дело №2а-633/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 ноября 2018 года г. Бежецк
Бежецкий городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Шишовой Е.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства материалы административного дела № 2а-633/2018 по административному исковому заявлению Бежецкого межрайонного прокурора к администрации МО «Зобинское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации МО «Зобинское сельское поселение» Бежецкого района, выразившегося в непринятии мер, направленных на создание специализированной службы по вопросам похоронного дела и об обязании создать указанную службу,
у с т а н о в и л:
Бежецкий межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Зобинское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Зобинское сельское поселение» Бежецкого района, выразившегося в непринятии мер, направленных на создание специализированной службы по вопросам похоронного дела, и обязании администрации муниципального образования «Зобинское сельское поселение» Бежецкого района создать специализированную службу по вопросам похоронного дела. Требования мотивированы тем, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией МО «Зобинское сельское поселение» Бежецкого района требований законодательства о погребении и похоронном деле. Пункт 1 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусматривает, что гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. В соответствии с п.2 ст. 25 Федерального закона № 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Пункт 2 ст. 29 Федерального закона №8-ФЗ предусматривает, что услуги по погребению, указанные в п.1 ст. 9 Федерального закона №8-ФЗ, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 г. № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ, по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. В соответствии со ст.12 Федерального закона № 8-ФЗ возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители. Согласно п.1 ст. 12 Федерального закона № 8-ФЗ при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.1 и п.2 ст. 29 Федерального закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления. Согласно п.22 ч.1, ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.22 ст.9 Устава МО «Зобинское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области, принятого решением Совета депутатов Зобинское сельского поселения Бежецкого района Тверской области от 29.03.2006 г. №14, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории Зобинское сельского поселения Бежецкого района отнесена к вопросам местного значения МО «Зобинское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области. В ходе проверки межрайонной прокуратуры, проведенной 09.10.2018 г., установлено, что администрацией МО «Зобинское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области в нарушение вышеприведенных норм не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела. Таким образом, администрация МО «Зобинское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области допущено незаконное бездействие в части исполнения полномочий по организации похоронного дела на территории поселения. Бездействие администрации в сфере организации ритуальных услуг, выразившегося в непринятии мер, направленных на создание специализированной службы по вопросам похоронного дела лишает неопределенный круг лиц возможности реализации предоставленных государством социальных гарантий, препятствуя возможности получения на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению, установленного в ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ.
При подаче административного иска в суд Бежецкий межрайонный прокурор ходатайствовал о рассмотрении административного иска в порядке упрощенного (письменного) производства.
В соответствии со ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если: 1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным; 2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела; 3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей; 4) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В целях исполнения требований ч.2 ст.292 КАС РФ в адрес административного ответчика администрации МО «Зобинское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области была направлена копия определения о подготовке к рассмотрению административного дела, в котором разъяснялась возможность применения правил упрощенного (письменного) производства с установлением срока для предоставления в суд возражений относительно применения этого порядка.
От административного ответчика администрации МО «Зобинское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области в суд поступило заявление о согласии административного ответчика на рассмотрение административного дела по правилам упрощенного (письменного) производства.
Поскольку прокурором заявлено ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, а административный ответчик не возражал против этого, то судом в соответствии с главой 33 КАС РФ вынесено определение о рассмотрении дела в упрощенном (письменном) порядке без проведения устного разбирательства и без вызова сторон.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч.ч.1, 4 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. При этом прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца.
Положения данной статьи об участии прокурора в административном деле являются общими и распространяются на Главу 22 КАС РФ, устанавливающую порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Институт специализированных служб был введен федеральным законодательством (статьями 9 и 25 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Указом Президента РФ от 29.06.1996 года N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших") в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказания близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.
Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего.
Частью 1 ст.7 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Исходя из ст.29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные ст.9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, что следует из Указа Президента Российской Федерации № 1001 от 29.06.1996 г. «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших».
Статьей 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам специализированной службой по вопросам похоронного дела на безвозмездной основе, а именно: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
На основании ст.12 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела. Этой же службой осуществляется погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел.
Таким образом, Федеральный закон от 12.01.1996 года N 8-ФЗ предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения родственниками умершего за свой счет; в последнем случае родственники могут получать ритуальные услуги у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг.
Из материалов дела усматривается, что Бежецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере организации похоронного дела в муниципального образования «Зобинское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области.
Из сообщения администрации Зобинского сельского поселения Бежецкого района Тверской области от 09.10.2018 № 440 следует, что мероприятия по реализации п.2 ст.25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории поселения не проводились. Специализированные службы по вопросам похоронного дела не создавалась. Эксплуатация кладбищ осуществляется на основании п.4 ст.18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Имеется проект решения Совета депутатов Зобинского сельского поселения «Об утверждении Порядка деятельности общественных кладбищ и правил содержания мест погребения на территории Зобинского сельского поселения» (л.д.12).
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также п.22 ст.9 Устава муниципального образования «Зобинское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения.
В силу положений вышеприведенных статей 9, 25, 29 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ именно органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела. Специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению, и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Судом установлено, что требования действующего законодательства по организации похоронного дела на территории поселения администрацией МО «Зобинское сельское поселение» Бежецкого района не выполняются, в нарушение вышеприведенных норм закона административным ответчиком не предпринято мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, доказательств обратного суду не представлено.
Бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер, направленных на создание специализированной службы по вопросам похоронного дела, лишает неопределенный круг лиц возможности реализации предоставленных государством социальных гарантий, препятствуя возможности получения на безвозмездной основе гарантированного законом перечня услуг по погребению.
При изложенных обстоятельствах административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 227, 292-294 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административные исковые требования Бежецкого межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Зобинское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Зобинское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на создание специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Обязать администрацию муниципального образования «Зобинское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий