом о регистрации случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном законом о регистрации порядке.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 14 Закона о регистрации основанием для осуществления государственного кадастрового учета является межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 Закона о регистрации), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 Закона о регистрации).
В соответствии с частью 2 статьи 43 Закона о регистрации если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков.
Местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. Правила настоящей части применяются также в случае, если в связи с образованием земельных участков одновременно осуществлено уточнение местоположения части (частей) границ других земельных участков, которая является общей частью (являются общими частями) границ образуемого земельного участка.
Таким образом, для уточнения местоположения части границ земельных участков с кадастровыми номерами № и №, в соответствии со статьями 14, 43 Закона о регистрации необходим межевой план, содержащий акт согласования с собственником земельного участка с кадастровым номером №
Согласно сведениям ЕГРН собственником земельного участка с кадастровым номером № является Муниципальное образование «Зеленоградский район» Калининградской области.
При таких обстоятельствах, исковые требования не подлежат удовлетворению.
Также суд не находит оснований для продления срока устранения нарушений земельного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гудовщика Ю.В. – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд чрез Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца, с момента изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 25.01.2022.
Судья: О.В. Подушкин