ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-633/2021 от 13.04.2021 Ишимского городского суда (Тюменская область)

№ 2а-633/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Город Ишим Тюменской области 13 апреля 2021 года

Ишимский городской суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Шараповой Надежды Федоровны,

с участием:

представителя административного истца – Тюменского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области – помощника Ишимского межрайонного прокурора Нуруллина Влада Андреевича,

представителя административных ответчиков – Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области – Гежицких Александра Сергеевича,

при секретаре Отрешко Ольге Георгиевне,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-633/2021 по административному иску Тюменского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казённому учреждению «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области об оспаривании бездействия администрации Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» о возложении обязанности устранить нарушения прав и обеспечить финансирование выполнения мероприятий по устранению нарушений санитарных правил,

УСТАНОВИЛ:

Тюменский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казённому учреждению «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» (ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области) и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области об оспаривании бездействия администрации Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» о возложении обязанности устранить нарушения прав и обеспечить финансирование выполнения мероприятий по устранению нарушений санитарных правил. Свои административные исковые требования мотивировал тем, что прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» в части соблюдения законодательства в области санитарно - гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных. Результаты проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки показали, что в нарушение указанных в административном иске нормативных требований в овощном и разделочном цехах столовой отсутствует приточно-вытяжная механическая система вентиляции, а в горячем цехе не предусмотрена механическая приточная вентиляция, что не соответствует требованиям гигиены и санитарии. Ранее, при проведении проверки данные нарушения выявлялись, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ специализированной прокуратурой вносилось представление начальнику ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области. Однако в настоящее время указанные нарушения ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области не устранены. Поскольку, согласно пункту 5.12 Устава ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области, при недостаточности у ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Тюменской области. Поэтому считает, что обязанность по соблюдению требований законодательства, в части оборудования приточно-вытяжной механической системы вентиляции в овощном и разделочном цехах, а в горячем цехе - механической приточной вентиляции столовой ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области, несёт не только само исправительное учреждение, но и УФСИН России по Тюменской области, поскольку ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области является подведомственным учреждением Управления. Поэтому административный истец просит суд признать незаконным бездействие администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области по оборудованию приточно-вытяжной механической системы вентиляции в овощном и разделочном цехах, а в горячем цехе механической приточной системы вентиляции столовой ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области, возложить обязанность на администрацию ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать приточно-вытяжную механическую систему вентиляции в овощном и разделочном цехах, а в горячем цехе механическую приточную систему вентиляции столовой ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области, возложить обязанность на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области обеспечить финансирование ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области для выполнения мероприятий по оборудованию приточно-вытяжной механической системы вентиляции в овощном и разделочном цехах, а в горячем цехе - механической приточной системы вентиляции столовой ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области.

В судебном заседании представитель административного истца – Тюменского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области – помощник Ишимского межрайонного прокурора Нуруллин В.А. на административном иске настаивает по основаниям, изложенным в нём.

Представитель административных ответчиков – Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области – Гежицких Александр Сергеевич, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.81/ и доверенности от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.82-83, 84/, с административным иском Тюменского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области не согласился, представил письменные возражения на иск /л.д.76-77, 78-79/, в которых, как и в судебном заседании, суду пояснил, что в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы (в т.ч. в части оплаты коммунальных услуг) является расходным обязательством Российской Федерации, то есть осуществляется из федерального бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Согласно пункту 2.13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, зоны (участки) и (или) размещенное в них оборудование, являющееся источниками выделения газов, пыли (мучной), влаги, тепла должны быть оборудованы локальными вытяжными системами, которые могут присоединяться к системе вытяжной вентиляции производственных помещений. Воздух рабочей зоны и параметры микроклимата должны соответствовать гигиеническим нормативам. В овощном и разделочном цехах отсутствует оборудование, являющееся источником выделения газов, пыли (мучной), влаги, тепла в связи с чем, установка приточно-вытяжной вентиляции не обязательна, в данных цехах имеется естественная вентиляция через окна. Установленный прокурором срок устранения нарушений - до ДД.ММ.ГГГГ не обоснован, так как выделение лимитов бюджетных обязательств распорядителем бюджетных средств на 2021 год произведено в полном объёме, в связи с чем, финансирование по коду бюджетных обязательств «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» в настоящий момент отсутствует, а также необходимо производить процедуру определения исполнителя в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вследствие чего, срок определения исполнителя может составить до 30 дней, данный срок не включает проведение реконструкции в помещении столовой учреждения и установки оборудования. Поэтому просит суд в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает исковые требования Тюменского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области подлежащими частичному удовлетворению по нижеследующим основаниям.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений статьи 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Частью 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что осужденные имеют право на охрану здоровья.

В силу части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В соответствии с положениями статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным создаются бытовые условия, отвечающие, в том числе, требованиям гигиены и санитарии.

Как следует из положений абзаца 3 части 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту – Федеральный закон № 52-ФЗ), санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Из положений статьи 11 Федерального закона № 52-ФЗ следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Частью 1 статьи 24 указанного Федерального закона установлено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года № 32 с 1 января 2021 года введены в действие санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания населения. СанПиН 2.3/2.4.3590-20».

Пунктом 2.12 данных санитарных правил установлено, что система приточно-вытяжной вентиляции производственных помещений должна быть оборудована отдельно от систем вентиляции помещений, не связанных с организацией питания, включая санитарно-бытовые помещения.

Зоны (участки) и (или) размещённое в них оборудование, являющееся источниками выделения газов, пыли (мучной), влаги, тепла должны быть оборудованы локальными вытяжными системами, которые могут присоединяться к системе вытяжной вентиляции производственных помещений. Воздух рабочей зоны и параметры микроклимата должны соответствовать гигиеническим нормативам (пункт 2.13).

Пунктом 162 приказа ФСИН России от 02.09.2016 № 696 «Об утверждении Порядка организации питания осуждённых, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» предусмотрено, что в помещениях столовой (пищеблока) учреждения УИС предусматриваются горячее и холодное водоснабжение, центральное или другое отопление, канализация, электроснабжение, приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением, естественное и искусственное освещение.

Судом установлено, что приказом Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации от 28.04.2011 № 265 «Об изменении типа федеральных бюджетных учреждений, подчиненных Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области, и утверждении уставов федеральных казенных учреждений, подчиненных Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» изменён тип, в том числе, федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» на федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» (пункт 1) /л.д.11-18/.

В соответствии с пунктом 3 вышеуказанного Приказа, утверждён Устав Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» /л.д.14/.

Согласно пп.1.1 Устава /л.д.19-32/, утвержденного 28.04.2011 Приказом № 265, с изменениями, внесенными Приказом Минюста России ФСИН России от 25.09.2013 № 530, Приказом Минюста РФ от 12.12.2014 № 727, Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» является учреждением уголовно - исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Оно является федеральным казенными учреждением, собственником его имущества является Российская Федерация, в лице ФСИН России (пп. 1.2 Устава).

Учреждение находится в ведении ФСИН России (пп. 1.3 Устава).

В соответствии с пп. 1.7 Устава Учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств.

Согласно пп. 2.1 Устава, предметом и целями деятельности учреждения, в том числе являются: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, международного права, положениям международных договоров Российской Федерации.

В соответствии с пп.2.5 Устава для достижения целей, указанных в подпункте 2.1 настоящего Устава, Учреждение, в том числе, обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных.

Согласно пункту 2.5.2 Устава, Учреждение осуществляет в том числе: выполнение установленных санитарно - гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Из представления Тюменского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проведённой проверки деятельности ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области, при обходе пищеблока установлено, что в нарушение требований статьи 101 УИК РФ и СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» в овощном и разделочном цехе отсутствует приточно-вытяжная механическая система вентиляции, а в горячем цехе не предусмотрена механическая приточная вентиляция /л.д.65-67/.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заместителем Тюменского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области советником юстиции ФИО6 проведена проверка деятельности ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области, в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника исправительного учреждения прокуратурой вносилось представление об устранении нарушений закона, в части отсутствия в овощном и разделочном цехах столовой приточно-вытяжной механической системы вентиляции, а в горячем цехе - механической приточной вентиляции, до настоящего времени нарушения не устранены, монтаж системы вентиляции в помещениях столовой не произведён. Выявленные нарушения перечислены в докладной записке о результатах проверки, проведённой в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.51-60/.

Кроме указанной докладной записки факт выявленных нарушений подтверждается также справкой заместителя начальника учреждения ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области подполковника внутренней службы ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.61/ и письменным ответом ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.68-70/.

Доказательств, подтверждающих обратное, суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что бездействие ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области, выразившееся в не устранении указанных нарушений федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, нарушает права осужденных, отбывающих наказание в указанном исправительном учреждении, на охрану здоровья и надлежащие условия содержания.

В связи с этим надлежит признать незаконным бездействие администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области по оборудованию приточно-вытяжной механической системы вентиляции в овощном и разделочном цехах, в горячем цехе - механической приточной системы вентиляции столовой ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области и обязать администрацию ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области устранить нарушения санитарных правил в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, путём оборудования приточно-вытяжной механической системы вентиляции в овощном и разделочном цехах, в горячем цехе - механической приточной системы вентиляции столовой Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области».

При установлении срока, в течение которого ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области должно устранить нарушения санитарно-гигиенических требований, суд принимает во внимание, что срок, о котором просит административный истец – до ДД.ММ.ГГГГ, является явно недостаточным, с учётом права на обжалование решения суда.

Следовательно, в административном иске Тюменскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области, в части установления срока устранения нарушений санитарно-гигиенических требований до ДД.ММ.ГГГГ, надлежит отказать.

Доводы представителя административных ответчиков о том, что в овощном и разделочном цехах установка приточно-вытяжной вентиляции не обязательна, так как в данных цехах имеется естественная вентиляция через окна, не основаны на вышеуказанных нормах закона и требованиях санитарных правил и норм, а потому во внимание судом не принимаются.

Отсутствие финансирования не освобождает администрацию ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области от выполнения требований закона и не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Положения об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области (далее - Положение), утверждённого приказом ФСИН России от 11.06.2015 № 518, управление является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств /л.д.34-38, 39-50/.

Как установлено пунктом 15 Положения, Управление, наряду с иным, обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, и осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений /л.д.39-50/.

Кроме этого, как установлено пунктом 5.12 Устава ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области, при недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Тюменской области в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации /л.д.19-33/.

Таким образом, действующее законодательство возлагает обязанность по соблюдению требований уголовно-исполнительного законодательства, в части оборудования приточно-вытяжной механической системы вентиляции в овощном и разделочном цехах, а в горячем цехе - механической приточной вентиляции столовой ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области, не только на само исправительное учреждение, но и на УФСИН России по Тюменской области, поскольку ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области является подведомственным учреждением Управления.

Следовательно, надлежит обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области обеспечить финансирование ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области для выполнения мероприятий по оборудованию приточно-вытяжной механической системы вентиляции в овощном и разделочном цехах, в горячем цехе - механической приточной системы вентиляции столовой ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области.

Руководствуясь ст. ст. 62, 174-180, 218, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Тюменского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» по оборудованию приточно-вытяжной механической системы вентиляции в овощном и разделочном цехах, в горячем цехе - механической приточной системы вентиляции столовой Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области».

Обязать администрацию Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» устранить нарушения санитарных правил в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, путём оборудования приточно-вытяжной механической системы вентиляции в овощном и разделочном цехах, в горячем цехе - механической приточной системы вентиляции столовой Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области».

Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области обеспечить финансирование Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» для выполнения мероприятий по оборудованию приточно-вытяжной механической системы вентиляции в овощном и разделочном цехах, в горячем цехе - механической приточной системы вентиляции столовой Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области».

В остальной части административного иска Тюменскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и/или представление прокурора в Тюменский областной суд через Ишимский городской суд Тюменской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 19 апреля 2021 года.

Председательствующий /подпись/ Н.Ф. Шарапова

УИД: 72RS0010-01-2021-000922-30

Подлинник решения подшит в административное дело № 2а-633/2021 и хранится в Ишимском городском суде Тюменской области.

Копия верна:

Судья Н.Ф.Шарапова

Ишимского городского суда

Тюменской области